"Организация режимных моментов школы"
учебно-методический материал на тему

Тютченко Вероника Валерьевна

Доклад на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 9, с. Ивановка"

«Организация режимных моментов школы»

Доклад на педсовет





Подготовила: воспитатель I квалификационной категории

Тютченко В.В.







Октябрь, 2018г.

Перед школами VIII вида ставится социальная задача: подготовить своих воспитанников, имеющих умственную отсталость, к самостоятельной жизни в обществе, адаптироваться в естественном социальном окружении. А это значит, что обучающиеся с отклонениями в развитии должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе нормам. Получить такое воспитание в своих семьях, большинство которых неблагополучные, практически невозможно. Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является строгое соблюдение распорядка дня в школе-интернате. Организация режима нуждается в очень тщательном продумывании с точки зрения выбора наиболее рациональных приемов и форм работы. Прежде всего, одним из главных условий успешного выполнения режимных моментов является создание такой спокойной рабочей обстановки, когда все дети знают, что и как им надо делать. Среди детей с особыми образовательными потребностями есть определенное количество детей расторможенных, возбудимых. От того, как у них начнется день, во многом зависит и все его продолжение: их самочувствие, результативность обучения, характер их участия во внеурочной деятельности и многое другое. В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима (утреннего приёма, питания и т. д.) у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход одного её вида к другому.

Режим дня обучающихся

7-00 Подъем детей.

07.05-07.20 Зарядка, утренний туалет.

07.20-07.50 Завтрак.

07.50-08.20 Утренняя прогулка.

08.30-14.30 Учебные занятия.

14.30-15.00 Обед.

15.00-16.00 Прогулка.

16.00-17.30 Самоподготовка.

17.30-18.30 Прогулка, внеклассное мероприятие.

18.30-19.00 Ужин.

19.00-19.30 Прогулка.

19.30-19.45 Второй ужин.

20.00-20.30 Вечерний туалет.

Зарядка.

Утренняя зарядка является воспитывающим, дисциплинирующим моментом, правильная организация которого во многом определяет настроение и общий тонус всего рабочего дня.

Создание необходимых условий для выполнения физкультурной зарядки в первую очередь зависит от воспитателя. Детям необходимо дать понять, что зарядка необходима для их здоровья, красоты, формирования осанки, гармонии в движениях, правильного дыхания. Воспитатели приучают детей вставать в одно и то же время, чтобы помочь им самим осознать необходимость выполнения этого режимного момента. Подготовка к организованному выходу на зарядку воспитатель проверяет еще с вечера, т.е. просматривает, готова ли у детей физкультурная форма, напоминает о необходимости проветрить помещение, где проводится зарядка, кто проводит ее.

Время для утренней зарядки: младшие классы - 6-8 мин., 5-6 упр., старшие классы - 10-12 мин., 8-10 упр. Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. В теплое время года  утреннюю гимнастику можно проводить на открытом воздухе на площадке, а в холодное время года – в помещении.

Оптимальным вариантом проведения зарядки является такой, когда отдельно собираются воспитанники младших и старших классов. Такая организация выполнения зарядки необходима для учета требований разного уровня физической нагрузки и различной сложности выполняемых упражнений для разных возрастных групп детей. За качеством выполнения упражнений, за дисциплиной следит воспитатель.

Утренний и вечерний туалет.

Огромное значение для воспитания навыков и привычек, необходимых для самостоятельной жизни, имеет продуманная систематическая работа по формированию гигиенических навыков. Прежде всего, воспитатель начинает с обучения правильному выполнению утреннего и вечернего туалета. Часы, отведенные для этих целей распорядком дня школы-интерната, используются воспитателями для практического показа, контроля и помощи в овладении необходимыми навыками.

   В часы утреннего и вечернего туалета воспитатель организует свое время так, чтобы иметь возможность осуществить на практике контроль за тем, как дети претворяют в жизнь те знания, которые они получили во время бесед на занятиях, инструктажах. Многим детям надо вновь и вновь повторять отдельные требования, показывать рациональные приемы, давать характеристику и оценку выполненного.

   Поэтому, при организации работы с группой, воспитатель продумывает свои действия с каждым ребенком индивидуально, с учетом его возможностей. Наиболее неприспособленных детей воспитатель держит под непосредственным контролем и оказывает им практическую помощь. Так же необходима помощь в выполнении соответствующих действий тем детям, у которых отмечается двигательная расторможенность или нарушение эмоционально – волевой сферы. При этом тех детей, которые легко овладевают необходимыми умениями и навыками, воспитатель привлекает к оказанию помощи в организации контроля за действиями остальных детей и показа отдельных элементов выполняемой деятельности.

Воспитатель также обращает внимание на то, чтобы дети пользовались своими личными средствами гигиены: мыло, зубная щетка, полотенце и убирали все на свои места. Перед тем как дети пошли умываться, необходимо напомнить правила поведения. В процессе умывания следить, чтобы у раковины были 2 человека, чтобы дети не толкали друг друга. При необходимости делать соответствующие замечания, оценку детским поступкам.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Дежурство по спальне, бытовой, столовой, школе-интернату.

 Методика организации дежурства включает в себя:

1. Орг. момент

2. Нацеливание ученика на дежурство

3. Распределение постов или обязанностей

4. Повторение последовательности работ, обязанностей

5. Дежурство учащихся

Уборка спальных комнат осуществляется самими воспитанниками. Однако воспитатели соблюдают установленные возрастные нормативы при проведении общественно полезного труда и учитывают возможности детей. Например, младших детей в течении продолжительного времени терпеливо учат самостоятельно аккуратно стелить постель. В это время даже небольшие успехи детей в освоении навыков самообслуживания воспитатель отмечает и положительно оценивает. Воспитатель следит за заправкой постелей. Всё пастельное бельё натягивается и разглаживается. Дежурные по графику убирают спальню. Первый дежурный подметает пол. Второй дежурный вытирает пыль: на подоконнике, тумбочках, спинках кроватей. Дежурные сдают убранную спальню воспитателю.

С 5 класса учащиеся дежурят по коридорам школы и интерната. Вся территория разбивается на участки. Дежурные отвечают за чистоту, сохранность имущества и поведение уч-ся. Они же следят за выполнением режима дня школьниками.

Каждый вид дежурства требует своей одежды. По столовой - фартук. По школе - парадная форма.

Воспитанники принимают участие в отдельных видах генеральной уборки помещений, которая проводится еженедельно в определённое время, во всех бытовых комнатах, в школе- интернате.

 На ряду с обучением практическим приемам обслуживающего труда проводится воспитательная работа, направленная на привитие навыков самообслуживающего труда,  а также привитие детям уважения к чужому труду.

Прием пищи.

   Прием пищи – это режимный момент, организуемый в школе-интернате 5 раз в день, удовлетворяющий естественные потребности в пище. Он включает: подготовку к приему пищи; непосредственно прием пищи.

Подготовка детей к приему пищи включает умывание, сервировку стола дежурными.

Существуют определенные правила организации приема пищи:

  1. необходимо создать такую обстановку, чтобы ребенку хотелось есть без принуждения (сервировка столов, посадка детей за столами по группам);
  2. не следует допускать громких разговоров сотрудников, звучания музыки;
  3. не следует торопить детей, осуждать за неосторожность (детей, которые едят медленно, можно сажать за стол рядом с теми, кто ест быстро и съедает все);
  4. воспитатель должен напоминать правила пользования столовыми приборами, правила поведения за столом;
  5. учитывать индивидуальные особенности, привычки и вкусы детей.

В процессе еды постоянно следить за осанкой детей. После того, как дети сели за стол пожелать им приятного аппетита. Во время приема пищи детьми, наблюдать за тем, чтобы дети сидели за столом ровно, не разговаривали во время еды, чтобы ели аккуратно, доедали порцию до конца.

    

 При организации внеучебной деятельности воспитанников важен дифференцированный подход. Учитываются возрастные особенности и возможности умственно отсталых школьников, а также глубина и объем содержания воспитательных мероприятий, которые проводятся с детьми разных возрастов. Поэтому организация работы коррекционной школы проходит не по единому распорядку дня, а по двум: для учащихся 4 классов и 5 – 9 классов. В двух вариантах режима дня отражается принцип учета особенностей возрастных групп детей.

  В послеобеденное время для младших школьников например проводится тихий час.

       Организация тихого часа включает в себя: подготовку ко сну (расстелить постели, выполнение санитарно-гигиенических норм) и непосредственно сон (дневной отдых). Цель: оздоровление организма, укрепление здоровья, хорошего самочувствия воспитанника.

Старшеклассники в это время могут заниматься общественно – полезным трудом. Также в это время дети заняты кружковой работой и посещением факультативов, а также прогулкой.

Прогулка.

Одним из важных режимных моментов в воспитательном процессе является прогулка.

Прогулка – это режимный процесс, обеспечивающий активное и эмоционально-положительное состояние детей. В течение года прогулки проводятся ежедневно. Только сильный дождь, ветер и мороз являются основанием для того, чтобы дети оставались в помещении.

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление работоспособности учащихся.

В воспитательном процессе школы-интерната планируются утренние, дневные и вечерние прогулки.

Во время прогулки осуществляется широкое и многообразное общение ребёнка с товарищами по классу и воспитателем, в процессе которого идёт активный обмен разнообразной информацией.

Каждая прогулка независимо от своего характера должна иметь одну или несколько педагогических целей, которые предусматривают воспитание, образование, развитие личности обучающегося  или коллектива.

Время, проводимое на прогулке, колеблется от 30 минут до 1-ого часа. В холодное время длительность прогулки сокращается, зато темп её возрастает. Проводятся подвижные, спортивные игры.

Порядок проведения прогулки

1. Организационный момент:

- одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы дети оделись по сезону и в соответствии с деятельностью на прогулке);

- инструктаж по технике безопасности;

- инструктаж о цели и продолжительности прогулки, правилах поведения;

- распределение конкретных поручений детям.

2. Движение по намеченному маршруту и выполнение предусмотренных заданий, организованное наблюдение, беседа воспитателя по теме прогулки, самостоятельная деятельность школьников.

3. Возвращение в школу. Переодевание детей. Гигиенические процедуры.

4. Подведение итогов прогулки.

Свободное время или досуговый час.

В начале 2018 учебного года школа перешла на 5 дневную рабочую неделю, соответственно изменился режим дня для проживающих и в выходные дни у ребят стало больше свободного времени.

Это время мы используем для работы, не связанной с физическим и эмоциональным напряжением: просмотр телевизионных передач, чтение книг, тихие игры, настольные игры, спокойные беседы, занятия по интересам. В это время дети могут посетить библиотеку или физкультурный зал. Если позволяет погода, организовывается прогулка на воздухе.

Вечерние часы – подходящее время для практических занятий по домоводству. Воспитатель учит или контролирует самостоятельное выполнение таких работ, как стирка, глажение, мелкий ремонт одежды. Вовремя досугового часа воспитатель стремится создать такую обстановку, которая максимально исключала бы возникновение конфликтных ситуаций, лишнего шума. Особую важность играет создание спокойной, доброжелательной обстановки. Дети должны видеть, что воспитатель не просто присматривает за ними в это время, а работает вместе с ними, что он искренне заинтересован в том, чтобы они делали все быстро и хорошо.

   В заключении необходимо отметить что, соблюдение правильного режима дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психологическому развитию, укрепляет здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по логопедии на тему: "Развитие пальцевой моторики на занятиях воспитателя и в процессе режимных моментов."

Развитие пальцевой моторики на занятиях воспитателя и в процессе режимных моментов. Для достижения желаемого результата необходимы не только логопедические занятия, но и регулярная  работа воспи...

Приложение № 1 к программе игровых занятий. Сопровождение режимных моментов.

Приложение № 1 к программе игровых сеансов. Приветствия, переход от одной части занятия к другой, прощание, - все это помогает ребенку перестроиться с одной деятельности на другую, превращает правила ...

Задачи режимных моментов

К каждому режимному моменту подобраны примерные цели и задачи....

Задачи режимных моментов

К каждому режимному моменту подобраны примерные цели и задачи....

Методическая разработка . Конспект проведения режимных моментов (укладывание ко сну) в средней группе.

Интеграция областей (Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие).Програмное содержание:Упражнять, в умении аккуратно вешать и...

Воспитательная работа, связанная с выполнением режимных моментов.

 Охранительный (термин принадлежит Смирновой А.Н., учителю вспомогательной школы) педагогический режим – это деловой, спокойный и привычный для ребенка распорядок дня. Режим предусматривае...