Организация исследовательской деятельности школьников в летнее время.
статья по географии

Бархатова Оксана Васильевна

    Эффективность каникулярного отдыха обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период. Кроме того, педагогически организованный летний отдых может компенсировать определенный дефицит или отсутствие активных форм познавательного развития детей и подростков (коллективных, игровых и т. д.), самодеятельных и достаточно сложных видов творчества (поиск, наблюдение, конструирование, моделирование).   Походы, экспедиции – это увлекательнейшие формы сбора материала о своем крае. Трудно переоценить образовательное и воспитательное значение похода. Школьное краеведение без туризма,  как и школьный туризм без краеведения немыслим. В туристско-краеведческих походах воспитываются наблюдательность и самостоятельность, выносливость и смелость, чувство коллективизма, принципиальность, любовь к родному краю и России.

   Систематическое изучение природы в процессе краеведческих наблюдений  создает большие возможности, во-первых, для воспитания у школьников активного природоохранительного отношения к природе, во-вторых,  для познания научных закономерностей  развития природы и, наконец, для формирования эстетических взглядов. А это, в свою очередь, имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств и любви к Родине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация исследовательской деятельности  школьников в летнее время»

О.В. Бархатова

         Краеведение - одно из средств осуществления метапредметных  связей в преподавании, оно способствует преемственности в знаниях учащихся, которые важны не только как возможность знакомить учащихся с разными результатами связей явлений в природе и событий в обществе , но и как дидактическое обучение.

          Краеведение своим содержанием и приемами исследовательской работы в значительной степени  способствует наглядности в обучении географии. Изучая свой край, учащиеся видят природную среду, жизнь людей, наблюдают процессы развития и взаимосвязи компонентов природы, результаты хозяйственной деятельности человека, что подтверждает  многие научные выводы и положения , составляющие основу географии.

         Краеведческий принцип  в преподавании способствует самостоятельному усвоению учащимся учебного материала, приобретению умений исследовательского характера , подготавливает к практической деятельности и расширяет образовательные знания.

         Систематическое изучение природы в процессе краеведческих наблюдений  создает также большие возможности, во-первых, для воспитания у школьников активного природоохранительного отношения к природе, во-вторых,  для познания научных закономерностей  развития природы и, наконец, для формирования эстетических взглядов. А это, в свою очередь, имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств и любви к Родине. [3]

         К характерным чертам краеведения, следует отнести:

  • Интегративный характер, который позволяет формировать у учащихся  целостное восприятие региона на основе более глубоких представлений, полученных ими при изучении различных предметов;
  • Особое значение воспитательной функции;
  • Выбор деятельностного подхода в качестве ведущего начала, поскольку при локализации задач самостоятельные и коллективные исследовательские работы школьников выходят за границы чисто учебных задач и могут в отдельных случаях представлять общественный интерес;
  • Несравнимо большие возможности выхода на субрегиональные вопросы изучения местного материала в сравнении с другими школьными предметами.

   Региональный курс, обладая уникальными адаптационными возможностями, выходит на проблемы, лежащие вне содержания других школьных дисциплин или рассматриваемые ими фрагментарно.

    Основными наиболее действенными и распространенными формами школьного краеведения являются экскурсии и походы на природу, на производство, к памятным историческим архитектурным и литературным местам. [3]

       Походы, экспедиции – это увлекательнейшие формы сбора материала о своем крае. Трудно переоценить образовательное и воспитательное значение похода. Школьное краеведение без туризма,  как и школьный туризм без краеведения немыслим. В туристско-краеведческих походах воспитываются наблюдательность и самостоятельность, выносливость и смелость, чувство коллективизма, принципиальность, любовь к родному краю и России.

   В последнее время проведение походов  становятся еще более актуальным и для этого есть веские причины.  Это тотальная и бесконтрольная «интернетизация», недостаточная инициативность детей, воспитание социально зависимых людей, полагающихся в реальной жизни не на свои силы, а на внешние обстоятельства; единообразие форм работы с детьми и недостаток эффективных и привлекательных форм для привлечения учащихся к формированию своей  активной позиции с учетом их жизненного опыта и обогащения этого опыта путем предоставления возможности выбора собственных средств для саморазвития. Пропаганде идеала потребления способствует рационализация жизни и образования: телевизор, компьютеры, учебники, экзаменационные тесты дают готовые варианты ответов_ надо только выбрать правильный. Новое поколение не научено «творить» события.

Эффективность каникулярного отдыха обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период. Кроме того, педагогически организованный летний отдых может компенсировать определенный дефицит или отсутствие активных форм познавательного развития детей и подростков (коллективных, игровых и т. д.), самодеятельных и достаточно сложных видов творчества (поиск, наблюдение, конструирование, моделирование).

На современном этапе необходимо уделять особое внимание поиску новых, эффективных форм нравственного воспитания с целью научить детей самостоятельности в решении многих вопросов. Школа является институтом, который должен брать на себя значительный объем ответственности за социальное воспитание. Она должна быть местом, где самостоятельности  не только учат, но где ее еще и осуществляют на практике.

 В целях создания условий для развития у сегодняшних подростков  системного мировоззрения, реальной компетентности через научно-исследовательскую деятельность, а также готовности к осознанному выбору своих поступков и ответственности за них перед собой, учителями Сотниковской школы был предложен  проект детской научно-практической экспедиции «Байкальская Одиссея». Экспедиция проходит в дни летних каникул на протяжении 10 лет.  

Подготовка к экспедиции начинается в начале учебного года. Численность экспедиционного отряда составляет до15 человек из числа учащихся 8-10-х классов. Для включения в список учитывается физическая подготовка участников, проводятся мероприятия по вакцинации, страхованию жизни. Затем составляется план маршрута. В него входят тема, цель, разработка маршрута, знакомство с литературой и картографическими материалами о районе похода, подготовка снаряжения и сбор денежных средств. Ведутся практические занятия по приобретению туристических навыков.

        Маршрут экспедиции пролегает в русле реки Селенги от села Сотниково до озера Байкал с использованием самодельных плавательных средств. Сначала это были   плоты на основе автомобильных камер, последние три года были приобретены катамараны. Плоты собираются вручную самими учащимися с помощью взрослых. При разработке маршрута составляется график движения по общепринятой форме. Перед выходом в поход распределяются обязанности между участниками. Также вся группа участников делится на бригады, одна бригада ведет наблюдения, другая устраивает быт -ставит палатки, готовит пищу. На следующий день работа бригад меняется. Такая организация обеспечивает выполнение наблюдений всеми участниками экспедиции.

Экспедиция – особая организационная форма деятельности в полевых условиях, в процессе которой выполняются определенные научно- исследовательские задания.       Главное условие экспедиции – определение перспективной общественно значимой цели, представляющей научный и практический интерес.[5]

Цель экспедиции достигается путем решения основных ее задач:

  • Способствовать овладению учащимися разнообразными научными методами исследования природы и истории своего края;
  •  Способствовать приобретению практических навыков ненасильственного сосуществования с природой;
  • Способствовать приобретению специальных навыков, необходимых в условиях экспедиции (первая медицинская помощь, основы безопасной жизнедеятельности, приготовление пищи и т. д.)
  • Провести действенные мероприятия по охране окружающей среды;
  • Организовать работу по адаптации подростков к незнакомой среде;
  • Провести комплексную программу по оздоровлению подростков Сотниковской СОШ
  • Заинтересовать родителей делами своих детей и школы;

Миссия экспедиции – через конкретную практическую деятельность создать условия для развития у сегодняшних подростков системного мировоззрения, реальной компетентности, образованности, готовности к осознанному выбору своих поступков и ответственности за них перед собой, сегодняшними и будущими поколениями россиян.[5]Организационной основой детской экспедиции является экспедиционный отряд - временное детское объединение, созданное для реализации научных определенных задач. Цель отряда зависит от его профиля.

       Научный профиль предполагает работу по следующим направлениям:

  1. История заселения долины реки Селенги;
  2. Гидрологические исследования реки Селенги и озера Байкал.
  3. Разведка и нанесение на карту областей рекреационных ресурсов и территории маршрута

   В процессе работ ребята овладевают основами профильной научно- исследовательской деятельности. При выполнении задания   юные историки получают следующие умения:

  • Знакомиться с достопримечательностями по маршруту следования;
  • Собирать, фиксировать и описывать краеведческий материал;
  • Проводить анкетирование, брать интервью у местных жителей;
  • Фотофиксировать, зарисовывать различные памятники истории;
  • Анализировать и интерпретировать обнаруженные материалы.

    Юные гидрологи учатся:

  • Изучать характер течения реки Селенги на разных участках (скорость течения, твердый сток и т.д.);
  • Овладевать практическими приемами работы на местности;
  • Наносить на карту протоки и впадающие в главную реку мелкие речки;
  • Рассматривать  физические и химические свойства воды на разных участках реки и озера Байкал, выявлять причины ее  загрязнения;
  • Изучать видовой состав прибрежных сообществ донных животных озера Байкал;
  • Вести полевые дневники.

     Юные картографы учатся:

  • Давать оценку рекреационного потенциала долины р.Селенги и оз. Байкал;
  • Вести комплексные физико-географические наблюдения;
  • Составлять и анализировать карту маршрута;
  • Составлять и анализировать диаграммы, схемы, графики;
  • Вести полевые дневники.

         После возвращения из экспедиции весь собранный материал обрабатывается: пишется отчет, выполняются описания по заданиям, оформляются выставки, монтируется фильм. По материалам экспедиции участники выполняют научно-исследовательские работы, которые представляются  на научно-практических конференциях разного уровня.

          Как доказано психологами, знания максимально (на 90%) усваиваются в ходе практической работы, в ходе экспедиции. Педагоги, имеющие практический опыт экспедиций  отмечают, что человек, в 12-17 лет принявший участие в полевых экспедиционных работах, на практике приобщается к природе, формирует собственный экологический ненасильственный способ взаимоотношений с ней, становится связующим звеном между прошлым и настоящим, способным оценить и воспроизвести в нынешнем времени наиболее значимые традиции прошлого. Такой человек ориентирован на созидание, а не на разрушение и поэтому более продуктивен в решении сегодняшних и будущих личностных и социальных проблем.

             Помимо научных знаний и умений ребята приобретают навыки жизни в походных условиях: ориентирования на местности, загрузки и передвижения в транспортных средствах, оборудования биваков, разбивки и обустройства стационарного лагеря, оказания первой медицинской помощи, приготовления пищи.

              Особенно важным итогом работы экспедиции мы думаем, становится формирование определенных норм и правил жизни, отношений, поведения в различных условиях, уважения к ним и их выполнения, что сыграет свою роль в процессе социализации каждого подростка.

             Организаторы проекта понимают важность объединения усилий и ресурсов организаций разных ведомств с целью совместного решения социально – экономических проблем социума. Одни из главных вопросов, на которые сегодня ищет ответы любая  школа, звучат так: как обеспечить финансовую самостоятельность школы; как воспитать инициативных и успешных, как создать команды под творческие задачи, как организовать социальное партнерство, как вовлечь всех субъектов образовательного процесса в творческую, поисковую работу Мы предполагаем, что  в результате реализации проекта возникнут партнерских отношения с многими организациями. У молодых людей появится активная жизненная позиция, которая в дальнейшем позволит принимать участия в решении задач реализации приоритетных направлений государственной политики

               В результате реализации проекта в жизни школы уже появилась новая традиция. Развитие туризма – одно из самых перспективных направлений на сегодняшний день. В дальнейшем будут разработаны новые маршруты экспедиций, которые позволят подросткам изучить историю и природу родного края. Затем возможен выход за пределы республики и приглашение партнеров из других регионов, обмен опытом туристической и научно-исследовательской работы, предложение и прохождение новых туристических маршрутов.

               Безусловно, традиционные подходы в деле организации учебно- воспитательного процесса имеют свою историю, традиции и серьезные возможности. Однако реализация таких проектов как «Байкальская одиссея», где используется широкий арсенал средств и методов в достижении поставленных целей, наталкивает  на поиск инновационных путей, существенно расширяющих возможности организации научных исследований школьников. Кроме этого путем объединения сил участников проекта и их сподвижников, возникают живые партнерские отношения с с муниципальными сообществами разных районов, с ОУ и с учреждениями иного ведомства, общественными организациями, бизнес – структурами. Очень важным является то, что в процесс реализации проекта через активный туризм, имеющий высокое учебно-воспитательное  и прикладное значение вовлекается мощный туристический потенциал Прибайкалья.

                Мы надеемся, что идеей проекта удастся заинтересовать туристические организации, любителей водного и экстремального туризма и в дальнейшем развивать и использовать проект для решения разнообразных задач.

Литература

  1. Активный туризм в Байкальском регионе. Материалы НПК, посвященной 80-летию БГПИ-БГУ,2012.
  2. Верба И.А, Галкин Я.Б, Радищев А. П. и др. Туристско-краеведческие кружки в школе.- М.: Просвещение,1988.-160 с.
  3. Никонова М.А, Бахчиева О.А, Душина И.В.Методика преподавания региональной географии в школе:Учебное пособие для учителей географии и студентов спец. высш. пед. учеб. заведений.- М.:ООО «ИздательствоАСТ»,2003.-188 с.
  4. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы. М.: Эксмо, 2008.-592 с.
  5. Тетерский С.В, Фришман И.И.Детский оздоровительный лагерь: Воспитание ,обучение, развитие:Практическое пособие.-М.:Аркти, 2007,-104 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей о безопасности детей во время летних каникул

Летом, с началом каникул, наших детей подстерегает повышенная опасность на дорогах, у водоемов, в лесу, на игровых площадках, в саду, во дворах.Этому способствует погода, летние поездки и любопытство ...

Спортивный праздник "Как составить свое расписание здоровья на летнее время"

Презентация спортивного праздника. Целью, которого познакомить учащихся основным принципам и методам укрепления иммунитета на каникулах.( Мы провели его в конце учебного года, когда стояла жара)...

Организация оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнее время в лагере с дневным пребыванием «Точка опоры -2015»

Цель проекта: развитие личности участников смены путем вовлечения их в творческую, познавательную и проектную и исследовательскую деятельность....

Памятка для родителей "Детский травматизм в летнее время"

Памятка для родителей "Детский травматизм в летнее время"...

Консультация для родителей "Безопасность на воде в летнее время"

Лето - долгожданная и любимая пора года, как у детей, так и у взрослых, и неразрывно связана с отпусками, летними каникулами, связанными с поездками на дачу, море, берега рек и озер. Однако пренебрежи...

Практикум "Твоё поведение в летнее время"

Формирование навыков безопасного поведения воспитанников в летнее время....