Выступление на заседании в Московской областной Думе «Особенности организации образовательной деятельности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)». 12.04.2017г.
статья (9 класс)

Сезонова Ольга Викторовна

Конституция Российской Федерации гарантирует право всех граждан нашей страны на образование, независимо от их состояния здоровья и места жительства.

Главной целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с интеллектуальными нарушениями и их социализацию. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности организации образовательной деятельности

для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

(из опыта работы)».

Конституция Российской Федерации гарантирует право всех граждан нашей страны на образование, независимо от их состояния здоровья и места жительства.

Главной целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с интеллектуальными нарушениями и их социализацию. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

За последние несколько лет изменился состав обучающихся общеобразовательных учреждений, осуществляющих обучение по адаптированным программам (ранее – коррекционные ОУVIII вида). В них принимаются не только дети с легкой степенью умственной отсталости, но также с умеренной и тяжелой формами интеллектуального недоразвития.

В настоящее время принятие ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) четко определил вектор развития специального образования: получение качественного образования лицами с ограниченными возможностями, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, но только при «создании специальных условий».

В МКОУ «Клеменовская школа-интернат» обучается 90 детей с интеллектуальными нарушениями, из них – 10 дети-инвалиды. Группа школьников неоднородна, в нее входят дети с различными нарушениями – когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей, слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, нарушения эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм,множественные нарушения развития, Синдром Дауна.

На первый взгляд организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья по своей структуре не отличается от процесса обучения в массовой школе. Субъекты, здание, среда, процесс – идентичны. Особым, помимо психофизического состояния детей, являются условия и результат. Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Максимальное количество обучающихся в наших классах – до 12 человек.

Целью работы коллективашколы-интерната является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее, при соблюдении ряда условий:

 - специальное обучение начинается сразу же после выявления первичного нарушения развития;

 - используются специальные методы, приемы и средства обучения, обеспечивающие «обходные пути» обучения;

 - индивидуализация обучения,

 - создание особой пространственной и временной организации образовательной среды.

Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к  образованию.

Процесс образования специфичен. Приоритетным направлением в нашей работе является соотношение  в структуре содержания образования двух взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академического» и «жизненной компетенции».

Основной акцент сделан на развитие механизмов компенсации ученика с ОВЗ через учебный процесс, который строится особым образом. Организация учебного процесса определяет дифференцированный подходк общеобразовательной деятельности, сниженный темп обучения, структурная простоту содержания предметных областей, повторность в обучении, отдельно  выделяя трудовую  и коррекционную подготовку обучающихся.

Уроки в нашей школе - это уроки с использованием специальных коррекционных воспитательных и образовательных методов с целью обучения детей с проблемами умственного развития. В практике  работы  мы чаще всего используем комбинированные  уроки, совмещающие в себе виды работ  и задач нескольких типов уроков. Это объясняется тем, что умственно отсталые дети не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в практических формах упражнений. На всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений. На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся: так им легче, интереснее, доступнее изучать материал, особенно, если он связан с личными впечатлениями.

Трудовая подготовка, важное звено в обучении школьников, представлена уроками профессионально-трудового обучения и трудовой практикой. Трудовая подготовка является предподготовкой к  профессиональному обучению,  дальнейшему трудоустройству и определению своего места в обществе. Учащиеся изучают «Столярное дело»,  «Слесарное дело»  и «Швейное дело», на которые  в учебном плане отводится от 6 до 14 учебных часов в 5-9 классах.

Коррекционная подготовка  - это уроки ритмики, развития речи, социально-бытовой ориентировки. Коррекционные занятияобеспечивают организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом развитии.  В целях компенсации дефектов проводятся занятия по лечебной физкультуре, психомоторике, развитию сенсорных процессов, игротерапии, сказкотерапии. Эти уроки и занятия расширяют познавательнуюсреду детей и являются педагогическими, социальными и психологическим аспектами. С введением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью в учебном плане определены новые учебные предметы, которых нет в массовой школе, такие как: речевая практика, основы социальной жизни, математические представления, речь и альтернативная коммуникация и другие, в соответствии со сложностью структуры дефекта ребенка.

При формировании системы знаний, умений и навыков допрофессиональнойориентации обучающихся, развития перспективы будущего вКлеменовской школе–интернате активно работает психолого-медико-педагогическая служба сопровождения, которая позволяет удовлетворить общие и специфические образовательные потребности обучающихся, выработать наиболее оптимальные условия для развития, обучения, воспитания и социальной адаптации в современном социуме.

 В целях освоения учениками набора моделей учебного/внеучебного поведения, обеспечивающих им успешную социализацию в школе реализуется  Проект«Ребенок ОВЗ. Шаги в большую жизнь», ставшийлауреатом Ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2016г. в номинации «Доброе сердце».

Для совершенствования процесса адаптации наших воспитанников в обществе, принимаем активное участие в областных конкурсах «Лучший по профессии», художественной самодеятельности, Международном фестивале детского, юношеского и студенческого творчества «Синяя птица Гжели», областных спортивных соревнованиях для детей с ОВЗ.

Развитие материально-технической инфраструктуры учреждения  - одна из задач работы нашего коллектива. За 3 годаприобретено оборудование для занятий лечебной физкультурой, пополнились современнымиучебными пособиями кабинеты логопеда,педагога-психолога, трудового обучения. Приобретены интерактивные доски, мультимедийные проекторы, компьютерная техника. Планируется финансирование по Программе «Доступная среда».

Очень важным направлением нашей работы является кадровая политика. Личность учителя– это, пожалуй, самый главный фактор успеха в работе с ребенком  ОВЗ. Педагог коррекционной школы – это особый специалист, который должен уметь делать все, мгновенно реагировать на непредвиденные реакции обучающихся, быть другом, помощником, артистом, медицинским работником.

В нашей школе трудятся учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, 16 учителей, 14 воспитателей;все педагоги имеют высшее дефектологическое образование или прошли профессиональную переподготовку по программе «Дефектология», есть врач-педиатр, 2 медицинских сестры.Уровень профессионализма состава школьного коллектива высок и свое мастерство мы представляем на зональных и региональных  тематических и научно-практических семинарах, которые проводим ежегодно.

К вопросу о кадрах стоит подходить очень внимательно – в штатное расписаниенеобходимо дополнительно вводить ставки олигофренопедагогов, тьюторов для сопровождения обучающихся с множественными нарушениями развития, медицинских работников- детского  психиатра и  невролога, инструктора по лечебной физкультуре. И все это не в ущерб основного штатного расписания.

В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, с той категорией детей, на которых  ранее стояла печать «необучаемые».

Главное в нашей работе с такими детьми -  помочь им максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Обучение в нашей школе строится по программе «Особый ребенок» и по индивидуальным программам реабилитации для детей-инвалидов, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем индивидуализированную.

        В заключении особо хочется остановиться на взаимодействии с родителями. Семьи наших воспитанников, в основном, социально незащищенные, многодетные, неблагополучные. Очень сложно влиять на культуру таких семей, на их ценности. Семья, имеющая ребенка – инвалида,  изначально ущемлена и психологически, и морально, и материально. Отсюда и неадекватное восприятие ребенка родителями, их пассивность или чрезмерная активность в желании изменить что-то. За годы работы у нас накопился определенный опыт взаимодействия с семьями. Активно работает Совет родительской общественности, родительский лекторий «Школа для родителей», создан консультационный пункт, где специалисты консультируют родителей по вопросам состояния ребенка, об особенностях обучения и развития. Мы много делаем для того, чтобы родители доверяли педагогам, следовали рекомендациям специалистов и научились быть активными партнерами.

        Мы убеждаем родителей - не нужно опускать руки, если ребенку показано обучение в коррекционной школе. Главное, сделать все возможное, чтобы ему комфортно и интересно было учиться, чтобы он не потерял уверенности в себе, смог радоваться и гордиться своими успехами.

        Каждый ребенок обладает уникальными способностями, интересами и учебными потребностями. Образование детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения – это очень бережный процесс, который учитывает индивидуальные особенности и опирается на сильные стороны ребенка.

        Задача нашей школы – не только обеспечить получение качественного образования, гармонизировать отношения между его семьей и школой, но и научить детей жить в обществе людей с разными способностями.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством упражнений в воде и на суше....

Возможна ли организация проектной деятельности на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

Проектная деятельность на уроках СБО с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

В Московской области пройдет Всероссийская спартакиада для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

С 25 по 29 сентября 2017 года Министерство образования и науки Российской Федерации проводит в Истринском районе Московской области  Всероссийскую спартакиаду для детей-инвалидов и детей с ограни...

Итоги Всероссийской спартакиады для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (25 – 29 сентября 2017 года, Московская область)

25 – 29 сентября 2017 года в Истринском районе Московской области состоялась Всероссийская спартакиада для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – Спартакиа...

Итоги спартакиады для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – обучающихся образовательных организаций города Москвы

25 – 31 января 2018 года в городе Москве состоялась спартакиада для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – обучающихся образовательных организаций города Москвы (...

Создание здоровьесберегающих условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Сохранение и укрепление здоровья школьников – вопрос очень актуальный на сегодняшний день, особенно в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В данной статье я поделилась о...

Выступление: "Создание условий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья МКОУ «Клеменовская школа-интернат» для получения качественного образования".

Одной из главных задач образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья является их социализация. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественны...