ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
статья по психологии на тему

 

Главные задачи организации исследовательской работы школьников: 

§   активизировать познавательные интересы обучающихся, развить инициативы учащихся в процессе обучения;

§   развить у школьников представления о межпредметных связях;

§   создать предпосылки для развития научного мышления, творческого подхода  и собственной деятельности;

§   развить интерес к познанию сущности процессов и явлений науки, техники, искусства;

§   приобщить к научной этике и научным традициям;

§   помочь школьникам с профессиональной ориентацией и социально-профессиональным самоопределением;

§   воспитать культуру умственного труда;

§   воспитать у обучающихся стремление к самостоятельному приобретению знаний и в целом – к самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yarovoy.docx87.57 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ   ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Ярова Ольга Николаевна  педагог-психолог высшей категории

МБОУ «СОШ № 167 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г.Казани

 

        Организация учебного исследования – одно из приоритетных  направлений научно-методической работы любой современной школы. Основная цель такой работы заключается в том, чтобы создать условия для обучающихся к самостоятельной деятельности, привития им интереса к работе с различными источниками информации. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Главные задачи организации исследовательской работы школьников:  

  1. активизировать познавательные интересы обучающихся, развить инициативы учащихся в процессе обучения;
  2. развить у школьников представления о межпредметных связях;
  3. создать предпосылки для развития научного мышления, творческого подхода  и собственной деятельности;
  4. развить интерес к познанию сущности процессов и явлений науки, техники, искусства;
  5. приобщить к научной этике и научным традициям;
  6. помочь школьникам с профессиональной ориентацией и социально-профессиональным самоопределением;
  7. воспитать культуру умственного труда;
  8. воспитать у обучающихся стремление к самостоятельному приобретению знаний и в целом – к самообразованию.

        Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».

         В современной теории обучения это направление представлено как поисково–исследовательская  технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы «…построить учебное познание как систему задач и разработать средства (предписания, приемы) для того, чтобы, во–первых, помочь учащимся в осознании проблемности предъявляемых задач (сделать проблемность наглядной), во–вторых, найти способы сделать разрешение проблемных ситуаций (заключенных в задачах) личностно значимым для учеников и, в–третьих, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи» (В.И. Загвязинский).

         Опираясь на  А.В.Леонтовича, можно дать следующее определение исследовательской деятельности в школе: «Под исследовательской деятельностью школьников понимается такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они сами овладеют понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного/ направляемого/ учителем, решают творческие, исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства)»[3].     

        Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Система работы с учащимися представлена на схеме:

             

      Организуя работу обучающихся, мы должны исходить из того, что школьники должны иметь возможность не только получать определенные знания по тому или иному предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности[7].

    В организации исследовательской деятельности обучающихся выделяют следующие направления:

  1. Исследовательская работа, выполняемая школьниками в учебном процессе.
  2. Организационно-массовые мероприятия.
  3. Исследовательская работа во внеурочное время, которая отличается от исследовательской работы в учебном процессе тем, что связана с решением творческих исследовательских задач и предполагает наличие основных этапов, характерных для научной работы.

       Материалы по организации исследовательской деятельности школьников, публикуемые в педагогической и методической литературе, опыт работы коллег помогли мне определить то, что исследовательская деятельность возможна и вполне осуществима через внеурочную деятельность, которая существенным образом отличается от исследовательской работы, проводимой во время урока.        

         Подготовка исследовательской работы  часто понимается узко: как написание научной работы. В то же время применение этого метода  во внеурочной деятельности позволяет развивать практическое и творческое мышление, формировать навыки работы с научной, научно-популярной литературой.

          Индивидуальные исследовательские работы, как правило, долгосрочны. Период исследования по теме может достигать до одного года. Рассмотрим последовательность организации исследовательской работы в течение года.

     План может быть составлен по следующей схеме:

Этапы

Формы и методы работы

Срок исполнения

Отметка руководителя о выполнении

Выбор темы

Формулировка проблемы, темы

 

 

Постановка задач

Формулировка объекта, предмета исследования, гипотезы, целей и задач исследования, планирование деятельности.

 

 

Фиксация и предварительная обработка данных

1. Изучить литературу, Интернет - ресурсы

 

 

 

2. …

 

 

 

3. …

 

 

Обработка результатов исследований и проверка гипотезы

Обработка текстовой, иллюстративной, виде, аудио-информации. Структурирование материала. Формулировка умозаключения.

 

 

Оформление результатов работы

Текстовое оформление в соответствии с требованиями творческой работы. Подготовка приложений.

 

 

Представление исследовательской работы

 

 

 

 

Этапы выполнения индивидуальной исследовательской работы

(по О.Д. Калачихиной):

1.     Подготовительный этап:

Этапы работы

Примечания

1

Выбор примерной темы (заглавия) работы

Задает направление исследования. Окончательно формулируется при подготовке материалов к презентации. Отражает суть выполненной работы

2

Определение цели работы

Позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент четко определена. Оформляется письменно.

3

Выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы.

Определяется целью работы, реальными возможностями. Обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов.

4

Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели.

Жестко связаны с поставленной целью работы. Определяют этапы выполнения работы. Позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели.

 2.     Основной этап:

Этапы работы

Примечания

1

Поиск и изучение литературы по теме исследования.

Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему.

2

Формирование главы: «Обзор литературы»

Строго структурирована, логична. Содержит только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники.

3

Выбор методов исследования.

Определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновано с точки зрения получения достоверных результатов.

4

Выполнение собственных исследований. Анализ полученных результатов.

Проведение эксперимента или др. элементов анализа. Построение графиков, таблиц и т.д. Сравнение полученных результатов с литературными данными. Определение достоверности полученных результатов. Определение направлений дальнейшей работы.

5

Подготовка отчета о проделанной работе в виде научной статьи.

Содержит следующие разделы:

1. введение с целью работы;

2. гл.: «обзор литературы»;

3. гл.: «материалы и методы»;

4. гл.: «результаты и их обсуждение»

5. выводы;*

6. список использованной литературы

6

Подготовка работы к презентации

Определяется требованиями конференции или издания, где планируется представлять работу.

 * - Выводы – строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. Отвечают на вопрос, сформулированный в цели работы.

    Из своего опыта работы могу отметить, что, занимаясь с учащимися исследовательской деятельностью, я учу их работать с научной литературой, проводить наблюдения, обобщать свой опыт и опыт разных авторов, работать со справочной литературой.

     В прошедшем 2011-2012 учебном году группой учащихся 9 «А» класса МБОУ «СОШ  №167» г.Казани под руководством педагога-психолога и учителя биологии была выполнена исследовательская работа «Изучение влияния типа семейного воспитания на социализацию детей старшего школьного возраста». Работа была представлена на научно- практических конференциях учащихся: районная научно-практическая конференция “Наука-дело молодых” (1 место, диплом), XIII Поволжская научная конференция учащихся им.Н.И.Лобачевского (г.Казань, диплом лауреатов), Всероссийские юношеские чтения им.В.И.Вернадского(г.Москва, Номинация “Лучшее представление работы”).  

   Важным моментом в организации исследовательской деятельности школьников во внеурочное время является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной деятельности. Работа над исследованием и дальнейшее представление работы на научно-практических конференциях  помогают развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию.

     Подготовка исследовательской работы учащимися  во внеурочное время повышает интерес к изучению предмета, развивает творческие способности детей, их нравственные качества, активизирует познавательные интересы.

        Список литературы.

  1. Борздун, В.Н., Овчинникова, Е.Г. Исследовательская деятельность школьников как объект целенаправленного педагогического руководства [Текст]  / В.Н. Борздун, Е.Г. Овчинникова // Учитель Кузбасса.- 2006.- №1- С.81-90.
  2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. — М.: Издание МГДД (Ю) Т, 2003.
  3. Леонтович  А.В. Учебно-исследовательская деятельность         школьников как  модель педагогической технологии [Текст] / А.В. Леонтович// Народное образование. -1999.- № 10 - С.152- 158.
  4. Муравьев, Е.М. Психологические основы подготовки учителя к исследовательской деятельности [Текст] / Е.М.Муравьев //Завуч.- 2004.- №5- С.19-28.
  5. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. -2003.- №4. -С. 18-23.
  6. Обухов А.С. Ученик в школе – уникальная личность в уникальных условиях // Исследовательская работа школьников. 2004. -№2.- С.- 27-29.
  7. Рождественская, И.В. Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся [Текст] /И.В. Рождественская  //Исследовательская работа школьников.-2006.- №1- С.165-174.
  8. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. — М.: Генезис, 2005.
  9. А.В.Леонтович, к. психол. н., О.Д.Калачихина, к.б.н.А.С.Обухова, 

к. психол.н.

http://www.researcher.ru/methodics/method/razvitie/ Исследователь.ru\

  1. Рекомендации по написанию  работ  http://vernadsky.info/info/to_participants/work_writing/ Конкурс им. В.И.Вернадского 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности школьников по химии во внеурочное время

Рассмотрены различные формы исследовательской работы учащихся по химии во внеурочное время....

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Данная статья раскрывает метод исследовательских проектов,который  решает задачи новой школы, является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самос...

Организация исследовательской деятельности учащимися во внеурочное время. Из опыта работы.

В данном выступлении обобщен мой опыт  работы с учащимися во внеурочное время: работа в научном обществе учащихся, организация экскурсий, участие в научно-практических конференциях, работе школьн...

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна и для нас. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (уч...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Методические рекомендации содержат рабочую программу кружка, который работает на экологической...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Новизна программы «Юные исследователи» заключается в возможности участия ребят в экологических акциях, конференциях, слѐтах, семинарах муниципального, регионального, всероссийского...

Организация исследовательской деятельности школьников в летнее время.

  Эффективность каникулярного отдыха обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период. Кроме то...