Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания.
учебно-методический материал

Автухов Денис Игоревич

В презентации предлагаются приемы и методы для создания ситуации успеха на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon situatsiya_uspeha.ppt559 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ситуация успеха.

Слайд 2

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это целенаправленное, организованное создание условий, при которых у обучающегося появляется возможность достичь значительных результатов в деятельности. Задача учителя в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Слайд 3

В создании ситуации успеха я выделяю две основных составляющих с точки зрения ученика, во-первых, «внешние» условия на уроке, которые задаются учителем, во-вторых, «внутренние» условия ,которые зависят от учащегося. Иначе говоря на уроке необходимо обеспечить доброжелательную атмосферу, снятие тревожности и высокую мотивацию. Исходя из этой идеи я и подбираю средства достижения ситуации успеха, которые можно разбить на четыре блока.

Слайд 5

Когда у ученика возникает желание что-то сделать на уроке? Тогда, когда он понимает, что с заданием он может справиться, то есть преподавателю необходимо строить работу на уроке таким образом, чтобы каждый мог добиться определенных успехов и не испытывать страх перед заданием. Мой главный принцип – понятный вопрос – внятный ответ.

Слайд 6

Используемые методы. Парно-групповая работа. Этот метод использую при работе над наиболее трудными темами, а также на обобщающих уроках. Группа может быть разноуровневая: ученик – консультант и слабомотивированный ученик , или равноправная группа. Результаты совместной деятельности всегда значительно выше, чем при выполнении тех же заданий каждым учащимся индивидуально. Это объясняется взаимопомощью учеников.

Слайд 7

Раскрытие содержания темы через различные виды творческой деятельности. Примеры творческой деятельности учащихся на уроке. Реконструкция исторической ситуации ( письмо из прошлого, создание образа исторического деятеля ) Литературная обработка исторической темы (сказки, стихи, рассказы) Ролевые игры Заочные экскурсии Научно-исследовательская деятельность

Слайд 8

Моделирование учебного задания по теме. Учебный материал урока – база для самореализации. Ученики самостоятельно готовят задания по изученному материалу, затем , во время опроса , меняются заданиями с соседом по парте и осуществляют взаимоконтроль по теме. Виды заданий: Тесты Проблемные вопросы Текст с ошибками Кроссворд Заполнение таблицы и др.

Слайд 9

Опережающие задания. Организация изучения нового материала накануне или за два-три урока до планового изучения темы ( по желанию ). Виды опережающего задания: Самостоятельное изучение темы, выступление на уроке в качестве помощника учителя Подготовка дополнительного материала к уроку Подготовка вопросов учителю по разделам новой темы, которые вызвали особое затруднение при изучении

Слайд 10

Проектная деятельность. Исследовательские проекты ( биография исторического деятеля, генеалогическое древо) Информационные проекты (выставка реликвий, виртуальная экскурсия, историческая экспозиция..) Творческие проекты (интервью у…)

Слайд 11

Проблемное изложение материала Суть проблемного изложения в том, что ставится проблема, а затем предлагается перечень фактов, в которых нет прямого ответа на задание. Чтобы проблемная ситуация органически вошла в учебный процесс, она должна принять форму познавательной задачи. Пример познавательного задания: На реформы Петра I существует несколько точек зрения: 1. «Петр… был сыном своего века. Но он был подлинно велик, ибо заботился о судьбах страны, росте ее могущества» (Н.И.Павленко, современный историк) 2. «Реформа Петра была неизбежна, но он совершил ее путем страшного насилия над народной душой и народными верованиями» (А.Н.Толстой, писатель) Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Слайд 12

Метод «незаконченная тема» При изучении новой темы не излагаю тему полностью, а предлагаю учащимся смоделировать историческую ситуацию (предложить свои варианты развития событий), а затем изучить вопрос по учебнику, сравнив изложение событий в учебнике и собственную версию, объяснить, почему события развивались именно таким образом Пример: Тема: «Династический кризис 1825г. Выступление декабристов». 8 класс Начинаю изучение новой темы с изложения причин восстания декабристов, знакомлю учащихся с планом восстания, характеризую ситуацию накануне восстания. Учащиеся должны продолжить рассказ, моделируя свой вариант развития событий. Затем предлагаю ученикам ознакомиться с текстом параграфа, выяснить, насколько они были близки к действительному развитию событий, и объяснить, почему события развивались именно таким образом.

Слайд 13

Изучение темы по проблемным вопросам и маршрутным листам. Организую самостоятельную работу учеников по новому материалу . Для этого готовлю проблемные вопросы по тексту параграфа или составляю маршрутный лист изучения новой темы, который направляет работу ученика по новой теме, помогает акцентировать внимание ученика на наиболее важных вопросах темы, содержит разные формы и методы самостоятельной работы. Варианты самостоятельной работы учащихся: Тема: «Традиционные общества Востока». 7 класс. Вопросы для самостоятельной работы с текстом параграфа: 1. Почему в Индии с 1526 г. правила династия монголов? 2. В Индии было 2 религии: религия завоевателей и национальная религия. Назовите эти религии. Какая религия была главной? 3. В период правления Акбара (1556-1601гг) установился «мир для всех». Кого и как примирил Акбар, ведь в Индии были различные слои населения – землевладельцы, крестьяне, торговцы, занимающие неравное положение в обществе? 4. В 1600 англичане основали Ост-Индскую компанию. Почему это стало возможным? 5. В 1757 г. император Китая объявил свою страну закрытой. От кого «закрыл» Китай император. Были ли в «закрытом»государстве «открытые» места? 6. В Китае – император. В Японии - ? 7. Какая религия в Японии в 17в. стала государственной? 8. Что такое кабуки? 8. Когда, почему и от кого «закрыли» Японию?

Слайд 14

Маршрутный лист по теме: «Иван III - государь всея Руси». (10 класс) Задание: Самостоятельная работа с материалом параграфа 17, учебник «История России с древнейших времен до конца 16 века», изучение новой темы по маршруту: (3 пункта) 1. Предпосылки образования единого русского государства. Предпосылки(причины) Экономические Политические: А) внутриполитические Б) внешнеполитические Религиозные 2. Объединение и централизация русских земель. Объединение: Дата Земли, подчиненные Москве Когда можно говорить о централизации русских земель? 3. Свержение ига. Усиление престижа московской власти.- В чем прослеживалось? Распад Орды. «Великое стояние» на р. Угре – 1480г.

Слайд 15

Выбор домашнего задания. Пример. При прохождении темы «Русские княжества в период раздробленности» ученики изучают развитие различных государственных образований. Это можно выполнить разными способами: первый – заполнение контурной карты, второй – заполнение таблицы. Показать, как выполнять эти задания можно на уроке, а какой из вариантов сделать при подготовке дома – предложить ученикам на выбор. В итоге знания будут усвоены тем способом, который выберет ученик, что приведет к успеху.

Слайд 16

Игровые методы. «Исторический стул». Суть данного приема в том, что перед классом на стул садится один ученик и отвечает по теме на вопросы класса. При наборе определенного числа правильных ответов стул «превращается» в трон.

Слайд 17

Внешние условия. внешний вид учителя жесты и мимика стиль общения учителя стиль руководства классом рациональное распределение времени урока

Слайд 18

Таким образом, моя цель - добиться ситуации, когда ученик — это не тот, кого учит учитель, а тот, кто у него учится. Урок должен быть совместным творчеством учителя и ученика, где они будут выступать равными сторонами. «Закон успешности» гласит: успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха… счастливого человека может воспитать только счастливый.

Слайд 19

В мире древних цивилизаций!

Слайд 20

Исторический кроссворд! Лестница с “Б” 1. Просветленный мудрец 2. Тростник, из которого в Китае делали дощечки для письма. 3. Служитель бога в Индии. Лестница с “Б” 1. Финикийская буква 2. Город Финикии 3. Знак, который соответствовал отдельному звуку 4. Священная книга

Слайд 21

1 Имя персонажа мифа, критский царь, отец Ариадны,приказал афинянам каждые девять лет семь юношей и семь девушек посылать на съедение Минотавру, живущему в лабиринте. 2.Герой многочисленных сказаний, пастух, во время Троянской войны убил при помощи Аполлона Ахиллеса. 3.Один из независимых городов Греции. 4 Небольшое самостоятельное государство-город. 5.Большой остров у берега Малой Азии, родина Пифагора и место поклонения Гере. 6. Громадная глиняная бочка для хранения зерна. 7. Остров близ Александрии, известный своим маяком. 8. Простой народ в Греции. 1. Великий мифический герой Аттики, сын царя афинского Эгея и Эфры, убивший на острове Крит Минотавра 2. Мифический царь, отец Ахиллеса 3. Главная гавань Афин, при Перикле соединенная с городом длинными стенами 4. Величайший скульптор древности, величайшее произведение – статуя Олимпийского Зевса. 5. Название учебного заведения, от которого происходит название “лицей” 6. Персидский царь 7. Место, где обитают Музы

Слайд 22

Исторические ребусы.

Слайд 23

Тайна старинной рукописи Я, главный и самый прекрасный бог Египта______ , каждый день проплываю по небу в своей________. Но в конце пути меня уже поджидает_________ в образе_____________. Когда то земля и небо были неразлучны так как _________и ________были мужем и женой. Но потом они поссорились и небо поднялось высоко над землей. А в подземном царстве распоряжается _________. Умершего он берет за руку и ведет на суд к ______________. Клятву ему умерший заканчивает словами______, ____,_______. Сердце его кладут на одну часу весов, а фигурку_______ на другую.

Слайд 24

«Пища Богов» картофель, пшеница, виноград, какао-бобы, финики, инжир, вяленое мясо, томаты, арбуз, рыба, лук, ячмень, перец, чай, вино).

Слайд 25

История в лицах. 1) Создание древнейших законов; 2) Завоевание Палестины и Сирии; 3) Строительство Великой Китайской стены; 4) Создание в Персии почтовой службы; 5) Строительство храма богу Яхве. 6) Первая библиотека А – Тутмос III; Б – Дарий I; В – Цинь Шихуан. Г – Хаммурапи Д – Ашшурбанипал Е - Соломон

Слайд 26

По городам и странам. 1.Единобожие, кочевое скотоводство, Самсон 2. Желтая река, гунны, шелк 3. «Город крови», железо, Ниневия 4. Мумия, Осирис, южное царство 5. Иштар, клинопись, ступенчатый храм 6. Ганеша, рис, цифры 7. Монета, золото, Сарды 8. Стекло, пурпурная краска, Карфаген 9. «Бессмертные», царская дорога, Валтасар

Слайд 27

Тайные письмена….

Слайд 28

Перебор!!! Каин, Ной, Авраам, Давид, Моисей, Иисус… Пирамида, статуя Зевса в Олимпии, Галикарнасский мавзолей, царский дворец Соломона, висячие сады в Вавилоне, Колосс Родосский Амон – Ра, Клио, Шамаш, Брахма, Эа, Посейдон,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Создание ситуации успеха на уроке"

Презентация к педагогическому совету "Создание ситуации успеха на уроке"...

Создание ситуации успеха на уроке истории

Обобщение и систематизация накопленных знаний и практических методов в работе с учащимися по созданию ситуации ученического успеха на уроке с целью:1.      создать условия для...

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...

Статья "Создание ситуации успеха на уроке истории"

Создание ситуации успеха на уроке историиАннотация: в статье рассматривается актуальный вопрос создания ситуации успеха на уроках истории и обществознания в современной школе, предлагаются методы и пр...

Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания как основы для активизации учебной деятельности учащихся в свете реализации ФГОС.

laquo;Как решить  вопрос успеваемости?» Именно такой вопрос стоит перед каждым учителем и администратором школы в конце каждой учебной четверти....

«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»

выступление на ГМО по теме:«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»...

Создание ситуации успеха на уроке истории

Статья посвящена ситуации успеха как фактору успешной учебной деятельности учащихся....