Системный подход в организации исследовательской деятельности школьников (выступление на МО )
опыты и эксперименты на тему

Лощенкова Ольга Викторовна

Выступление на МО учителей иностранных языков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО иностранных языков.

Системный подход в организации исследовательской деятельности школьников

    Работа по формированию интеллектуальных и творческих способностей школьников может дать ощутимый результат, если она носит системный и систематический характер. Структура деятельности педагогического и ученических коллективов в организации учебных исследований школьников, которую можно представить в таблице по трем этапам процесса.

Ученик

Учитель

Педколлектив

Индивидуально выбирает тему

Мотивирует запрос

Определяет концептуальные идеи развития гимназии, мотивирует исследовательскую деятельность учащихся в школе

Выполняет исследование

Обучает способам исследовательской деятельности, консультирует

Планирует и организует работу учителей по педагогическому руководству учебными исследованиями школьников

Устраняет недостатки в исследовательском проекте, представляет работу

Анализирует проект, дает рекомендации

Анализирует состояние исследовательской работы учебного заведения, принимает решение

   Мотивация

   Работа начинается с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. Большую роль в этом играют учителя-предметники и родители, которые лучше, чем кто-либо, знают возможности и стремления учащихся и могут помочь им советом и делом.

   На следующем этапе определяются конкретные проекты, подбираются руководители работ, которыми выступают учителя. Для успешности реализации исследовательских проектов важно на это мотивировать как учащихся, так и учителей. С этой целью в  широко пропагандируются успехи  в учении,  победы на олимпиадах и конкурсах.

    На основе анализа деятельности  были выявлены следующие мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в вуз; и другие.

   Учителя свое согласие осуществлять руководство исследовательскими проектами мотивировали следующим: желанием повысить свою профессиональную компетентность; лучше узнать своих учеников; углубить знания учащихся в своем предмете, сформировать позитивное отношение к нему; научить школьников способам учебной деятельности как основе их успешности в дальнейшей учебе; получить более высокую категорию.

    Исследовательские проекты – довольно сложный вид деятельности, как для школьников, так и для тех, кто руководит ими.

Спецкурс «Учебное исследование». На спецкурсе занимаются учащиеся, изъявившие желание работать над исследовательским проектом, поэтому группы формируются разновозрастные. В зависимости от подготовки учеников программа спецкурса может сокращаться или увеличиваться, а также может меняться количество времени на отдельные виды работ. На занятиях раскрывается алгоритм научного способа познания, дается отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта. Учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладом и оппонировать. Каждое занятие в спецкурсе состоит из трех частей: теория, практическая работа, индивидуальная консультация. Домашняя работа предполагает применение знаний, полученных в спецкурсе, при выполнении конкретного исследовательского проекта.

     Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.

Ожидаемые результаты

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • значительно расширяется кругозор в предметных областях;
  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • формирует социальный опыт в труде и общении;
  • способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал.         

Учебно-исследовательская деятельность школьников – довольно  емкое понятие. Оно включает в себя такие элементы, как специализация (профильное обучение), дополнительное образование, профориентационные вопросы. Между тем главной трудностью здесь всегда оставалось научно-методическое обеспечение работы с одаренными детьми. Сегодня мы называем это психолого-педагогическим сопровождением. И дело не просто в замене одних категорий другими. Дело в том, что объектом этой работы продолжают оставаться все те же учителя, осуществляющие руководство исследовательской  работой школьников. Однако, как показывает опыт, формировать навыки исследовательской деятельности  у своих подопечных может не каждый предметник, даже если он и владеет методом последовательной адаптации школьников к проведению исследований. Сегодня речь должна идти об учителе-предметнике с такой профессиональной культурой, в личности которого доминирует такая черта как креативная (творческая) активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика

Нет радости выше тех, которые нам доставляет изучение истины.У. Бэкон Такой девиз имеет наше научное общество учащихся (НОУ). В его задачи входит приобщение ребят к исследовательской деятел...

Организация исследовательской деятельности школьников

Исследовательская деятельность осуществляется посредством решения исследовательских задач. Каждая исследовательская задача решается посредством выполнения определенной совокупности исследовательских д...

Доклад на 4 Международном педагогическом форуме г.Санкт-Петербург Метод проектов.Организация исследовательской деятельности школьников

        Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в облас...

Выступление на педагогическом совете "Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов".

Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Главные задачи организации исследовательской работы школьников: §   активизировать познавательные интересы обучающихся, развить инициативы учащихся в процессе обучения;§...

Статья: ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систе...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...