Выступление на РМО 28.02.2017г.
материал

Сабиров Ильдар Азатович

Выступление на РМО 28.02.2017г. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Внеурочная деятельность обучающихся 5-6 классов в рамках реализации требований ФГОС основного общего образования, направленная на формирование интереса к чтению»

                                                Доклад учителя русского языка и литературы Сабирова И.А.

на РМО 28.02.2017г.

Детское чтение сегодня – область, где существует и продолжает накапливаться множество проблем. Сухомлинский писал : « Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда»

Учитель – ДУХ, дарящий свет. А свет - это любовь, мудрость, знания, жизненный опыт. Учитель – воспитатель, то есть, человек, питающий духовную ось (ученика) образами Неба и Земли, Добра и Зла, Радости и Страдания, Сострадания к ближнему, духовности, патриотизма, героизма, познания и самопознания.

И наша главная задача не только научить, но и воспитать истинного русского гражданина.

По данным социологов число читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Кризис детского чтения не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит интерес к сфере чтения. Я стараюсь привить интерес к чтению через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Новые образовательные стандарты предполагают более тесное и творческое сотрудничество учителя русского языка и литературы и школьного библиотекаря. И такое тесное сотрудничество, содружество, сотворчество становится необходимым условием качественного образовательного процесса в школе.

Сотрудничая с библиотекой, учитель русского языка и литературы расширяет круг чтения, способствует формированию культуры чтения, развитию личности, формирует межличностные отношения.

С целью приобщения детей к чтению, активизации познавательной активности нами был создан проект с использованием интеллект-карт «Чтение – вот лучшее учение», в рамках которого в школьной библиотеке постоянно проводились мероприятия, способствующие развитию интереса обучающихся к чтению, к книге, а через чтение книг к процессу «деятельностного познания» мира.

Цель данного проекта: приобщение современной молодёжи к духовному и нравственному наследию русской литературы, формирование у детей интереса и способностей к чтению с дальнейшим использованием их при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

- Интеллект-карты

-Участие в интеллектуальных играх, научно-практических конференциях, олимпиадах

Были проведены читательские конференции по книгам: Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», А. Толстой «Русский характер», Б. Васильев «А зори здесь тихие», А. Лиханов «Мой генерал». По книге Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» был составлен кодекс моральных норм.

Эффективное значение имеет систематическое посещение учащихся библиотеки, но не классом, а индивидуально – в удобное для каждого ученика время и с личностно осознаваемой целью.

Если названные условия не соблюдаются, учащиеся, овладев грамотой и даже получив некоторые литературоведческие знания, читательской самостоятельностью не овладевают, выбирать и читать книги для себя не хотят и не умеют и их надо переучивать. Переучивать намного сложнее, чем сразу учить правильно, так как пропущен этап, на котором они с приобретением техники чтения должны были увидеть в книге собеседника и практически понять, зачем люди читают, и убедиться, что и им самим не просто интересно, но очень нужно читать разные книги для себя.

Пересказ интересного эпизода из произведения, которое предстоит изучать, заинтриговать ребят, оставив финал открытым.

Использование ИКТ как способ развития интереса к предмету Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи отмечают, что современные дети – это дети экранной информации, которая воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация.

Поэтому необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии обучения, благодаря которым можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее, услышать мастерское чтение любимых классических произведений и т.д. В распоряжении учителя много образовательных программ на CD с тестами, тренажерами, тренировочными упражнениями. Использование ИКТ с его возможностями (систематизация, красочность, занимательность, мобильность предлагаемой информации), безусловно, повышают интерес учащихся к уроку и к предмету. Выполняем мини проекты, например, карта – путешествий по литературным местам

Пробуждение интереса подростка к чтению через кинематограф. Ни для кого не секрет, что нынешнее поколение, живущее среди разнообразных средств массовой информации, – это поколение аудиовизуалов, людей, воспринимающих мир преимущественно глазами и ушами, а не другими органами чувств. Подростку легче и приятнее посмотреть кинофильм, чем прочитать книгу, по которой этот фильм снят. Но, взрослым знаком и другой эффект: фильм, как правило, оказывается менее интересным, чем лежащая в его основе книга. Предлагая подростку сравнить кинофильм и книгу (или, в другом порядке, книгу и кинофильм), можно организовать индивидуальное или групповое обсуждение вокруг сравнения, можно спровоцировать интерес ребенка к чтению. Практикую коллективные просмотры кинофильмов («Чучело», «Хатико», «Человек в полосатой пижаме», «Тарас Бульба» и др), после просмотра многие перечитывают книги.

Тематические перемены

Встречи с интересными людьми. Совместно с Аллой Ивановной Московских ( местная писательница), был организован литературный клуб «Росток», в котором читали стихи любимых поэтов и стихи собственного сочинения, проводили литературные игры, ораторские конкурсы, знакомились с творчеством сибирских писателей, издали сборники с рассказами А.И.Московских.

Социальное партнёрство с ЦТРиГО. Клуб «Журналистика» выпускает совместно с уч-ся 7-9 классов газету и предоставляет место на страницах для публикации работ школьников, издали сборник на районный слёт волонтёров, «Словарь илимских диалектов». Выезжали на Областной фестиваль СМИ в г Иркутск, Журавский С за репортаж с места событий получил диплом победителя, творческие работы Водневой А. были напечатаны в газете «Красный Яр».

Реклама книги в новом формате. Буктрейлер – это короткий видео-рассказ о книге 2-3 минуты. Он может быть создан в формате презентации. В буктрейлере раскрываются самые яркие моменты произведения. Цель буктрейлера – рассказать о книге. Этот рассказ должен содержать интригу, чтобы заинтересовать читателя, подвести его к прочтению книги.

Разнообразные формы чтения - непременное условие успешности формирования полноценного навыка чтения.

Непременным условием успешности формирования полноценного навыка чтения являются регулярно проводимые разнообразные формы чтения. Интересный прием организации чтения, который я использую регулярно – «жужжащее чтение». Обязательное условие: использовать его нужно не для чтения текста домашнего задания, а для нарабатывания техники чтения. Поэтому книгу, интересную для себя, каждый выбирает из классной библиотеки или приносят из дома. Такой прием не только помогает формировать технику чтения у детей, развивать их читательские интересы. Тихое чтение. Этот приём использую в течение многих лет. В последний урок литературы перед каникулами приношу из библиотеки разные книги ( на свой выбор), и на уроке ребята читают выбранную книгу – 7-9 учеников на каникулы берет книгу для прочтения. Я считаю это большим плюсом в работе по привитию любви к чтению.

Работа с родителями.

Цель педагога - помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы.

Самостоятельное детское чтение не должно выпадать и из поля внимания родителей. Имеются в виду не какие-то контрольно принудительные меры, а создание особой атмосферы и условий, благоприятствующих домашнему самостоятельному чтению младшего школьника.

На родительском собрании даю методические рекомендации и советы мамам и папам: «Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.»

Семейное чтение – эффективное средство развития интереса ребёнка к чтению. Не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера. Разговаривать о прочитанном так, чтобы ребёнок чувствовал себя умным и понятливым.

Чтение с остановками

Мы много говорим о воспитательной роли литературы, о том, что хорошая книга учит добру. Но ведь не только прочитанное, а уже сама любовь к чтению, невозможность жить без книги, потребность искать и находить в ней друга, советчика, черпать материал для размышлений – все это одна из важнейших целей воспитания. Ведь у человека, который с детства приучен к чтению, любит книгу, просто не может быть в жизни пустот, когда некуда себя деть. Задача подлинного искусства пробуждать добрые чувства, и оно это делает.

Заставить ребенка насильно читать нельзя. Ребенок имеет право не читать, имеет право и читать. Это ставит его перед выбором более важным: быть полноценным членом общества или не быть, погрязнуть в безнравственности или подниматься до высот культуры и двигать ее вперед. Самому ребенку с его малым жизненным опытом этот выбор осуществить сложно. Он не знает его последствий. Помочь ему в этом – задача педагогов, родителей, писателей, издателей, библиотекарей, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.

«Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души,» - писал Цицерон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методической конференции «Наше светлое завтра» 2017г.

Выступление на методической конференции «Наше светлое завтра»...

Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.доклад 03.2017г Развитие потенциальных и компенсаторных возможностей школьников

Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.доклад 03.2017г Развитие потенциальных и компенсаторных возможностей школьников....

Выступление на методическом объединении "Актуальность стимулирования технического творчества подростков", сентябрь 2017г.

Выступление на методическом объединении "Актуальность стимулирования технического творчества подростков", сентябрь 2017г....

Выступление на методическом семинаре 22.03.2017г.

Выступление на методическом семинаре  22.03.2017г....

Выступление на заседании в Московской областной Думе «Особенности организации образовательной деятельности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)». 12.04.2017г.

Конституция Российской Федерации гарантирует право всех граждан нашей страны на образование, независимо от их состояния здоровья и места жительства.Главной целью государственной политики в области обр...

Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы) 2017г.

Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии:аспект требований ФГОС (из опыта работы)  2017г....

Тема выступления: «Игры на уроках технологии» 5 – 8 классы. 2017г.

Тема выступления: «Игры на уроках технологии»5 – 8 классы.  2017г....