«Системный подход в работе по профилактике асоциального поведения подростков».
методическая разработка на тему

Педсовет «Профилактика асоциального поведения детей».

11.01.2019 г.

Выступление воспитателя Башкайкиной Е.Н

«Системный подход в работе

по профилактике асоциального поведения подростков».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет «Профилактика асоциального поведения детей».

11.01.2019 г.

Выступление воспитателя Башкайкиной Е.Н

«Системный подход в работе

по профилактике асоциального поведения подростков».

"Нет ничего труднее,
как перевоспитать человека,
плохо воспитанного"

Ян Кашинский

Профилактика асоциального поведения в настоящее время по-прежнему остается в числе наиболее актуальных задач образования, обеспечивающих и обуславливающих формирование у детей устойчивых навыков нравственного воспитания.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально – психологических особенностей подростка, с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений.

Для успешного решения проблемы профилактики и коррекции асоциального поведения подростков необходимо своевременно  выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном развитии и поведения ребенка.

Главной задачей профилактической работы найти «Ключик» к пониманию «трудного» ребенка. Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.

Свою работу по профилактике асоциального поведения строю на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию, принципа системности с опорой на положительные качества каждого подростка и создание комфортной атмосферы для его пребывания в коллективе.

Сама я как воспитатель неуклонно следую правилу «Трех П.» - Понять! Принять! Простить!

При разработке системы мер, направленных на профилактику и коррекцию поведения подростков, основной упор делаю на подбор форм организации деятельности. Так как отклоняющееся поведение подростков – это следствие нарушения процесса социализации, то его коррекция возможна через активное вовлечение подростков в решение задач коллектива. Например, для коррекции агрессивного поведения в отношении своих друзей провожу ролевые игры с их последующим анализом. Для закрепления эффекта использую тренинги. Проведение семейных праздников так же способствуют выработке и закреплению правильных стереотипов поведения.

Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам осуществляю через представление информации о негативных медицинских, социальных и правовых последствиях проблемного поведения (правонарушения, курение, употребление алкоголя и наркотиков), провожу занятия в форме бесед, показа и обсуждения тематических видеороликов. Также применяю следующие приемы педагогического воздействия: беседа с собой (которая учит размышлять перед тем, как совершить какое то агрессивное действие), ролевое проигрывание ситуации. Дети также должны видеть неагрессивную модель поведения и перенимать ее от нас. Стараюсь побуждать подростков к постоянной ответственности за каждое слово, жест, поступок. Акцентирую внимание на том, что это очень трудно, и не всегда бывает оценено людьми.

Чтобы направить процесс самопознания себя, как личности в нужное русло, применяю диагностические методики социализированности личности учащихся Рожковой М.И «Познай себя», «Расскажи мне обо мне». В процессе общения инициативу держу всегда  в своих руках. Провожу диалоги в игровой форме, «Что ты хочешь узнать о себе?», с последующим обсуждением. А затем обсуждаем более сложные вопросы,  например: «За что тебя уважают твои друзья?», «Каким ты видишь себя в будущем?». Важно, чтобы в процессе таких диалогов  подросток увидел свои достоинства, сильные стороны своего характера. Очень важно, чтобы он также ощутил сопереживания значимых для него людей, позитивную оценку с их стороны, стимулирующую поддержку.

Не менее важным в профилактической работе является формирование будущих жизненных стремлений подростка, связанных, прежде всего, с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением будущей профессии и формированием понимания ответственности. Стараюсь донести до каждого подростка, что правильный выбор профессии - это залог его успешности, благосостояния, что «он всегда будет частью коллектива, от него зависит успех общего дела, а его неправильное поведение может навредить всем.

Одновременно самое пристальное внимание должно быть уделено организации общественно – полезной деятельности, которая является незаменимым средством социализации. Чтобы такая деятельность способствовала развитию подростков, она должна отвечать ряду требований, быть посильной (не отбить желание в ней участвовать), отличаться привлекательностью, которая обеспечивается новизной, ощутимым результатом, одобрением окружающих или особой ролью подростка в ее осуществлении, открывать возможности для самовыражения, и проявления его индивидуальности.

Организация досуга является также важным направлением  профилактической работы, (вовлечение в спортивные секции, кружки).  

Не менее важным для детей является: 1) Ограничение контактов (в интересах ребенка) с теми лицами, которые вовлекают несовершеннолетнего в асоциальные формы поведения, и 2) организация правильного взаимоотношения в коллективе.

Таким образом,  работа с подростками очень трудна, проблематична и не всегда бывает результативна. Но когда педагог находит свой собственный подход к ребенку, с учетом индивидуальных особенностей подбирает эффективные формы воздействия,  правильно выстраивает систему мер, направленных на преодоление той или иной проблемы, то радость от этой работы он делит со своими воспитанниками.

Но какими бы чудесными не были бы методики, каждому из нас нужно помнить, что в первую очередь мы сами должны быть образцом для подражания, и очень часто желание подростка быть похожим на своего учителя является самым мощным стимулом для самосовершенствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный праздник по профилактике асоциального поведения подростков.

Цель данного мероприятия - профилактика алкоголизма в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни....

«Профилактика асоциального поведения подростков – одна из главных задач воспитательной работы в школе» (м/о классных руководителей)

Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных...

«Коллективное творческое дело с учащимися и родителями по профилактике асоциального поведения подростков»

Методическая разработка по профилактике асоциального поведения подростковВ современном обществе наиболее острой является проблема употребления ПАВ (психоактивных веществ) подростками. Следствием...

Профилактика асоциального поведения подростков

Презентация к проведению родительского собрания в 9-м классе...

Родительское собрание-обсуждение по "Программе тренингов по профилактике асоциального поведения подростков (с основами правовых знаний и элементами арт-терапии)".

За основу представляемой родителям системы взята информация с сайта: http://psinovo.ru/knigi_po_psichologii_i_pedagogike/makarticheva_g_i_trening_dlya_podrostkov_profilaktika_asotsialnogo_povedeniya.С...

Программа социально-психологической службы по профилактике асоциального поведения подростков "Спектр"

Преступность несовершеннолетних и молодёжи во всём мире является одной из самых актуальных социальных проблем. В нашей стране за последние годы преступность несовершеннолетних также сущест...

«ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ» Актуализации чтения среди подростков

БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Библиотеки являются общедоступными информационными и культурно-досуговыми центрами, где создается особая коммуникационная среда, необходимая при ре...