Выступление "Характеристика состояния речи обучающегося с нарушением интеллекта"
материал

Егорова Тамара Николаевна

В материале выступления на методическом объединении учителей гуманитарно - эстетического и математического цикла  представлены диагностические данные состояния речи обучающихся с нарушением интеллекта. Даны рекомендации педагогам по развитию речи детей с ОВЗ (нарушение интеллекта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика состояния речи обучающегося с нарушением интеллекта (взаимосвязь с уровнем развития познавательной и эмоционально - волевой деятельности).

                                                                                                 ноябрь 2016г.

    Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга.

  Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности.  Правое  влияет на модуляцию голоса, тембр и т.д.

   В больших полушариях выделяют 4 речевых центра, которые выполняют свои функции во взаимодействии с другими отделами системы. Выпадение отдельных звеньев системы ведет к нарушению различных видов речевой деятельности.

                         Центр Брока  расположен в верхней лобной извилине левого полушария. Связан с громкостью произношения речи. При нарушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова, хотя слышит и понимает слова. У него остается только способность к крику и пению без слов.

                      Центр Вернике расположен в височной извилине левого полушария. Связан с пониманием смысла. При его разрушении человек теряет способность понимать, узнавать слова.

                      Зрительный центр расположен в затылочной доле левого полушария. Связан с процессом чтения, понимания письменной речи.

                       Центр письма расположен в средней лобной извилине левого полушария. Связан с письменной речью.

Выделяют следующие виды речи.

  1. Внешняя, бывает устной, письменной и аффективной (нет замысла, очень проста ограничена: «Ах», «Ох»). Устная речь бывает монологичной и диалогичной. Внешняя речь играет в основном роль средства общения.
  2. Внутренняя речь характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Внутренняя речь играет роль - средства мышления, ей принадлежит функция планирования

( внутренний план действий). Когда ребенок начинает говорить, овладевает речью, он постепенно переходит на более высокую ступень отражения действительности - ступень речевого мышления.

      Важным  этапом является переход от внешней речи к внутренней, и использование  эгоцентрической речи является важным шагом на пути этого перехода.

      Вообще эгоцентрическая речь характерна для детей дошкольного возраста, когда  выполняя определенные действия, ребенок вслух проговаривает их. К началу школьного возраста эгоцентрическая речь практически исчезает, переходит во внутреннюю речь, ребенок научается мыслить «про себя», происходит слияние речи и мышления. Но при решении трудных задач ребенок регрессирует (опускается) на предыдущие, более низкие этапы психического, умственного развития, пытаясь тем самым облегчить решение трудного задания.

    Даже во взрослом состоянии человек встречаясь с трудной работой, пытается проговорить план своих действий.

Примеры учащихся, которые при обследовании использовали эгоцентрическую речь.

            Таким образом, речь выполняет  две функции

1. Служит средством общения между людьми.

2. Является средством мышления, в частности внутренняя речь - внутренний беззвучный речевой процесс, с помощью которого мы мыслим про себя.

    Так как ведущей деятельностью в средней школе (5-7 классы) является учение, я более подробно остановлюсь на  второй функции речи - средство мышления.

   Мышление человека неразрывно связано с речью (взаимозависимые и взаимодополняемые процессы). Мысль не может ни возникнуть, ни пробежать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т.е. мышление происходит в речевой форме. В речи же мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

    Формулировка мысли в слово приводит к тому, что ребенок в результате лучше понимает нечто, чем до словесной формулировки мысли. Учитель, прося ребенка сформулировать мысль, тем самым способствует более глубокому, лучшему ее пониманию.

     Связь речи с мышлением подтверждает следующий факт - специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождаемые мыслительную деятельность человека. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической (ручной) речью, мыслят на основе образов.

Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Это означает. Что мысль еще не ясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.

    Процесс речевого развития представляет собой непрерывно и циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову, от слова к мысли.

                      ( схема)

    Так как речь и мышление неразрывно связаны и взаимно влияют друг на друга следовательно, чем лучше развита у ребенка речь, тем проще и легче ребенку сформулировать  и выразить мысль, мнение и т.д.  Чем лучше развито мышление,  тем  быстрее и лучше ребенок усваивает способы решения задач различной сложности и ему не трудно озвучить не только  результат, но и объяснить весь ход его рассуждений. Задержка развития одного из процессов (речи или мышления) неизбежно ведет к торможению, затрудненному развитию другого процесса. В связи с этим мне хотелось бы коротко остановиться на особенностях развития этих процессов в подростковом возрасте с учетом полученных данных психолого - педагогического обследования.

    В подростковом  и раннем юношеском возрасте завершается формирование познавательных процессов, и прежде всего мышления.

В этот период мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь, как основное средство организации мышления и других познавательных процессов. Возникает полноценное теоретическое мышление. Идет активный процесс формирования научных понятий, в рамках наук изучаемых в школе. Приобретают окончательные формы умственные действия и операции с понятиями опирающимися на логику рассуждений и отличающие словесно - логическое, абстрактное мышление от наглядно - действенного и наглядно - образного.

    Мышление  детей  с нарушением интеллекта несколько отлично от того, что я только что перечислила и в нем можно выделить следующие особенности:

  1. Склонность к конкретному мышлению.

Выполняя задания на обобщение (а процесс обобщения составляет основную операцию всякой познавательной деятельности) примерно 70% мною обследованных детей, обнаруживают конкретные связи предметов, группируя шкаф с платьем, мальчика с одеждой, моряка с пароходом. Кто- то из ребят после замечаний не допускает подобной ошибки, но многие продолжают использовать конкретные связи предметов.

Конкретные примеры учащихся

             2.Выделение не существенных признаков для обобщения. Например, Марина Г. объединила тележку, метлу и стол, объяснив, что все это деревянное. Саша Х.- объединил тележку, кровать и диван назвал – это деревянное и сказал, что все это можно перевозить на тележке.  Катя И. не верно выделяет существенный признак и плюс к этому забывает по какому признаку объединяла группу, начинает объединять по другому признаку (выделила группу птиц, но ласточку кладет отдельно, а к птицам добавляет рыбу - рыба тоже живая).            

 Рассматривая предмет наши дети, как правило, замечают меньше характеризующих его признаков, выделяя главным образом, только наглядно воспринимаемые и, как правило, не самые существенные.

             3. У большинства детей хорошо развито наглядно - образное  мышление. На не сложных примерах они отлично выделяют существенные признаки, при переходе на словесный уровень и более усложненный материал результаты значительно ухудшаются. Но некоторым детям сложно выполнить задание даже на простых вариантах. 

Конкретные примеры учащихся

                  4.Способность к установлению отвлеченных обобщений,

абстрагированию практически отсутствует у наших ребят. Многие дети могут объяснить смысл отвлеченного понятия, выражения только на хорошо знакомом, отработанном материале. Некоторые из них интуитивно верно выполняют задание, но объясняют все равно конкретно, чаще всего  находя сходство в звучании слов.

    Конкретные примеры учащихся

           В ходе обследования речевой деятельности:

1. Возможность речевого общения в ситуации обследования (понимание инструкции, умение объяснить выполняемые действия, умение отвечать на вопросы).

2. Словарный запас (объем активного словаря).

 3. Уровень развития и качество связной речи - составление рассказа по картинке.

    Были выявлены следующие особенности:

  1. Большинство детей в ситуации обследования хорошо понимают инструкцию 

Конкретные примеры учащихся

  1. Как правило, ребята охотно рассказывают о себе, о своих занятиях, но обычно делают это простыми фразами, употребляя привычные слова, не показывающие яркости происходящего и своего отношения к происходящему. При составлении рассказа по картинке большинство ребят начинают конкретно перечислять все, что  видят на картинке, совершенно ничего не додумывая,  например, что было до изображаемого события, инструкцией это не возбраняется, и  практически,  не обращают внимание на связность рассказа.
  2. Есть дети, которые очень верно выполняют задания или осуществляют выбор, но объяснить,  почему так сделали,  не могут совершенно.

Конкретные примеры учащихся

Возможно, у этих детей нет достаточного согласования между речью и мышлением,  и мысль по этому поводу еще не оформилась, а может быть, им удалось,  интуитивно верно выполнить задание, поэтому трудно объяснить.

   Но есть и исключения, когда дети очень осознанно, обдуманно объясняют не только, то почему они именно так выполнили задания, но и хорошо описывают свое отношение к описываемым событиям, делам.

Конкретные примеры учащихся

  1. Отдельные ребята, начиная объяснять, почему выполнили именно так, начинают исправлять допущенные ошибки.

Конкретные примеры учащихся

Т.е. ребенок, формулируя мысль, лучше понимает ее и исправляет допущенные ошибки.

           5. Многие дети имеют маленький словарный запас. Показателем этого является  не только количество набранных слов из азбуки, но и то,  как быстро и верно находят дети названия к группам предметов. Часто, правильно собрав группу, дети не могут назвать ее верно и придумывают свое название.

Конкретные примеры учащихся

       6.  Абстрактные понятия даются детям с еще большим трудом. Выполнив    правильно сложное обобщение (мыслительная операция), дети не могут назвать три правильно собранные группы  (растения, живые и не одушевленные предметы). 

   

Рекомендации педагогам по речевому развитию учащихся:

1.Важно помнить, что влияя на речевое развитие ученика, знакомя с новыми понятиями, расширяя тем самым словарный запас, описывая картины природы, учитель развивает не только речь, но и мыслительные процессы ученика и развивая мыслительные процессы

( например,  сравнивая или определяя понятия) учитель развивает тем самым и речь ученика.

2. Учитель влияет на речевое развитие учащихся и понимание ими учебного материала не только прямо, осуществляя функции обучения, но и косвенно, через особенности собственной речи. Наибольшего успеха в этом плане достигают те учителя, которые следят за логикой своих высказываний, используют терминологию и построение фраз, легко воспринимаемых учениками определенного возраста (что наряду с подбором материала обеспечивает доступность его понимания).

Приводят четкую аргументацию, не употребляют речевых штампов и лишних навязчиво повторяющихся слов, пользуются экспрессивными возможностями устной речи - выразительной интонацией, акцентами для выделения слов и выражений, паузами, изменением темпа речи, мимикой, жестами и т.д.

3. Расширение словарного запаса - одно из важнейших направлений развития речи. Знакомство с новыми понятиями требует большой повседневной работы. Понятия не могут быть получены ребенком в чистом виде, их усвоение опирается на значения и смыслы уже имеющиеся в опыте ребенка. Поэтому учить ребенка понимать текст - значит добиться того, чтобы изучаемый материал был « уложен» ребенком в его собственной понятийной системе, по возможности пытаться расширить понятийную систему школьника, вводя новые понятия, объясняя их смысл. У ребенка с нарушением интеллекта слова пассивного и даже активного словаря зачастую имеют очень узкое или, напротив, слишком широкое, неточное значение. Поэтому важно время от времени уточнять значение понятий, которые уже используются в речи.

4.В практической работе учителю важно помнить, что оформляя мысль в слово, ребенок в результате лучше понимает нечто, чем до словесной формулировки мысли. Когда ребенок рассуждает вслух или «про себя» это является признаком того, что он использует речь уже и как средство мышления.

           Задача будет решена более успешно, если при ее выполнении,  учитель попросит ребенка проговаривать, рассуждать вслух, таким образом, активизируя мыслительные процессы ребенка. Постепенно ребенок научится мыслить «про себя» и тогда для стимуляции процесса мышления достаточно будет стартового вопроса. Так как любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой сам ребенок или другие люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Влияние физических упражнений на состояние здоровья лиц с нарушением интеллекта

Влияние физических упражнений на состяние здоровья лиц с нарушением интеллекта....

Развитие связной устной и письменной речи обучающихся с нарушением интеллекта.

В данной статье автор останавливается на следующих вопросах: роль связной устной и письменной речи в развитии учащихся с нарушением интеллекта; значение уроков письма и развития речи, чтения и р...

Методическая литература по теме самообразования "Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогических технологий"

Подборка методической литературы в помощь учителю в работе по теме самообразования"Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогически...

Выступление на семинаре "Психологическое сопровождение обучающихся с нарушением интеллекта"

В выступлении расказывается как происходит психологическое сопровождение учащихся в школе...

Выступление на педсовете «Духовно-нравственное воспитание обучающихся с нарушениями интеллекта в стратегии реализации современных инновационных подходов»

тема: «Духовно-нравственное воспитание обучающихся с нарушениями интеллекта в стратегии реализации современных инновационных подходов»цель: Социально-педагогическая поддержка и приобщение ...