Культурологический подход в преподавании биологии в основной школе
статья

Димитриева Нина Павловна

Статья содержит примеры применения некоторых жанров устного народного творчества на уроках биологии (сказки, загадки, поговорки и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Культурологический подход35.94 КБ

Предварительный просмотр:

Культурологический подход в преподавании биологии в основной школе

Димитриева Н.П.,

учитель биологии

МБОУ «Лицей № 3»

МО г.Братска

В недавнем прошлом перед сном родители читали детям сказки. Через сказки они общались друг с другом, обсуждали проблемы героев, будоражили воображение ребёнка, давали первые уроки жизни. Ведь «Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» - гласит всем известная поговорка.

В современном мире любой ребёнок чуть ли не с рождения имеет гаджеты, умеет ими пользоваться, не умея читать. Придя в школу ребёнку трудно адаптироваться среди сверстников, он привык дома «общаться» с компьютером. Не интересно учиться, так как дома, в школе общение строится через тот же компьютер, ничего нового. А вот когда учитель начинает рассказывать сказки, причти, в которых герои переживают интересные события жизни, ученик вовлекается в этот волшебный мир, который ему не знаком и не замечает как обучая героя обучается сам - вот это сегодня актуально.

Одна из задач, которая стоит перед учителем на уроке, - заинтересовать ученика изучаемым материалом. Для этого используются различные подходы, методы и формы обучения. Остановимся на культурологическом подходе. Культурология от слова «культура», что означает высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. (Словарь русского языка И.С. Ожегова). В область культурологии входит устное народное творчество.

Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.

Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни… Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора. Русский народный фольклор включает информацию о множестве живых организмов и явлениях в природе, поэтому может быть применим на различных этапах урока.

Применение некоторых жанров русского фольклора на уроках биологии

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Пословица - это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Поговорка - это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

В речи пословица часто становится поговоркой и наоборот. Например, пословица «Легко чужими руками жар загребать» часто употребляется как поговорка Чужими руками жар загребать, то есть образное изображение любителя чужого труда.

Как верёвочка не вьётся, а кончику быть.

Напоследок я пословицы прошу вас объяснить

(что она обозначает и верно ли это с биологической точки зрения).


  • Медвежья услуга (помощь, обращающаяся во вред)
  • Когда рак на горе свистнет (никогда)
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Бить собаку, ругая курицу.
  • Была бы свинка, будет и щетинка.
  • Быть бычку на верёвочке.
  • В холод кошка мышей не ловит.
  • Видит волк козу - забыл и грозу.
  • Волк для овец плохой пастух.
  • Волк коню не товарищ.
  • Волка на собак в помощь не зови.
  • Волка ноги кормят.
  • Волка пожалей - искусает ещё злей.
  • Волков бояться - в лес не ходить.
  • Воробьи гомонят - гнёзда завивают.
  • Ворона хоть и за море летала, а всё белой не стала.
  • Всяк сверчок знай свой шесток.
  • Всякая мышь боится кошки.
  • Говорят, что кур доят.
  • Горе одного только рака красит.
  • Дай курице грядку - изроет весь огород.
  • Жаловалась овца волку на плохое житьё.
  • Журавль летит высоко, видит далеко.
  • За гриву не удержался - за хвост не удержишься.
  • За комаром с топором, за мухой с обухом.
  • Заговелась лиса - загоняй гусей.
  • Знай, сверчок, свой шесток.
  • И волки сыты, и овцы целы.
  • И лягушка может утонуть.
  • Из пушки по воробьям не бьют.
  • Кабы куст не был мил, соловей гнезда б не вил.
  • Каждая курица свой насест хвалит.
  • Каждая птица своё гнездо защищает.
  • Каждый кулик в своём болоте велик.
  • Каждый кулик своё болото хвалит.
  • Когда кошка уходит, мыши выходят размяться.
  • Конь бежит - земля дрожит.
  • Корова черна, да молоко у неё бело.
  • Корову палкой бить - молока не пить.
  • Кошка только на мышей и храбра.
  • Кулик да гагара - два сапога пара.
  • Кусают и комары до поры.
  • Либо корму жалеть, либо лошадь.
  • Либо сена клок, либо вилы в бок.
  • Ловит волк, ловят и волка.
  • Маленькая собачка - до старости щенок.
  • Мартышка и без хвоста всё равно мартышка.
  • Мастер из печёного яйца цыплёнка вытащит.
  • Метил в ворону - попал в корову.
  • Можно и с козлом поладить, коль по шёрстке погладить.
  • Молоко у коровы на языке.
  • На ловца и зверь бежит.
  • На насесте своём петух всех сильней.
  • На обед пичужке довольно и мушки.
  • На свалке своей петух всех главней.
  • На свинью хоть хомут надень, всё конём не будет.
  • На целое яйцо мухи не садятся.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Не велик сверчок, а громко поёт.
  • Не велика птица - синица, да умница.
  • Не всё коту Масленица.
  • Не всякая собака кусает, которая лает.
  • Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.
  • Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овец съел.
  • Не первую зиму волку зимовать.
  • Не робей, воробей.
  • Не убьёшь змею - она ужалит.
  • Не учи козу: сама с воза стащит.
  • Одна ласточка весны не делает.
  • От ворон отстал и к новым не пристал.
  • Отольются волку овечьи слёзки.
  • По воробьям из пушки не стреляют.
  • Пой лучше хорошо щеглом, чем худо соловьем.
  • Посади свинью за стол - она и ноги на стол.
  • Прямо только вороны летают.
  • Птичка невеличка, да коготок остёр.
  • Рыба с головы гниёт.
  • С волками жить - по-волчьи выть.
  • С деньгами - дракон, без денег - червяк.
  • С паршивой овцы хоть шерсти клок.
  • Свинья везде грязи найдёт.
  • Сказал бы словечко, да волк недалечко.
  • Собака не знает о достатке своего хозяина.
  • Соловья баснями не кормят.
  • Сорока на хвосте принесла.
  • Старая собака понапрасну не лает.
  • Стая шакалов может искусать тигра.
  • Тигр хоть и лют, а своих тигрят не съест.
  • Тощая собака - позор для хозяина.
  • Хорош заяц белый, а охотник смелый.
  • Хороший кузнец и лягушку подкуёт.
  • Через силу и конь не скачет.
  • Чует волк, где добыча.
  • Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.
  • Шерсть стригут и шкуру дерут.
  • От доброго семени – добрый всход.
  • Каково семя, таково и племя.
  • По семенам и всходы.
  • Рано пташечка запела — как бы кошечка не съела
  • Все в свой срок: придет времечко, вырастет и семечко
  • Карась сорвется — щука навернется
  • Весной день год кормит.
  • День прозевал – урожай потерял.
  • Вспашешь в срок, посеешь в срок – будет урожай высок.
  • С агротехникой лад – урожай бога

Собака на сене - сама не ест и другим не даёт

Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена - собака зарычала и бросилась на нее. Корова отошла и сказала:

-Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не дает.

Знает кошка, чье мясо съела

Девочка без матери зашла в погребицу и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась и не глядит на мать. И сказала:

-Матушка, что-то кошка лазила в погребицу, я ее выгнала. Не поела бы она молоко. Мать сказала:

-Знает кошка, чье мясо съела.

ПРИМЕТЫ

Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.

Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Воробьи купаются в песке — к дождю.

СКАЗКИ

Сказка про мышонка

                                    Когда-то в Индии жил маленький мышонок,

                                Боялся кошек он , и день, и ночь дрожал.

                                Волшебник старый, пожалев его спросонок,

                                Мышонка превратил в пушистого кота.

                                Не помогло. Теперь кот стал бояться

                                Любого пса, что мимо пробегал,

                                В нору мышиную кот был готов забраться

                                И от макушки до хвоста дрожал.

                                В пантеру превратил его волшебник,

                                Но это тоже мало помогло.

                                Теперь охотники его вгоняли в трепет,

                                Пантерой став, дрожал он всё равно.

                                Волшебник сдался. Для чего стараться

                                В зверей различных мышку превращать?

                                Рождён он трусом, им и будет оставаться,

                                В любом обличье будет он дрожать.

Сказка о царице Кукурузе

В некотором царстве в тридевятом государстве жила-была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые початки украшали её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждый год созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.

Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё родство.

И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась пшеница.

“– Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель – соломина, а уж о знатности моей и так всем известно”

“– А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама” - заявил рис. И тут все вместе заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей – гроза полей тоже оказался родственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семья и зовут эту семью Злаки.

В качестве иллюстрации к этой сказке используются таблицы и гербарии – портреты злаков.

Вопросы и задания.

  1. Какие признаки в строении своих органов могли использовать гости кукурузы для доказательства своего родства с ней? При ответе на этот вопрос необходимо отметить и найти на таблицах и рисунках основные биологические особенности растений семейства злаковые: строение стебля, особенности строения листьев, цветка, соцветия.
  2. Какие растения могут претендовать на роль родственников кукурузы? Учащимся предлагается рассмотреть гербарные экземпляры растений и выбрать из них растения семейства злаковые по внешним признакам.
  3. Чем прославились растения этого семейства?

Как царь Горох загадки загадывал

В огороде на грядке жил царь Горох. Родом он был из Индии и гор Афганистана, род его считался одним из самых древних на земле. Не боялся он ни холода, ни голода, только без воды не мог долго обойтись. Царь отличался силой, корни у него были мощные, и по секрету надо сказать, что на корнях тех хранилось несметное богатство в особых клубеньках, о которых он никому не рассказывал. Об этом секрете знали лишь родственники гороха, которые сами этим секретом владели. Очень боялся царь, что все узнают про тайну его рода и тогда пропадёт его сила и могущество.

Любил Горох хвалиться своими достоинствами – и цветками-мотыльками, и плодами – лопатками, только стебель у него был слабый и приходилось ему искать опору, цепляться за других. Вот поэтому – то царь и боялся за себя и хранил секрет своей силы и богатства.

Задания к сказке:

  1. Как вы думаете, в чём особый секрет гороха и его родственников? Почему там, где растут бобовые растения, улучшаются условия почвенного питания других растений?
  2. Рассмотрите гербарные экземпляры бобовых, их рисунки в учебнике  и опишите их по плану: строение цветка (формула), плод и его название, корневая система, листья(жилкование, простые или сложные)

Лесной карлик

В чаще леса, где сыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он небольшого роста, сверху зелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк, густо усеянный узкими листочками, очень напоминал росток льна. За это его и прозвали кукушкин лён. Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству жила кукушка и наш карлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался тому, что кукушка обещала ему долгую жизнь.

В конце лета вырастала у него длинная тонкая ножка, на которой возвышалась особая коробочка. Эта коробочка прикрывалась до поры до времени колпачком, похожим на крохотную шляпку с полями. Приходило время и живые пылинки, созревавшие в этой коробочке, отправлялись в путешествие, попадали в подходящее место и прорастали. Так продолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко, только вот не мог он понять, почему другие растения смотрели на него свысока и не хотели с ним общаться. Ты – не настоящее растение, у тебя даже и корней нет”- говорили они ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин лён, обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники – мхи являются настоящими растениями.

Задания:

  1. Как вы думаете, мхи – настоящие высшие растения или нет?
  2. Какие примитивные черты организации можно отметить у мхов?

Как дружат деревья и грибы

В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.

Задания:

  1. Какое биологическое явление описывается в этой сказке?
  2. Перескажите содержание этой сказки, используя слова симбиоз, микориза, грибница.

ЛЕГЕНДЫ

Королёк

                                  Собрались птицы выбрать короля.

                                  Решали долго, кто ж Владыкой станет,

                                  Шумели день и ночь до самого утра,

                                  Пока не встало солнце за горою дальней.

                                  Условились все вместе вверх взлетать.

                                  Кто выше всех поднимется, тот главный,

                                  Тому присвоить званье короля,

                                  Как выигравшему соревнованье.

                                  Все по команде взмыли в небеса

                                  И птица каждая быть первою старалась.

                                  Остались далеко внизу леса

                                  И змейками речушки извивались.

                                  Но стали многие из птичек уставать

                                  И друг за другом из полёта возвращались,

                                  Один орёл всё продолжал ещё взлетать

                                  Всё выше к солнцу, крылья расправляя.

                                  Ему соперником никто не может стать!

                                  Уж он собрался вниз лететь обратно,

                                  Но вдруг из-под его огромного крыла

                                  Взлетела выше птичка непонятная.

                                  Хотела всех перехитрить она,

                                  Но птицы всё, конечно, понимали

                                  И королём избрали, всё-таки, орла,

                                  А птичку корольком с тех пор назвали.

Сова

                                       Сова - это мудрая птица

                                       И часто в легендах слывёт,

                                       Как признак ума, эрудиции,

                                       Недаром ей верил народ.

                                       Сова жила в Греции Древней,

                                       С Афиной Палладой дружна,

                                       Была её спутницей верной

                                       И ей помогала в делах.

                                       О совах китайские мифы

                                       Вещают наоборот

                                       И символом смерти ту птицу

                                       Считает китайский народ.

                                       У русских есть сказочный леший,

                                       Тот, что проживает в лесах.

                                       Советницей мудрой, конечно,

                                       Была у него сова.

                                       Кто ночью ходить не боится,

                                       Тот в лес непременно пойдёт,

                                       Дождавшись там уханья птицы,

                                       Ответы к вопросам найдёт.

                                       Кто звал её лунною ведьмой,

                                       Помощницей в разных делах,

                                       Но это всего лишь легенды

                                       И их героиня - сова.

Легенда о божьей коровке

                                 В славянской мифологии

                                                легенда есть такая,

                                 В которой громовержец - бог Перун,

                                 В супружеской измене обвиняя,

                                 Жестоко наказал свою жену.

                                 С своим возлюбленным Перыня убежала -

                                 Змей-искуситель сбил с пути её.

                                 Свою семью она на чувства променяла,

                                 Забыв детей и мужа своего.

                                 Перун, конечно же, настиг жену-беглянку.

                                 В коровку божую её он превратил

                                 И молнией, сверкнувшей очень ярко,

                                 Ей крылышки семь раз он опалил.

                                 Семь чёрных точек у неё на крыльях стало,

                                 Чтоб ей навек запомнить то число -

                                 Детишек семеро на небе оставалось,

                                 Когда её "налево" повлекло.

                                 Меж небом и землёй теперь она летает,

                                 То тут, то там пасётся на лугу

                                 И на погоду как-то там влияет,

                                 Но точно как, сказать я не могу.

Снегири

                                   Как эти птички дивно хороши!

                                   Клюв аккуратненький,

                                              блестящий чёрный глазик,

                                   А из-под перьев брюшко алое торчит,

                                   Словно красивый маленький фонарик.

 

                                   В холодном свете утренней зари

                                   На ветках дерева,

                                                снежком припорошённых,

                                   Расселись чинно, очень важно снегири.

                                   Мне видно их сейчас в окошко дома.

                                   Про них рассказы пишут и стихи,

                                   И даже песни есть про этих

                                                      птиц прекрасных,

                                   А есть поверье древнее, что на Руси

                                   Снегирь считался птицею отважной.

                                   Считали предки,

                                              что защитник был снегирь

                                   И, что в полях бескрайних,

                                                    снегом занесённых,

                                   Спасал он путников,

                                                   что сбилися с пути,

                                   И приводил к огням жилого дома.

                                   Он алым пятнышком,

                                                  что светит на груди,

                                   Показывал дорогу всем несчастным.

                                   То - вовсе не пятно,

                                              а капля крови впереди -

                                   Ведь поединок с Духом смерти

                                                          так опасен!

                                   А если расчирикались они,

                                   То это вовсе, друг мой, не напрасно,

                                   Поют пушистые красавцы - снегири

                                   К погоде тёплой, солнечной и ясной.

СЧИТАЛКИ

Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. Главной их функцией было распределение работы.

Считалки — рифмованные четверостишия с весёлым, иногда поучительным смыслом. В младшем возрасте дети заучивают их, чтобы развивать речь, пополнить словарный запас, а также распределять роли в игре. С помощью считалок можно запомнить факты из школьных предметов, которые не так просто заучиваются традиционными методами.

Можем резать гидру смело:

Восстановит своё тело.

Это не сенсация,

А регенерация!

Могут жить без кислорода,

Их зовут анаэробы!

СКОРОГОВОРКИ

Скороговорка – короткая рифмованная шутка, состоящая из сложных в произношении звуков. Эти русские народные произведения относятся к развлекательному, потешному жанру и представляют собой специально придуманные короткие фразы, построенные на сочетании звуков, специально затрудняющих произношение слов, которые нужно произнести быстро, и не запинаясь. Скороговорки могут быть как рифмованные, так и нерифмованные. Часто их еще называют чистоговорками, их используют для того чтобы у человека не было проблем с дикцией и всей речью в целом.

  • Волки pыщут - пищу ищут.
  • Селa мышкa в уголок,

Съелa бубликa кусок.

  • У елки иголки колки.
  • Во поле затопали кони.
  • Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  • Тщетно тщится щука ущемить леща.
  • У Мaши нa кapмaшке мaки и pомaшки.

 

ЗАГАДКИ

Русские народные загадки нечасто подаются в стихотворной форме, обычно это небольшое и лаконичное предложение со спрятанной за ассоциативными словами отгадкой.

Загадки имеют сходство с пословицами краткостью изложения, однако в отличие от последних, они дают представление о предмете в завуалированной, непрямой форме. Могут просто описывать предмет, не называя его или рассказывать о нем, посредством описания сходных черт других предметов или объектов.

Учитель: И, конечно же друзья, без загадки никуда!

  • Красная девица росла в темнице, люди в руки брали, косы срывали. (морковка)
  • Летом — в огороде, свежие, зеленые, а зимой — в бочке, желтые, соленые. (огурец)
  • Малые малышки, зеленые катышки, сквозь землю прошли, на тычинку всползли. (горох)
  • С виду - красная, раскусишь – белая (редиска)
  • Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта, как мед, а вкус не тот. (репка)
  • Упадет, разобьется — никакой кузнец не скует. (яйцо)
  • Какое дерево без ветра шумит? (осина)

  • Есть дерево об четыре дела:

первое дело - мир освещает,

второе дело - крик утишает,

третье дело - больных исцеляет,

четвертое дело - чистоту соблюдает.

(береза)

  • Спит волшебным сном малютка. Кто бы разбудил?

Солнце грело, грело. Не встаёт малютка!

Дождик брызгал, брызгал. Крепко спит малютка.

Ветер дул-дул. Как мертва малютка.

А пришли все вместе – сразу разбудили.

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА МАЛЮТКА?  (семя)

  • В золотой клубочек

Спрятался дубочек:

«Я из крошки бочки вылез

Корешки пустил и вырос»  (жёлудь)

  • У матери тысячи сыновей,

Каждому она мисочку дала,

А себе не взяла. (материнское растение и семена с запасом питательных веществ)

Предлагаю вам, ребятки, интересные загадки.

Кто ответ к загадке знает – быстро руку поднимает.

Кто с анатомией знаком, тому загадки нипочем.

Кто загадку отгадает, тот жетончик получает.

Пять жетонов соберешь – приз с собою заберешь.

  • В миг связаться с кислородом

Может только он один.

Он «живет» в эритроцитах,

Как зовут? (Гемоглобин)

  • Этот орган кровь толкает,

Орган главный, каждый знает,

А внутри есть клапан-«дверца»,

Что за орган? Это – ... (сердце)

  • К вкусной пище он привык.

Орган вкуса – наш... (язык)

  • Пища в организме расщепляется,

В вещества простые превращается;

Пищи происходит усвоение,

И тому виной... (пищеварение)

  • Его из легких удаляем,

Выдыхаем каждый раз,

Организму он не нужен

Это – ... (углекислый газ)

Все мы дышим легкими,

Но ей немножко тоже,

Наш теплорегулятор...

О чем здесь речь? О ... (коже)

  • Пища попадает в рот.

Глотка, дальше... (пищевод)

  • И совсем наоборот

Поглощаем...(кислород)

Повторяем вновь и вновь:

Кислород разносит... (кровь)

  • Стоп, микробы! Хода нет!

У меня ... (иммунитет)

  • Пора и нам ребята

Над i расставить точки.

В системе выделения

Важнейший орган – ... (почки)

  • Организму – он опора,

Но его страшнее нет,

Он в «ужастиках» встречается,

Называется ... (скелет)

 

  • Если твердая походка,

И в тетради пишешь четко.

Это кто нам так помог?

За работой... (мозжечок)

  • Вам загадали загадки о бобовых растениях: люпине, горохе, акации.

Лист – перчатка.

Плод – лопатка,

А цветок – мотылёк.

Что же это за подвох?

Вдруг на дереве – горох!

Цветок – крылатка,

Плод – лопатка.

Плод зелен и молод,

Но сладок, как солод.

Какие признаки позволяют отнести их к семейству Бобовые?

Таким образом, школьный предмет «биология» обладает большими культурологическим потенциалом - сформирует у обучающихся эстетическое отношение к миру (способность чувствовать мир, удивляться, сопереживать природе и другому человеку), без которого невозможно творческое самоопределение и экологическое воспитание личности.

Загадки, пословицы, поговорки, сказки оставляют след в умах учеников, пускают корни, дают цветы, приносят плоды и не перестают вызывать интерес к предмету «биология».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Начальный этап внедрения ФГОС по химии, биологии в основной школе»

Выступление на тему:« Начальный этап внедрения ФГОС по химии, биологии в основной школе»...

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Биологические сказки и их использование на уроках основной школы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)

Рабочая программа по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)...

Рабочая учебная программа по биологии для основной школы к УМК Пономаревой И.Н.

Рабочая учебная программа по биологии к УМК  И.Н. Пономаревой для 5 - 9 классов. Содержит  пояснительную записку, поурочно - тематическое планирование....

Тематическое планирование по географии, химии и биологии для основной школы

Папка содержит материал с описанием календарно-тематического планирования по географии, химии и биологии....

Выступление на педагогическом совете по теме "Системно - деятельностный подход на уроках в основной школе", 2020г

В данном материале содержится информация о системно-деятельностном подходе на уроках...