Положение по проектной деятельности
методическая разработка

Малых Раиса Петровна

Положение по проектной деятельности учащихся создано в соавторстве с учителем ИЗО Пономаревой Л.Н. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_po_proektnoy_deyatelnosti.docx40.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

о проектно-исследовательской деятельности учащихся МБОУ «СОШ № 62»

1. Общие положения.

  1. Настоящее положение разработано на основе нормативных документов:
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

1.2. Итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Проект выполняется в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).

1.3. Выполнение проекта и его защита является промежуточной аттестацией для учащихся 7 классов. В итоге выставляется оценка по нескольким предметам, в рамках которых выполнено проектное исследование.

1.4. Проект выполняется по двум и более предметам спортивно-оздоровительного, гуманитарного, естественно - научного циклов группой учащихся (не более 5 человек в группе).

2. Цели и задачи проектной деятельности.

2.1.Цели проектной деятельности:

  •  совместный поиск учащимися и педагогами новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании нового интеллектуального или материального продукта, востребованного обществом;
  • развитие исследовательских умений (выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение) и ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности;
  •  приобретение коммуникативных умений работы в группах (групповые проекты);
  • включение в образовательный процесс форм развивающего обучения, базирующихся на системно - деятельностном подходе, способствующих сотрудничеству, партнерству учителя и ученика;
  • обеспечение путей повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе и обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.

2.2.Задачи проектной деятельности:

  • обучать планированию (умению четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
  • формировать навыки самостоятельного сбора и обработки информации;
  • развивать креативность и критическое мышление, умение самостоятельно принимать решения;
  • развивать навыки мыслительной деятельности при анализе, синтезе, структурировании, классифицировании;
  • обучать умению работать в команде (с руководителем, в группе);
  • развивать умение составлять письменный отчёт о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать чётко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • формировать позитивное отношение к собственной деятельности (проявлять инициативу, энтузиазм, выполнять работу в соответствии с установленным графиком), навыки самоанализа и рефлексии;
  • вовлекать в творческое проектирование всех участников образовательного процесса – учителей, обучающихся и их родителей, создавать коллектив единомышленников, занятых общим делом воспитания и самовоспитания современной творческой личности

3. Основные понятия проектной деятельности.

3.1.Проект –это

  • работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта; выполнение проекта составляет проектную деятельность;
  • замысел создания реального объекта, предмета, разного рода теоретического и практического продукта;
  • всегда творческая деятельность.

3.2.Признаки проектной деятельности:

  •  ориентация на получение конкретного результата;
  • предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
  •  относительно жесткая фиксация срока достижения результата;
  •  предварительное планирование действий по достижению результата;
  •  программирование - планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;
  •  выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;
  • получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

4. Классификация проектов (по доминирующей деятельности учащихся):

Название

Особенности

Проектный продукт

1.Практико-ориентированный

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Ценность проекта заключается в реальности использования проектного продукта на практике

Учебные пособия, макеты, модели, инструкции

2 .Исследовательский

По структуре напоминает научное исследование. Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов

Презентация, стенгазета, буклеты

3. Информационный

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее обобщения и представления широкой аудитории

Публикации в СМИ, в Интернете, создание информационной среды класса и школы

4. Творческий

Предполагает максимально-свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов

Альманахи, театрализация, спортивные игры, произведения изобразительного искусства, видеофильмы

5. Игровой

Наиболее сложен. Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации

Мероприятия (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.)

5. Оформление проектной деятельности.

5.1.Темы проектных работ должны быть актуальны, а цели достижимы в рамках текущего образовательного процесса. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта. Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.

5.2. Структура проектно-исследовательской работы содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение.

Введение включает в себя ряд следующих положений:

  • Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;
  • Устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;
  • Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
  •  Далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
  •  Завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».

Основная часть проекта может состоять из нескольких глав, через которые показано решение поставленной проблемы и отражается исследование учащихся.

В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.

Список литературы отражает использованную в исследовании литературу, а также материалы, ресурсы интернета.

Приложения могут содержать фотоматериалы, графики, таблицы и пр.

5.3.Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:

  • Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.
  • Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
  • Каждая новая глава начинается с новой страницы.
  • Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
  • Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
  • Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами.
  • Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.
  • Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

6.Защита и оценка проектов.

 Защита проекта является формой промежуточной аттестации учащихся 7-х классов. Процедура защиты состоит в 5-7 минутном выступлении учащихся, в котором следует раскрыть актуальность темы, поставленные задачи, суть проекта, выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.

 Проектная деятельность оценивается по 2-м группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.

7.Критерии оценки проекта

7.1. Критерии оценки содержания проектно-исследовательской работы (1-3 балла)

Максимальное количество баллов - 15

1.

 

Значимость и актуальность темы

Современность тематики работы, востребованность проектируемого результата

2.

 

Глубина раскрытия темы

Полнота реализации проектного замысла. Содержательность материала, представленного в проектно-исследовательской работе, уровень исследования

3.

Уровень самостоятельности участников

Способность самостоятельной постановки проблемы и нахождения путей ее решения

4.

Межпредметность

Связь различных областей знаний

5.

 Качество оформления работы

 

Оформление работы в соответствии с требованиями

7.2. Критерии оценки защиты проекта (1-3 балла)

Максимальное количество баллов - 15

1.

 

Качество выступления

Простота и ясность изложения материала.

Четкость выводов.

Использование доступных понятий, терминов, их понимание.

Культура речи.

2.

 

Компетентность (ответы на вопросы)

Аргументированность, убедительность, краткость

3.

Коммуникативность

Степень организованности группы, распределение ролей в процессе создания  работы, активность каждого участника группы в соответствии с его индивидуальными возможностями

4.

Яркость выступления докладчиков

Эмоциональная подача материала

5.

Использование наглядности

Таблицы, плакаты, видеоматериалы, презентация

7.3.Оценивание проектной работы происходит в соответствии с требованиями оценочного листа проекта членами экспертной комиссии.

7.4.Итоговая отметка по каждому критерию и итоговая отметка в целом за проект определяется как среднее арифметическое отметок, выставленных руководителем проекта и членами экспертной комиссии. При этом итоговая отметка выставляется в пользу ученика на основании правил математического округления.

7.5.На основе данных показателей создан оценочный лист для определения уровня сформированности навыков проектной деятельности, который заполняет комиссия при представлении конечного продукта проектной деятельности.


Итоговый оценочный лист проекта

Название проекта________________________________________

Исполнитель (Ф.И.):_____________________________________

Ученики _____ класса

Руководитель проекта (Ф.И.О) должность_______________________________________        

Итоговая отметка

Заключение:

___________________________________________________________________________________

Дата «___» __________________20____г.

Руководитель проекта: ______________________, ______________________

ФИО должность

Член экспертной комиссии: ______________________, ______________________

ФИО должность

Член экспертной комиссии: ______________________, ______________________

ФИО должность

Член экспертной комиссии: ______________________, ______________________

ФИО должность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Конспект урока по географии в 9-м классе на тему: "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал" с применением проектной деятельности.

Цель урока: Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР)....

Положение об организации проектной деятельности

  Проектная деятельность – это целенаправленно организованная научно-исследовательская работа. Проект выполняется обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демон...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...