Программа социально-психологической службы по профилактике асоциального поведения подростков "Спектр"
проект на тему

Дубова Светлана Владимировна

 

 Преступность несовершеннолетних и молодёжи во всём мире является одной из самых актуальных социальных проблем. В нашей стране за последние годы преступность несовершеннолетних также существенно возросла. В настоящее время подростки являются самой криминогенно поражённой частью населения. Увеличилось среди преступников также число девочек – подростков.

Анализируя предпосылки этого негативного социального явления можно сделать вывод, что происхождение в России радикальные изменения во всех сферах жизни общества привели к имущественному расслоению, заметному снижению жизненного уровня широких слоёв населения, явной и скрытой безработице, массовой миграции, а также к порождённому экономическими трудностями и нерешёнными социальными проблемами неблагоприятному психологическому фону. Рост противоречий в обществе вызвал резкое увеличение масштабов преступности, и в первую очередь среди несовершеннолетних. Отчуждённость многих подростков от основных сфер позитивной жизнедеятельности – семьи, учебных заведений, труда, досуговых учреждений – является решающим фактором выбора несовершеннолетними пути правонарушений.

Пополняют ряды правонарушений выходцы из неблагополучных семей, отстающие в учёбе, не сумевшие трудоустроиться или продолжить обучение. И поэтому работа по профилактике правонарушений в нашей школе строится с учётом данных фактов. Тем более, что больше половины родителей рассчитывают на помощь школы в воспитании детей.

Хочется отметить, что приоритетность работы по профилактике правонарушений именно в школе обусловлена ещё и тем, что применение мер уголовного наказания, какова бы ни была их эффективность, теперь уже недостаточно для сдерживания и тем более существенного ограничения числа совершаемых преступлений. В этих условиях становится, как никогда  ранее, актуально предупреждение преступности. Профилактика преступлений стала самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью.

Среди всех субъектов профилактики в школе можно вести целенаправленную систематическую работу по правовому воспитанию. В частности, основными направлениями общеобразовательного учреждения по профилактике правонарушений являются:

·        создание системы психолого-педагогического сопровождения ребенка;

 

·        выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам  занятия в образовательных учреждениях;

 

 

·        выявление семей, находящихся в социально – опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

 

·        организация интересного досуга учащихся;

 

(НИА "Нижний Новгород" - Любовь Ковалева)  Уровень подростковой преступности в июне в Нижегородской области снизился на 23% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Об этом журналистам сообщил заместитель губернатора Нижегородской области Геннадий Суворов по итогам заседания областного координационного совета по организации отдыха, оздоровления и занятости  детей и молодежи

Положительные результаты были достигнуты благодаря организации занятости школьников и проведению профилактических мероприятий.

·        осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

 

Осознавая перечисленные направления, мы в нашей школе и выстраивали систему работы по профилактике правонарушений подростков. Её реализация проходила, опираясь на принцип: подросток, у которого сформировано правосознание, не пополняет ряды правонарушителей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spektr.docx208.11 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города   Нижнего Новгорода

Департамент образования и социально-правовой защиты детства

муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 181

---------------------------------------------------------------------------------------------------

603124, г. Нижний Новгород, улица  Лесной городок, дом 6-а. тел./факс (831) 2218983

Рассмотрено                                                                 УТВЕРЖДАЮ

На педсовете                                                                Директор МОУ СОШ № 181

от «___» ____2008 г.                                                   _________ Г.И. Ситникова

Протокол № ______                                                    « ____» _________________

Программа

Социально-психологической службы по профилактике асоциального поведения учащихся

«Спектр»

 Сроки реализации программы: 2008-2013 г.г.

Авторы программы:

заместитель директора

педагог-психолог

Дубова Светлана Владимировна,

социальный педагог

Зотова Людмила Николаевна

г. Нижний Новгород

2008-2013 гг.

Содержание

страницы

1

Информационная карта

3

2

Аналитическая часть

4

3

Цель и задачи

10

4

Концепция программы

11

5

Принципы

12

6

Участники программы

13

7

Этапы  содержания программы , механизм реализации

18

7.1

Профилактическая работа с классами

22

7.2

Индивидуальная профилактическая  работа с учащимися, состоящими на разных формах учета

24

7.3

Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия

25

7.4

Работа с педагогическими  кадрами

26

7.5

Деятельность совета по профилактике

27

7.6

 Работа на микроучастке

28

7.7

Деятельность психологической службы

30

7.8

Профилактика социального сиротства

31

8

Ожидаемые результаты

32

9.

Список литературы

33

10.

Мониторинг

35

11.

Приложение

Информационная карта

Полное название

«СПЕКТР»

Авторы программы

Байкова Наталья Сергеевна –

 заместитель директора по ВР

Дубова Светлана Владимировна –

 педагог-психолог

Зотова Людмила Николаевна  -

социальный педагог

Название проводящей организации

Муниципальное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №181

Адрес

603124, город Нижний Новгород, улица Лесной городок, дом 6 - а,  телефон: 221 - 89 - 83

Цель программы

Создание системы первичной профилактики всех видов зависимостей, профилактика асоциального поведения подростков через социальное партнерство с семьей.

Задачи программы

  • Обеспечить взаимодействие участников программы для решения проблем детей, попавших в трудную ситуацию;
  • Развивать социальную компетентность подростков с целью формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
  • Способствовать изменению отношения социума к проблемам подростков, склонным к асоциальному поведению;

  • Воспитывать ребенка как члена семьи, школьного коллектива, общества;
  •  Укреплять социальное партнерство с семьей.

Сроки реализации

2008 - 2013 гг.

Ожидаемые результаты

  • Стабилизация и дальнейшее снижение показателей, характеризующих социальное отклонение в подростковой среде
  • Осознанное ведение здорового образа жизни и негативное отношение к вредным привычкам
  • Сформированность у учащихся соответствующих знаний о правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе
  • Наличие условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного процесса - педагогов, родителей, детей

Система контроля

Мониторинг

 (Анкетирование, тестирование, опрос).

  1. Аналитическая часть.

«Нам кажется недостаточным оставить

 тело и душу детей в таком состоянии,

 в каком они даны природой,

 мы заботимся об их воспитании и обучении,

чтобы хорошее стало много  лучше,

 а плохое изменилось и стало хорошим»

Древнегреческий философ Лукиан

 Преступность несовершеннолетних и молодёжи во всём мире является одной из самых актуальных социальных проблем. В нашей стране за последние годы преступность несовершеннолетних также существенно возросла. В настоящее время подростки являются самой криминогенно поражённой частью населения. Увеличилось среди преступников также число девочек – подростков.

Анализируя предпосылки этого негативного социального явления можно сделать вывод, что происхождение в России радикальные изменения во всех сферах жизни общества привели к имущественному расслоению, заметному снижению жизненного уровня широких слоёв населения, явной и скрытой безработице, массовой миграции, а также к порождённому экономическими трудностями и нерешёнными социальными проблемами неблагоприятному психологическому фону. Рост противоречий в обществе вызвал резкое увеличение масштабов преступности, и в первую очередь среди несовершеннолетних. Отчуждённость многих подростков от основных сфер позитивной жизнедеятельности – семьи, учебных заведений, труда, досуговых учреждений – является решающим фактором выбора несовершеннолетними пути правонарушений.

Пополняют ряды правонарушений выходцы из неблагополучных семей, отстающие в учёбе, не сумевшие трудоустроиться или продолжить обучение. И поэтому работа по профилактике правонарушений в нашей школе строится с учётом данных фактов. Тем более, что больше половины родителей рассчитывают на помощь школы в воспитании детей.

Хочется отметить, что приоритетность работы по профилактике правонарушений именно в школе обусловлена ещё и тем, что применение мер уголовного наказания, какова бы ни была их эффективность, теперь уже недостаточно для сдерживания и тем более существенного ограничения числа совершаемых преступлений. В этих условиях становится, как никогда  ранее, актуально предупреждение преступности. Профилактика преступлений стала самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью.

Среди всех субъектов профилактики в школе можно вести целенаправленную систематическую работу по правовому воспитанию. В частности, основными направлениями общеобразовательного учреждения по профилактике правонарушений являются:

  • создание системы психолого-педагогического сопровождения ребенка;

  • выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам  занятия в образовательных учреждениях;

  • выявление семей, находящихся в социально – опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

  • организация интересного досуга учащихся;

(НИА "Нижний Новгород" - Любовь Ковалева)  Уровень подростковой преступности в июне в Нижегородской области снизился на 23% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Об этом журналистам сообщил заместитель губернатора Нижегородской области Геннадий Суворов по итогам заседания областного координационного совета по организации отдыха, оздоровления и занятости  детей и молодежи

Положительные результаты были достигнуты благодаря организации занятости школьников и проведению профилактических мероприятий.

  • осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Осознавая перечисленные направления, мы в нашей школе и выстраивали систему работы по профилактике правонарушений подростков. Её реализация проходила, опираясь на принцип: подросток, у которого сформировано правосознание, не пополняет ряды правонарушителей.
     
Наша школа расположена в микрорайоне «Лесной городок». Жилой сектор разнообразен, наряду с многоэтажками, много домов частного сектора. По микрорайону проходит транспортная магистраль М-7 (Нижний Новгород- Москва). Из объектов культурно- массового назначения вблизи школы располагаются клуб «Атлант», библиотека имени А.Пешкова, детский подростковый клуб «Костёр», для занятий спортом можно использовать возможности стадиона «Локомотив». Основную часть населения составляют работники ГЖД и агрокомбината «Горьковский»

  Одним из приоритетных направлений деятельности нашей школы является осуществление системы взаимодействия и сотрудничества с семьёй и всеми общественными структурами  района.

Мы понимаем, что значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы и прилагаем для этого все силы. Немаловажную роль в организации этого процесса играет социальный педагог, который всегда стремится прийти на помощь, так как перед ним стоит главная задача защитить права, здоровье и интересы ребенка.  

Собирая статистическую информацию, и оформляя социальный паспорт школы, мы увидели, что положение семей в нашей школе достаточно разнообразно:

Было выявлено и поставлено на учёт 6 неблагополучных семей, 63 семьи имеют статус малообеспеченных, 16 семей – многодетные, 152 семьи – неполные, 405 семей - полные.

 Проведя  социально- психологическое исследование

были определены наиболее актуальные проблемы взаимодействия школы и семьи:

Можно выделить причины данных  проблем:

  • занятость родителей на работе, так как в современных экономических условиях они вынуждены подчиняться правилам, установленным работодателями. Иногда работают на нескольких работах.
  • часто родители перекладывают проблемы в воспитании детей на сотрудников и педагогов школы.
  • родители, ведущие аморальный образ жизни и отклоняющиеся от воспитания своих детей.  

    В связи с этим в таких семьях отсутствует должный контроль за успеваемостью, посещаемостью и поведением ребенка в школе и на улице. Ребенок предоставлен сам себе, у него не сформированы интересы к какой-либо деятельности, ему не хватает родительской любви и ласки. Многие дети воспитываются только одним родителем, чаще всего воспитанием занимаются матери. У таких детей возникают проблемы с учебой и поведением и даже иногда ими совершаются правонарушения и преступления. Единые требования семьи и школы к ребёнку – одно из условий правильного воспитания детей в семье.

    В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее время активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему детско-родительских отношений.

 Таким образом, проанализировав ситуацию , сложившуюся в нашей школе , педагогический  коллектив считает необходимым проводить раннюю профилактику  с семьями группы риска.

2.Цель:

Создание системы первичной  профилактики всех видов зависимостей, профилактика асоциального поведения подростков

Задачи:

  • Обеспечить взаимодействие участников  программы для решения проблем детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

  • Развивать социальную компетентность подростков с целью  формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;

  • Способствовать изменению отношения социума к проблемам  подростков, склонным к асоциальному поведению;

  • Воспитывать ребенка как члена семьи, школьного коллектива, общества;

  • Оказывать компетентную помощь семьям, оказавшимся в социально опасном положении, педагогическая защита детей в этих семьях.

3.Концепция программы.

      Создавая  данную программу  мы опиралась на концепцию академика Л.И.Новиковой – «Целенаправленное управление процессом развития личности через создание для этого благоприятных условий».

  Данная концепция и принципы разрабатывались с учетом:

  • Конвенции о правах ребенка.
  • Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка.
  • Гражданский кодекс РФ.

В создании идей  опирались на следующие идеи:

на идеи М.А. Галагузова и Б.Н. Алмазова

«о работе с  семьями группы риска»;

  • «…Конечная цель образования и педагогики - это помочь человеку стать самим собой, стать человеком, помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей (А.Г. Маслоу)

  • « В каждом новорожденном ребенке заложено активное стремление к здоровью, заложена тяга к развитию, к актуализации человеческого потенциала». ( А.Г. Маслоу)

  • «…Признание ценности, неповторимости, целостности личности человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки  взаимоотношений в обществе (Д.А.Белухин)
  • Идея совместной деятельности детей и взрослых в процессе воспитания

      (В.Сухомлинский,А.Макаренко)


4.При реализации программы использованы следующие принципы:

Принцип своевременности

предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских  прав.

Принцип гуманизма

выражает готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи.

Принцип индивидуального подхода

предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.

Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи

настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо.

Принцип интеграции усилий, комплексный подход

объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия семье.


        


6.Cодержание деятельности и

 механизм реализации программы

Этапы реализации.

      1.Организационно-подготовительный (2008)

2. Организационно- деятельностный  (2009-2011)

3. Аналитико-прогностический (2012)

1.Организационно-подготовительный этап

№ п/п

Виды деятельности

Цель

Действия

Сроки

Ответственный

1.

Комплекс диагностических методик

Сбор информации об  учащихся. Формирование банка данных

Анкеты

сентябрь

Соц. педагог,

Классные руководители

3.

Создание методической        базы программы

  Изучение новых педагогических методов и приемов

 Подбор методической литературы

 В течение года

Пед. колектив

4

Установление

межведомственного

взаимодействия учреждений

и организаций.

Совместная деятельность для достижения целей и задач

Разработка совместных планов

работы с ОДН Канавинского

района, ПДО2- Семья,

реабилитационным центром «Бригантина»

В течение года

Зам. директора по ВР, соц. педагог

5

Освоение новых методов и приемов, форм работы.

Повышение профессиональной компетентности

Семинары, курсы

В течение года

Зам. дир. по ВР

6

Оформление правового  уголка

Информирование учащихся о правах и обязанностях

Сбор информации

сентябрь

Соц. педагог

2.Организационно- деятельностный этап

№ п/п

Виды деятельности

Цель

Действия

Ответственный

1.

Профилактическая работа с классами

Предупреждение асоциального поведения  учащихся

Классные часы

Классные

руководители

2

Индивидуальная работа с учащимися состоящих  на разных формах учета

Развивать социальную компетентность подростков с целью  формирования ценностных ориентаций

Организация встреч с инспектором

Индивидуальные консультации

Соц. педагог

Психолог

3.

Профилактическая работа с родителями

Ранняя профилактика семейного неблагополучия

Создание проекта

 « Притяжение»

«Школа молодой семьи»

Соц. педагог

психолог

4

Работа с педагогическими кадрами

Учебно- просветительная деятельность

Тренинги

Заседание МО

Работа психолого-педагогического консилиума

Зам. дир по УВР

5

 Участие в районных , городских профилактических мероприятиях

Предупреждение асоциального поведения  учащихся

Участие в кокурсах

« Верить, жить, творить!»

Зам. дир по УВР

6

Совет профилактики

Предупреждение асоциального поведения  учащихся

Заседание совета профилактики

Зам. дир по УВР

7

 Работа на микроучастке

Сбор информации

Индивидуальные беседы

Зам. дир по УВР

8

Профилактика наркомании, негативных привычек

Предупреждение асоциального поведения  учащихся

Деятельность

 « Форум- театра»

Соц. педагог- психолог

9

Деятельность психологической службы

Соц. психологическая помощь

Консультирование коррекционно- развивающая работа

психолог

10

Профориентация

Помощь в выборе профессии, трудоустройстве

 Дни открытых дверей

Экскурсии

Зам. дир.по ВРСоц. педагог

3.Аналитико-прогностический этап

№ п/п

Виды деятельности

Цель

Действия

Сроки

Ответственный

1.

Диагностика

Анализ деятельности

по всем направлениям

Анкетирование, опросы, беседы

Май, сентябрь

Психолог, соц педагог

2.

Прогнозирование деятельности на последующий год

Выявление трудностей при реализации программы .

Подведение итогов работы

Круглый стол

Сентябрь

Зам. дир по ВР, соц педагог, психолог


7.Механизм реализации

Схема взаимодействия при работе

с детьми «группы риска»

Схема профилактической работы с «трудными детьми

Беседа                                                                         КДН

Подросток с девиантным поведением

Вызов родителей в школу                         Административное

                                                                               Совещание

Посещение

семьи на дому                                           Беседы с  

                                                                      инспектором ОДН

Обследование

Психологом

Диагностика и коррекция                      совет      

                                                           Профилактики

Педагогический

Совет

Профилактическая    работа по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, наркомании

негативных привычек.

Содержание

Сроки

Ответственные, привлекаемые к работе

1

Сверка списков обучающихся, неблагополучных семей, состоящих на ВШУ, ПДН, КДН, ЗП.

Формирование банка данных на этих учащихся

сентябрь

инспектор КДН, зам. дир по ВР, соц. педагог

2

Планирование и информационное обеспечение деятельности социально-психологической службы «Спектр»

Август-сентябрь

Соц. педагог,

психолог

3

Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся поставленных на учет

В течение года

Кл. руководители,

инспектор ПДН члены социально-псхологической службы

4

Изучение потребностей в дополнительном образовании на территории МОУ СОШ №181

Сентябрь  - октябрь

 апрель-май

Социально-психологческая служба, Кл. руководили  педагоги д/образования

5

Сбор информации  о занятости обучающихся в кружках секциях, учреждениях дополнительного образования   (в том числе о состоящих на разных формах учета)

Сентябрь-октябрь, январь-февраль

Кл. руководители соц. педагог зам.дир по ВР,

6

Сбор информации о занятости обучающихся в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета

В течение года

Кл. руководители соц. педагог зам.дир по ВР

7

Рейды по неблагополучным семьям, семьям учащихся группы риска. Обследование условий жизни опекаемых  детей

 (в соответствии с планом, по необходимости)

В течение года

Кл. руководители соц. педагог зам. дир по ВР,

Инспектор ПДН

8

Работа по микроучастку школы:

-выявление  и учет детей, подлежащих обучению в школе (выполнение ФЗ РФ «Об образовании)

-обследование семей детей  оказавшихся в сложной жизненной ситуации и имеющих риск социального сиротства в целях защиты их прав

Сентябрь, апрель

Кл. руководители соц. педагог зам.дир по ВР

9

Оперативное информирование и предоставление статистического по состоянию преступности  среди обучающихся ОУ района

ежеквартально

Инспектор ПДН, зам.дир по ВР

10

Проведение месячников,

 дней профилактики, акций

« Чистая книга»

Октябрь, ноябрь, апрель

11

Организация работы по правовому просвещению школе  (согласно плану)

В течение года

Соц. Педагог

Инспектор ПДН

12

Организация диагностической и коррекционной работы

В течение года

Социально-психологическая служба

13

Организация летнего отдыха учащихся

Реализация программы

«Мы вместе»

Март-август

Зам дир. По ВР начальник лагеря

Инициативная группа

7.1Профилактическая работа с классами

1

Проведение тематических профилактических классных часов

Один раз в четверть

Кл.

руководители

2

Классные часы по формированию правовой культуры, толерантного поведения

Один раз в четверть

Кл.

руководители

3

Деятельность « Форум – театра»

Один раз в четверть

Психолог, соц. педагог

4

Кинолектории по профилактики детской преступности, бродяжничества

Во время месячников ,дней профилактики

Зам дир по ВР

5

Социализация детей и подростков.

 Работа по программе «Здоровье»

В течение года

Зам дир по ВР

Психолог, Кл. руководители, мед. работник

6

Занятия по профориентации «Твоя профессиональная карьера»

Экскурсии на предприятия

Посещение

 « Дней открытых дверей» в учебных заведениях

В течение года

Психолог
соц педагог

7

Месячники по профилактики:

  • правонарушений среди учащихся
  • «21 век без наркотиков»
  • Школьный конкурс на лучшую творческую работу « Жить. Верить. Творить!»
  • Конкурсы и выставки рисунков, плакатов по пропаганде здорового образа жизни»

Октябрь, ноябрь, апрель

Зам дир по ВР

Социально-психологическая служба

 « спектр»

8

Индивидуальные и коллективные беседы  специалистов служб и ведомств системы профилактики, медицинских работников

В течение месячников, дней профилактики

Зам дир по ВР

Инспектор ПДН

9

День здоровья

Встречи со специалистами

 (план по мере проведения)

Зам дир по ВР

Учителя по физической культуре, медицинские работники

10

Вовлечение учащихся в объединения дополнительного образования

В течение года

Педагоги МОУ СОШ, УДО, Зам дир по ВР

11

Диагностическая и коррекционная работа в соответствии с планом деятельности социально-психологической службы:

Изучение отношения детей к проблемам наркомании, табакокурения, алкоголизма

В течение года

Члены социально-психологической службы

12

Развитие детского самоуправления в классах

В течение года

Зам дир по ВР

13

Организация системы спортивных мероприятий

Участие в школьных, районных- спортивных соревнованиях

(в соответствии с планом спортивных мероприятий школы)

В течение года

Зам дир по ВР

Совет старшеклассников, учителя физ-ры


7.2
Индивидуальная профилактическая  работа с учащимися, состоящими на разных формах учета

1

Изучение личности и составление социально-психологических картина учащихся состоящих на ВШУ, ПДН

сентябрь

Кл.

Руководители

 Зам дир. по ВР

Инспектор ПДН, соц. педагог

2

Индивидуальные профилактические беседы с подростками

В течение года

Кл.

Руководители

Соц. педагог

3

Организация встреч  с инспектором ПДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики

В течение года

Кл.

руководители

Социально-психологическая служба

4

Выполнение   ФЗ  РФ «Об образовании»,контроль над посещением   подготовкой к урокам

В течение года

Зам дир по УВР, ВР социальный педагог, инспектор ПДН

5

Вовлечение обучающихся, состоящих на разных формах учета в кружки, секции, УДО

В течение года

Психолог, социальный педагог

6

Вовлечение обучающих в социально-значимую деятельность через реализацию программ, и программных мероприятий

В течение года

Классный руководитель,

Соц. педагог

7

Индивидуальные консультации психолога, социального педагога, инспектора ПДН

В течение года

Психолог,

социальный педагог

инспектор ПДН

8

Организация каникулярного отдыха, реализация программы «Мы вместе»

В течение года

Заместитель директора по ВР

социальный педагог Классный руководитель

9

Рассмотрение персональных дел

на совете профилактики

В течение года

Председатель совета профилактики

10

Обеспечение детей, находящихся в социально-опасном положении, горячим питанием, учебниками из фондов школьной библиотеки, льготными путевками в летний оздоровительный лагерь

В течение года

социальный педагог

7.3 Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия

1

Работа на микроучастке школы.

Посещение учащихся на дому с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьей и ребенком (согласно ФЗ РФ №120) оказание помощи семье

 В течение года

Классные руководители и 1-11 классов, социальный педагог зам. дир по ВР

2

Проведение цикла  профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей:

  • « Права и обязанности  семьи»
  • «Бесконтрольность свободного времени - основная причина совершения правонарушений и преступлений»
  • « Десять ошибок в воспитании, которые все когда -нибудь совершали»

  • Взаимоотношения в семье-отражения в ребенке
  • Пути решения конфликтных ситуаций»

В течение года

Социально-психологическая служба

3

Выявление семей , находящихся в социально-опасном положении.

Формирование банка данных по семьям.

Работа с семьями.

В течение года

Педагоги школы, инспектор ПДН

4

Психолого-педагогическое консультирование для родителей

Социально-психологическая служба

5

Организация работы по профилактики раннего семейного неблагополучия с детскими садами:

  1. Посещение и проведение совместных родительских собраний
  2. Совместное наблюдение за семьями
  3. Организация совместных с родителями мероприятий

Зам дир. По ВР, зав д/с, члены родительского комитета ОУ, ДОУ

6

Диагностика семейного воспитания (анкетирование, тестирование, опросник)

В течение года

Психолог, классные руководители

7

Психологические часы для родителей: тренинги,  информационные часы

В течение года

Психолог

8

Индивидуальные семейные консультации

В течение года

Социально-психологическая служба

9

Организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительский всеобуч (согласно плану работы)

Деятельность « Школы молодой семьи»

В течение года

Социально-психологическая служба

10

Привлечение родителей к проведению общественно-значимых мероприятий, экскурсий, походов и поездок детей

В течение года

Зам. Дир по ВР, классные руководители

11

Привлечение родительской общественности  к управлению школой  через работу родительских комитетов, родительское собрание, деятельность Совета школы

Директор

7.4 Работа с педагогическими  кадрами

1

Индивидуальное консультирование педагогов

В течение года

Зам. дир. по ВР психолог

2

Учебно-просветительская работа (совместно с социально-психологической службой, специалистами центра «Семья», инспектором ПДН

В течение года

Психолог,

Зам. дир. по ВР,

МО классных руководителей

3

Работа психолого-педагогического  консилиума

В течение года

Зам. Директора по УВР

4

Тренинг общения и ролевого поведения  (4 занятия для педагогов)

Каникулы

Психолог

5

Особенности межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками и взрослыми (обучающее занятие для педагогов)

ноябрь

Классные руководители

6

Заседание МО классных руководителей

 « Ранняя профилактика семейного неблагополучия»

Обучение педагогов школы методике ведения профилактической работы

февраль

Руководитель МО классных руководителей

7.5 Деятельность совета по профилактике

1

Анализ работы совета по профилактике

Обсуждение задач  и плана работ на следующий учебный год.

Снятие и постановка на учет

сентябрь

Председатель совета по профилактике

2

Деятельность школы по организации занятости обучающихся  в УДО

Занятость обучающихся в кружках и секциях как одно из условий профилактике правонарушений.

Разбор персональных дел

октябрь

Отчет зам дир по ВР, педагогов по ДО,

Инспектора ПДН

3

Профилактика негативных привычек, наркотизма среди несовершеннолетних.

Подведение итогов проведения акции «21 век- век без наркотиков» в школе.

Разбор персональных дел.

ноябрь

Отчет руководителей МО, Кл.рук. социально-психологической службы, инспектора ПДН

4

Работа классных руководителей по правовому просвещению обучающихся.

Организация занятости обучающихся, состоящих на разных формах учета, в период зимних каникул.

Разбор персональных дел.

Декабрь

Отчет классных руководителей

5

Предупреждение и коррекция отклоняющегося поведения среди обучающихся школы.

Разбор персональных дел

январь

Социально-психологическая служба

6

Деятельность классных руководителей по ранней профилактике семейного

неблагополучия

Разбор персональных дел

февраль

Отчет педагога психолога

7

Организация работы по формированию установок на здоровый образ жизни

Разбор персональных дел

март

Отчет педагога психолога, кл.рук-ли

8

Подготовка летней оздоровительной компании.

Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в каникулярное время

Разбор персональных дел

Апрель-май

Начальник ГОЛ «Остров сокровищ»,

Соц. педагог

7.6 Работа на микроучастке

1

Работа по микроучастку, закрепленному за школой.

Август- сентябрь,

Март-апрель

Классные руководители 1-11

2

Обследование материально-бытовых условий учащихся.

Цель: знакомство с маитериально-бытовыми условиями проживания детей ,простановка на бесплатное питание нуждающихся учащихся

Сентябрь-октябрь

Классные руководители 1-11

Ответственная за бесплатное питание, члены родительского комитета

3

Посещение семей учащихся 1 классов (по необходимости)

Цель: знакомство с социально-бытовыми условиями проживания семей, выявление социального неблагополучия

Сентябрь-октябрь

Классные руководители 1 классов, члены родительского комитета

4

Посещение опекаемых детей

Цель: контроль за соблюдением гарантий прав ребенка

Сентябрь, декабрь, май

Соц. педагог

Классные руководители 1-11

5

Посещение учащихся ,имеющих удовлетворительные оценки в четверти.

Цель: Уведомление родителей, знакомство с условиями обучения ребенка

В конце каждой четверти

Классные руководители,

зам.дир по УВР

6

Посещение учащихся, уклоняющихся от обучения, имеющих пропуски уроков без уважительной причины

Цель: Выполнение закона РФ «Об образовании»

В течение года по необходимости

Соц. педагог

Классные руководители 1-11

7

Посещение учащихся состоящих на разных формах учета

8

Посещение семей находящихся ,в социально-опасном положении, а также требующих повышенного внимания со стороны школы

Цель: контроль за семьей , условиями проживания ребенка

Соц. педагог

Классные руководители 1-11

7.7  Деятельность психологической службы

1

Организация мониторинга социального состава обучающихся и их семей

сентябрь

психолог

2

Психодиагностика уровня адаптации учащихся 5-х классов

Сентябрь- ноябрь

психолог

3

Диагностика уровня сформированности компонентов учебной деятельности первоклассников, особенности адаптации детей к школе

октябрь

психолог

4

Выявление детей группы риска при проведении тестов на адаптацию

Декабрь

психолог

5

Диагностика ценностных ориентаций школьника

Разработка программы

 « Формирование ценностных ориентаций учащихся совместно с классными руководителями»

В течение года

психолог

6

Диагностика семейного воспитания « Деятельность школы молодых родителей»

В течение года

психолог

7

Тренинговые занятия : развитие навыков общения, развитие чувства эмпатии

В течение года

психолог

8

Коррекционно- развивающие занятия имеющими отклонение в поведении

В течение

года

психолог

9

Консультирование

( по запросу)

В течение года

психолог

7.8 Профилактика социального сиротства

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Выявление социально-неблагополучных семей для постановки на учет

сентябрь

Соц.педагог

Кл. руководитель

2

Составление списков неблагополучных семей учащихся, состоящих на ВШУи ИДН, детей находящихся под опекой

Сентябрь

октябрь

Соц.педагог

3

Составление соц. Паспорта школы и класса

Сентябрь-май

Соц.педагог

Кл. руководитель

4

Выход на дом к опекаемым детям составление актов ж/б условий

Сентябрь

октябрь

Соц.педагог

5

Сбор информации о занятости учащихся в кружках и секциях

Сентябрь

октябрь

Соц.педагог

Кл. руководитель

6

Рейды в неблагополучные семьи с целью выявления причин неблагополучности

Сентябрь-май

Инспектор ИДН

Соц.педагог

7

Оказание социально-психолого-педагогической помощи неблагополучным семьям

Сентябрь-май

Соц.педагог

психолог

8

Сбор информации о занятости учащихся в каникулярное время

Октябрь-апрель

Соц.педагог

Кл.руководитель

9

Диагностические и коррекционно-профилактические мероприятия

Сентябрь-май

психолог


Ожидаемый результат:

  • Стабилизация и дальнейшее снижение показателей,

     характеризующих социальное отклонение в подростковой среде;

  • Осознанное ведение здорового образа жизни и негативное  отношения к вредным привычкам;

  • Сформированность у учащихся соответствующих знаний о правовых нормах как регуляторах поведения человека  в обществе;

  • Наличие условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного процесса - педагогов, родителей, детей;

  • Обеспечение своевременной профилактики возможных проблем  и оказание действенной помощи учащимся из дисфункциональных, социально неблагополучных семей и семей « группы риска».

Список литературы

  1. Вагин Ю.Р. Авитальная активность (злоупотребление  психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков).— Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2006.- 292 с.
  2. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. — 240 с.
  3. Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой. - СПб.: Питер, 2008. - 180 с.
  4. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 285с.
  5. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 230с.
  6. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 171с.
  7. Галагузова, М.А. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /М.А. Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 416 с.
  8. Кочетов, А.И. Работа с трудными детьми [Текст] /А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская.- М.: Просвещение, 2007.- 160 с.
  9. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст]: учеб. пособие /А.Г. Лидерс.- М.: Академия, 2004.- 256 с.
  10. Методика и технологии работы социального педагога [Текст]: монография /Б.Н. Алмазов [и др.]; под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева.- М.: Академия, 2007.- 192 с.
  11. Невский, И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении [Текст] /И.А. Невский.- М.: Просвещение,2006.-116 с.
  12. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева.- М.: Академия, 2009.- 256 с.

Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара. М., 1988. – 186с.

Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни., М - «Просвещение., 1990. – 134с.

Грибеннеков И. В. Воспитательный климат семьи М.: -  Академия, 2001. – 213с.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. особие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 157с.

Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. Учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. и авт. коммент. Н. Н. Андреева. - М.: Академия, 200. - 168 с.

Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М., 1991. – 197с.

Методика и технология Работы социального педагога // под ред. Галагузовой Т.И. - М.: Академия, 2002. – 318с.

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога - М.: ТЦ «Сфера»,2 П.Д. 2006. – 430с.

Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002. № 6

Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. - М., 2001. – 241с.

Шульга Т.И., Слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска».М., 1999 – 137с.

  1. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001. – 120с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный праздник по профилактике асоциального поведения подростков.

Цель данного мероприятия - профилактика алкоголизма в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни....

Профилактика асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении

Представлена разработка программы по профилактике асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении...

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

ПРОГРАММА профилактики асоциального поведения учащихся

Цель: Возможность решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,  защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации....

Методическая разработка на тему: Профилактика асоциального поведения.

Дети с проблемами в поведении.Они раздражительные, дерутся, ругаются и наводят страх на окружающих, в том числе на родителей. Иногда это не дети "с характером", а дети с  внутренними пробле...

Методическая разработка на тему: Профилактика асоциального поведения.

Дети с проблемами в поведении.Они раздражительные, дерутся, ругаются и наводят страх на окружающих, в том числе на родителей. Иногда это не дети "с характером", а дети с  внутренними пробле...

«Профилактика асоциального поведения подростков – одна из главных задач воспитательной работы в школе» (м/о классных руководителей)

Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных...