«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫ- КА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИС- ТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ФГОС»
статья

Жилина Ирина Валерьевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-konvertirovan.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Жилина И.В

Учитель английского языка

МБОУ  СШ №3 г. Лысково

ТЕМА: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫ- КА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИС- ТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ФГОС»

Актуальность данного исследования: приоритетными методами обуче- ния в рамках ФГОС являются активные методы обучения, среди которых иг- ровые технологии. Новизна данного исследования заключается в том, что игровые технологии рассмотрены как средство реализации системно- деятельностного подхода в условиях ФГОС. Исследование также имеет практическую значимость, так как игры, предложенные в практической части могут быть использованы на уроках английского языка в начальной школе.

За последние годы в системе образования произошли кардинальные из- менения, которые привели к переосмыслению методов и технологий обуче- ния иностранным языкам. Теперь педагогический процесс обучения англий- скому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. Федеральный го- сударственный образовательный стандарт (ФГОС) – это один из ключевых элементов модернизации современного образования. ФГОС представляет со- бой принципиально новый документ, который разработан на основе глубоко ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социоло- гических теорий и концепций, а также достижений современных перспектив- ных тенденций в практике российского и зарубежного образования. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, базовым положением кото- рого служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обес- печивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В связи с этим, приоритетным становится использование активных


методов обучения, которые способствуют развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

Современные методы обучения английскому языку в рамках новых стан- дартов по мнению Гальсковой Н. Д., [1; с.141-142] должны отвечать следую- щим требованиям:

  • создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно;
  • стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении;
  • затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
  • активизировать деятельность детей;
  • делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе;
  • создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фи- гурой, а лишь наблюдателем, консультантом;
  • обеспечивать все возможные формы работы в классе. Всем этим требованиям отвечает игровой метод обучения.

Основной принцип системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся сами получают информацию, в процессе исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лекси- ческие структуры.

Предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соот- ветствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую дея- тельность в игровую, свойственную ребенку данного возраста и дает воз- можность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые


межпредметны по своему характеру. Другими словами обучение иностран- ному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры.

Игровые технологии обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного язы- ка как средства общения. Развитие личностных качеств младшего школьни- ка, его внимания, мышления, памяти и воображения, развитие его эмоцио- нальной сферы также происходит в процессе обучающих игр, учебных спек- таклей с использованием иностранного языка. К тому же стратегия совре- менного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.

Игра позволяет овладевать речевыми навыками в естественной ситуации

– в процессе общения во время игры [2].

Джил Хэдфилд [13; 5] считает, что использование игр – важная часть в обучении любому языку, так как дает возможность интенсивной языковой практики, предлагает контекст, в котором используется язык. Игра - это своеобразный диагностический тест для учителя, который выявляет трудно- сти учащихся.

По мнению Маслыко Е.А. [6; 191], языковые игры предназначаются для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном этапе ов- ладения иностранным языком.

Игра открывает новые возможности развития для ребенка и новые воз- можности организации обучения для учителя [8].

Игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт на основании которого язык усваивается более осмысленно, является диагно- стическим инструментом для учителя. Эффективность игрового обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением инте- реса к предмету. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг


другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью [7, c. 61-70].

Ливингстоун К. выделяет следующие механизмы, которые делают игры уникальным средством педагогики в рамках новых стандартов и системно- деятельностного подхода [5, c. 79-83]:

  • мотивация;
  • прикладной характер игр;
  • субъектность ученика (не мы его учим, а он учится).
  • овладение не только знаниями, но и способами получения знаний.

К этим механизмам можно также отнести роль игры в формировании универсальных учебных действий. Игра позволяет формировать как лично- стные и коммуникативные действия, так и действия регулятивные (планиро- вание, контроль, коррекция, оценка и др.) [4].

По характеру игровой методики Селевко Д. К. разделяет игры на:

  • Предметные;
  • Сюжетные;
  • Ролевые;
  • Деловые;
  • Имитационные;
  • Игры-драматизации.

На моих уроках в начальной школе я использую различные виды игр. В начальной школе в процессе обучения детей английскому языку рекоменду- ется использовать игры с элементами соревнования. Так, например, при за- креплении алфавита и темы «Цвета» мною применялась игра «ABC-game». Дети делятся на две команды и садятся вокруг плаката с разноцветными бук- вами алфавита. Каждая команда бросает кубик и двигается на столько букв вперед по плакату с алфавитом сколько точек на кубике. Команды называют букву, её цвет и слово на эту букву. Выигрывает команда, которая быстрее придет к финишу. Данная игра способствует не только запоминанию букв и цветов у детей, но и повторению лексики по различным темам. Кроме этого,


игра способствует развитию памяти, внимания; воспитывает толерантность, уважение к товарищам по команде, чувство сопереживания, дух коллекти- визма.

Здоровьесберегающие технологии играют немаловажную роль в процес- се обучения, поэтому игровые технологии могут пригодиться и на этоп этапе урока. Например, при изучении глаголов я использую подвижные игры, в ко- торых усвоению материала помогают действия и жесты самих детей. К таким играм относится игра «Команды». В первом, наиболее простом варианте, учитель дает команды к действию одним глаголом в повелительной форме: Run! Dance! Swim! В следующем варианте игры команда дается стоящему справа и ребенок говорит, что он делает: Run! – I run! (имитирует бег). Эта игра помогает детям без особого труда запомнить глаголы в повелительном наклонении и в личной форме, а также самостоятельно строить предложения. Эту игру можно также использовать как физкультминутку, используя раз- личные лексико-грамматические структуры в зависимости от темы. Напри- мер: Can you run? – Yes, we can (имитируют бег); Can you run well? – Yes, I can. Do you like to dance? – Yes, I do.

В рамках новых стандартов и системно-деятельностного подхода на уро- ках английского языка должны применяться различные формы работы (пар- ная, групповая, индивидуальная и т.д). Так, например, для отработки различ- ных конструкций в парах хорошо подходит игра «Избалованный кролик», в которую охотно играют ученики 2-3 классов. Главная особенность данной игры состоит в том, что детям необходимо все отрицать. Один ученик пред- лагает различные продукты, а другой отрицает: Do you want cheese? No, I don’t; Would you like some milk? No, I wouldn’t etc. Таким образом, дети хо- рошо запоминают лексику по теме «Продукты», а также структуры различ- ной сложности для составления предложений. Следует отметить, что учитель выступает в роли координатора: способствует, направляет, наблюдает.

Характерная особенность психологии младших школьников проявляется в конкретности их мышления, восприимчивости к мобильным, колоритным


предметам и требует яркого преподавания. При этом красочность наглядного материала играет важную роль. Так, в 4 классе по теме «Одежда» мною про- водится игра «Магазин одежды». Цель игры: повторить цвета и лексику по теме «Одежда». Реквизит, необходимый для игры: красочные и яркие кар- тинки с предметами одежды, которые прикреплены на доске. Один ученик выступает в качестве продавца, а другие дети - покупателей (продавцы и по- купатели могут меняться ролями). Дети подходят по одному к продавцу или говорят с места: The white mittens, please. – Here you are. – Thank you. – You are welcome! Продолжительность игры 5-7 минут. Можно раздать комплект картинок с предметами одежды на каждую парту и дети работают в парах одновременно, что значительно экономит время.

Для формирования умений и навыков устной речи при отработке струк- тур I have got… и вопроса What colour is it/are they? можно использовать игру

«Хвастунишки» («Boasters»). Дети хвастаются своей выдуманной одеждой. – I have got a beautiful dress! - What colour is it? – It is white. – It’s great! (Пово- рачиваясь к другому участнику) And I have a nice shirt! – What colour is it? и т.д. Игра может постепенно усложняться с соблюдением принципов посте- пенности, последовательности и доступности обучения.

В игровую работу на уроке можно задействовать и весь класс. Для отра- ботки структуры there is/are, а также лексики по теме «Моя комната», в 4 классе полезна игра “Matching game”. Половине класса учитель раздает кар- тинки с изображением комнат, а другой половине – предложения с конструк- цией there is/are. Дети по очереди зачитывают предложения, а другие должны найти свою пару с соответствующим предложением, описывающим картин- ку.

Для практики устной речи использовалась игра «Новые имена». Дети по- лучают карточки, на которых написано имя, возраст, место проживания. Учитель может специально придумать сказочных персонажей, инопланетян с необычными именами, состоящими из сложных звуков. Таким образом, дети повторяют лексику, грамматические структуры по теме «Знакомство», а так-


же повторяют звуки. Данную игру можно использовать в качестве фонетиче- ской зарядки. Каждый ученик должен представиться: Hello! My name is Ufo, I’m 12, I’m from Mars. Можно предоставить ученикам возможность поимпро- визировать и самим сделать карточки (заготовить дома).

При активизации лексики по теме «What’s the weather like today?» может применяться игра «On TV» («По телевизору»). На столе стоит импровизиро- ванная рамка телевизора, учитель, используя куклу, объявляет прогноз пого- ды: «Good evening, Ladies and Gentlemen! It’s raining today. But the sun will be shining tomorrow. Good bye! We’ll see you tomorrow». Учителя сменяют уче- ники со своими прогнозами погоды. В данной игре также отрабатывается ви- довременная форма глагола будущего времени. Данная игра способствует развитию творческих способностей младших школьников, а также их фанта- зии, артистизма, раскрепощенности. Дети учатся выступать перед публикой.

При разыгрывании сценок, драматизации достигается прочное усвоение лексики. Тема «Животные» является самой объемной по материалу. Дети с удовольствием играют роли животных, могут сами придумывать новые си- туации.  При  обобщении  и  систематизации  изученного  материала  по теме

«Животные»        во        2-3        классах        на        уроках        мною        проводится        игра-сценка

«Welcome to our zoo!». Дети приносят свои любимые игрушки-животных. Каждый ученик представляется от имени животного, рассказывает, что умеет делать это животное, описывает какое оно. Можно разыграть диалоги зна- комства между животными (расспроси, что умеет делать твой друг, сколько ему лет, как его зовут и т.д.)

Во время игры «Отгадай животное» используется пантомима при изобра- жении животного учеником. Учитель показывает картинку с животным толь- ко одному из учеников, ученик должен изобразить это животное. Учитель к классу: What animal is this? – This is a … Ученик, который угадал, становится водящим и изображает следующее животное.

В рамках недели английского языка ученики 4 класса подготовили дра- матизацию знаменитой сказки «Cinderella» («Золушка»), что способствовало


расширению творческого потенциала учащихся, совершенствованию навы- ков учащихся во всех видах речевой деятельности, формированию положи- тельных эмоций учащихся, чувства успеха.

В заключение, можно сделать вывод о том, что посредством игры в рам- ках системно-деятельностного подхода в классе могут быть привнесены раз- нообразные формы работы (работа в парах, группах - больших и маленьких  и целым классом). Игра ставит учащихся в ситуации, в которых им требуется использовать и развивать такие языковые формы, которые необходимы в ра- боте социальных взаимоотношений. Игра пригодна для каждого вида работы с языком (отработка структур, лексики, изучение функций, интонационных моделей). Игра может применяться на любом этапе урока (актуализация, фо- нетическая и лексическая зарядки, при проведении контроля в устной речи - монологической и диалогической). Роль учителя в игре: мониторинг, ресурс- ный центр, учитель должен прослушивать, снабжать необходимой информа- цией, т.е. оказывать языковую помощь. Игровые технологии обладают ог- ромным потенциалом при обучении младших школьников на уроках англий- ского языка и во внеурочное время и способствуют разностороннему разви- тию личности, что соответствует Федеральному Государственному Образо- вательному Стандарту.


Список литературы:

  1. Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранному языку / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. - Начальная школа: Методич.пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004 – 240 с. – (Методика).
  2. Зарипова Т.А. Картинки, игры, сказки… Особенности преподавания в начальной школе // Английский язык. – 2013, № 5. – с. 8.
  3. Комаров А. С. Игры и пьесы в обучении английскому языку / А. С. Ко- маров. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 220, [2] c. – (Школьное развитие).
  4. Латышева И.Р. Учись, играя. Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе // Английский язык. – 2012, № 8. - с. 5.
  5. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М., 1999. – 127 с.
  6. Маслыко Е.А., Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. А. Маслыко: Справоч. пособие; - Мн.: Высшая школа, 1992 – 445 с.
  7. Мащенко В. Н. Ролевые игры в образовании. – М.: Высшая школа, 1995.
  8. Перкас С. В. Ролевые игры на уроках английского языка. \\ Иностран- ные языки в школе, 1999, №4. с. 22.
  9. Пучкова Ю. Я. Игры на уроках английского языка: Метод. Пособие./Ю. Я. Пучкова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Типография ИПО профсоюзов Профиздат», 2005. – 78, [2] с. – (Школьный урок)
  10. Ролевые игры в образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://orkclub.ru/biblioteka/bibri/bibriother/114-rolevye-igry-v-obrazovanii.html /.

— Загл. с экрана.

  1. Самсон К. 303 совета по обучению английскому языку в школе/ Колет Самсон; Пер. с фр. Е. А. Рейдик. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО

«Издательство АСТ», 2004 – 96 с.


  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поко- ления).
  2. Hadfield Jill, “Elementary Сommunicative Games”, Longman, 1993.
  3. Hadfield Jill, “Elementary Grammar Games”, Longman, 2001. - 128 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования УУД через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действ...

Использование игровых технологий на уроках английского языка в обучении младших школьников

«С детьми к предмету, а не с предметом к детям»Р. Штейнер   Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие р...

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

Презентация "Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода"

Данная работа как результат из опыта работы с младшими школьниками при использовании игровых технологий. В данной работе указаны интернет источники, которыми может пользоваться учитель английского язы...

“Игровые технологии на уроках английского языка для детей младшего школьного возраста”

Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Ценность игры в том, что она учитывает психологическую природу ребенка младшего школьного возраста и отвечает его интересам.Примене...