Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания как основы для активизации учебной деятельности учащихся в свете реализации ФГОС.
статья на тему

Шаферова Валентина Федоровна

«Как решить  вопрос успеваемости?» Именно такой вопрос стоит перед каждым учителем и администратором школы в конце каждой учебной четверти.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания  как основы для активизации учебной деятельности учащихся в свете реализации ФГОС.

Шаферова Валентина Федоровна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 237 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

                   

                       «Мы  должны сами верить в то, чему учим наших детей».

                                                                      Вудро Вильсон

«Как решить  вопрос успеваемости?» Именно такой вопрос стоит перед каждым учителем и администратором школы в конце каждой учебной четверти.  Принимаются тысячи решений педагогическими советами, отрабатываются разные методики, вызываются родители.  Но «проклятый вопрос» не решается.  Между тем корень проблемы лежит не только в личностной или в когнитивной плоскости. Проблема может начинаться с некорректной формулировки. Этот же вопрос, то есть по сути ту же проблему можно рассмотреть и с другой стороны - как сделать так, какие методы использовать, чтобы было больше «хорошистов» и  «отличников»? То есть – искать методы уменьшения количества «двоечников», а найти решения, позволяющие получить больше «отличников».

Нередко в школе складывается ситуация, когда часть благополучных вроде бы учеников постепенно, год за годом, «опускается» до уровня слабо успевающих, вместо того, чтобы «тянуть» остальных за собой. Это свойственно не только обычным школам, но и гимназиям. Вполне вероятно, это явление не что иное как следствие выполнения своеобразного нейролингвистического, то есть неслышного, но при этом вполне ощутимого посыла педагогов школы, озабоченных проблемой снижения процента «двоек», а не увеличением количества «пятерок» и «четверок».

Ключевым моментом в решении проблемы видится использование методик, формирующих создание комбинации «ситуации успеха» и «ситуации неудач» по отношению к одним и тем же учащимся. Методики могут включать в себя различные приемы и средства- от простейших игровых до достаточно сложных проектных. Безусловно, каждый педагог имеет свой собственный «арсенал» подобных приемов и методов, но при этом часто эти приемы и методы используются без должной взаимосвязи, зачастую вовсе бессистемно.

Что такое неуспевающий ученик?

Если верить великому философу Конфуцию -  «Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению».

По большому счету - человек, не слишком удачливый и, возможно, несчастливый дома и в школе, а потенциально - несущий груз по неуспешности жизни в целом. Причины этого явления могут быть разными, и с ними, безусловно, нужно вдумчиво и кропотливо работать. Но работа с причинами проявлений неуспешности ребенка будет неэффективной, если в работу не будут включены максимально возможное число педагогов, обучающих конкретного ученика, конкретный класс.

Ситуация успеха - это синтез таких обстоятельств, при которых ребенок предстает перед другими в более успешном, выигрышном виде. К этому и стремится большинство подростков, учащихся среднего и старшего звена. Успех может провоцировать и учитель ( похвалой, опережающим заданием, интересом к мнению учащегося, игровыми методиками, методиками НЛП), поэтому успех в принципе - не счастливое стечение обстоятельств, а четко выстроенная и смоделированная ситуация. Такая ситуация стимулирует социальную активность ученика, повышает его самооценку. Необходимо «Учителю стремиться к тому, чтобы обращаться не столько к памяти ученика, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания» . Зачастую педагог стремится не замечать плохо успевающего ребенка, не обращаться к нему. Опыт же говорит, что если создать ситуацию успеха (например, часто обращаться по имени, обращаться за советом, хвалить за верный ответ, а неверный просто поправлять, но при этом найти и хорошее в нем)- то активизируется социальная активность, повышается и корректируется самооценка. Таким образом, успешность- результат кропотливых усилий и систематической работы со стороны педагога. Ситуация успешности дает возможность получать удовольствие от процесса учения, помогает снимать страх, позволяет справиться с поставленной задачей, наметить новые задачи и найти пути их решения. Но при этом ситуацию успеха необходимо ориентировать, экстраполировать и на других, а не только на одного «избранного» ученика. Коллектив начинает как бы «подтягиваться» к позитивным переживаниям, успех заражает, изоляция отстающих детей преодолевается, снимается агрессия, и класс выравнивается в плане успеваемости.

Но бесконечно провоцировать состояние успеха невозможно (как, например, невозможно все время есть сладкое). Поэтому успешный и успевающий ученик привыкает к своему статусу, перестает видеть новые перспективы, начинает «скатываться» или игнорировать предлагаемые ситуации, если они не приносят очевидных выгод. Тогда на помощь приходит создание ситуации неуспешности. Методы, применяемые для этого, аналогичны применяемым для создания ситуации успеха. Это могут быть и опережающие задания, и игровые методики, и использование заведомо ошибочных задач. При этом педагогу следует помнить правило- перед тем, как сделать замечание, нужно обязательно похвалить. «Ты сделал домашнее задание? Молодец! Теперь дело за малым- научиться делать его правильно! Давайте поможем!», или -  «Ответ на вопрос ты дал , но хотелось бы более четко сформулировать выводы. Как это сделать?»

Ситуация моделирования успешности (и, соответственно,  неуспешности) должны быть четко продуманными, чтобы не превратиться из системного и продуманного метода воздействия - в банальную манипуляцию. Для этого требуется четко очертить на понятном ученику уровне причины его успехов (или неудач), комбинировать данные подходы, понимать место конкретной ситуации в общей системе, дать направление для дальнейшей работы (закрепления успеха, анализа причин явления,  преодоления трудностей).

Таким образом, для решения «проклятого вопроса успеваемости» необходимо провоцировать учеников к чувству удовлетворенности от личных достижений, к стремлению достичь более высоких результатов. Неудачи при этом обозначаются автономно, а не как система (то есть на слова «ты как всегда не сделал», «ты не способе» - безусловное табу!). Это подчеркнет значимость собственной работы для учащегося, покажет ему возможные перспективы. В дальнейшем, если педагогический коллектив сработает грамотно и в составе единой команды, учащийся (и не только единичный учащийся, а и весь ученический коллектив в целом)  сам инициирует собственное оценочное действие, будет мотивирован на достижение более высоких результатов, что является необходимым условием реализации ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроке истории

Обобщение и систематизация накопленных знаний и практических методов в работе с учащимися по созданию ситуации ученического успеха на уроке с целью:1.      создать условия для...

Мастер - класс "Создание ситуации успеха на уроках русского языка в ходе повторения и обобщения знаний учащихся"

Я рассказала о  приёмах, которые использую при обобщении изученного материала....

«Техники управления учебной деятельностью учащихся как средство реализации ФГОС: техника постановки вопросов»

Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он и...

Статья "Создание ситуации успеха на уроке истории"

Создание ситуации успеха на уроке историиАннотация: в статье рассматривается актуальный вопрос создания ситуации успеха на уроках истории и обществознания в современной школе, предлагаются методы и пр...

Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания.

В презентации предлагаются приемы и методы для создания ситуации успеха на уроках истории и обществознания....

«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»

выступление на ГМО по теме:«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»...

Создание ситуации успеха на уроке истории

Статья посвящена ситуации успеха как фактору успешной учебной деятельности учащихся....