«Использование инновационных технологий как основа развития базовых компетенций обучающихся»
методическая разработка

Добычина Елена Владимировна

Концепция компетентностного подхода в образовании – идея сравнительно новая.

Компетентностный подход имеет много точек соприкосновения с системой развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminar.docx128.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование инновационных технологий как основа развития базовых компетенций обучающихся»

«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...»

М. Поташник, действительный член  Российской академии образования.

В  новых образовательных стандартах подчёркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающихся определённой суммы знаний, но и на развитие  личности, познавательных и созидательных способностей.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.  Школьников необходимо учить – самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение изученных фактов, творчески применять знания  в новых ситуациях.

Концепция компетентностного подхода в образовании – идея сравнительно новая.

Компетентностный подход имеет много точек соприкосновения с системой развивающего обучения.

Сама же необходимость перехода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим», что и призван обеспечить компетентностный подход.

Для реализации такого подхода в образовании учителю  необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей,  направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта.

Попробуем разобраться, что же такое инновационные технологии, и каково их влияние на формирование базовых компетенций.

Технология – совокупность  приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). (слайд 2)

Внедрение эффективных, четко реализуемых технологий в обучение, поможет обеспечить повышение качества знаний учащихся.

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). (слайд 3)

Инновация педагогическая (нововведение) –

  1. целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;
  2. процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.);
  3. поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. (слайд 4)

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.

Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. (слайд 5)

ЧТО ДАЮТ ОБРАЗОВАНИЮ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с концепцией модернизации российского образования приоритет в обучении иностранному языку  отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т.е. общению.

Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования ценностно-смысловой компетенции, (слайд 6)поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают ею, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков, анализируя тексты для чтения и аудирования. Развитие данной компетенции происходит как в урочной, так и во внеурочной и внеклассной деятельности. Технология сотрудничества, проектная методика в большей степени позволяют обеспечить механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Развитие общекультурной компетенции (слайд 7) происходит за счёт изучения особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основы жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций. Основным источником  развития данной компетенции являются информационно-коммуникационные и проектно-исследовательские  технологии, которые  помогают получать и прорабатывать максимальный объем информации  в процессе обучения. Информационная компетенция (слайд 8) обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Обучение иностранному языку дает достаточно возможностей для формирования этой компетенции. Практика показывает, что информационно-коммуникационные технологии способствуют индивидуализации обучения и интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению познавательной активности и мотивации.

Рассмотрим данные технологии.

Технологии электронного интерактивного обучения. (слайд9)

Электронное интерактивное обучение – образовательная технология, при которой для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии (Интернет и корпоративные сети)

Средства и методы электронного интерактивного обучения:

– интерактивные ресурсы и материалы,

– электронные библиотеки и ЭБС,

– обучающие материалы и курсы,

– обсуждения в реальном режиме времени,

– чаты, видеочаты,

– электронная почта,

– видеоконференции,

– видеоконсультации и программные приложения совместного использования (разделяемые рабочие пространства).

Инструменты электронного интерактивного обучения: веб-конференции, онлайн-семинары, вебинары.

Можно использовать следующиеобразовательныеИнтернет–ресурсы:

сказки,рассказы,игры,кроссворды:www.oup.ru,www.onestopenglish.ru,www.babyland.ruПриподготовкепроектов–www.alleng.ru/englishjet.com/native-english.com.

www.study.ru/online–On-lineуроки,коллекции(текстов песен,умных мыслей,субтитров кфильмам),тесты,словари, для формирования или совершенствования грамматических,лексических навыков

www.mystudy.ru–АнглийскаяграмматиканаMyStudy.ru–форум для изучающих английский язык,репетиторы,курсы,on-lineуроки,on-lineигрыhttp://englishforkids.ru–Английский для детей–стихи,сказки,песенки,азбука,загадки,пословицы,договорки,книги,обучающиеигры,форум имногое другое

www.efmf.ru–Englishformusicfanatics–сайт для тех, кто хочет изучать английский язык с помощью текстов популярных песен

http://spravki.net–Справки.нет–Онлайновыесловари и переводчики

www.english-grammar-lessons.com–EnglishInternationalLyonpresentsLessons-интерактивные упражнения по английской грамматикеwww.english-4u.de–english-4u–упражненияпо английской грамматике, интерактивные практические задания www.anriintern.com/eng/leseng15_chtenie_literatury/intro.html–Уроки из оригинального текста(подобраны наиболее яркие образцы американских и английских авторов, как современных, так и прошлого века),словаря к нему, а также анализу и объяснению наиболее трудных участков текста

Обучающие интернет-ресурсы. Сегодня становится все больше комплексных обучающих ресурсов, например, LinguaLeoилиBusuu. Также постоянно появляются сайты для изучения лексики, например, WordSteps или Vocabulary.com, грамматики – EnglishGrammarSecrets, EnglishGrammar и т.д. Интерактивная форма гораздо больше привлекает учеников, чем занятия по учебникам и словарям. Преимущество многих ресурсов еще и в том, что они позволяют получать баллы и отслеживать прогресс.

Skype. Видеосвязь сделала реальными уроки с преподавателями из любых уголков планеты. С помощью Скайп можно учить английский с носителем, получать знания действительно из первых рук. Ресурсы системы используются не только для индивидуальных, но и для групповых занятий. При наличии высокоскоростного интернет-соединения онлайн-занятия ничуть не уступают традиционным по качеству, зато значительно экономят время ученика и учителя. Параллельно с трансляцией видео можно общаться в чате, делиться снимком экрана, что делает уроки более наглядными.

Блоги. Использовать блоги для освоения иностранных языков можно двумя способами. С одной стороны учащиеся могут читать записи авторитетных авторов, рассказывающих об английском и способах его изучения. С другой стороны ученики сами могут вести блог на английском. Это могут быть коллективные классные блоги, в которых каждый может практиковаться в составлении текстов и навыках письма. Преподаватель может задавать своим студентам опубликовать запись в блоге – это больше мотивирует, чем написание эссе на бумаге.

        Неотъемлемой составляющей формирования информационной компетенции является  осуществление проектной деятельности  учащихся. Темы проектов близки интересам школьников и связаны с их жизненным опытом: «Школьный портрет», «Чудеса света», « Мое фамильное древо», « Транспорт. Роскошь или необходимость», « Молодежные субкультуры» и др.  

Рассмотрим другие инновационные технологии:

Технологии дистанционного обучения

Дистанционное образование – это самостоятельная педагогическая система, связывающая преподавателя, обучаемого и источники информации, которые могут находиться в различных географических регионах, посредством специальной технологии, позволяющей осуществлять учебное взаимодействие без их прямого контакта. Это взаимодействие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через электронную почту и телефакс, аудиоконференции, компьютерные конференции, видеоконференции [6].

В условиях дистанционного обучения основной задачей преподавателя является управление познавательной деятельностью обучаемых, что предполагает: формирование побуждающих мотивов;  постановка целей и задач;  передача знаний, опыта; организационная деятельность;  организация взаимодействия между обучаемыми контроль процесса обучения.

Формы дистанционного обучения:

Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Телеконференции – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.

Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Формы проблемного обучения:

  • проблемное изложение – преподаватель сам ставит проблему и решает ее;
  • совместное обучение – преподаватель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися;
  • творческое обучение – учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение.

Этапы познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Технология открытого образования «Портфолио»:

Портфолио –набор работ и документов по следующим разделам:

– «портрет»  (в виде эссе или сочинения, рисунков или комиксов, коллажа, кластера, герба и девиза, ответы на вопросы анкеты)

– «коллектор» (картотека литературы, которой человек пользуется при работе)

– «рабочие материалы» (творческие работы, рефераты, рисунки, стихи и т.д.)

– «достижения» (суммируются материалы, грамоты, награды, и т.д.)

Функции «Портфолио»:

– постановка цели и стремление к ее выполнению

– систематизирующая

– содержательная

– мотивирующая (осознание себя как субъекта обучения)

Технологии критического мышления на уроках английского языка

Использование  на уроках следующих приемов: “Верные и неверные утверждения”, “Перепутанные логические цепочки”, “Ключевые термины”.

Можно использовать что-то новое: задания даются в стихотворной форме. Например: соотнесите друг с другом элементы (начало и конец предложения) и объедините их в пары.

1) Учащиеся соединяют обе части предложения, соблюдая рифму:

1. Red, white, blue – a) Where have you been?

2. Yellow, grey, green-- b) To London down and back

3. Purple, orange, black – c) How do you

2).Учащимся предлагается выбрать из предложенных рисунков о природе те, которые могут служить иллюстрациями к стихотворению (на экране ‘слайд – презентации’ по теме “Времена года”), которое они слушают:

1. Yellow leaves, orange leaves, 2.The snow is falling,

Red and green and brown. The wind is blowing

Rainy time, windy time, The ground is white

Autumn comes to town. All day and all night

Стихотворения, порядок которых был преднамеренно нарушен при предъявлении материала:

учащиеся воссоздают самостоятельно,(текст стихотворения из предложений, порядок которых был преднамеренно нарушен)

Технология мозгового штурма

« Мозговой штурм», или «brainstorming», - это поиск спонтанных идей во время решения какой-либо проблемы, часто используется для группового обсуждения, хотя может быть и индивидуальным. Что важно при мозговом штурме?

Никакой критики! Все высказанные мысли воспринимаются как стоящие, даже если идея на первый взгляд кажется достаточно глупой. Не разрешается ни одобрять, ни критиковать ни свою, ни чужую идею. Все идеи желательно записывать.

Мозговой штурм - обязательно найдется решение. Чем больше идей будет высказано, тем больше шансов найти правильное решение.

Идеи могут вытекать одна из другой, причем, не важно, кто придумал первоначальный вариант, или что натолкнуло на нужную мысль, - никаких авторских прав.

Такая стратегия подходит для начала изучения новой темы или для закрепления пройденного материала за пару минут до конца урока. Для учителя такой вид деятельности не менее важен, поскольку дает понять, насколько хорошо ученик усвоил лексику по теме или, если мозговой штурм применять в начале изучения темы, он показывает, каким вокабуляром и грамматическими конструкциями ученик уже владеет, а чему еще нужно уделить внимание.

Несколько примеров тем для «brainstorming», которые вполне можно использовать на уроке английского языка:

Describe the way something is said: whisper, cry, shout, yell, mumble, etc.

Think of as many things as you can that are sweet.

How many methods of travel can you think of?

Технология Кейс-стади

  • Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
  • Использование кейс – стади :
  • позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы;
  • помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
  • школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины;

Игровые технологии.

Например, communication games (коммуникативные игры):

picturegap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера, - matchingtasks);

extgap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить- jig-sawreading);

knowledgegap (у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить complete-the-tabletasks);

beliefgap (у обучаемых имеются разные убеждения, а нужно выработать единое мнение); reasoninggap (у школьников имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и сопоставить).

Аудоокниги и фильмы Используются при обучении, чтобы улучшить знания, сделать их более полными и разносторонними, позволяют усваивать грамматические конструкции, новые слова в контексте, а также особенности произношения, интонации, логические ударения и т.д. В начале занятий лучше использовать аудиокниги со скриптом и фильмы с субтитрами, постепенно можно отказаться от визуальной опоры, а также брать более сложный материал.

Написание письма другу о своей семье развивает учебно-познавательную компетенцию. Для подготовки к письменным работам используется метод самоконтроль - неотъемлемая часть развития ученика, заставляющая ребенка думать о своих успехах и проблемах и не зависеть только от оценки учителя. Основная его цель – это дать возможность самим учащимся исправить ошибки, выделенные учителем. Ошибки выделяются, зеленой, синей или черной пастой, но не красной, но не исправляются.

Например,

T Tense временные формы глагола

P Punctuation

WO Word order

Prep Preposition

WW Wrong word

Gr Grammar

Y Word missing

S Spelling

Dear Kate,

How are you? I’m well. I came in (Prep) London two weeks ago for (Gr) to study at a language school. I want (Y) learn english (P) because (Y) is a very important language. I’mstay (Gr) with a (Gr) English family.

Этот метод можно использовать не только для создания условий и возможности самообразования, но и для самоконтроля учащихся.

Предмет “Иностранный язык” в ранговой шкале трудностей И. Г. Сивкова занимает второе место после математики. Поэтому применение здоровьесберегающих технологий  снижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также способствуют развитию компетенции личностного самосовершенствования.

 Таким образом, мы видим, что комплексное использование технологий делает процесс обучения целостным, интересным и продуктивным.

Использованная литература:

1. Алексеева Л. Н.  «Инновационные технологии как ресурс эксперимента» / Учитель, № 3, 2014 г.,  с. 78.

2. Бычков, А. В. «Инновационная культура» / Профильная школа,  № 6, 2015 г., с. 83.

3. Гузеев В.В. «Характерные черты образовательных технологий разных поколений» / Завуч. Научно-практический журнал,  № 3, 2014 г., с. 64

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. «Педагогический словарь» / М.: Академия, 2010 г.

5. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» / М.: Народное Образование, 2010 г.

.

Поскольку основной целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), то для успешного овладения иностранным языком,  учащиеся должны знать не только языковые формы, но также иметь представление о том, как их использовать в реальной коммуникации. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку является  первостепенной  и основополагающей задачей. Владея коммуникативной компетенцией,  учащийся должен:

- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;

- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;  уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; уметь искать и находить компромиссы;

- иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

        В своей  деятельности  я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:

  Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.

Здесь надо отметить, что основная задача обучения английскому языку – это формирование коммуникативных навыков, поэтому формирование коммуникативной компетенции является основной задачей учителя иностранного языка.

  Информационных – владение информационными технологиями.

Учитывая , что информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом,   в своей практической  деятельности  я  создаю оптимальные условия учащимся  для развития  их потенциальных возможностей,  формирования  самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через  внедрение информационных технологий  в процесс обучения.  Использование их  в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему.  Это  позволяет  мне  реализовать цели и задачи по  формированию ключевых компетенций  учащихся.    

  Нравственных — способность жить  по общечеловеческим  нравственным  законам.

Для  формирования  данных  компонентов    использую  в процессе  обучения

-  презентации

Применение  презентаций  на уроке  позволяет  мне:

Более качественно реализовать принципы  наглядности и доступности при  обучении,

 Создавать проблемные ситуации на уроке, что  активизирует  познавательную деятельность учащихся,

Эффективнее использовать  время на уроке.

- Электронные учебные комплекты

Данные    технологии   способствуют:  

  Активизации познавательной  деятельности учащихся.  

 Развитию  вариативности мышления,.

 Направленности  мыслительной  деятельности учащихся на поиск  и исследование.

В последнее время  я активно использую преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся. Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Оценивая опыт использования проектной деятельности для формирования ключевых компетенций обучающихся в образовательной системе.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо¬вания. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, более 70% учащихся об¬ращаются не только к учебникам, но и к  другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

В заключении хотелось бы сказать, что современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»

Компетентностными методами и формами являются такие, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование.

Например,

а) метод проектов;

б) развитие критического мышления;

в) метод дебатов;

г) игровая технология (языковые, ролевые игры, драматизация);

д) кейс-стади;

е) проблемные дискуссии;

ж) парная и групповая работы;

з) языковой портфелъ;

и)использование аудио-визуальных средств, мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов.

За счет использования данных методов поддерживается положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке, атмосфера на уроке становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения.

)))Приоритетные направления в обучении иностранному языку

  • В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т.е. общению.

Задача учителя на современном уроке иностранного языка состоит

в создании условий практического овладения языком для каждого учащегося, выборе таких методов обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество,

активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения иностранным языкам,

выборе методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников,

выявлении возможностей инновационных форм обучения, в повышении результативности обучения, развития креативных способностей младших школьников на уроках английского языка,

реализации творческого потенциала каждого участника инновационной деятельности.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности,

применение инновационных технологий на уроках английского языка - средство повышения результативности обучения и развития креативности, создающая условия для социализации личности и развития ее самостоятельности, креативности и активности,

создание комфортных психологических условий, в которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность является важным компонентом современных педагогических технологии ,

рассмотрение развития творческой деятельности на уроках английского языка посредством различных инноваций: проектов, ролевых игр, элементов технологии , драматизаций, использование ИКТ, приемов LanguagePortfolio. технологии критического мышления, мозгового штурма

изучение инновационных форм обучения в отечественной и зарубежной методической литературе инновационных форм обучения, обобщение опыта использования на уроках английского языка.

Проектная технология (Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.)

возможно использование как мини – проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени.

Проекты могут быть индивидуальными ( например, коллаж или альбом “Разрешите представиться – это я”, “Мое фамильное дерево”) и групповыми (“Мы о себе”, “Наш родной город”). На уроках во вторых–четвертых классах были использованы следующие проектные задания:

1. “Мы анкетируем друг друга”. Детям были предложены различные варианты анкетного опроса:

а) “Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто что ест (пьет) за завтраком (обедом, ужином). Заполни следующую анкету” (на экран проецируется таблица)

Имя Еда Напитки

б) “Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто и как проводит свободное время. Заполни следующую анкету” (на экране таблица):

Имя /День недели/ Свободное время/ Вид занятий

2. “Мы оформляем коллаж”. Каждый ребенок дома работает самостоятельно, используя фотографии, рисунки, создание ‘слайд – презентаций’; предлагаю детям темы и примерный план:

а) “Я о себе самом” (мое имя, имена моих родителей, сестер, братьев; адрес; мой возраст; день рождения; моя внешность; мои интересы);

б) “Мой родной город” (название; географическое положение; памятники; мои любимые места);

Учитель – “консультант” задает вопросы на английском языке: “Что ты делаешь?”, “Что это?”, “Какого цвета?”, дает советы: “Режь аккуратно”, комментирует действия детей: “Молодец, ты делаешь все правильно” и т.д.

Что касается языкового портфеля, то в его основу заложено соотнесение российских требований к уровню овладения иностранным языком с общеевропейскими системами, что, в свою очередь, является отправной точкой для создания единого образовательного пространства. Основным критерием оценки уровня владения иностранным языком в технологии языкового портфеля является тестирование. Приоритетом данной технологии становится переориентация учебного процесса с преподавателя на обучаемого. Обучаемый же, в свою очередь, несет сознательную ответственность за результаты своей познавательной деятельности. Вышеуказанная технология приводит к постепенному формированию у учащихся навыков самостоятельного овладения информацией. В целом, языковой портфель многофункционален и способствует развитию многоязычия.

Технологии критического мышления на уроках английского языка

Использую на уроках следующие приемы: “Верные и неверные утверждения”, “Перепутанные логические цепочки”, “Ключевые термины”.

Можно использовать что– то новое: задания даются в стихотворной форме. Например: соотнесите друг с другом элементы (начало и конец предложения) и объедините их в пары.

1) Учащиеся соединяют обе части предложения, соблюдая рифму:

1. Red, white, blue – a) Where have you been?

2. Yellow, grey, green-- b) To London down and back

3. Purple, orange, black – c) How do you

.

2).Учащимся предлагается выбрать из предложенных рисунков о природе те, которые могут служить иллюстрациями к стихотворению (на экране ‘слайд – презентации’ по теме “Времена года”), которое они слушают:

1. Yellow leaves, orange leaves, 2.The snow is falling,

Red and green and brown. The wind is blowing

Rainy time, windy time, The ground is white

Autumn comes to town. All day and all night

Стихотворения, порядок которых был преднамеренно нарушен при предъявлении материала:

учащиеся воссоздают самостоятельно,(текст стихотворения из предложений, порядок которых был преднамеренно нарушен)

Технология мозгового штурма

« Мозговой штурм», или «brainstorming», - это поиск спонтанных идей во время решения какой-либо проблемы, часто используется для группового обсуждения, хотя может быть и индивидуальным. Что важно при мозговом штурме?

Никакой критики! Все высказанные мысли воспринимаются как стоящие, даже если идея на первый взгляд кажется достаточно глупой. Не разрешается ни одобрять, ни критиковать ни свою, ни чужую идею. Все идеи желательно записывать.

Мозговой штурм - обязательно найдется решение. Чем больше идей будет высказано, тем больше шансов найти правильное решение.

Идеи могут вытекать одна из другой, причем, не важно, кто придумал первоначальный вариант, или что натолкнуло на нужную мысль, - никаких авторских прав.

Мозговой штурм можно прекрасно использовать при обучении иностранному языку. Очень важно для студентов то, что в таком задании не может быть неправильных ответов, все, что они скажут, вспомнят или придумают, будет изначально правильным. Также развивается творческое и ассоциативное мышление, таким образом, закрепляются в памяти слова и выражения, и убирается языковой барьер.

Такая стратегия подходит для начала изучения новой темы или для закрепления пройденного материала за пару минут до конца урока. Для преподавателя такой вид деятельности не менее важен, поскольку дает понять, насколько хорошо студент усвоил лексику по теме или, если мозговой штурм применять в начале изучения темы, он показывает, каким вокабуляром и грамматическими конструкциями студент уже владеет, а чему еще нужно уделить внимание.

Несколько примеров тем для «brainstorming», которые вполне можно использовать на уроке английского языка:

Describe the way something is said: whisper, cry, shout, yell, mumble, etc.

Think of as many things as you can that are sweet.

How many methods of travel can you think of?

Комплексное использование интернет-ресурсов

Игровые технологии.

Например, communicationgames (коммуникативные игры):

picturegap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера, - matchingtasks);

extgap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить- jig-sawreading);

knowledgegap (у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить complete-the-tabletasks);

beliefgap (у обучаемых имеются разные убеждения, а нужно выработать единое мнение); reasoninggap (у школьников имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и сопоставить).

Аудоокниги и фильмы Используются при обучении, чтобы улучшить знания, сделать их более полными и разносторонними.

позволяют усваивать грамматические конструкции, новые слова в контексте, а также особенности произношения, интонации, логические ударения и т.д. В начале занятий лучше использовать аудиокниги со скриптом и фильмы с субтитрами, постепенно можно отказаться от визуальной опоры, а также брать более сложный материал.

Блоги. Использовать блоги для освоения иностранных языков можно двумя способами. С одной стороны учащиеся могут читать записи авторитетных авторов, рассказывающих об английском и способах его изучения. С другой стороны ученики сами могут вести блог на английском. Это могут быть коллективные классные блоги, в которых каждый может практиковаться в составлении текстов и навыках письма. Преподаватель может задавать своим студентам опубликовать запись в блоге – это больше мотивирует, чем написание эссе на бумаге.

Обучающие интернет-ресурсы. Сегодня становится все больше комплексных обучающих ресурсов, например, LinguaLeoилиBusuu. Также постоянно появляются сайты для изучения лексики, например, WordSteps или Vocabulary.com, грамматики – EnglishGrammarSecrets, EnglishGrammar и т.д. Интерактивная форма гораздо больше привлекает студентов, чем занятия по учебникам и словарям. Преимущество многих ресурсов еще и в том, что они позволяют получать баллы и отслеживать прогресс.

Skype. Видеосвязь сделала реальными уроки с преподавателями из любых уголков планеты. С помощью Скайп можно учить английский с носителем, получать знания действительно из первых рук. Ресурсы системы используются не только для индивидуальных, но и для групповых занятий. При наличии высокоскоростного интернет-соединения онлайн-занятия ничуть не уступают традиционным по качеству, зато значительно экономят время ученика и учителя. Параллельно с трансляцией видео можно общаться в чате, делиться снимком экрана, что делает уроки более наглядными.

Информационные технологии

Информационные технологии.

Стремясь к улучшению процесса обучения иностранным языкам, провожу занятия с применением ПК. Занятия с использованием компьютерных технологий пользуются большой популярностью у младших школьников. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Компьютерные программы сочетают в себе цветную графику, видеофильмы, музыку. Использую такие программы как “EuroTallk”, “LearntoSpeakEnglish”. Фрагментарное использование этих программ позволяет повысить мотивацию и интерес учащихся к предмету. Использую при изучении тем: “Числительные”, “Цвета радуги”, “Магазины и покупки” и т.д. В этих программах предусмотрен и контроль знаний по каждой теме. Дети с удовольствием работают за компьютером. Применение ИКТ в процессе обучения в школе даёт возможность активизировать познавательную, мыслительную и самостоятельную деятельность учащихся, интенсифицировать учебный процесс. Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы.

Современный (инновационный) урок – это урок, демонстрирующий компьютерную грамотность преподавателя и ученика, это урок, позволяющий быстро и мобильно использовать информационные технологии для объяснения или закрепления материала, изучаемого на уроке, это широкая возможность использования информационного поля, это средство общения с огромным количеством информации и систематизация этой информации, это урок, дающий не просто определенный объем знаний, а дающий возможность учиться. Урок – это для системы образования социальный заказ общества.

***К инновационным технологиям можно отнести ряд локальных образовательных технологий. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Технология личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность; субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированное обучение [10].

Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает возможность создания знаний самим учеником, т.е. знания не передаются ему для заучивания в готовом виде, а конструируются, добываются, генерируются им в собственной деятельности.

Технологические характеристики личностно ориентированного обучения:

– «задействование» учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока;

– свобода выбора ребёнком различных форм обучения;

– выбор учащимися предметного содержания различной сложности;

– оценивание не только результатов, но и процесса деятельности;

– формирование когнитивных структур, которые являются субстратом умственного развития;

– использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала;

– изучение и формирование творческой деятельности;

– использование эвристических методов обучения как способа учёта индивидуальных приёмов познания;

– создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять собственные способности, возможности и интересы;

– использование проблемных заданий различной трудности и сложности;

– создание ситуаций выбора в разных видах деятельности;

– организация разрешения проблемных ситуаций;

– организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

– отбор методических приёмов, типа урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

– ориентация учащихся на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.

Позиция педагога в личностно-ориентированном обучении:

– Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки).

– Учитель как исследователь (исследовательская функция).

– Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция).

– Учитель как эксперт (экспертная, консультативная функция).

  1. Технология модульного обучения.

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки – модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Модули могут быть обязательными и элективными. Основой каждого блока является опорный конспект, при составлении которого следует руководствоваться следующими принципами:

  • научное изложение вопроса, предполагающее максимальное использование символики, принятой при изучении школьного предмета;
  • краткость изложения, не теряющая логического построения теоретического материала;
  • яркая продуманная наглядность, предполагающая использование красочных рисунков, чертежей, схем, диаграмм, заимствованных не только из учебников и учебных пособий, но и подсказанных опытом;
  • один конспект имеет информацию по целой теме или части темы, если она слишком обширна;
  • выделение главного, основного цветом или шрифтом;
  • осуществление логической связи и последовательности перехода от одного конспекта к другому.

Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познаний. Поуровневая индивидуализация учебной деятельности создает ситуацию выбора для ученика.

Модульное обучение преследует цель – формирование у детей навыка самообразования, весь процесс образования строится на основе осознанного целеполагания. Использование модульной технологии обучения дает возможность больше внимания уделять основным понятиям изучаемого предмета. Изучаемый материал выступает не отдельной единицей, а в качестве выделенного из той структурной единицы, к которой он тяготеет; сопоставимые предметные действия, понятия, свойства изучаются параллельно; группировка материала в блоки способствует его компоновке в опорных конспектах.

Блок имеет следующую структуру:

ПМ

ИМ

РМ

МС

МКЗ

МК

проблемный модуль

информационный модуль

расширенный модуль

модуль систематизации

модуль коррекции знаний

модуль контроля

Примерный перечень блоков:

1 урок – изучение нового материала с опорой на максимально доступный комплекс средств обучения. На этом уроке учащиеся получают конспект материала – либо готовый, заранее размноженный, либо появляющийся на доске по мере объяснения учителем. На этом же уроке проводится в первичное закрепление.  (ПМ, ИМ).

2 урок – «урок общения». Цель – заменить собой домашнюю проработку материала, обеспечить его усвоение и проверку усвоения. Основной метод – работа в парах, когда вначале каждый овладевает материалом по учебнику, затем шлифует материал в общении со своим собеседником и, наконец, отвечает, «сдаёт» этот материал учителю или его консультантам из числа уже ответивших учеников. Принцип формирования пар – «равный с равным».  (РМ).

3 урок – закрепление. Сначала работа с тетрадью на печатной основе, а затем выполнение индивидуальных заданий.  (МС, МКЗ).

4 урок – контроль в виде опроса по конспекту, подготовка к самостоятельной работе и собственно самостоятельная работа. (МК).

Использование технологии модульного обучения, которое отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к процессу обучения, комплексная работа над изучением теории и практики, позволяет сформировать у учащихся прочные, осознанные знания и умения, развивать познавательные способности и создавать условия для развития самореализации личности каждого ученика. Значительное пространство свободы, получаемое преподавателем при этой технологии, обеспечивает ему большую возможность творческих поисков.

  1. Технологии электронного интерактивного обучения.

Электронное интерактивное обучение – образовательная технология, при которой для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии (Интернет и корпоративные сети)

Средства и методы электронного интерактивного обучения:

– интерактивные ресурсы и материалы,

– электронные библиотеки и ЭБС,

– обучающие материалы и курсы,

– обсуждения в реальном режиме времени,

– чаты, видеочаты,

– электронная почта,

– видеоконференции,

– видеоконсультации и программные приложения совместного использования (разделяемые рабочие пространства).

Инструменты электронного интерактивного обучения: веб-конференции, онлайн-семинары, вебинары.

Преимущества электронных интерактивных форм обучения:

– Обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения. Сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объем самостоятельной работы;

– Обучающиеся приобретают навык владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;

– Вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности;

– Актуальность и оперативность получаемой информации; обучающиеся оказываются вовлеченными в решение глобальных, а не региональных проблем – расширяется их кругозор;

– Гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети;

– Использование таких форм, как календарь, электронные тесты (промежуточные и итоговые), позволяет обеспечить более четкое администрирование учебного процесса; и т.д.

– Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов обучающихся с преподавателем. Они делают образование более индивидуальным.

  1. Технологии дистанционного обучения

Дистанционное образование – это самостоятельная педагогическая система, связывающая преподавателя, обучаемого и источники информации, которые могут находиться в различных географических регионах, посредством специальной технологии, позволяющей осуществлять учебное взаимодействие без их прямого контакта. Это взаимодействие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через электронную почту и телефакс, аудиоконференции, компьютерные конференции, видеоконференции [6].

В условиях дистанционного обучения основной задачей преподавателя является управление познавательной деятельностью обучаемых, что предполагает: формирование побуждающих мотивов;  постановка целей и задач;  передача знаний, опыта; организационная деятельность;  организация взаимодействия между обучаемыми контроль процесса обучения.

Формы дистанционного обучения:

Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Телеконференции – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.

Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Использование технологии дистанционного обучения способствует развитию самостоятельности, формирует навыки по самообразованию, экономит время.

  1. Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Формы проблемного обучения:

  • проблемное изложение – преподаватель сам ставит проблему и решает ее;
  • совместное обучение – преподаватель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися;
  • творческое обучение – учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение.

Этапы познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Общие функции проблемного обучения:

  • усвоение учащимися системы знаний и способов умственной практической деятельности;
  • развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей;
  • формирование диалектико-материалистического мышления.

Специальные функции проблемного обучения:

  • воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
  • воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
  • формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).

  1. Проектная технология.

Проектное обучение – это способ организации образовательного пространства, учеников, при котором учитель выполняет только функции управления и коррекции их деятельности. Они сами ставят перед собой задачи, планируют и решают их, осуществляют контроль  своих действий и оценку своего результата, сами определяют свою индивидуальную образовательную траекторию.

Цели и особенности проектного обучения:

– Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

– Развитие самообразовательной активности учащихся.

– Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

– Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

Этапы проведения проекта:

1. Представление проблемной ситуации: вербально, с помощью видеоряда, помощью мультимедийных средств.

2. Мозговая атака.

3. Обсуждение.

4. Выдвижение гипотез.

5. Определение типа проекта.

6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.

8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием

9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).

10. Оформление результатов проектной деятельности.

11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.

13. Самооценка, внешняя оценка.

Проект определяется как организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности является новое знание. Проект как форма работы требует оформления результатов для предъявления его окружающим, поэтому не может оцениваться просто пятибалльной системой.

В процессе подготовки и проведения проектных уроков  у учителя появляется возможность формирования у учащихся: новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга; новых личностных качеств. Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач, и тогда можно организовывать мини-проекты (краткосрочные проекты) достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно.

  1. Исследовательские технологии

Исследовательская деятельность – это особый вид деятельности, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель её – формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез. Потому она гораздо более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Функции исследовательских технологий обучения:

  • организует творческий поиск и применение знаний,
  • обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску,
  • является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Основные составляющие технологии:

В ходе развития исследовательских способностей школьников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить собственные мини - доклады;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Тест на выявление проблем, мешающих учащимся заниматься исследовательской деятельностью.

Сделать это мне …

… трудно

… легко

1.

Говорить перед классом.

2.

Во время выступления не потерять нить рассуждения.

3.

Сделать сообщение по ключевым словам.

4.

Пояснить что-либо у доски.

5.

Сказать что-то, в чём не уверен.

6.

Говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников.

7.

Выступать с докладом, не читая, а рассказывая.

8.

Ставить вопросы.

9.

Чувствовать себя уверенно во время выступления.

10.

Работать длительное время в библиотеке.

11.

Написать конспект.

12.

Составить тезисы.

  1. Технология открытого образования «Портфолио»:

Портфолио – американская технология, возникшая в 80-е годы, прообразом является портфолио, которое создавали фотомодели, модели.

Портфолио – набор работ и документов по следующим разделам:

– «портрет»  (в виде эссе или сочинения, рисунков или комиксов, коллажа, кластера, герба и девиза, ответы на вопросы анкеты)

– «коллектор» (картотека литературы, которой человек пользуется при работе)

– «рабочие материалы» (творческие работы, рефераты, рисунки, стихи и т.д.)

– «достижения» (суммируются материалы, грамоты, награды, и т.д.)

Функции «Портфолио»:

– постановка цели и стремление к ее выполнению

– систематизирующая

– содержательная

– мотивирующая (осознание себя как субъекта обучения)

Цель внедрения папки личных достижений – создание условий для осознанного выбора образовательной траектории, когда учащийся сможет соотнести два личностно-значимых компонента: «хочу» (интересы, склонности) и «могу» (возможности). Как показывает практика, включение в портфолио таких разделов как: самоотчет, резюме, описание жизненных планов, автобиографии способствуют осознанию старшеклассником личностно-значимых, профессиональных ценностей. На основе полученной информации выбирает профиль, профессию и учебное заведение.

Безусловно, процесс внедрения портфолио сопровождается проблемами, которые требуют незамедлительного решения. Например, не существует общепринятых критериев оценки портфолио, согласованных и утвержденных вузами. Предполагается, что приемные комиссии будут принимать портфолио выпускника, но существует разновидности портфолио: творческие, официальные. Какой из них будет востребован? В своей практике я предпочитаю работу с комплексными портфолио, которые дают полное представление о его владельце и включают в себя как официальные документы, так и творческие работы. Однако, уже столкнулась с объективной системой оценивания.

Применение инновационных технологий предполагает организацию учебного процесса в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической. Эти процессы направлены на увлеченное овладение учащимися изучаемым материалом, развитие у них потребности в познавательнойдеятельности и уверенности в своих познавательных возможностях.

Таким образом, инновационные технологии способствуют формированию основных базовых компетенций обучающихся, т.е. способностей применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области.

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
  • Технологии дифференциации и индивидуализации (в том числе внутригрупповая дифференциация через использование факультативных занятий и педагогических мастерских).
  • Игровые технологии.
  • Профильное обучение.
  • Технология открытого образования
  • «Дебаты»
  • «Портфолио»
  • «Чтение и письмо для развития критического мышления»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование ИКТ-технологий как условие формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики"

Работа была представлена на Областной научно-практической конференции  "Развитие коммуникационных компетентностей обучающихся в условиях введения ...

Мастер-класс по теме: "Использование инновационных технологий как средство формирования ключевых компетенций у учащихся"

Задачи моей педагогической деятельности на современном этапе - обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по истории и обществознанию через развитие позна...

Использование инновационных технологий обучения для формирования учебной мотивации обучающихся - инвалидов на уроках истории и обществознания

         Для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья – инвалидов, образование жизненно важно, поскольку является одним из наиболее эффективных механизмов развити...

Использование инновационных технологий на основе дидактической реконструкции материала на уроках информатики

В презентации представлено обобщение опыта работы по теме. Для теоретических положений рассмотрены примеры использования технологии на основе дидактической реконструкции материала на уроках информатик...

Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно – диалоговой деятельности (опыт работы)

Включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативных компетенций обучающихся определяется тем, что в процессе их использования  в образовате...

«Использование игровых технологий, как способ развития функциональной грамотности обучающихся в пространстве урока физической культуры»

Использование игровых технологий, как способ развития функциональной грамотности обучающихся в пространстве урока физической культуры...