Нестандартные формы на уроках русского языка
статья (5 класс) на тему

Нестандартные формы на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нестандартные формы работы на уроках русского языка и литература

   В настоящее время важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока русского языка как основной формы обучения и воспитания учащихся. Приблизительно десять тысяч уроков – столько приходится на долю школьников за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу постоянному получению знаний – вот задача учителя.

Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, возникает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию, развитие интереса, побуждение их к приобретению знаний, а для этого учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая нетрадиционные уроки. 
Нетрадиционный урок – это импровизация во время учебного занятия, имеющая нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Необязательно весь урок должен быть нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения
. Нестандартные уроки и интерактивные игры могут быть  использованы в ходе Недели русского языка и литературы в школе.
Цель: охарактеризовать нестандартные формы работы и интерактивные технологии, которые можно применять в учебном процессе.
Задачи: - показать эффективность применения интерактивных приемов на уроках русского языка и литературы;
- помочь участникам учебного процесса разнообразить формы работы на уроках и во внеурочной деятельности. 
В современных условиях в связи с понижением интереса школьников к обучению учитель должен использовать способы и методы, которые способствовали бы формированию интереса к изучению того или иного предмета, развитию творческих способностей, активности учащихся, а также приобретению практических навыков. К таковым можно отнести нестандартные формы работы на уроках русского языка и литературы, которые я часто использую на практике.
1. Урок-суд
Элемент урока русского языка. Суд над несклоняемыми именами существительными иноязычного происхождения.
Главный принцип – развить умение анализировать и обобщать языковые явления, вести исследовательскую работу.
Тема: Несклоняемые заимствованные имена существительные
Цель: выяснить, виновны ли неизменяемые заимствованные существительные в том, что люди, говорящие на русском языке, редко употребляют их в речи.
Схема элемента урока
Судья: «Виновны ли несклоняемые заимствованные существительные в том, что люди, говорящие на русском языке, редко употребляют их в речи?»
1.Прокуроры: «Не всегда понятно лексическое значение этих слов»
Адвокаты: «Есть словари иностранных слов с толкованием значения»
2.Прокуроры: «Не изменяются»
Адвокаты: «Как можно изменить слово иноязычного происхождения по законам русской лингвистики?»
3. Прокуроры: «Не склоняются»
Адвокаты: «Но ведь можно определить род этих слов по роду нарицательных существительных, которыми эти названия могут быть заменены (Тбилиси – город – мужской род, Онтарио – озеро – средний род), а число и падеж – по именам прилагательным и числительным, которые к ним относятся (Он поклонился почтенной мадам (единственное число, дательный падеж). На зеленых авеню (множественное число, предложный падеж) проходил торжественный парад)»
Присяжные: «Признать невиновными, т.к. 
1) это результат взаимодействия и взаимопроникновения многих языков;
2) эти слова обогащают состав русского языка»
Итог суда:«Несклоняемые заимствованные имена существительные не виновны в редком употреблении, т.к. каждый эрудированный человек должен обогащать свой словарный запас и использовать заимствованные слова в речи»
2. Урок брейн-ринг
Главный принцип этого урока – необходимость повторить материал изученной темы или раздела учащимися, что способствует закреплению.
Правила проведения урока брейн-ринга.
1. Класс делится на команды по 6 человек.
2. Играют одновременно по 2 команды.
3. Учитель задает по 3 вопроса в каждом раунде.
4. Учитель задает вопросы и произносит команду «время», после чего капитан имеет право поднять руку, что свидетельствует о готовности команды отвечать, затем один из участников должен дать правильный и полный ответ на вопрос.
5. Если одна команда дала неправильный ответ, тогда другая команда получает право на ответ и 20 секунд для размышления.
6. Если капитан команды поднял руку до команды «время», тогда учитель объявляет «фальш-старт» и команда лишается права отвечать на этот вопрос.
Вопросы к уроку-брейн-рингу по русскому языку (итоговый урок по теме «Имя существительное»)
1. Почему имя существительное отвечает на два вопроса: кто? и что?(существительные делятся на одушевленные и неодушевленные) 
2. Какие имена существительные относятся к общему роду?( 1) существительные, содержащие оценку, качество характера: неряха, молодец; 2) существительные, называющие лица по профессии: редактор Иванова)
3. Какие имена существительные имеют форму только множественного числа? ( 1) название составных и парных предметов: брюки, сани; 2) название материалов или их остатков: консервы, очистки; 3) название промежутков времени, игр: сутки, шахматы; 4) название действий и состояния природы: переговоры, заморозки; 5) некоторые географические названия: Афины, Карпаты)
4. На какие лексико-грамматические разряды делятся нарицательные имена существительные?(конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные)
5. Какие имена существительные имеют форму только единственного числа?( 1) собирательные существительные: листва, молодежь; 2) вещественные существительные: песок, щавель; 3) название качества или признака: белизна, злоба; 4) название действия или состояния:плавание, удивление; 5) собственные названия: Москва, Пушкин; 6) слова: бремя, вымя, пламя, темя)
6. В каких случаях мягкий знак пишется на конце имён существительных после шипящих?(в существительных женского рода, относящихся к III склонению)
7. Какие имена существительные относятся к І склонению? Приведите примеры (существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я: юноша, девушка)
8. Какие имена существительные относятся ко ІІ склонению? Приведите примеры (существительные мужского рода с нулевым окончанием: апрель, существительные среднего рода с окончанием -о, -е: поле)
9. Какие имена существительные относятся к ІІІ склонению? Приведите примеры (существительные женского рода с нулевым окончанием: ночь)
10. Назовите разносклоняемые существительные?( 10 существительных на -мя: имя, время, бремя, темя, вымя, пламя, племя, семя, знамя, стремя, существительное мужского рода путь)
11. Какие существительные являются несклоняемыми? (существительные иноязычного происхождения: кофе, кольраби, некоторые географические названия: Сочи, Баку, сложносокращенные слова: ГАИ, ТЮЗ)
12. Как определить род у несклоняемых географических названий? (по роду нарицательного существительного, которым это название может быть заменено: Сочи - город - мужской род)
13. В каких случаях НЕ пишется слитно с именами существительными?( 1) если без НЕ не употребляется: неряха; 2) если возможна замена синонимом без НЕ: неправда - ложь)
14. В каких случаях в именах существительных пишется суффикс ЧИК? (у существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных Д, Т, З, С, Ж: летчик)
15. Какую синтаксическую функцию выполняют имена существительные? (существительные могут выступать в роли всех членов предложения)
Для закрепления, систематизации и обобщения изученного материала по теме или разряду можно проводить не только уроки-брейн-ринги, но и уроки-викторины, и уроки-конкурсы «Самый умный», где вопросы могут использоваться те же, но состязания будут проходить не в командной, а в личной форме.
3. Интегрированные уроки
В своей учебно-воспитательной деятельности я часто практикую проведение интегрированных уроков, т.к. именно эти уроки:1) позволяют учащимся усвоить знания по русскому языку и литературе в совокупности с другими науками;
2) способствуют формированию познавательного интереса;
3) развивают творческие способности учащихся.
Интегрированный урок русского языка
Тема: Развитие речи. Изложение с творческим заданием.
Цель: дополнить текст изложения описанием внешности персонажей, высказать свое мнение об их поведении и поступках.
Схема интеграции урока
Язык – соблюдение орфографических и синтаксических норм написания изложения.
Литература – знакомство с внепрограммным произведением – рассказом В. Морозова «Да, виноват большой Петя!», анализ литературного произведения, оценка поведения героев.
ОБЖ – беседа по технике пожарной безопасности, по правилам поведения ситуациях, угрожающих жизни людей.
Этика – соблюдение морально-этических норм в экстренных ситуациях.
Развитие творческих способностей учащихся – дополнить изложение описанием внешности героев, высказать мнение о поведении мальчиков.
4. "Проба пера" или "Я - автор". Для развития творческих способностей учащихся на уроках или в качестве домашнего задания я практикую творческие приемы «Проба пера» или «Я – автор» - написание басен, сочинений в стихотворной форме, составление кроссвордов, литературных викторин, ребусов, загадок, оформление агитационных плакатов, манифестов, рисование иллюстраций к произведениям и т.д.
5. Интерактивные игры. Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у учащихся вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке программного материала. Как известно, ролевые игры на уроках способствуют выполнению важных методических задач:
- обеспечению необходимости многократного повторения программного материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.
С помощью игр можно развивать память, внимание, логическое мышление. Среди ролевых игр, мною часто используемых, можно назвать:
1. Ситуации «Учитель–ученик», в которых предусматривается взаимопроверка (учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют их, исправляя ошибки, при словарных диктантах, при аудировании или чтении молча, при распределительных и выборочных диктантах, при языковых или литературных викторинах и т.д.) Такие ситуации позволяют учащимся почувствовать себя в роли обучающего и проверяющего.
2. Мозговой штурм – тренинговый метод, обычно используемый на уроках литературы. Например, после изучения рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни» на вопрос «Что такое настоящее мужество?» учащиеся отвечают: ответственность за свои поступки, способность защищать слабого, умение подавить в себе лень и зависть, способность сохранить до конца жизни собственную честь и достоинство, быть полезным Родине и миру вообще и т.д. Этот метод позволяет учащимся высказать свое мнение и толерантно принять точку зрения другого.
3. Театральные инсценировки (с применением элементов костюмов, масок), в которых учащиеся творчески переосмысливают литературный образ, представляемый ими, и обыгрывают его со своей позиции и точки зрения. Например, роль Лисы из известной басни И. Крылова «Лисица и ворона» может быть исполнена не в общепринятом образе хитрой и льстивой плутовки, а в образе агрессивно настроенного, голодного и бескомпромиссного животного, а Ворона вынуждена не демонстрировать свои вокальные данные, а беспрекословно и добровольно отдать сыр и улететь подальше то этого злого леса и его обитателей. Или, после изучения рассказа А. Чехова «Хамелеон», роль полицейского надсмотрщика Очумелова может быть исполнена не в обычном амплуа глупого и льстивого охранника базарного порядка, а в образе молчаливого бюрократа, который что и дело переписывает протоколы в зависимости от показаний свидетелей происшествия. Хрюкин так и не добивается компенсации за материальный ущерб (укушенный палец). А Собачка не понимает: кого кусать – бездействующую службу порядка или жадного золотника, который готов пожертвовать своим пальцем ради наживы.
Такой подход к инсценировкам литературных произведений, адаптированных к современной жизни, в которых учащиеся чувствуют себя не только актерами, но и авторами сценария, режиссерами, творческой комиссией, обеспечивает не только эффективную отработку и многократное повторение программного материала, но и стимулирует к исследовательской деятельности, мотивирует познавательный интерес (обычно после проведения в классе театральных представлений учащиеся читают внепрограммные произведения этих же авторов).
4. Игры на внимание
1) «Цветное склонение»
Учитель называет существительные – названия цветов (мимоза, ландыш, герань, орхидея, нарцисс, полынь, пион, ромашка, петуния, клевер, сирень, гладиолус, настурция, кактус и т.д.), если это существительное относится к І склонению – учащиеся кричат «Один», если ко ІІ склонению – «Два», если к ІІІ склонению – «Три». Главное условие – называть цветы быстро.
2) «Хлопок» - эта игра может быть использована на любом уроке или мероприятии, где нужно классифицировать слова на виды, типы, разряды. Например, определить разряд имён числительных: если учитель называет количественное числительное – ребята хлопают в ладоши. Если – порядковое числительное – топают ногой. Или, если в слове, названном учителем, пишется мягкий знак – учащиеся хлопают в ладоши, если мягкий знак не пишется – молчат, и т.д.
3) «Правый левому не товарищ» - эта игра также может быть использована абсолютно на любом уроке и мероприятии, где требуется также классифицировать слова на виды, типы или разряды. Например, определить в форме какого числа может употребляться имя существительное. Если учитель называет существительное, которое употребляется только в единственном числе (молодежь, молоко, человечество и т.д.) – учащиеся поднимают правую руку; если учитель называет существительное, которое употребляется только в форме множественного числа (сутки, сани, ножницы и т.д.) – ученики поднимают левую руку; если учитель называет существительное, которое может употребляться в форме и единственного, и множественного чисел (лист – листья, карандаш – карандаши и т.д.) – ребята поднимают обе руки. Такие игры способствуют быстрому запоминанию материала, а главное, проходят быстро, весело и интересно.
Таким образом, широко используя на практике формы проведения нестандартных уроков, способствуя развитию творческих способностей учащихся, часто прибегая к игровым моментам на уроках, мне удается привить интерес учащихся к изучению материала по русскому языку и литературе, а также развить диалогическую и монологическую, устную и письменную речь учеников на уроках. Дети не должны потерять интерес и рвение к обучению, значит, главная задача учителя – сделать урок разнообразным, интересным и эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные задания на уроках русского языка

Нестандартные задания на уроках русского языка...

Нестандартные формы проведения уроков иностранного языка в средней общеобразовательной школе

Нестандартный урок – органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебн...

Нестандартные формы организации урока английского языка с использованием игровых технологий

Как организовать урок английского языка в школе? Как заинтересовать учащихся этим непростым, но таким важным предметом? Подобным вопросом задаются многие педагоги, и каждый находит какое-то свое решен...

Мастер - класс "Использование произведений искусства для приема "Нестандартный вход" на уроках русского языка по ФГОС

Использование произведений искусства для приема "Нестандартный вход" на уроках русского языка по ФГОС...

Нестандартные задания на уроках русского языка.doc

Цель данной работы-познакомить учителей русского языка с некоторыми видами нестандартных заданий,помогающих оживить урок.Необычность заданий вызывает у школьников в начале работы удивление,радость в п...