Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)
    рабочая программа по биологии на тему

    Комарова Мария Дмитриевна

    Рабочая программа по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

    Рассмотрена                                                                                    Утверждаю

    на педсовете                                                                                    директор школы

    Протокол № 1                                                                                __________________

    от ____________                                                                                   В.А. Шкарупелова

                                                                                                             Приказ № ____-о от ___________

    Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

    « Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по биологии

     для основной школы

    (5-9 классы)

    (авторская линия  Пономаревой И.Н.)

    Автор-составитель:

     Комарова М.Д. учитель биологии

    высшей квалификационной категории

    Михайловка

    2014

    Содержание:

    Пояснительная записка  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  

    Планируемые результаты. Система контроля _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

    Содержание планирования _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  

    Тематическое планирование _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  Требования к подготовке учащихся по предмету_ _ _ _ _ _ _ _ _

    Учебно-методическое обеспечение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

    Материально-техническое оснащение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  

     

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089), примерных программ по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236),  примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по биологии 5-11 класс (авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко,В.М. Константинов, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова. Составитель: Кучменко В.С. – М.: Дрофа, 2005г.).

    Примерная программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю) в 5-9 классах. Согласно действующему в вечерней школе учебному плану в 5 классе 0,3 часа в неделю ( 11 часов в год), для 6-7 классов по 0,2 часа в неделю ( по 8 часов в год) для 8- 9  класса предусматривает обучение в объёме 1 час в неделю (всего за год по 36 часов), по этому темы проходятся обзорно, а остальной материал выводится на самостоятельное изучение.

    Особенности организации учебного процесса:

    Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся осужденных.

    Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Так как у большинства осужденных большие пробелы в области биологии, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим программа по биологии составлена так, чтобы дать возможность  компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. Основной задачей повторения является приведение в систему полученных знаний. Создание полной картины пройденного материала помогает обучающемуся яснее видеть цель и результаты обучения, а также пробелы в своих знаниях. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения.

    В рабочей программе для основной школы нашли отражение 

    цели изучения биологии:

        Научить распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений; строение: побега; почки; виды корней; зоны корня; видоизменения побегов; внешнее строение стебля и листа; строение цветка ветроопыляемых растений; типы соцветий; строение плодов; стадии развития растения и их последовательность; внешнее строение водорослей; водоросли различных отделов; строение мхов; строение папоротников; растения отдела Голосемянные растения и Покрытосемянные растения; строение цветковых растений. Выделять приспособления голосемянных растений для жизни в условиях дефицита влаги. Отличать корневые системы однодольных и двудольных растений; вегетативную почку от генеративной. Выделять приспособления растений для дыхания; отличительные особенности полового и бесполого размножений; различия между процессами роста и развития. Называть основные типы природных сообществ.

       Познакомить учащихся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами историю развития животного мира.  Сформировать представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность  осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

    Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.  

     Познакомить учащихся со строением организма человека; подчеркнуть социально-биологическая природа человека, показать анатомические, функциональные и экологические отличия человека от животных; ввести современные понятия о торможении, синоптической передачи информации, тренировочном эффекте, иммунитете, доминанте; показать значение внешней и внутренней речи; рассказать о познавательных, волевых и эмоциональных процессах человека, а также о психологии личности.

     Познакомить учащихся с условиями жизни, закономерностями  живой природы и зависимостях в ее процессах и явлениях. Выделить закономерности развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимости этих процессов и роль их в культуре человечества. Познакомить учащихся с работами известных ученых-биологов. Сформировать знания о науке «Генетика», рассказать, что изучает генетика, Г. Мендель, как основоположник генетики, познакомить с основными понятиями генетики; познакомить с законами генетики. Формировать у учащихся основные понятия хромосомной теории: о кариотипе, сцеплении генов, группе сцепления генов; познакомить с объектом исследований. Познакомить учащихся с экологическими проблемами в мире и в нашем регионе.

    2.  Развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы, решать типовые генетические задачи, уметь анализировать условия задач и делать выводы; умения слушать, работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главное в тексте.

    3. Воспитывать коммуникабельные качества, уважение к труду биологов – эволюционистов, бережное отношение к природе, своему здоровью, интерес к предмету.

    При изучении курса проводится 2 вида контроля:

    текущий – контроль в процессе изучения темы;

    формы: устные и письменные зачетные работы.

    итоговый -  контроль в конце изучения зачетного раздела.

    формы: устные и письменные зачетные работы.

     Формы занятий

    1. групповые консультации

    2. зачет

    Формы  и методы проведения зачета:

    1. Тест.

    2. Письменный зачет.

    3. Устно-индивидуальный опрос.

    Формы промежуточной аттестации.

    Промежуточная аттестации проводится в форме тестов.

    Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной

    5 класс

                         Раздел

    Количество часов в примерной программе

    Количество часов в рабочей программе

    Самостоятельное изучение

    Введение

    7

    1

    6

    Размножение живых организмов.

    11

    2

    9

    Взаимодействие живых организмов

    5

    1

    4

    Питание живых организмов

    15

    1

    14

    Дыхание организмов

    5

    2

    3

    Многообразие живого мира

    13

    2

    11

    Жизнь в сообществах. Экосистема.

    10

    2

    9

    Резервное время

    2

    0

    2

    Итого

    68

    11

    57

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Т.С. Сухова. Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. -2-е изд., до раб.- М.:«Вентана-Граф», 2000г.

      6 класс

                         Раздел

    Количество часов в примерной программе

    Количество часов в рабочей программе

    Самостоятельное изучение

    Введение

    1

    0

    1

    Мир растений. Условия жизни растений

    6

    1

    5

    Микроскоп. Клеточное строение растений.

    5

    1

    4

    Органы цветковых растений.

    18

    1

    17

    Основные процессы жизнедеятельности растений

    11

    1

    10

    Основные отделы царства растений

    10

    1

    9

    Эволюция растений

    4

    1

    3

    Царства бактерии. Грибы. Лишайники.

    6

    1

    5

    Природные сообщества. Многообразие природных сообществ.

    7

    1

    6

    Итого

    68

    8

    60

    7класс

                         Раздел

    Количество часов в примерной программе

    Количество часов в рабочей программе

    Самостоятельное изучение

    Предмет зоология. Строение тела животных.

    8

    1

    7

    Подцарство Простейшие. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные.

    7

    1

    6

    Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Тип Моллюски.

    10

    1

    9

    Тип Членистоногие

    8

    1

    7

    Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные.

    9

    1

    8

    Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы.

    11

    1

    10

    Класс Млекопитающие.

    9

    1

    8

    Развитие животного мира.

    6

    1

    5

    Итого

    68

    8

    60

     Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко  Биология 7 класс М.: Вентана-Граф, 2007 г.

    8 класс

                         Раздел

    Количество часов в примерной программе

    Количество часов в рабочей программе

    Самостоятельное изучение

    Введение.

    1

    1

    0

    Общий обзор организма человека

    5

    3

    2

    Опорно-двигательная система

    8

    5

    3

    Кровь и кровообращение

    10

    4

    6

    Дыхание

    6

    2

    4

    Пищеварение

    6

    3

    3

    Обмен веществ и энергии

    3

    2

    1

    Выделение

    2

    1

    1

    Кожа

    3

    1

    2

    Нервная система

    3

    3

    0

    Органы чувств и анализаторы

    6

    3

    3

    Эндокринная система

    3

    2

    1

    Индивидуальное развитие организма

    5

    3

    2

    Поведение и психика

    6

    3

    3

    Резервное время

    1

    0

    1

    Итого

    68

    36

    32

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8 класс М.: Вентана – Граф, 2006г

     9 класс

                         Раздел

    Количество часов в примерной программе

    Количество часов в рабочей программе

    Самостоятельное изучение

    Введение.

    3

    1

    2

    Основы цитологии

    10

    6

    2

    Организм, его свойства и развитие

    5

    3

    3

    Основы генетики.

    9

    6

    6

    Основы селекции растений и животных

    4

    2

    4

    Происхождение жизни и развитие органического мира

    6

    2

    3

    Учение об эволюции

    10

    4

    1

    Происхождение человека (Антропогенез)

    6

    3

    1

    Основы экологии

    14

    9

    2

    Заключение

    1

    0

    1

    Итого

    68

    36

    32

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И. Н. Пономарева. Основы общей биологии 9 класс.  М.: Вентана-Граф,  2008г

     Содержание планирования

    5 класс

     

    1. Введение:

    История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых живых организмов на Земле.

    Основные понятия: Биология – наука о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка – единица строения и размножения живых организмов.

    Лабораторная работа № 1 « Устройство микроскопа».

    2. Размножение живых организмов.

    Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного и двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление- условие появления здорового потомства. Расселение потомства у животных и растений, взаимосвязь растительных и животных организмов.

    Основные понятия: Однополые и обоеполые организмы. Размножение. Яйцеклетка. Спермии. Сперматозоиды. Оплодотворение. Зародыш. Плод. Половое и бесполое размножение.

    Лабораторная работа: « Строение семени фасоли».

    3. Взаимодействие живых организмов.

    Благоприятные и неблагоприятные условия среды.  Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник – жертва», «паразит – хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

    Основные понятия: Экология – наука о взаимосвязи организма и среды обитания. Что такое среда обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество.

    4. Питание живых организмов.

    Способы питания живых организмов. Питание животных, растений, человека. Пища – источник энергии. Солнце – источник энергии. Питание хищников, паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание, как способ добывания энергии.  Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании живых организмов.

    Основные понятия: Пища – источник энергии. Солнце – источник энергии.

    Растения – созидатели органического вещества. Животные и человек – потребители  органического вещества. Вода – растворитель. Нитраты.

    5. Дыхание организмов.

    Наличие кислорода – необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка – целый организм. Признаки живого. Многоклеточный организм. Клетка- единица жизнедеятельности. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду.

    6. Многообразие живого мира.

    Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Представления о царствах живой природы. Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь а лесах, пустыне, водоеме, почве, на суше. Организм как среда обитания. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие – условие устойчивости жизни на Земле.

    Основные понятия: Систематика. Систематические единицы: вид, царства. Шесть царств: Простейшие. Бактерии. Вирусы. Растения. Животные. Грибы. Характеристика различных сред обитания. экологические факторы.

    7. Жизнь в сообществах. Экосистема.

    Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Ярусное расположение. Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов сообществе. Человек – часть природы. Человек – разумное существо. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружающей среды.

    Основные понятия: Сообщество. Экосистема. Приспособленность к совместному обитанию. Человечество. Биосфера.

     6 класс

                                            

    Глава 1: Общее знакомство с растениями

    Наука о растениях – ботаника. Мир растений. Основные царства. Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы. Разнообразие растений. Основные органы растений. Высшие и низшие растения.

    Приводить примеры значения ботанических знаний.

    Называть основные царства живых организмов.

    Распознавать и описывать основные органы  и жизненные формы растений.

    Глава 2. Клеточное строение организмов

    Изучить правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука. Особенности строения мякоти листа. Хлоропласты, хлорофилл, Поступление веществ в клетку. Деление и рост.

    Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей.

    Распознавать и описывать: клеточное строение кожицы лука, мякоти листа; деление клетки,  рост; строение и функции тканей растений.

    Называть клеточные ту и их значение.

    Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа.

    Глава 3: Органы цветковых растений

    Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.

    Особенности строения однодольных и двудольных растений. Значение семян для растений как органа его размножения и распространения. Виды корней. Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень. Зоны корня. Побег. Строение побега. Виды почек.  Видоизменения побегов. Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Участки стебля. Клеточное строение стебля. Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение цветка. Виды соцветий. Функции цветка. Сухие и сочные плоды. Способы распространения плодов.

    Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений; на живых объектах строение: побега; почки; виды корней; зоны корня; видоизменения побегов; внешнее строение стебля и листа; по рисункам: строение цветка ветроопыляемых растений; типы соцветий; строение плодов.

    Сравнивать по предложенным критериям семена однодольных и двудольных растений. Отличать корневые системы однодольных и двудольных растений; вегетативную почку от генеративной.

     Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, которые выполняют данную функцию.

    Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев.

    Выявлять: приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий; приспособления для распространения плодов.

    Раздел 4 : Основные процессы жизнедеятельности растений

    Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты, фосфор, калий. Воздушное питание растений. Фотосинтез.   Биологическое значение полового и бесполого размножение.

    Размножение. Его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения. Рост и индивидуальное развитие. Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения. Зависимость от условий среды.

     7класс

    1. Предмет зоология. Строение тела животных.

    Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

    Среды жизни и местообитания животных. Место и роль животных в природных сообществах. Зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Краткая история развития зоологии.

    Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Органы и системы органов организмов.

    2. Подцарство Простейшие. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные.

    Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечниках животных. Болезнетворные простейшие. Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Разнообразие клеток. Питание, дыхание, размножение гидры. Значение в природе. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

    3. Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Тип Моллюски.

    Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей. Их значение и место в истории развития животного мира. Значение червей в природе.

    Общая характеристика типа моллюски. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины в пассивной жизни.

    4. Тип Членистоногие

    Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс насекомые.

    5. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные.

    Краткая  характеристика типа хордовые. Надкласс рыбы. Общая характеристика. Особенности строения. Внешнее и внутреннее строение. Части тела. Покровы. Расположение и значение органов чувств. Значение рыб.

    Класс земноводные. Общая характеристика. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Размножение и развитие. Многообразие земноводных. Значение в природе и жизни человека.

    6. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы.

    Общая характеристика класса. Наземно-воздушные условия обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

    Общая характеристика класса Птицы. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц. Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека.

    7. Класс Млекопитающие.

    Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие, забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.  Значение млекопитающих.

    8. Развитие животного мира.

    Историческое развитие животного мира. Доказательства исторического развития животного мира. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.

    Естественные природные и культурные сообщества организмов. Место и роль животных в природных сообществах. Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Трофические связи в природных сообществах. Цепи питания. Экологические ниши. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.

    8 класс

     

       Введение.

    Науки о человеке. Значение знаний о строении и функциях человеческого организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни.

    1. Общий обзор организма человека.

    части и полости тела. Топография внутренних органов. Уровни организации организма. Клетка и ее строение. Химический состав клетки. Обмен веществ и энергии. Деление клеток, их рост и развитие. Основные ткани животных и человека. Строение нейрона. Органы, системы органов, организм.

    2. Опорно-двигательная система.

    Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Их значение. Состав и строение костей, их форма и функция. Внутренне строение костей. Основные отделы скелета. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы. Последствия гиподинамии.

    3. Кровь и кровообращение.

    Кровь, тканевая жидкость и лимфа – компоненты внутренней среды. Состав крови. Роль гемоглобина. Артериальная и венозная кровь. Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных заболеваний. Строение сердца. Большой и малый круг кровообращения. Движение крови по сосудам. Первая помощь при капиллярных, венозных и артериальных кровотечениях. Первая помощь при носовых кровотечениях.

    4. Дыхание.

    Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях.  Регуляция дыхательных движений. Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания.

    5. Пищеварение.

    Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Значение пищеварения. Система пищеварительных органов. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Всасывание. Наиболее опасные заболевания желудочно-кишечного тракта. Регуляция пищеварения. Инфекционные заболевания.

    6. Обмен веществ и энергии.

    Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования. Обменные процессы в организме. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания. Витамины.

    7. Выделение.

    Значение выделения. Органы мочевыделения. Строение почки. Роль и регуляция работы почек. Предупреждение заболевания почек. Восходящая и нисходящая инфекции. Нарушение диеты. Вред спиртных напитков. Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Гигиеническая оценка питьевой воды.

    8. Кожа и теплорегуляция.

    Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Типы кожи. Уход за кожей. Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. Травмы: первая помощь при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Регуляция теплообразования и теплоотдачи. Гигиена одежды.

    9. Нервная система.

    Значение нервной системы, ее строение и функция. Центральная  и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Спинной мозг, его строен, значение и функции. Строение головного мозга. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры.

    10. Органы чувств и анализаторы.

    Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь. Органы зрения. Строение и функции глаза. Заболевания и повреждения глаз. Первая помощь при повреждении глаз.

    Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Гигиена слуха. Болезни органов слуха и их предупреждения.

    Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Строение и функции мешочков и полукружных каналов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

    11. Гормональная регуляция и вегетативная нервная система.

    Железы внутренней, наружной и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение. Взаимодействие нервной и эндокринной систем. Гормоны надпочечников. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Связь гипофиза с нервной системой.

    12. Индивидуальное развитие организма.

    Половые и возрастные особенности человека. Пол будущего ребенка. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека. Женская и мужская половая система. Половое созревание юношей и девушек. Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Развитие после рождения. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

    13. Поведение и психика.

    Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Познавательные процессы человека. Волевые процессы. Эмоции. Внимание. Работоспособность. Личность и ее особенности. Человек и его место в биосфере.

    9 класс

    Введение Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.

    1. Основы цитологии.

    Основные положения клеточной теории. Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клеток. Химический состав. Строение клетки. Разнообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке – фотосинтез.

    2. Организм, его свойства и развитие.

    Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы, их свойства. Формы размножения организмов: бесполое и половое. Вегетативное размножение. Деление клетки прокариот и эукариот. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль бесполого и полового способов размножения.

    3. Основы генетики.

    Основные понятия генетики. Понятия о гене, генетике, наследственности и изменчивости. Законы наследственности и закономерности изменчивости. Хромосомная теория наследственности. Наследственные болезни, сцепленные с полом, у человека. Закономерности изменчивости. Мутационная и модификационная изменчивость. Значение мутаций для жизнеспособности особей. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Понятие о генофонде.

    4. Основы селекции растений и животных.

    Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Достижение селекции растений. Клеточная инженерия. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов, понятие о биотехнологии.

    5. Происхождение жизни и развитие органического мира.

    Представления о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Современная форма развития жизни на Земле.

    6. Эволюционное учение.

    Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Основные закономерности эволюции. Образование новых видов в природе. Видообразование. Основные направления эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях.

    7. Происхождение человека.

    Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными. Доказательства происхождения человека от животных. Человеческие расы. Движущие силы и этапы эволюции человека. Влияние человека на природу Земли.

    8. Основы экологии.

    Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Условия жизни на Земле. Экологические факторы среды. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Основные понятия экологии популяций. Динамика численности популяций в природных сообществах. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Развитие и смена биогеоценозов. Биосфера, ее структура и свойства.  Роль экологической культуры у человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

      

     Тематическое планирование

    5 класс

     

    урока

                         Тема урока

    Тип урока

    Домашнее задание

    1.Введение – 1 час.

    1

    Введение. Лабораторная работа № 1 « Устройство микроскопа».

    Комбинированный урок

    § 1-5

    2. Размножение живых организмов – 2 часа.

    2

    Размножение живых организмов. Размножение животных.

    Изучение нового материала

    § 6-7

    3

    Размножение растений. Обоеполые растения.  Переселение растений. Лабораторная работа № 2 « Строение семени фасоли».

    Комбинированный урок

    § 8-11

    Зачет № 1  по теме «Размножение живых организмов».

    Контроль ЗУН.

    3. Взаимодействие живых организмов -1 час.

    4

    Приспособленность живых организмов к условиям среды. Роль растений в жизни человека и животных.

    Комбинированный урок.

    § 13-14

    4. Питание живых организмов – 1 час.

    5

    Питание растений и животных.  Питание паразитов.

    Комбинированный урок.

    § 17-26

    Зачет № 2 по темам: «Взаимодействие и питание живых организмов».

    Контроль ЗУН.

    5. Дыхание организмов – 2 часа.

    6

    Дыхание организмов.

    Комбинированный урок.

    § 28-30

    7

    Обобщающий урок по темам « Размножение, питание и дыхание организмов».

    Обобщающий урок.

    Подготовка к зачету.

    Зачет № 3 по теме: «Дыхание организмов».

    Контроль ЗУН.

    6. Многообразие живого мира – 2 часа.

    8

    Классификация живых организмов.

    Комбинированный урок.

    § 34-38

    9

    Среда обитания. Обитатели воды, суши, почвы и организма.

    Комбинированный урок.

    § 39-43.

    7. Жизнь в сообществах. Экосистема – 2 часа.

    10

    Жизнь в сообществах. Экосистема. Человек и природа.

    Лекция с элементами беседы.

    § 44-48

    11

    Обобщающий урок по темам «Многообразие живого мира. Жизнь в сообществах. Экосистема».

    Обобщающий урок.

    § 34- 47.

    Зачет № 4 по темам: «Многообразие живого мира. Жизнь в сообществах. Экосистема».

    Контроль ЗУН

    6 класс

    урока

                         Тема урока

    Тип урока

    Домашнее задание

    1

    Мир растений. Условия жизни растений

    Комбинированный урок

    § 1-5

    2

    Микроскоп. Клеточное строение растений. Л/р № 1 «Строение растительной клетки».

    Практикум

    §6-9

    Зачет № 1 по теме «Клеточное строение растений».

    Контроль ЗУН

    3

    Органы цветковых растений. Л/р № 2 «Строение почек». Л/р № 3 « Внешнее и внутреннее строение листа».

    Практикум

    §10-26

    4

    Основные процессы жизнедеятельности растений

    Урок новых знаний

    §27-36

    Зачет № 2 по темам: «Органы цветковых растений. Основные процессы жизнедеятельности растений»

    Урок контроля ЗУН

     Инд. задания

    5

    Основные отделы царства растений

    Урок новых знаний

    §37-45 заполнить таблицу

    6

    Эволюция растений

    Урок новых знаний

    §46-49, записи в тетрадях

    Зачет № 3 по темам: «Основные отделы  царства растений. Эволюция растений».

    Урок контроля ЗУН

    7

    Царства бактерии. Грибы. Лишайники. Природные сообщества

    Урок новых знаний

    §50-60

    Зачет № 4 по темам: «Царства Бактерии. Грибы. Лишайники. Природные сообщества».

    Урок контроля ЗУН

    7 класс

    урока

                         Тема урока

    Тип урока

    Домашнее задание

    1

    Предмет зоология. Строение тела животных.

    Лекция

    § 1-8

    2

    Подцарство Простейшие. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные.

    Лекция

    § 9- 14, тест

    Зачет № 1 по темам: «Строение тела животных. Подцарство Простейшие. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные».

    Контроль ЗУН

    3

    Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Тип Моллюски.

    Лекция

    §15-23

    4

    Тип Членистоногие

    Лекция

    §24-29, тест

    Зачет № 2 по темам: «Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие»

    Контроль ЗУН

    5

    Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные.

    Лекция

    §30-39

    6

    Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы.

    Лекция

    §40-50, карточки

    Зачет № 3 по темам: «Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы».

    Контроль ЗУН

    7

    Класс Млекопитающие.

    Развитие животного мира

    Лекция

    §51-61, составить кроссворд

    Зачет № 4 по темам «Класс Млекопитающие. Развитие животного мира».

    Контроль ЗУН

    8 класс

     № урока

                         Тема урока

    Тип урока

    Домашнее задание

    Введение – 1 час

    1

    Биологическая и социальная природа человека.

    Изучение нового

    материала

    записи в тетради

    1. Общий обзор организма человека -3 часа

    2

    Общий обзор организма человека. Строение клетки.

    Изучение нового

     материала

    § 1

    3

    Ткани, органы, системы органов Нервная и гуморальная регуляция

    Лекция

    § 2,3 тест

    4

     Закрепление темы  темы: «Общий обзор организма»

     Комбинир.

     Индив. задания

    2. Опорно-двигательная система – 5 часов

    5

    Скелет. Строение, состав и соединение костей.

    Изучение нового

    материала

    § 4-5

    6

    Скелет головы и скелет туловища

     Лекция

    § 6, карточки

    7

    Скелет конечностей. Первая помощь при растяжениях, переломах, вывихах

     Лекция

    § 7-8

    8

    Мышцы человека. Работа мышц. Нарушение осанки.

    Комбинир. урок

    § 9-12

    9

    Контрольный тест по теме: «Скелет человека»

     Проверка знаний

     

    3. Кровь и кровообращение – 4 часа.

    10

    Значение крови и ее состав. Иммунитет

    Комбинированный  

    § 13-14

    11

    Тканевая совместимость и переливание крови.

    Комбинированный  

    § 15

    12

    Строение и работа сердца.

    Движение крови по сосудам. Первая помощь при кровотечениях

    Комбинированный  

    § 16-21, тест

    13

    М/С. Закрепление темы: «Кровь»

     Комбинир.

     Индив. задания

    4. Дыхание – 3 часа.

    14

    Органы дыхания. Строение легких. Л/р № 1: «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

    Изучение нового

    материала

    § 22-25

    15

    Первая помощь при поражениях органов дыхания. Гигиена дыхания.

    Комбинированный

    §26-28, подготовка к зачету.

    16

    Контрольный тест по темам: «Кровь и кровообращение. Дыхание»

     Проверка знаний

     

    Зачет № 1 по темам: «Опора и движение. Кровь и кровообращение. Дыхание». 

    5. Пищеварение – 4часа.

    17

    Значение и состав пищи. Органы пищеварения.

     Лекция

    § 28-30

    18

    Пищеварение в ротовой полости и в желудке.  Л/р № 2: «Пищеварение в ротовой полости».

    Комбинированный  

    §31

    19

    Пищеварение в кишечнике. Профилактика заболеваний органов пищеварения.

     Лекция

    § 32-34, карточки

    20

     Закрепление темы: «Пищеварение

     Комбинир.

     Индив. задания

    6. Обмен веществ и энергии. Выделение – 2 часа

    21

    Обменные процессы в организме. Витамины.

    Комбинированный  

    § 35-37

    22

    Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек.

     Лекция

    §38-39, кроссворд

    8. Кожа – 2 час.

    23

    Кожа. Теплорегуляция. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

    Комбинированный  

    § 40-42

    24

    Контрольный тест по темам: «Обмен веществ. Выделение. Кожа»

     Комбинир.

     Индив. задания

    9. Нервная система – 3 часа.

    25

    Нервная система. Нейрогуморальная регуляция.

    Комбинированный  

    § 43

    26

    Строение и функции спинного мозга.

    Комбинированный  

    § 44, стр.132-133

    27

    Отделы головного мозга, их значение.

    Комбинированный  

    § 44, стр. 134-136

     10. Органы чувств и анализаторы – 3 часа

    28

    Органы чувств и их анализаторы.

    Комбинированный  

    § 45

    29

    Орган зрения., слуха Заболевание и повреждения глаз, уха.

    Комбинированный  

    §46 – 49

    тест

    30

    Контрольный тест по темам:«Нервная система», «Органы чувств»

     Проверка знаний

     

    11. Эндокринная система – 2 часа.

     31

    Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гормоны

    Комбинированный

    § 50-51

    32

     Подготовка к зачету №2

    Комбинированный  

    Индив. задания

    Зачет № 2 по темам: «Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение. Кожа. Эндокринная система. Нервная система. Органы чувств и анализаторы».

    12. Индивидуальное развитие организма – 2 часа.

     33

    Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания.

    Комбинированный

    § 52, 54

    34

    Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

    Комбинированный

    § 53, 55 тест

    13. Поведение и психика – 2 часа

    35

    Врожденные и приобретенные формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности

     Лекция

    § 56-62

    36

    Контрольный тест по темам: «Индивидуальное развитие организма. «Поведе-ние и психика »

     Проверка знаний

     

    9 класс

    № урока

    Тема

    Тип урока

    Домашнее задание

                                          1.Введение в основы общей биологии - 1 час.

    1

    Общие свойства живого. Формы жизни

    Урок новых знаний

    § 1-3

                                              2. Основы цитологии– 6 часов.

    2

    Клеточное строение организмов. Химический состав клеток.  

    Урок новых знаний

    § 4-6

    3

    Строение клетки. Л/р № 1: «Изучение клеток растений и животных».

    Комбинированный урок.

    § 7-8, тест

    4

    Контрольный тест по теме : «Химический состав и строение клетки»

     Проверка знаний

     

    5

    Обмен веществ и энергии в клетке. Биосинтез белков клетке.

    Комбинированный урок.

    § 9-10

    6

    Биосинтез углеводов – фотосинтез.  

     Лекция

    § 11-12

    карточки

    7

    Обеспечение клетки энергией.

    Лекция

    § 12

    8

    Контрольный тест по теме: «Обмен веществ»

     Проверка знаний

      Проверка знаний

                                              3.Организм, его свойства и развитие – 4 часа.

    9

    Типы размножения организмов. Деление клетки. Митоз.

    Комбинированный урок.

    § 13-14

    10

    Образование половых клеток. Мейоз.  

     Лекция

    § 15

    11

    Онтогенез.

    Лекция

    § 16

    12

     Контрольный тест по темам: «Митоз, мейоз. Онтогенез»

     Проверка знаний

     

    Зачет № 1 по темам «Основы цитологии. Организм, его свойства и развитие»

                                             4. Основы генетики – 6 часов.

    13

    Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание.

    Урок новых знаний

    § 18-19

    14

    Дигибридное скрещивание.

    Комбинированный урок.

    § 20, карточки

    15

    Сцепленное наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

    Комбинированный урок.

    § 21-22

    16

    Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач.

    Комбинированный урок.

    § 23, карточки

    17

    Наследственная изменчивость. Другие типы изменчивости.

    Комбинированный урок.

    § 24-25

    18

    Контрольный тест по теме: «Основы генетики»

     Проверка знаний

     

                                           5Основы селекции растений и животных - 2 часа.

    19

    Генетические основы селекции организмов. Селекция растений, животных и микроорганизмов

    Урок новых знаний. Лекция

    § 27-31

    тест

    20

     Закрепление темы

     «Основы селекции»

    Комбинированный урок.

    Индивид. задания

                                            6.Происхождение жизни и развитие органического мира – 2 часа.

    21

    Возникновение жизни на Земле. Значение фотосинтеза и круговорота веществ.

    Урок новых знаний

    § 32-34

    22

    Этапы развития жизни.

     Лекция

    § 35, инд. задания

                                             7. Учение об эволюции  – 4 часа.

    23

    Эволюционная теория Ч. Дарвина.

     Лекция

    § 36-37

    24

    Результаты эволюции. Вид. Видообразование.

     Лекция

    § 37-40

    25

    Микро и макроэволюция. Основные направления эволюции.

     Лекция

    § 41-42, кроссворд

    26

    Контрольный тест по темам: «Этапы развития жизни. Эволюционная теория Ч.Дарвина»

    Проверка знаний

                                              8. Происхождение человека  (Антропогенез) – 3 часа.

    27

    Доказательства эволюционного происхождения человека.

     Лекция

    § 44-45

    28

    Этапы эволюции человека. Человеческие расы.

    Комбинированный урок.

    § 45-47

    29

    Подготовка к зачету «Основные направления эволюции. Происхождение человека»

    Комбинированный урок.

    Индивид. задания

    Зачет № 2 по темам: «Генетика. Основы селекции. Происхождение жизни на Земле. Учение об эволюции. Антропогенез».

                                               9. Основы экологии – 7 часов.

    30

    Закономерности действия факторов среды на организмы. Биотические связи в природе.

    Комбинированный урок

    § 50-53, тест

    31

    Популяции как форма существования видов в природе.

     Лекция

    § 54-55

    32

    Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. Биосфера Л/р № 2: «Описание экосистем своей местности».  

     лекция, практику

    § 56-57

    33

    Развитие и смена биогеоценозов.

     Лекция

    § 58 - 59

    34

    Рациональное использование природы и её охрана.

    Комбинированный урок

    § 59

    35

     Экологические проблемы

    Комбинированный урок.

    Индивид. задания

    36

     Контрольный тест по теме «Основы экологии»

     Проверка знаний

     

    Требования к уровню подготовки учащихся основной школы по биологии.

    3нать и понимать:

    • особенности жизни как формы существования материи;
    • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
    • фундаментальные понятия биологии;
    • Сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
    • основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
    • соотношение социального и биологического в эволюции человека;
    • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при  охране окружающей среды и здоровья человека.

    Уметь:

    • пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
    • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
    • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
    • решать генетические задачи, составлять родословные.
    • Составлять план, конспект;
    • владеть языком предмета.

    Применять знания и умения:

    • соблюдать правила бережного отношения к природным объектам, имеющим большое значение для дальнейшего устойчивого сосуществования человека и природы;
    • прогнозировать возможные последствия своей деятельности для существования отдельных видов растений, животных, встречающихся в данной местности, нуждающихся в охране по причине изменения мест обитания и сокращающейся численности.

     

    Контроль уровня обученности.

    Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

    Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

    Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.

    Отметка – числовой аналог оценки.

    Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

    Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и  выводах из наблюдений и опытов.

    Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

    Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии.

    Отметка 1 («единица»): ответ не дан.

    Оценивание тестовых заданий:

       «5»- правильно выполнено 100-83% заданий;                         «3» - 66 – 50%;                                                                                                          

       «4» - 82-67%;                                                                                «2» - менее 50%.

                                                                                           

                                                                 

    Учебно – методическое обеспечение

    5 класс

    Методические пособия для учителя:

    Пакулова В. М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2002;

    Дополнительная литература для учителя:

    Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

    Дополнительная литература для учащихся:

    Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

    Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.

    Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.

    Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

    «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

    6 класс

    Учебно-методический комплекс  учителя:

    1. Учебник: И.Н. Пономарева и др. Биология 6 класс.- М.: «Вентана-Граф» , 2007 г.

    2. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2004.

    3. Илларионов Э.Ф. Биология 6 (7) класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.

    4. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Серия «Школа в клеточку». – М., «Лист». 1998г.

    5. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004г.

    6. Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. Биология в таблицах. М.: «Илекса», 1997 г.

    Дополнительная литература для учителя:

    1.Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

    2. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Серия «Школа в клеточку». – М., «Лист». 1998г.

    3. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004г.

    4. Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. Биология в таблицах. М.: «Илекса», 1997 г.

    5. Лернер Г.И. Ботаника. Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6- классов

    Учебный комплекс ученика:

    1. Учебник: И.Н. Пономарева и др. Биология 6 класс.- М.: «Вентана-Граф» , 2007 г.

    2. Атлас растительного мира – СПб.: «Издательский дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000г.

    3. Азбука природы. М.: Издательский дом «Ридерз Дайджест»,

    7 класс

    Учебник: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко  Биология 7 класс М.: Вентана-Граф, 2007

    Дополнительная литература для учителя:

    1. Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии. Издательский дом «Дрофа», 1996 г.

    2. Е.Н. Дмитров. Познавательные задачи по зоологии позвоночных. Тула «Родничок», 2000 г.

    3.Биология в таблицах.  Москва «Дрофа», 2002 г.

    4. В.В. Латюшин. Биология.Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование. М.: Дрофа. 2001г.

    5. Кучменко В.С. Биология. Животные 7 класс. Методическое пособие. Москва «Вентана-Граф», 2003г.

    6. Г.И. Лейнер. Биология животных. Тесты и задания. Москва «Аквариум» 2000 г.

    Дополнительная литература для ученика:

    1. И. Акимушкин Мир животных. Москва «Мысль», 1995.

    2. Книга для чтения по зоологии.

    3.Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская. Пособие по биологии. Минск «Вышейшая школа» 1997г.

    8 класс

    Учебник А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8 класс М.: Вентана – Граф, 2006г

    Дополнительная литература для учителя:

    1. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 класс – М.: ВАКО, 2005.

    2. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Серия «Школа в клеточку». – М., «Лист». 1998г.

    3. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004г.

    4. Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. Биология в таблицах. М.: «Илекса», 1997 г.

    Учебный комплекс ученика:

    1. Учебник: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8 класс М.: Вентана – Граф, 2006г

    2. Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская. Пособие по биологии. Минск «Вышейшая школа» 1997г.

    9 класс

    Учебник: И. Н. Пономарева. Основы общей биологии 9 класс.  М.: Вентана-Граф,  2008г

     Дополнительная литература для учителя:

    1. Пономарева И.Н., Симонова Л.В., Кучменко В.С. Основы общей биологии: Методическое пособие. 9 класс/Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2005г.

    2. О.Н. Ридигер. Экзаменационные вопросы и ответы. Биология 9 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000г.

    3. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Серия «Школа в клеточку». – М., «Лист». 1998г.

    4. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004г.

    5. Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. Биология в таблицах. М.: «Илекса», 1997 г.

    6. Соколовская Б.Х. 120 задач по генетике. М.: Центр РСПИ,1991 г.

    Учебный комплекс ученика:

    1.Учебник: И. Н. Пономарева. Основы общей биологии 9 класс.  М.: Вентана-Граф,  2008г. 2. Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская. Пособие по биологии. Минск «Вышейшая школа» 1997г.

    3. О.Н. Ридигер. Экзаменационные вопросы и ответы. Биология 9 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000г.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И. Н. Пономарева. Основы общей биологии 9 класс.  М.: Вентана-Граф,  2008г

    Материально – техническое оснащение

    1. Портреты великих ученых - естествоиспытателей;
    2. Справочные издания по естественным наукам: словарь, справочник, определитель, карты;
    3. Глобус, таблицы

     

      Технические средства обучения

    1. Ноутбук;
    2. Мультимедийный проектор;
    3. Экран проекционный;
    4. Микроскоп.

    Учебно – лабораторное оборудование

    Приборы, приспособления:

    1. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ.

               2. Микропрепараты

     Натуральные объекты

    Коллекции, образцы:

    1.Гербарии

                2.Влажные препараты

    Средства, реализуемые с помощью компьютера:

    • слайд-лекции по ключевым темам курса;
    • принтерные распечатки тестов по темам      
    • индивидуальные пакеты задач(на развитие творческого мышления);

    Интернет-ресурсы:

    • сайт презентаций по географии   ( http:www Mirbiologii.ru)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по физике для основной школы

    Рабочая программа по физике к учебнику А. В. Перфшкина, Е. М. Гутник для 7-9 классов. Содержит пояснительную записку, содержание курса, КТП...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для основной школы ( 6 - 9 классы)

    Рабочая программа по географии для основной школы (6-9 классы)...

    Рабочая программа по физической культуре основной школы ФГОС для 5-го класса

    Планирование составлено на основе программы: Физическая культура.     Рабочие программы.    Предметная линия учебников М.Я Виленского, В.И.Ляха,...

    Рабочая учебная программа по биологии для основной школы к УМК Пономаревой И.Н.

    Рабочая учебная программа по биологии к УМК  И.Н. Пономаревой для 5 - 9 классов. Содержит  пояснительную записку, поурочно - тематическое планирование....

    Рабочая программа по информатике для основной школы 5-7 классов. УМК Л.Л.Босова

    Рабочая  программа по информатике для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  примерной основной образоват...

    Рабочая программа по информатике для основной школы 8-9 классы

    Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и регионального компонента основного общего о...

    Программа по биологии для основной школы предназначена для обучающихся 5-9 классов .

    Программа включает четыре раздела: «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и основные результа...