Доклад на тему «Формирование положительной мотивации в обучении мордовскому языку в русскоязычных школах».
учебно-методический материал

Горбунова Елена Александровна

«Формирование положительной мотивации в обучении мордовскому языку в русскоязычных школах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Теньгушевская  средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

            

           

            Доклад:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МОРДОВСКОМУ ЯЗЫКУ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ ШКОЛАХ»

 

                                         

                                                        

                                                           

 

 

 

                                            Подготовила: Горбунова Е.А., учитель эрзянского языка

 

 

                                            

Теньгушево

2018 г.

Изучение мордовского языка в образовательном процессе является одним из аспектов функционирования школ, которое рассматривают не только как процесс обучения лексике и грамматике второго языка, но и как путь познания другой культуры и через неё развитие духовных сил, способностей и нравственных принципов гражданина многонациональной Республики. Дети слышат мордовские языки на улице, по радио, по телевидению, нередко – в семье. Мордва – народ с богатой культурой, языком, традициями. Использование же национально-культурных ценностей в воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно-нравственного благополучия любой нации.

           В процессе воспитания любви ко всему родному огромную роль играет учитель. Мы, учителя, должны помнить, что в век компьютеризации наша задача – воспитать гражданина, патриота, прежде всего. Чтобы знал он свои корни. Любил свою Родину, землю отцов и дедов, знал национальные традиции и культуру. Отрадно отметить, что и в русских школах стали изучать мордовский язык, фольклор, историю и культуру наших предков.

Мой долг как учителя мордовского языка - помочь осознанию ценности этого языка, показать, что его знание дает возможность каждому ученику стать высоконравственным, любящим, знающим и соблюдающий «кодекс чести» личностью. Хорошо знать родные языки предков – значит понимать его, любить его создателя – народ.

Как отмечал Д.С. Лихачев, «дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей».

Моя задача - дать возможность ребенку познать, изучить богатство своего древнего языка. Язык – это жизнь самого народа. Когда исчезнет язык – народа нет больше. Моя цель – в ярком многоцветии других языков и культур показать уникальность, богатство эрзянского языка, древность в истории мордвы, своеобразие культур. Человек, знающий свой язык, уважающий свою культуру, всегда будет почтителен и к другим языкам, другой культуре. Обучающиеся должны увидеть и почувствовать красоту и многообразие языков, культур, литературы. Ведь чем больше человек познает языки, тем богаче становится его духовный мир.

Формирование и сохранение интереса школьника к изучению мордовского языка, на мой взгляд, заключается в нестандартности самих уроков, в огромном разнообразии применяемых учителем форм и методов работы.

Я считаю, что каждый урок должен быть открытием нового, неизвестного. Большую роль в активизации познавательной деятельности на уроках мордовского языка оказывают коммуникативные игры. Они отличаются тем, что в их основе лежит диалогическая речь. Использование игр, компьютера, применение различных средств наглядности превращают урок в живое интересное занятие. Применяю различные формы проведения уроков: интегрированные уроки, уроки-лекции, уроки-конкурсы, концерты. Ситуация успешности создается при работе над смысловым значением пословиц, поговорок, при разгадывании загадок, ребусов на заданную тему. Сделать урок не просто интересным, а несказанно увлекательным для ученика – вот та вершина, к которой мы все должны стремиться. Нужно стараться разнообразить свои уроки, оживлять их ролевыми играми, творческими задумками. Например, лексическая игра «Кие седе ламо соды». Цель игры: назвать как можно больше слов по изученной теме. Составление поздравлений к празднику и формирование открыток.

       Учу детей работать с тестами, анализировать вопросы и комментировать ответы, искать соответствующий материал в учебнике. Желаемый педагогический эффект достигается в большей мере в результате активности самих ребят.

Также считаю важным, чтобы дети шли на урок с мыслью: «Сегодня будет ещё интереснее, чем вчера, завтра узнаю больше, чем сегодня». Ребят интересует краеведческий материал, который мы с ними собираем, исследуем, а потом на его основе готовим компьютерные презентации, которые используем на уроке.

В начальной школе в силу возрастных особенностей у детей больше развито непроизвольное запоминание, поэтому, чем ярче и неожиданней будет предъявляться материал урока, тем легче будет запоминаться слова и выражения. Лучшему запоминанию слов способствуют песни и стихи. Большое место на уроках отвожу ответам на вопросы, небольшим диалогам, составлению рассказов по картинам. Словарный запас детей обогащается и в процессе чтения. На каждом уроке предусматриваю проведение фонетических зарядок. При изучении той или иной лексической темы обучающимся даю задания нарисовать предметы. Этот вид работы развивает мелкую моторику пальцев. Нам, учителям всегда нужно понимать, что развивая речь ученика, мы одновременно развиваем и обогащаем ум.

На уроках мы изучаем историю, фольклор, обычаи, традиции мордовского народа. Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, где человек родился, вырос, живет и трудится. Мои ученики проявляют интерес к исследовательской деятельности. Мы занимаемся изучением традиций и обычаев своего села. В последнее время на уроках мордовского языка я большое внимание уделяю проектно-исследовательской работе, в процессе которой развивается познавательные универсальные учебные действия учащихся. Например, проектная работа по теме «Мордовский костюм», «Мой край», «Напевы родной стороны» и т.д.

            Важной частью работы является работа с одарёнными детьми - индивидуальные занятия, подготовка к участию в школьных, районных, республиканских олимпиадах. И надо сказать, что у нас хорошие результаты.

В своей работе всячески поощряю чтение художественной литературы на родном языке. Большую помощь оказывают мне в этом журналы «Чилисема», «Сятко». Знакомлю детей с молодыми поэтами и писателями нашего края, знакомимся с литературными новинками. Известно, что у двуязычных детей значительно лучше развивается познавательные способы, память, мыслительные процессы, виды речевой деятельности.

В школе ведется кружок «Мордовский фольклор». На занятиях кружка развита творческая работа: изучаем песни, стихи, инсценируем, рисуем. Принимаем участие во всех районных, республиканских мероприятиях.

Свой учительский труд, подготовку детей к самым разнообразным конкурсам и многое другое – все это я рассматриваю, как посильный вклад в сохранение мордовских языков и культур.

И хочется, закончить свое выступление словами великого педагога В.А. Сухомлинского: «Возлюби ребёнка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, что ребенок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям, и только тогда ты сможешь именоваться Учителем».

Литература

1. Мордовская филология в контексте национальных культур. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 2006.

2. Чувашев, М.И. Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки / М.И. Чувашев, И.А. Касьянова, А.Д. Шуляев. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001.

           3. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - М, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация темы по самообразованию в практике работы:«Использование игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку».

В основе творческой деятельности учащихся лежит постоянное стремление к познанию, к более полным и глубоким знаниям. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения ин...

Проектное обучение как метод формирования положительной мотивации при изучении иностранного языка.

Мотивация играет важную роль при изучении иностранного языка. Метод проектов помогает вовлечь в процесс обучения как и слабоуспевающих учащихся, так и одаренных, высокомотивированных учеников....

Описание инновационного проекта "Инновационный подход как основа формирования положительной мотивации при обучении русскому языку"

Разработка системы обучения русскому языку, направленная на формирование положительной мотивации учения за счет реализации инновационного подхода и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников....

Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся начальной школы".

Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся  начальной школы"....

Региональный компонент как средство формирования положительной мотивации в обучении иностранному языку

Статья посвящена роли регионального компонента в преподавании иностранного языка в средней школе, месту, целям и подходам в реализации региональной части содержания учебного курса а также её значению ...

Формирование положительной мотивации при обучении бурятскому языку

Главное при обучении школьников бурятскому языку – формирование положительной мотивации, педагогическое мастерство учителя, знание своих учеников, их психологических, возрастных, личностных, инд...