Выступление на педагогическом совете по теме «Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики»
материал

Плехова Людмила Анатольевна
Цель дифференцированного обучения: создать комфортную среду для обучения и развития личности с учётом индивидуально- психологических особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме «Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики»

                

учитель математики МБОУ СОШ п. Нивенское

Плехова Людмила Анатольевна  (Слайд 1)

                                                  Актуальность

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы <снабдить> учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Исследования психологов и педагогов показывают, можно научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать <хозяевами> этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности (<зачем учиться математике>), обучить способам ее осуществления (<как учиться>). Необходимо освободить ребенка от боязни наказания за несделанное, за невыученное. Ведь не секрет, что в большинстве своем именно эта причина является <движущей силой> сегодняшнего обучения. Однако психологи всего мира единодушны в том, что неизмеримо больший стимул учения - положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Сегодня учить, делая ставку на наказание, ошибочно и малоэффективно.

Каждому учителю приходится искать и находить ответы на вопросы такого характера: Как максимально, с большей отдачей, использовать каждую минуту урока? Как реализовать проблему полной занятости каждого ученика на уроке, исключить иждивенчество? Какую методику избрать из многообразия методик, чтобы достичь наилучшего результата?

Учитель математики – это человек, который имеет дело с ребенком пять-шесть раз в неделю. Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников (потеря интереса к математике, порождение безответственности, нежелание учиться и др.). Нынешнее отношение учащихся к математике характеризуется снижением ее популярности среди школьников.

Каждый ребенок – уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему полгода, четвертый не воспринимает совсем.

Как научить всех?

     Данная тема представляется мне актуальной на сегодняшний день, так как она способствует решению задач, поставленных перед современной школой: повышению уровня обученности и воспитанности, развитию индивидуальных способностей, формированию личности, способной к творческому самоопределению в обществе.

Такой организации обучения математике требует современное состояние нашего общества, когда в условиях рыночной экономики от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Базовый курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой деятельности.

Признание математики в качестве обязательного компонента общего среднего образования в большей мере обуславливает необходимость  осуществления дифференцированного подхода к учащимся - как к определенным их группам (сильным, средним, слабым), так и к отдельным ученикам. Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, причем его понимание не должно сводиться лишь к эпизодическому добавлении в процессе обучения слабо успевающим учащимся тренировочных задач, а более подготовленным – задач повышенной трудности. Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения математического материала: подготовки учащихся к изучению нового, введения нового, применения к решению задач, этапа контроля за усвоением и др. Дифференцировано может быть содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); дифференцировать можно методы (приемы) обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации  самостоятельной работы по изучению нового, при решении задач и др.; дифференцировать можно средства и формы обучения. Опыт передовых учителей показывает, что дифференциация может затрагивать все элементы методической системы обучения и в этом случае она дает наибольший эффект в условиях обычного класса.

В концепции школьного математического образования дифференциация рассматривается как составная часть и необходимое условие гуманизации и демократизации образования, его перевода на новую культурообразующую базу.

Цель дифференцированного обучения: создать комфортную среду для обучения и развития личности с учётом индивидуально- психологических особенностей.

Задачи:

- организовать учебный процесс таким образом, чтобы разные по уровню усвоения учебного материала, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными  стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье;

- обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей,

удовлетворения его познавательных потребностей на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе;

- обеспечить поступательное движение учащихся к более высокому уровню знаний и умений.   (Слайд 2)

                                Виды дифференциации

        

Внутренняя дифференциация – различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс), подобранной по случайным признакам, без выделения стабильных групп. Может осуществляться в форме учёта индивидуальных особенностей учащихся, системы уровневой дифференциации.

Уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. (Слайд 3)

Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки (базовый уровень), который задается образцами типовых задач. На основе этого уровня формируется более высокий уровень овладения материалом - уровень возможностей. Предпринята попытка в разработке образцов задач для итоговых требований к математической подготовке учащихся, претендующих на более продвинутый уровень подготовки.

Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Каждый ученик имеет право добровольно выбрать уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда по каждой конкретной теме (разделу), а возможно и курсу в целом. Задачей учителя является обеспечение поступательного движения учащихся к более высокому уровню знаний и умений.

Модели внутренней дифференциации

1. Модель разнородных классов. Ученик по всем предметам учится в одном и том же разнородном классе. Для некоторых предметов (математика, иностранный язык, естественные науки) материал сгруппирован в разделы, на изучение которых отводится определённое время.

По окончании проводится диагностическое тестирование, по результатам которого одним ученикам даётся дополнительный, более обширный или более сложный материал, а другим – коррекционные задания или материалы.

2. Интегрированная модель. Дети с разными способностями помещаются в одну группу, акцент делается на индивидуальность, индивидуальное развитие и самостоятельное обучение.

Уровневая дифференциация – организация обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях: на обязательном (базовом, стандарт образования) и повышенном.

Принципы уровневой дифференциации:

1. Овладение обязательным уровнем подготовки.

2. Выделение и открытое предъявление всем участникам учебного

процесса уровня обязательной подготовки.

3. «Ножницы» между уровнем обязательных требований и уровнем

обучения (не ограничивать учебный процесс обязательными

требованиями к результатам обучения).

4. Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности.

5. Соответствие содержания, контроля и оценивания знаний по

уровневому подходу, в соответствии с которым контроль должен

предусматривать проверку у всех учащихся достижений уровня

обязательной подготовки. Это дополняется проверкой усвоения

материала на более высоких уровнях.

Внешняя дифференциация – это дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных групп учащихся по программам, отличающимся глубиной и широтой изложения материала. Дифференциация этого вида, как правило, осуществляется через курсы по выбору и профильное обучение. При этом одни учащиеся выберут общекультурный уровень изучения и усвоения учебного материала, другие - прикладной, третьи - творческий, в соответствии со своими интересами, способностями, склонностями и с учетом возможной в будущем профессиональной деятельности.

Внешняя дифференциация – создание относительно стабильных групп, в которых различаются содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования.

Группы создаются с учётом:

http://www.bestreferat.ru/images/paper/46/41/8824146.pngинтересов, склонностей;

http://www.bestreferat.ru/images/paper/46/41/8824146.pngспособностей;

http://www.bestreferat.ru/images/paper/46/41/8824146.pngдостигнутых результатов;

http://www.bestreferat.ru/images/paper/46/41/8824146.pngпроектируемой профессии.

      Дифференциации по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях. На уровне школы к дифференциации по обученности можно отнести классы, сформированные по успеваемости учащихся, однако такую форму дифференцированного обучения считают нецелесообразной, так как обученность является гибкой, меняющейся характеристикой учебной деятельности ученика и учет ее не требует выделения жестких, резко разграниченных групп учащихся.

        Данный вид дифференциации сопутствует и ряду новых педагогических технологий: модульной, полного усвоения знаний. В последней после изучения темы и сдачи зачета ученики делятся на две группы: усвоившие и не усвоившие материал. Дальнейшая работа с этими группами, естественно, строится по-разному. Ученики, усвоившие материал, получают возможность углублять и расширять свои знания. С учениками другой группы организуется работа по отработке, коррекции изученного содержания.

          В  дифференциации по специальным способностям выделяются подвиды: по познавательным, художественным, музыкальным, коммуникативным способностям и т.д. это учет специальных способностей ученика, которые проявляются при выполнении дополнительных заданий, например, нарисовать что-либо к уроку, исполнить музыкальное произведение для создания определенного эмоционального настроя и т.д.

 

                                   Примеры разноуровневых заданий.

Решение задач по теме «Параллелограмм»

I уровень

1. В четырехугольнике ABCD АВ // CD , АС = 20 см, BD 10 см, АВ = 13 см. Диагонали ABCD пересекаются в точке О. Найдите периметр COD.

2. Из вершины В параллелограмма ABCD с острым углом А проведен перпендикуляр ВК к прямой AD ; ВК = АВ/2. Найдите C, D .

3. Середина отрезка BD является центром окружности с диаметром АС, причем точки А, В, С, D не лежат на одной прямой. Докажите , что ABCD -параллелограмм.

II уровень

1. В четырехугольнике ABCD А + B 180°, АВ || CD На сторонах ВС и AD отмечены точки М и К соответственно так, что ВМ= KD . Докажите, что точки М и К находятся на одинаковом расстоянии от точки пересечения диагоналей четырехугольника.

2. На сторонах РК и МН параллелограмма МРКН взяты точки А и В соответственно, МР = РВ = АК; /МРВ = 60°. Найдите углы параллелограмма и сравните отрезки ВМ и АН.

3. На основании А С равнобедренного треугольника ABC отмечена К , а на сторонах АВ и ВС - точки М и Р соответственно, причём PK = MB , / KPC 80°, / C = 50°. Докажите, что КМВР – параллелограмм.

III уровень

1. В выпуклом четырехугольнике ABCD / А + / В = / В + / C = 1 80. Через точку О пересечения диагоналей четырехугольника проведена прямая, пересекающая стороны DC и AD в точках М и К соответственно; / BOM 90°. Докажите, что ВК = ВМ.

2. На сторонах ВС и CD параллелограмма ABCD отмечены точки М и Н соответственно так, что отрезки ВН и MD пересекаются точке О; / BHD = 95°, / D М C = 90°, / BOD 155°. Найдите отношение длин отрезков АВ и MD и углы параллелограмма.

3. Точки М и К являются соответственно серединами сторон АВ и ВС треугольника ABC Через вершину С вне треугольника проведена прямая, параллельная АВ и пересекающая луч МК в точке Е. Докажите, что КЕ=АС/2.

Развитие учащихся и учителя в условиях реализации дифференцированного подхода

Пытаясь создать образ ученика нашей школы, при внедрении дифференцированного подхода в обучении и воспитании учащихся, я исхожу из того, что нет и не может быть единых жестких требований к каждому ученику, так как нельзя оспаривать уникальную индивидуальность каждого человека. Тем не менее, основываясь на базовых ценностях и мисси школы, я попыталась «нарисовать» примерный образ ученика школы. В моём понимании, при использовании дифференцированного подхода ученик- это личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентированная на успех.

Самостоятелен в выборе решений

Ответственность за свои поступки и дела

ориентирован на успех:

- Я с п о с о б е н!!!

- Я з н а ч у!!!

- Я м о г у!!!

Необходимость внедрения дифференцированного подхода на современном этапе подтверждается практикой: дети учатся самоорганизации, умению проводить самооценку. Происходит переосмысление их внутренней мотивации к обучению. Ученик становится активным участником педагогического процесса. Индивидуальное развитие ученика, его личная самооценка на каждом этапе урока формирует у подрастающего поколения стремление учиться по своему внутреннему убеждению. (Слайд 4)

Технология дифференцированного обучения способствует кардинальному изменению не только сознания ученика, но и сознания учителя. Дифференцированное обучение вдохновляет учителя на создание такого образовательного процесса, в котором ученик в самой жизни учится менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество. Кроме того, на искусство нового мышления учителя оказывает влияние эмоциональная атмосфера в учебном заведении, его гуманитарная среда, что, конечно же, сказывается на познавательном выходе и продуктивности учебно-воспитательного процесса. В моём понимании структурный портрет учителя выглядит так:

Структурный портрет учителя.

Стремление к личностному и профессиональному саморазвитию

Ответственность за себя и других

Стремление к самовыражению к самореализации

      Стремление к успеху

Я з н а ю!!!

Я м ы с л ю!!!

Я т в о р ю!!!

http://www.bestreferat.ru/images/paper/83/41/8824183.pngЯ ж и в у!!!  (Слайд 5)

Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации.

1. Использовать уровневый тематический контроль удобнее всего работая крупными блоками. В этом случае весь теоретический материал рассматривается компактно на первых уроках темы, а затем проводится отработка умений и навыков по уровням. Процесс усвоения материала темы будет более упорядочен и целенаправлен, если проводить принцип последовательного продвижения во уровням: сначала на уровне 0 (узнавание, понимание), а затем отрабатывать решение типовых задач, работая на I уровне, и только после этого переходить к решению комбинированных задач II уровня (уровня продуктивной деятельности). Четкое вычленение уровней и последовательное продвижение по уровням дадут возможность избежать таких ошибок, когда на повторительно-обобщающем уроке, где рассматриваются задачи II - III уровня, учитель предлагает устную работу по воспроизведению формулировок определений, теорем или свойств (т.е. деятельность I уровня) или предлагает разгадать кроссворд, составленный из математических терминов. Эта форма работы ученикам интересна, но она требует деятельности 0 уровня (узнавание) и неуместна на уроке, преследующем достижение II - III уровня усвоения.

2. Содержание контролирующих работ должно быть заранее известно учащимся в той или иной форме, например, 0 уровень в форме вопросов, I уровень в виде перечня всех типовых задач темы, II уровень в виде перечня примерных задач. Открытость уровневых требований к учащимся, норм оценивания - важнейшее условие гуманизации обучения.

Следует отметить, что задачи I уровня должны быть посильны всем ученикам. Неправильно поступают учителя, которые необоснованно расширяют список типовых задач (задач I уровня) за счет включения в него второстепенных, комбинированных задач темы. В этом случае учащиеся довольно долго осваивают репродуктивный уровень и на частично творческий II уровень не успевают выйти. Быстрое освоение I уровня и быстрый выход на II уровень - необходимое условие творческого освоения математики.

3. Сужение списка типовых задач обязательных для усвоения всеми учениками за счет исключения комбинированных, усложненных задач не означает снижения уровня преподавания математики. Изучение теоретического материала, разбор сложных, комбинированных задач должен проводиться в полном объеме, иначе учащиеся, способные усвоить математику на высоком уровне, не смогут пройти через полноценный учебный процесс. Осуществлять дифференциацию нужно не за счет различного уровня преподавания для различных групп учащихся, а за счет различного уровня требований к усвоению материала. С этой точки зрения снижение минимального обязательного уровня означает ориентацию на реальные возможности учеников, осваивающих математику с трудом, реальность требований, предъявляемых к этой категории учащихся, учет их индивидуальных особенностей. Необходимо, чтобы трудности учебной работы были для учащихся посильными, соответствовали индивидуальному темпу овладения учебным материалом.

4. Последовательное продвижение учащимися по уровням усвоения может осуществляться в индивидуальном для каждого ученика темпе. Например, контрольные тесты 1 уровня показали, что часть учеников не смогла усвоить решение типовых задач, значит, на следующих уроках с ними необходимо еще раз отработать решение типовых задач, и представить еще одну возможность справиться с тестами 1 уровня. Для учеников, работающих в быстром темпе можно рекомендовать досрочную сдачу уровневых тестов.

Ученики, усвоившие материал на 1 уровне и успешно сдавшие тест, работают над заданиями 2 уровня, образуют группу мобильного состава. В дальнейшей работе состав этой группы будет меняться. Эта группа дополнится учащимися, сдававшими повторный тест 1 уровня, из нее выйдет часть учеников после зачета 2 уровня и перейдет к работе по заданиям 3 уровня. Они образуют еще одну мобильную группу. Такое формирование уровневых групп, разбиение класса на группы справедливо в глазах учеников, т.к. зависит от результатов работы ученика, выявленных на уровневом контроле.

5. Работая таким образом легко осуществить принцип добровольности в выборе уровня усвоения материала. Зная содержание знаний на всех уровнях, нормы оценивания на каждом уровне, ученик решает на каком уровне будет осваивать материал, какой отметкой ограничиться. В учебном процессе у учащихся формируются навыки планирования и регулирования своей деятельности. Ученик перестает быть пассивным наблюдателем и становится активным субъектом учебного процесса. Имея возможность выбора, ученик осуществляет его и должен нести ответственность за результаты выбора, т. е. в этой деятельности он формируется как личность. У ученика формируется самооценка, адекватная своему уровню.

Часто учителя возражают против добровольности выбора уровня обучения учеником, говорят, что выберут уровень обучения на "3". Практика показывает, что если ученик освоил 1 уровень, уверенно решает типовые задачи, он на этом уровне не остановится и попробует перейти на 2 уровень, заработать оценку "4". Заинтересованность в результатах своего труда, положительная мотивация - все это факторы, позволяющие ученику "учиться победно".

6. Использование уровневого подхода дает возможность целенаправленно отбирать материал, планируя урок четко ставить цель достижения того или иного уровня и в соответствии с целью выбирать формы проведения учебных занятий. На уроках, цель которых освоение материала на 0 и на 1 уровне, будут преобладать фронтальные формы работы, формы, ориентированные на взаимообучение и взаимоконтроль. На уроках с целью достижения 2 и 3 уровня, когда класс дифференцирован по уровням на мобильные группы, наиболее предпочтительны дифференцированно-групповые, индивидуализированные формы занятий.

7. Оценка должна отражать уровневый подход при контроле, в основе которого лежит достижение всеми учащимися минимального базового обучения. При этом достижение 1 уровня оценивается двухбалльной оценкой (зачтено-незачтено, верно-неверно и т.д.). Достижение учеником 2 уровня может оцениваться, исходя из отметки

"4", и только при выполнении работы 3 уровня ученик может претендовать на отметку "5". Таким образом, оценка отражает уровень усвоения учеником материала. Общедидактические нормы оценивания допускают выставление положительной оценки за достижение учеником 0 уровня. В связи с этим учителя математики стали практиковать выставление положительной оценки за неполное достижение 1 уровня (часть материала учеником не выполнена и освоена лишь на 0 уровне). Это вполне согласуется с гуманитаризацией образования и ориентацией этой части учеников на освоение математики на общекультурном уровне.

Следует сказать, что система оценивания в нашей стране не идеальна. Два ученика получают пятерку, и только учитель знает, какие разные на самом деле эти оценки. Да и обиды учеников по поводу того, что <у соседа по парте тройка, а он умеет намного меньше, чем я, и у меня тоже "три" - не справедливо> тоже имеют место. В связи с этим, считаю, что дети должны видеть и четко себе представлять, какую они на самом деле получают оценку: быть может, это тройка, граничащая с двойкой и необходимо срочно поправлять ситуацию, а может, она близка к четверке, и стоит еще немного постараться, чтобы получить хорошую оценку. В конце концов, даже получая пятерку, ученик должен видеть возможность для расширения и углубления своих знаний.

8. Уровневый контроль, осуществляемый с помощью тестирования, завершается уровневой контрольной работой (тематической или итоговой).

Дифференцированный подход обеспечивает личностно – ориентированную дифференцированную среду для развития, воспитания и сохранения здоровья обучающихся.

                                                                                          Вывод

Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно- урочной системы образования по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий  повышение качества образования  и развития каждого ученика.

Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ученика, а также созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.

       Пытаясь создать образ ученика нашей школы, при внедрении дифференцированного подхода в обучении и воспитании учащихся, я исхожу из того, что нет, и не может быть единых жестких требований к каждому ученику, так как нельзя оспаривать уникальную индивидуальность каждого человека. Тем не менее, основываясь на базовых ценностях и мисси школы, я попыталась «нарисовать» примерный образ ученика школы. В моём понимании, при использовании дифференцированного подхода ученик-  это личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентированная на успех.

Сопровождая уроки различными формами, методами и способами подачи математического материала мы тем самым повышаем его привлекательность. Внедренные элементы дифференцированного и индивидуального подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики чувствуют себя ответственными, приучаются к самоорганизации учебного труда. Самое главное - вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься математикой в дальнейшем.

 

Основные принципы работы с детьми:

  • от творчества учителя к творчеству ученика;
  • предупредить, а не наказать незнание;
  • мотивация, а не констатация;
  • ученик должен испытать успех;
  • обучать школьников на эмоциях радости;
  • развивать мотивацию к самостоятельному поиску решений;
  • сделать главной заповедью своей педагогической деятельности: «Не навреди»

Получать удовольствие от занятий математикой школьник может лишь при условии, если дифференциация ему доступна. В противном случае один ученик будет учиться налегке, не напрягаясь, другой,- пытаясь осилить непосильное. Первый из них не найдет применения имеющимся способностям и не разовьет потенциальные, второй будет чувствовать постоянное унижение, на каждом шагу ощущать собственную неполноценность, умственную убогость, что приведет к отвращению от математики.

Учёные, врачи, педагоги-новаторы призывают нас, чаще применять и использовать в работе всё новое.

А для нас, учителей, важно, чтобы мы захотели учиться новому, внедрять это в процесс обучения и не бояться применять на практике современные пед. технологии в наш информационный век.

Литература.

1.Верзилова Н.И. Дифференцированный подход при обучении математике как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся.// festival.1september.ru/articles/504920/

2.Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. <Дифференциация в обучении математике>.//Математика в школе. 1990.-№ 4.

3.Жужгова К.А. < Дифференциация в процессе обучения математике>, 2005

4.Мудрая Л.З. Организация индивидуальной работы учащихся на уроках математики. - М., Высшая школа, 1975.

5. Нечаев М.П. Разноуровневый контроль качества знаний по математике: Практические материалы: 5 - 11 классы. - М.: <5 за знания>, 2006г.

6. Степаненко Е.С. Дифференцированное обучение. Что же такое дифференциация обучения? // http://stepanenko.ucoz.ru/index/0-9/

7. Хуртова Т.В., Дорошенко Е.Ю. и др. Методическая работа в школе. - Волгоград <Учитель>, 2007г.

8. Юркина С.Н. О дифференцированном обучении математике.// Математика в школе.-1990,№3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель математики : Плехова Людмила Анатольевна « Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики »

Слайд 2

Цель дифференцированного обучения: C оздать комфортную среду для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей. обеспечить поступательное движение учащихся к более высокому уровню знаний и умений . Задачи: организовать учебный процесс таким образом, чтобы разные по уровню усвоения учебного материала, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье. обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.

Слайд 3

Виды дифференциации Внутренняя дифференциация – различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс), подобранной по случайным признакам, без выделения стабильных групп. Может осуществляться в форме учёта индивидуальных особен-ностей учащихся, системы уровневой дифференциации. Уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Внешняя дифференциация – это дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных групп учащихся по программам, отличающимся глубиной и широтой изложения материала . Дифференциация по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях.

Слайд 4

Структурный портрет ученика У Ч Е Н И К Творческий, спо-собный к мышлению Интеллектуально развитый Активно действую-щий, способный на поступок Ориентирован на общечеловеческие ценности Психологически раскрепощен Общественно активный Ответственность за свои поступки и дела Самостоятелен в выборе решений Ориентирован на успех: - Я с п о с о б е н!!! - Я з н а ч у!!! - Я м о г у!!!

Слайд 5

Структурный портрет учителя У Ч И Т Е Л ь Стильность и современность Стремление к личностному и профессиональному саморазвитию Способность к творческому мышлению Ответственность за себя и других Чувство юмора Доброжелательность Общительность Общая эрудиция Высокий уровень знаний в области преподаваемого предмета Стремление к общей и педагогической культуре Стремление к самовыражению Стремление к самореализации

Слайд 6

Я з н а ю!!! Я м ы с л ю!!! Я т в о р ю!!! Я ж и в у!!!

Слайд 7

Типология учащихся класса Группы на уроке Учащиеся с высокими учебными способностями Учащиеся со средними учебными способностями Учащиеся с низкими учебными способностями

Слайд 8

Этапы урока, на которых применяется дифференцированное обучение Домашнее задание Закрепление Объяснение нового материала Актуализация знаний Устный счет

Слайд 9

Устный счет = -2 = -0,4 = -6,5 = 0 = 1) 8 + (-7) 3) -2,5 + (-4) 2) -1,2 + 0,8 5) -8+11+(-5) 4) -5,6 + 5,6 1 1) -3,8 - 5,7 = (б) -8,4 + 3,7 = (о) 3,9 - 8,4 = (л) -2,9 + 7,3 = (а) -3,5 + 8,1 = (ч) -2,9 - 3,6 = (в) -16 – 18 = (е) 2) Сравните: -5,6 и-3,8 (к) 10 и -125 (и) -2,5 и-2,5 (й) 3) А(6),В(-5); АВ=? (с)

Слайд 10

Актуализация знаний Вопросы повторения. Что называется модулем числа? Чему равен модуль положительного числа? Чему равен модуль отрицательного числа? Как сложить два отрицательных числа? Как сложить два числа с разными знаками ?

Слайд 11

Объяснение нового материала Дифференцированное введение нового материала осуществляю сочетанием двух подходов – дифференцированного и проблемного. При ответе на один и тот же вопрос рассматриваем разные точки зрения, обсуждая и доказывая их; Ставлю перед учащимися проблемные задачи. Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты Вместе с учащимися ставим конкретные вопросы Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю самим найти способ его разрешения; Методические приемы

Слайд 12

Закрепление нового материала В книгу включены разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, содержащие творческие, нестандартные задачи по каждой изучаемой теме, также задачи повышенной сложности.

Слайд 13

Домашнее задание традиционное дифференцированное творческое

Слайд 14

Положительные аспекты Отрицательные аспекты Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся Исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднения детей У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися к общественным нормам Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании Повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться Деление детей по уровню развития не гуманно Высвечивается социально-экономическое неравенство Слабые лишаются возмлжности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах Перекомплектование разрушает классные коллективы

Слайд 15

Система подготовки к ГИА и ЕГЭ Изучение нового материала в виде укрупненных блоков; Практическая направленность на уроках закрепления; Формирование личных папок ( умные тетради ) учащимися с материалами к ЕГЭ (справочный материал, алгоритмы решений, образцы решений, тесты, отдельные задания по В1- В14, задания части С) Предоставление каждому ученику системы лекций по обобщению основного материала школьного курса. Проверка и контроль ЗУН в форме зачетов , средствами ИКТ.

Слайд 16

КАЧЕСТВА, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ВЫПУСКНИК: - ГИБКО АДАПТИРОВАТЬСЯ В МЕНЯЮЩИХСЯ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИОБРЕТАЯ НЕОБХОДИ-МЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕЛО ПРИМЕНЯЯ ИХ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; - КРИТИЧЕСКИ И ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, ЧЕТКО ОСОЗНА-ВАТЬ, ГДЕ И КАКИМ ОБРАЗОМ ПРИОБРЕТАЕМЫЕ ЗНАНИЯ МОГУТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНЫ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬ-НОСТИ; - САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ НАД РАЗВИТИЕМ СОБСТВЕН-НОГО ИНТЕЛЛЕКТА, НРАВСТВЕННОСТИ, ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ, КУЛЬТУРНЫМ УРОВНЕМ; - ГРАМОТНО РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ (УМЕТЬ СОБИ-РАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, СОПОСТАВЛЯТЬ, ОБОБЩАТЬ, УСТАНАВЛИВАТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ФОРМУЛИРОВАТЬ ВЫВОДЫ И Т.Д.), В ТОМ ЧИСЛЕ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКА-ЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ; - БЫТЬ КОММУНИКАБЕЛЬНЫМ, УМЕТЬ РАБОТАТЬ В РАЗЛИЧНЫХ ГРУППАХ.

Слайд 17

Основные принципы работы : Право каждого ученика на самостоятельный выбор уровня обучения. Открытость уровней усвоения и в первую очередь обязательных результатов. Уровень требований выше, чем обязательный уровень усвоения материала. Осуществление уровневой дифференциации не за счёт того, что одним ученикам давать меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая одинаковый объём материала, предъявляются различные уровни требований к его усвоению. Определение для обучающихся целесообразных и эффективных видов деятельности, форм работы и типов заданий на уроке на базе изучения индивидуальных особенностей (уровня подготовки, особенности мышления, познавательного интереса к предмету) каждого ученика. Так при изучении нового материала дети самостоятельно составляют опорные конспекты, понятийные диктанты, моделируют стереометрические модели и изображают графики. При закреплении учащиеся имеют возможность выбора заданий, решения задач репродуктивного и творческого характера, выбора правильного ответа или нахождения ошибки, с помощью сигнальной карточки дать ответ на поставленный вопрос. На уроках используются элементы занимательности, интересные нестандартные задачи, задачи повышенной трудности. Применение различных форм учебных занятий - лекции, урок –практикумы, интегрированные уроки, создают условия для реализации креативных возможностей обучающимся.

Слайд 18

СОЗДАНИЕ ТАКОЙ АТМОСФЕРЫ НА УРОКЕ, КОТОРАЯ СТИМУЛИРУЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НА КАЖДОМ УРОКЕ И НА КАЖДОМ ЕГО ЭТАПЕ СОЗДАЮТСЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И УЧЕБНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПАУЗЫ, ПОСТЕПЕННОЕ ВОЗРАСТАНИЕ СЛОЖНОСТИ ЗАДАНИЙ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ОШИБОК, ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ) ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ В ПРОДВИЖЕНИИ УЧЕНИКА ПО УРОВНЯМ. ПОСТОЯННЫЙ ПОШАГОВЫЙ КОНТРОЛЬ НА УРОКЕ С УЧЕТОМ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЗВОЛЯЕТ ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА КАЖДЫМ ОБУЧАЮЩИМСЯ И ВНЕСТИ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КОРРЕКТИВЫ. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА НЕ ТОЛЬКО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НО И САМОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ (УКАЗАТЬ НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ, ПОХВАЛИТЬ, ВСЕЛИТЬ НАДЕЖДУ НА ДОСТИЖЕНИЕ БОЛЕЕ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ). НЕ НАДО ТОРОПИТЬСЯ СТАВИТЬ ПЛОХИЕ ОЦЕНКИ, А ВОТ ХОРОШИЕ - ВАЖНО НЕ ПРОПУСТИТЬ.

Слайд 19

«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Круглый стол на тему "Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики"

Данная тема представляется мне актуальной на сегодняшний день, так как она способствует решению задач, поставленных перед современной школой: повышению уровня обученности и воспитанности, развитию инд...

Выступления на педагогическом совете на тему: "Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка"

Материал содержит информацию о том, что такое критическое мышление и о том, как применять технологию КМ на уроках иностранного языка....

Доклад "Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики"

Доклад "Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики"...

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Использование технологии проблемного обучения на уроках математики »

Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи. Если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие разви...

методический материал по теме " Применение технологии проблемного обучения на уроках математики"

Методический семинар по теме " Применение технологии проблемного обучения на уроках математики" поможет учителям применять проблемные ситуации на уроках математики...