Инклюзивное образование детей с ОВЗ
учебно-методический материал на тему

Дмитриева Вероника Андреевна

Инклюзивное образование детей с ОВЗ

  1. Многообразие форм нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья
  2. Понятие инклюзии
  3. Особенности реализации инклюзивного образования в современной школе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie_detey_s_ovz.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование детей с ОВЗ

  1. Многообразие форм нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья
  2. Понятие инклюзии
  3. Особенности реализации инклюзивного образования в современной школе

  1. Многообразие форм нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Одной из актуальных задач современного образования является реализация такой его значимой составляющей, как инклюзия.

Об этом понятии слышали все присутствующие, кто-то больше, кто-то меньше, о сути инклюзивного образования я сообщу позже, но, я думаю, ни для кого не будет новостью, что субъектами инклюзивного образовательного процесса выступают дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ).

Ранее такие дети имели возможность обучаться только в системе специального коррекционного образования. Эта система включает в себя 8 видов школ, в которых сосредоточен контингент детей, в зависимости от наличия каких-либо нарушений.

Образовательные учреждения I и II вида созданы для глухих и слабослышащих детей. В таких школах детей учат словесной речи, как виду общения, т.к. в первую очередь, должна быть компенсирована невозможность вербального общения. Компенсация и коррекция происходит в зависимости от степени тяжести нарушения. Слабослышащие и даже глухие дети могут и успешно овладевают речью. Даже такая тяжёлая категория детей, как слепоглухие, при специальном обучении могут овладеть речью. В этих школах детей учат воспринимать речь окружающих на слухо-зрительной основе и вступать в контакт с ними. Кроме того, дети с нарушением слуха часто имеют сопутствующие особенности мышления, т.к. мыслительная деятельность тесно связана с речью человека, а речь у ранооглохших детей отсутствует. Глухие дети длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно-образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами. В формировании словесно-логического мышления глухой резко отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности.

Школы III и IV вида созданы для слепых и слабовидящих детей. Детей с так называемой тотальной слепотой, к счастью, очень мало. Большинство учащихся в таких школах обладают остаточным зрением, у кого-то остаток больше, у кого-то меньше. Это подразумевает большую дифференциацию детей по степени нарушения. Одной из важнейших задач обучения таких детей является развитие зрительного восприятия, т.е. развитие того зрения, которым они обладают. Важно избежать потери и ухудшения зрения, поэтому в таких школах материально-техническому обеспечению уделяют большое внимание. Это и специальные технические средства обучения, и создание доступной среды (дублирование надписей шрифтом Брайля, тактильные дорожки и дорожки яркого цвета по всей территории школы и т.д.) Так же, для того, чтобы компенсировать недостаток или отсутствие зрения, детей обучают шрифту Брайля. С его помощью они могут читать и писать, познавать мир и высказывать свои мысли письменно.

Кроме того, важное значение придают обучению социально-бытовой ориентировке и ориентировке в пространстве (с помощью трости и электронных средств, таких как GPS-навигатор).

Образовательные учреждения V вида созданы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Главной проблемой таких детей является не столько невозможность произнести нужный звук (картавость, шепелявость, если говорить простыми словами), сколько недоразвитие фонематического слуха, т.е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов. Учащиеся должны «узнавать» фонемы (основные звуки) не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы. Нарушения устной речи приводят к нарушениям письменной, таким как дисграфия и дислалия – частичные расстройства письма и чтения. У таких детей сложнее удается выработать орфографический навык, а в тяжелых случаях не удается вообще. В специальных школах с детьми работают логопеды, которые устраняют первичные нарушения и занимаются профилактикой вторичных.

Школы VI вида существуют для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В таких учреждениях особенно важна доступная среда, а также медицинское сопровождение образовательного процесса.

В школах VII вида обучаются дети с задержкой психического развития. Эти дети интеллектуально сохранны, однако у них наблюдаются недоразвитие внимания, памяти, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, эмоциональная неустойчивость и другие особенности. Часто у таких детей присутствуют поведенческие нарушения, в каких-то случаях ЗПР сопровождается различными психиатрическими диагнозами. Вот почему в таких школах уделяют внимание развитию различных психических процессов (внимание, память, восприятие и т.д.), коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся.

Школы VIII вида предназначены для детей с лёгкой умственной отсталостью. Также в таких школах могут быть классы для учащихся с умеренной умственной отсталостью (в советские годы таких детей считали необучаемыми). К сожалению, детей с тяжелой степенью умственной осталости в России считают необучаемыми до сих пор. Однако, все дети обучаемы, но у каждого есть свой предел - тот максимум, которого он может достичь. В таких школах контингент учащихся неоднороден, поэтому там особенно важен принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению.

В чём же минусы системы специального образования?

Во-первых, это оторванность ребенка с ОВЗ от семьи — воспитание в интернате всегда будет отражаться как на самом ребенке, так и на его семье — они не чувствуют его членом семьи в полной мере, т. к. видят несколько раз в год. Ребенок тяжело переживает отрыв от родителей.

Во-вторых, дети в учреждениях интернатного типа, даже обучаясь на занятиях по социально-бытовой ориентировке, практически не имеют ни социального, ни бытового опыта — в столовой и прачечной им подают готовое, а социальный опыт не накопится, если ребенок не ходит в магазин, не пользуется самостоятельно транспортом.

В-третьих, дети с ОВЗ помещены в свой микросоциум, где есть свои минусы и плюсы. Минусы: слабослышащие дети или дети, обучающиеся в школах V вида (нарушения речи), имеют меньше возможности слышать правильную речь при общении со сверстниками, чем, если бы они учились в массовой школе. Дети с умственной отсталостью не имеют возможности общаться с нормально развивающимися детьми, положительный опыт такого общения был бы своеобразным стимулом. Плюсы микросоциума: отсутствие стигматизации и предубеждения, связанного с нарушениями здоровья.

Ещё один плюс специального образования — это наличие в таких школах профильных специалистов, которые знают, как организовать процесс обучения детей с ОВЗ. К сожалению, в общеобразовательных школах таких специалистов мало или же их нет совсем.

Однако, в современной России медленно отходят от системы специальных учреждений и внедряют инклюзию.

  1. Понятие инклюзии

Инклюзия возвращает учащихся с ОВЗ в систему общего образования, так как до этого этапа дети данной категории обучались только в системе специального (коррекционного) образования.

Что же такое инклюзия?

Инклюзивное образование —это гибкая образовательная система, учитывающая потребности всех детей и характеризующаяся тем, что не ребенок вынужден подстраиваться под систему, а система под ребенка. Инклюзия предполагает, что каждый ребёнок имеет возможность поступить в общеобразовательную школу по месту жительства.

Главными преимуществами инклюзивного образования перед системой специальных коррекционных учреждений являются:

лучшие условия для социализации детей с ОВЗ за счет создания единого образовательного пространства для детей с ОВЗ и типичным развитием;

возможность разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, которые будут удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ.

Создание гибкой адаптивной образовательной среды, соответствующей образовательным потребностям всех детей подразумевает наличие разных учебных планов, специалистов, материально-технической базы.

  1. Особенности реализации инклюзивного образования в современной школе

Реализация инклюзии возможна в первую очередь с помощью создания специальных условий, гарантирующих возможность:

- достижения планируемых результатов освоения основной образавательной программы всеми обучающимися;

- использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;

- адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы, и родителей;

- индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;

- целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;

- выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

- включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно- техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;

- включения детей с ОВЗ, их родителей, педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

- использования в образовательном процессе современных, научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;

- взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и коррекционной школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов.

Часть обязанностей по созданию специальных условий для детей с ОВЗ ложится на плечи администрации школы, однако многим должны заниматься именно педагоги.

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ и подход к обучению таких детей зависят, как было уже сказано, от формы и степени имеющихся нарушений.

В наших школах чаще других встречаются дети, которым психолого-медико-педагогическая комиссия назначила маршрут обучения по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития, поэтому подробнее остановлюсь только на них.

Эти дети могут учиться как в общеобразовательном классе (так называемая чистая инклюзия). При наполняемости в 25 человек в классе могут учиться 2 ребенка с ОВЗ (если ЗПР, то 4). Если же их больше, то и наполняемость класса должна быть снижена.

Другая форма инклюзии – это класс для детей с определенными нарушениями в общеобразовательной школе. Наполняемость такого класса не более 12 человек.

Дети учатся по общеобразовательной программе, т.е. результаты обучения полностью соответствуют или примерно соответствуют государственному стандарту образования. Соответствие результатов зависит от рекомендованного комиссией варианта обучения. У детей с ТНР – это 2 варианта – 5.1 и 5.2. Дети с ЗПР – так же, 7.1 и 7.2. Числа 5 и 7 обозначают вид нарушения, а 1 и 2 – вариант адаптированной основной общеобразовательной программы. Дети с первым вариантом могут обучаться в общеобразовательном классе, в те же сроки и к ним предъявляются те же требования. Однако, добавляется коррекционно-развивающая работа, с ними занимаются специалисты.

Дети, которым рекомендован второй вариант обучения, должны быть помещены в условия малокомплектного класса, где все дети имеют схожие нарушения. Их обучение может быть пролонгировано на 1 год в начальной школе. Их образование соответствует по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным развитием. Т.е. в стандарте здесь уже нет формулировки «полностью», а значит подразумевается, что какие-то проблемы в обучении таких детей могут возникнуть. С детьми второго варианта также обязательно проводится коррекционно-развивающая работа.

Учителя как начальных, так и средних классов обязательно должны знать образовательный стандарт для детей с ОВЗ. Такие дети могут учиться в любом классе, поэтому важно уметь находить подход к ним, строить урок в соответствии с их потребностями и возможностями. Необходимо учитывать множество нюансов в работе с такими детьми. Для этого не обязательно проходить специальные курсы. Достаточно подробно изучить ФГОС для детей с ОВЗ и примерную адаптированную основную общеобразовательную программу.

Сегодня я подготовила выступление об основах инклюзивного образования. Надеюсь, что в будущем у меня будет возможность выступить с более подробным разбором о специальных задачах, методах и приёмах работы с детьми с ОВЗ.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в инклюзивном образовании детей

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам  детей, что обеспечивает...

История развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в зарубежных странах и России

Краткая инормация о развитии инклюзивного образования....

Статья "Современные модели организации инклюзивного образования детей-инвалидов"

Инклюзивное образование способствует не только каче­ству учебной подготовки, но и накоплению социального опыта, соци­альной компетентности, умения управлять жизненными обстоятельствами.Российска...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

инклюзивное образование детей с ОВЗ

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. Include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особым...