Выступление на ШМО «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка»
статья

Кожухова Татьяна Валерьевна

 Содержание:

 

  • Актуальность использования Информационно-коммуникационных технологий(ИКТ) на уроках английского языка.
  • Теоретические основы применения ИКТ в образовательном процессе современной школы
  • Практическое применение ИКТ на уроках английского языка
  • Заключение
  • Список использованной литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_kompyuternyh_tehnologiy.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение СОШ №9

г. Ступино

Выступление на ШМО

«Использование

информационно-коммуникационных технологий

на уроках английского языка»

учителя английского языка

Кожуховой Т.В.

2012-2013 уч.г.

 Содержание:

  • Актуальность использования Информационно-коммуникационных технологий(ИКТ) на уроках английского языка.
  • Теоретические основы применения ИКТ в образовательном процессе современной школы
  • Практическое применение ИКТ на уроках английского языка
  • Заключение
  • Список использованной литературы.

 

Учиться можно только весело…
Чтобы переваривать знания
Надо поглощать их с аппетитом.
А.Франс

Интерес к изучению иностранного языка, как и любого предмета во многом зависит от того, как проходят уроки. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Особенно это важно, когда еще формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету.

ВВЕДЕНИЕ

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся доступа к различным источникам информации, помогла удовлетворить интересы современного школьника, общающегося в Интернет сообществе. Поэтому современный образовательный процесс должен использовать не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

Теоретические основы применения ИКТ в образовательном процессе современной школы

В современных источниках информационно - коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Дадим определение понятию “средства ИКТ”. Средства информационно - коммуникационных технологий - это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [Сайков Б.П.,]. К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео и аудиотехника,
  • научно-исследовательские работы и проекты.

Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.).

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

  1. для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);
  2. для работы с текстами,используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: MicrosoftWordпозволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExcelвыполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.
  3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
  4. для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);
  5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.);
  6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

Современные программы требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал.

Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства :

  • общекультурное развитие обучающихся;
  • совершенствование навыков владения компьютером;
  • совершенствование языкового уровня;
  • создание благоприятного психологического климата;
  • повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
  • самоутверждение учащихся;
  • возможность реализации индивидуализации обучения;
  • реализация принципа обратной связи;
  • большие возможности наглядного предъявления материала;
  • исключение времени для написания материала на доске;
  • экономия расходования материалов учителем;
  • совершенствование процесса проверки работ учащихся;
  • повышение авторитета учителя;
  • сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;
  • активизация навыков самостоятельной работы.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся

Применение ИКТ на уроках английского языка

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку изучение иностранного языка в основной школе[1] направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речевых умений для достижения иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как:

речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); развитие у школьников умений выходить из положения при дефиците языковых средств  при получении и передаче информации;

языковая/лингвистическая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, о разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-6 и 7-9 классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общеучебных и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

  • развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации[2]; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

В 2008 году компания «Образовательные компьютерные технологии» выпустила диски «Изучай алфавит с удовольствием» /«Enjoy the ABC» и «Слушай и играй с удовольствием» /«Enjoy Listening and playing», являющиеся мультимедийными приложениями к учебнику «Enjoy English» (под ред. Биболетовой М.З. для 2, 3 и 4 классов). Данные программы полностью соответствуют авторской концепции учебника. В упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, предъявление и закрепление материала не расходится с тематическим и поурочным планированием УМК.  Считаю, что данные мультимедийные приложения являются чрезвычайно полезными и делают уроки в начальной школе красочными, интересными и необычными.

С помощью мультимедийных обучающих программа по английскому языку в практике работы использую различные методические приёмы, позволяющие в активной форме проводить ознакомление, тренировку и закрепление знаний и умений учащихся.

Для обучения учащихся фонетике языка я использую сайты:

http://www.cambridgeenglishonline.com/Phonetic_Focus/ http://www.uiowa.edu/~acadtech/phonetics/english/frameset 

http://www.learnenglishkids.british council.org/en

Первый из вышеуказанных сайтов предоставляет широкий выбор игр и упражнений на соответствие слов и их транскрипционных обозначений. Второй сайт содержит видеоролик, в котором наглядно показан процесс произнесения разных типов звуков и использования всех органов речи. Третий сайт я использую для отработки правильного произношения новых слов по заданной теме с помощью размещенных на сайте флэш песен.

Лексика вводится и закрепляется мной с помощью презентаций с изображением разных предметов и появляющихся по щелчку мыши под ними надписями, а также флэш песен с сайта http://www.learnenglishkids.british council.org/en и флэш игр являющихся приложением к учебнику Way Ahead.

Грамматике я обучаю с помощью мультимедийных презентаций, в которых содержатся формулы , схемы и графики; упомянутых ранее флэш игр (Way Ahead), онлайн игр, контроль знаний осуществляется с помощью онлайн тестов http://www.homeenglish.ru.

Для обучения аудированию я использую аудио рассказы с сайта http.//www.storynory.com и флэш истории с сайта http://www.learnenglishkids.british council.org/en, которые сопровождаются заданиями на проверку понимания услышанного.

Выступления учащихся со своими презентациями и проектами выполненными с помощью программы Power Point способствуют развитию говорения. Учащиеся совершенствуют монологическую речь, учатся задавать вопросы и отвечать на них.

Развивают навыки чтения учащиеся при поддержке сайта http://www.learnenglishkids.british council.org/en и http://www.littlefox.ru Поиск информации в Интернете для доклада или презентации способствует развитию беглого чтения.

Обучение письму осуществляется традиционными методами и с использованием интерактивной доски. Учащиеся заполняют пропуски в упражнениях, дорисовывают схемы.

Новой формой общения и проверки домашних заданий является электронная почта. Учащиеся присылают для проверки сочинения, эссе, письма и другие письменные работы для проверки. Я же, в свою очередь, даю комментарии ошибок каждому ученику, освобождая время на уроке.

Эффективно использую средства ИКТ в своей  деятельности. Об этом свидетельствует то, что наблюдается позитивная динамика интереса к предмету, всё большее количество детей принимает участие в творческих конкурсах, олимпиадах и занимают призовые места на муниципальном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера. 

Особенности использования компьютера и мультимедийного проектора на уроках английского языка

  1. качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
  2. с помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;
  3. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;
  4. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
  5. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
  6. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
  7. Повышение производительности урока.
  8. Установление межпредметных связей с другими предметами.
  9. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.
  10. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.
  11. Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

        Рекомендации для учителей:

  1. Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
  2. Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;
  3. Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;
  4. Учителю следует  планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ;

Приложение

Цель данной работы – показать, какие простейшие электронные упражнения можно готовить к урокам иностранного языка, не затрачивая при этом много времени на их подготовку. В качестве примера сделана презентация по теме “Talking about Relatives” по учебнику М.З.Биболетовой “Enjoy English 5-6”.

  1. Учитель должен подобрать нужное упражнение, отсканировать его и вставить слайд в презентацию Power Point . Задания для упражнений могут быть следующего характера: “Соедини стрелками”, “Выбери правильную форму глагола”, “Выбери нужное слово”, “Вставь пропущенные буквы”, “Реши кроссворд”.
  2. Действия учащихся на уроке по выполнению заданий представлены в таблице:

 Форма

Задания

Действия ученика

 

Шаг 1

Шаг 2

“Соедини стрелками слова”

Кликает мышкой в левом нижнем углу экрана монитора “фломастер”

Проводит стрелку от слова в левой колонке к слову в правой колонке

Вслучае ошибки в меню инструментов (в левом нижнем углу выбрать “ластик” или “удалить все рукописные данные со слайда”

“Выбери правильную форму глагола”

Обводит кружком нужную форму глагола

“Выбери нужное слово”

Подчеркивает нужное слово

“Зачеркни лишнее слово”

Зачеркивает лишнее слово

“Вставь пропущенныебуквы”

Пишет необходимую букву

В режиме функционирования вставляет буквы, используя клавиатуру

“Реши кроссворд”.

 Важно: После выполнения упражнения удалить рукописные примечания!

http://festival.1september.ru/articles/527666/img1.jpg

http://festival.1september.ru/articles/527666/img2.jpg

http://festival.1september.ru/articles/527666/img3.jpg

Интересен опыт применения презентации при разучивании текстов и стихотворений.

Слайд №1. Представлено стихотворение. Учащиеся слушают, затем повторяют, читают сами.

Слайд№2. В стихотворении пропущены отдельные слова, (например последние в строчке). Учащиеся читают стихотворение, пропущенные слова воспроизводят по памяти.

Слайд №3. Пропущено по 2-3 слова в строчке. Учащиеся восстанавливают текст по памяти.

Слайд №4. Оставлены только первые слова в каждой строчке. Учащиеся воспроизводят стихотворение по памяти.

Такое заучивание интересно и эффективно. А учитель при подготовке к уроку затрачивает немного времени.

Таким образом, средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применения могут оказывать существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». – 2010. http://journal.kuzspa.ru/articles/45/
  2. Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005. http://festival.1september.ru/articles/415914/.
  3. Нарышкина Е.А. Использование компьютерных программ при обучении английскому языку // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007 – 2008. http://festival.1september.ru/articles/503443/.
  4. Никитина И.Н. Урок английского языка с использованием новых информационных технологий // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005. http://festival.1september.ru/articles/213950/.
  5. Биболетова М.З. и др. Enjoy English 5-6: Учебник английского языка для 5-6 кл. общеобраз. учрежд. Обнинск: Титул, 2006.
  6. Биболетова М.З. и др. Enjoy English 3. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 5-6 кл. общеобраз. учрежд. Обнинск: Титул, 2006.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-методическая разработка на тему: «Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка"

Опытно-методическая разработка на тему:«Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка(мультимедийные презентации и интерактивная доска)...

Опытно-методическая разработка на тему: «Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка

Дидактические игры или игровые моменты часто используются на уроках английского языка. Они помогают преодолевать психологические «барьеры» усвоения материала за счет высокой эмоциональности и св...

Использование информационно-комуникационных технологий на уроках английского языка

Я, Морозова Людмила Владимировна , учитель английского языка, считаю, что цилю применения ИКТ на уроках английского языка - это раазвитие речевых компетенций, самостоятельности и мотивации. На своих у...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка. Игровые технологии.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие: 1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека р...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...

Доклад для МО учителей иностранного языка по теме: Использование здоровье – сберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах.

Доклад. В нем рассматриваются проблемы здоровья детей, психические особенности школьников, проблема здоровьезбережения....