Проектная методика по русскому языку и литературе в условиях перехода на ФГОС общего среднего образования
презентация к уроку

Касаткина Наталья Алексеевна

Материалы к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_metodika.pptx123.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ « Умётская СОШ» Касаткина Н.А. Зубова Поляна, 2014 г. Проектная методика по русскому языку и литературе в условиях перехода на ФГОС общего среднего образования

Слайд 2

Основная цель образования – научить ученика учиться. Смысл компетентностного подхода к образованию заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Слайд 3

Основополагающие умения и качества, которыми должен обладать человек XXI века: Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения. Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах. Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения. Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы. Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую. Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.

Слайд 4

Положительные особенности проектного обучения Это – конструктивистский подход к обучению. Вовлекает учащихся в совместное дело – они работают над проектами или проблемами с неизвестным заранее решением. Они глубоко изучают тему, используют критическое мышление, видят связь обучения с жизнью и показывают то, что поняли в своих продуктах и выступлениях. В центре обучения – ученик, учитель – фасилитатор ( англ. facilitator , от лат. facilis — «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Ученики обычно работают в группах сотрудничества в течение длительного времени, находят множество источников информации и создают аутентичные продукты. В то время как проекты МОГУТ включать решение проблем, они не всегда сфокусированы на проблеме. Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать с ровесниками, взаимодействовать со взрослыми. Развивают умения, необходимые в жизни.

Слайд 5

Умения, формирующиеся в процессе работы над проектом способность работать с другими, принимать продуманные решения, проявлять инициативу, решать комплексные проблемы.

Слайд 6

Проектная методика – благо для ученика: возрастает мотивация, повышается результаты в учёбе, развивается мышление высокого уровня, расширяется сотрудничество, растёт уровень самоконтроля.

Слайд 7

«Проект» - (от лат. projectus - брошенный вперед ) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. предварительный текст какого-либо документа. замысел, план. Большой энциклопедический словарь.

Слайд 8

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

Слайд 9

Цель проектной деятельности на уроках русского языка и литературы - формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса. Задачи проектной деятельности: формировать у обучающихся систему интеллектуальных знаний, умений и навыков, которые способствуют развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности; повышать самооценку обучающихся, благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов.

Слайд 10

Особенности проектного метода обучения Выяснение исходной проблемы Планирование работы Изучение литературы и других источников информации, отбор информации Анализ и обобщение полученных данных Создание проектного продукта Публичная защита

Слайд 11

Проектная деятельность должна отвечать следующим требованиям: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения. 2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение). 3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся. 4. Использование исследовательских методов. 5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования. 6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

Слайд 12

Разновидности учебных проектов информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий исследовательский проекты.

Слайд 13

Этапы работы над проектом : 1. Подготовительных этап: - определение темы и целей проекта; - формирование групп для работы над проектом; - планирование этапов работы. 2. Работа над проектом в группах: - планирование работы; - исследование; - оформление выводов и результатов. 3. Представление – защита проекта. 4. Оценка проекта (несколько уровней оценки): - самооценка; - оценка других групп; - оценка учителя; - оценка специально созданной группы экспертов. 5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле: - Что мы делали? - Как мы делали? - Каковы результаты? - Каков мой личный вклад в решение проблемы?

Слайд 14

Методический паспорт учебного проекта Адресация ( кому предназначен, когда можно использовать - для определения места в учебно-тематическом плане - учебно-воспитательные характеристики учебного проекта ) Обеспечение Предполагаемые приращения Статус учебного проекта

Слайд 15

Критерии оценивания работ учащихся 1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом. 2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; 3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; 4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта; 5. Степень осмысления использованной информации; 6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками; 7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы; 8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; 9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности; 10. Владение рефлексией; 11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; 12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Слайд 16

Главные достоинства проектного метода обучения актуальность (в центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно); создание комфортной образовательной среды (степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности); дифференцированный подход (тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей, это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал, в результате чего решаются и многие задачи личностно- ориентированного обучения); использование информационных технологий ; формирование исследовательских умений ; мотивирующий характер : право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.

Слайд 17

Библиографический список Полат , Е.С., Бухаркина , М.Ю., Моисеева, М.В. Петров, А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст]: Учебное пособие / под ред. Е.С. Полат . - М.: Издательский центр "Академия", 1999. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика [Текст] / Под ред. Е.С.Полат . – М.: 2000. Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности./Учитель - №4, 2000. - с.52-55. Аберкромби , Н., Хилл, С., Тернер, Б.С., Социологический словарь. [Текст] – Экономика.- Москва.- 2004. Полат , Е.С . Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Иностранные языки в школе. Москва. - № № 2, 3 - 2000. Пахомова, Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. [Электронный ресурс] /Московский институт открытого образования. Методическая лаборатория информационной поддержки развития образования/ http://schools.keldysh.ru Симоненкова , Т.Д. Проектная деятельность учащихся [Текст] / Завуч. Управление современной школой. Москва. – 2007. - №8. – с. 3-6. Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. [Текст] / М.: Просвещение, 2011. Бедерханова , В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова , Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с. Якиманская , И.С. Технология личностно - ориентированного образования [Текст] /Журнал «Директор школы». - 2000. - № 7. - 145 с. Кульневич , С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие [Текст] / С.В.Кульневич , Т.П. Лакоценина .- Ростов - на- Дону, 2001, - 160 с. Кульневич , С.В. Совсем необычный урок. [Электронный ресурс] Практическое пособие/ http://uchebauchenyh.narod.ru Якушевский, В.Н., Рождественская, О.А., Вольская , Н.В.Методы проектов на уроках литературы в школе гуманитарного профиля [Текст]: Практико-ориентированная монография. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – 116 с. Гузеев , В.В., Новожилова, Н.В., Рафаева , А.В., Скоробогатова, Г.Г. Консультации: Методы проектов [Электронный ресурс]: http://www.lcl.srcc.msu.ru/library/Rafaeva_13_2007_1.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО

В условиях перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ООО перед учителями ставятся задачи формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных дей...

Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.

. «Нужно, чтобы дети,по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом»К.Д. Ушинский...

Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы...

Доклад на тему: «Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС ООО».

​Современная жизнь предъявляет нашим выпускникам различные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предмета...

Программа самообразования по теме «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС».

Тема самообразования «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС».  Цель самообразования: обеспечить не...