«Реализация идей компетентносного и системно-деятельного подходов на уроках математики.
статья

Симонова Лариса Владимировна

Молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда, необходимо быть конкурентно способными работниками. Они должны быть творческими, самостоятельными, ответственными людьми, способными решать проблемы личные и коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_kompetentnosnogo_podhoda.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Симонова Л.В., учитель математики ГБОУ СОШ № 2

 Василеостровского района г. Санкт-Петербург.

«Реализация идей компетентносного и системно-деятельного подходов на уроках математики.

Молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда, необходимо быть конкурентно способными работниками. Они должны быть творческими, самостоятельными, ответственными людьми, способными решать проблемы личные и коллектива. Каждому человеку должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный и системно-деятельный подходы в обучении на любом предмете, в том числе и на математике.

Компетенция – это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Математические компетенции – это способности структурировать данные (ситуацию), создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать её, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математические компетенции учащегося способствуют применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Выделяются следующие виды компетенций (классификация по А.В.Хуторскому):

Ценностно-смысловая компетенция: в процессе изучения математики у учащихся происходит формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления, а также последующего обучения в высшей школе. Учащиеся овладевают данной компетенцией, например,  при работе над проектом, определяя цели и задачи, намечая план работы. Работая в группах, дети берут ответственность на себя, принимают решение. Практическую значимость предмета учащиеся видят, решая, например такие задачи: «Длина аквариума 90 см, ширина 55 см, а высота 45. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?»; «Сарай, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда. Длина сарая 20 м, ширина 8 м, высота 5 м. Найдите массу сена в сарае, если масса 10 м2 сена равна 6 ц».

Общекультурная компетенция: формирование данной компетенции происходит на уроках математики средствами воспитание отношения учеников к математике как к части общечеловеческой культуры, через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей. Учащиеся получают представление не только о русских старинных задачах, но и о задачах других стран. Например: Каждый из 7 человек имеет 7 кошек. Каждая кошка съедает по 7 мышек, каждая мышка за одно лето может уничтожить 7 ячменных колосков, а из зёрен одного колоска может вырасти 7 горстей ячменного зерна. Сколько горстей зерна ежегодно спасается благодаря кошкам? (Египет).

Учебно-познавательная компетенция: реализация данной компетенции перекликается с такими технологиями как развивающее и проблемное обучение. Момент совместного целеполагания присутствует практически на каждом уроке. При изучении новой темы учащиеся под руководством учителя сами формулируют тему, ставят цели и задачи изучения темы, составляют план, определяют её практическую значимость.

Информационная компетенция: в ходе изучения математики, у учащихся возникает потребность в получении новой информации. С этой целью привлекаются различные источники информации: Интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии, словари. Использование компьютера на уроках вызывает интерес и оживление учащихся. Поэтому я использую компьютерные презентации, как правило, эти презентации делают сами дети в группах или лично. Например, «Жизнь и творчество Пифагора», «Формула Пика», «Формула Герона».

Коммуникативная компетенция: на уроках математики школьники учатся общаться друг с другом (работа в группах), с учителем, учатся  участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Учащиеся учатся развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах. Например, в 8 классе после изучения темы «Площади» дети проводят зачёт по доказательствам теорем в группах. Каждый ребенок в группе, по очереди,  должен доказать теорему, дети в этой группе внимательно слушают и затем задают вопросы. Обычно группы бывают по  5-6 человек.

Социально-трудовая компетенция: в процессе обучения математике ученик приобретает знания, которые помогут ему осознанно подойти к выбору профессии. Для того чтобы помочь школьникам в выборе профиля обучения, а затем и будущей профессии, учителями математики нашей школы предлагаются их вниманию различные элективные курсы: «Решение уравнений и неравенств с параметрами», «Комплексные числа», «Матрицы», «Модули» и др.

Компетенция личностного самосовершенствования: для развития этой компетенции эффективны не так уроки математики, как занятия во

внеурочное время. Это может быть участие в олимпиадах, конкурсах, ЮМШ, международная игра «Кенгуру», МетаШкола и другое.

            Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться практически на любом предмете, в любой образовательной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

         Так, например, при изучении темы «Площади» в 8 классе предлагается детям найти площадь ромба разными способами. В 6 классе задачи на движение, как правило, имеют несколько решений. Хорошо, если ученики сами найдут эти способы решения.

        Обратимся к структуре системно-деятельностного подхода, основной целью которого является научить ребят не знаниям, а работе.

         Для этого учитель ставит ряд вопросов:

- какой учебный материал отобрать;

-какие методы и средства обучения выбрать;

-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;                                  Позиция учителя должна быть такова: к классу  не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математические понятия, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике.

Из выше приведенного видно, что учебный курс математики может быть реализован с применением компетентностного и системно-деятельностного  подходов. Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности. У ребят формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться. Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты.

Таким образом, компетентностный и системно-деятельностной  подходы являются усилением прикладного, практического характера всего школьного образования. Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем “объективного знания”, которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

Список использованной литературы:

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно – целевая основа компетентностного подхода в образовании/ И.А. Зимняя.- М., 2004.

2. Солянкина Н.Л. Профессиональная компетентность: понятие и виды. -Красноярск. 2003

3. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов/ А.В. Хуторский.- М.: Институт новых образовательных технологий, 2002. – 19 с.

4. Хуторской А.В.  Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. – Народное образование.,2003.

              5. Шишов, С.Е., Агапов, И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость/С.Е.Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2002.-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и во внеклассной работе.

В своей работе использую различные пути реализации личностно-ориентированного подхода:через гуманизацию и гуманитаризацию;через дифференциацию и индивидуализацию;через введения в учебный процес учебно...

Идеи педагогики сотрудничества в деятельностном подходе при обучении математике в средней школе

В результате разработки и внедрения собственной системы деятельностного подхода в обучении на уроках математики на основе педагогического сотрудничества становится качественной подготовка учащихся, по...

«Система работы ШМО по реализации требований ФГОС: системно-деятельный коммуникативный подход в обучении иностранному языку»Выступление

Выступление по данной теме поможет учителям в обобщении системы работы школьного МО учителей ИЯ...

Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».

laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики»   В современных ус...

Статья "Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики

Организация рефлективного осмысления результатов уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Из опыта работы...

Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как ...

Реализация идей компетентностного и системно-деятельностного подходов на уроке английского языка

Современная жизнь формирует новую систему ценностей. В центре её личность, способная к гибкой смене способов жизнедеятельности на основе коммуникации и принципа социальной ответственности. Основы стру...