Развитие логического мышления учащихся при формировании геологических знаний в школьной географии
методическая разработка

Найденова Олеся Васильевна

Развитие логического мышленияучащихся  при формировании геологических знаний в школьной географии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие логического мышления учащихся при формировании геологических знаний в школьной географии Учитель географии Высшая категория Найденова Олеся Васильевна

Слайд 2

Методологические характеристики Противоречие : между необходимостью развития логического мышления учащихся в процессе обучения и недостаточной степенью разработки психолого-педагогических и методических аспектов решения данной проблемы на уроках географии. Объект исследования : процесс развития логического мышления на уроках географии на примере геологического материала. Предмет исследования : психолого-педагогические основы развития логического мышления учащихся при изучении системы геологических знаний в школьной географии с использованием межпредметных связей и практических работ в процессе обучения.

Слайд 3

Цель исследования : теоретически обосновать и опытно- экспериментальным путём проверить психолого-педагогические и методические основы развития логического мышления учащихся в процессе обучения географии. Гипотеза исследования : развитие логического мышления у учащихся на уроках географии будет протекать при условии: учета индивидуальных и возрастных особенностей мыслительной деятельности учащихся; корректировки содержания системы геологических знаний в соответствии с новыми положениями геологической науки и ее ориентации на усвоение практических умений; использования межпредметных связей при усвоении геологического материала, что позволяет развивать логическое мышление; применения практических работ, способствующих развитию таких мыслительных процессов как анализ, синтез, обобщение, классификация.

Слайд 4

Задачи исследования : Раскрыть сущность логического мышления учащихся; определить пути и методы его развития в учебном процессе; Выявить роль и место геологических знаний в школьном географическом образовании в соответствии с современным уровнем геологической науки и провести корректировку содержания геологической составляющей с учетом требований к результатам обучения учащихся основной школы с целью развития логического мышления. Раскрыть особенности развития логического мышления учащихся с использованием межпредметных связей, в процессе практических занятий на уроках географии с использованием геологического материала; Разработать и экспериментально проверить эффективность разработанной методики развития логического мышления учащихся при усвоении геологического материала на уроках географии посредством межпредметных связей и практических работ; Проанализировать полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты.

Слайд 5

Методы исследования : 1. Теоретические : сравнительный (с целью анализа современного состояния геологической науки и системы геологических знаний), системно-структурный (с целью определения роли и места предложенной системы обучения в школьном курсе географии), математический (для обработки результатов педагогического эксперимента). 2. Эмпирические : наблюдение за учебным процессом, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении психолого-педагогических основ и определении методических путей развития логического мышления учащихся при формировании геологических знаний в процессе обучения школьной географии. Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы при организации процесса обучения географии в школе с целью развития логического мышления школьников.

Слайд 6

Базой исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования №2 г. Тулы

Слайд 7

Глава 1 Психолого-педагогические основы развития логического мышления учащихся в процессе обучения Логика ( от греческого logos – слово, понятие, рассуждение, разум) – наука о законах и формах правильного мышления . Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предлагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера (А.В. Брушлинский). Виды мышления : Теоретическое: логическое, понятийное, образное Практическое: наглядно-образное, наглядно-действенно

Слайд 8

Логическое мышление человека есть продукт и способность его мозга с помощью мыслительных операций отражать и осмысливать реальную действительность, проникать в сущность законов развития природы, общества и самой интеллектуальной деятельности (Е.А. Иванов). Логическое мышление формы мышления структура мышления качества мышления широта, глубина, самостоятельность, гибкость, быстрота, критичность. анализ и синтез обобщение классификация понятие суждение умозаключение

Слайд 9

Для наиболее эффективного развития мыслительных процессов необходимо определить наиболее оптимальные пути и методы обучения. Пути развития мышления : Задавать учащимся вопросы, требующие осмысливания объясненных и показанных действий; Когда учащийся правильно объясняет порядок и технику выполнения действий, спрашивать: «Почему надо действовать так, а не иначе?»; Постепенно усложнять задания; Создавать проблемные производственные ситуации, требующие от учащихся самостоятельного осмысления и принятия решения; Во время упражнений требовать от учащихся постоянного самоконтроля своих действий, анализа причин допускаемых ошибок.

Слайд 10

Классификация методов по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) Методы Объяснительно- иллюстративный Репродуктивный Проблемное изложение Частично- поисковый Исследовательский

Слайд 11

Глава 2 Развитие логического мышления учащихся на уроках географии на примере изучения геологического материала Геологическая составляющая основного общего образования Структура и содержание системы геологических знаний в школьном образовании претерпела изменения. Преподавание геологии как предмета в советской школе длилось 10 лет (1931-1941). В дальнейшем обучение основам геологической науки осуществлялось в рамках школьной географии. Наиболее «геологизированы» были школьные программы 70-х годов. Для преодоления пробелов в геологическом образовании школьников в учебный процесс были включены факультативные курсы. Весь объем геологических знаний в содержании школьной географии представлен в таблице.

Слайд 12

Система геологических знаний в содержании курсов школьной географии Класс Система геологических знаний 6 Данная система знаний представлена достаточно широко, так как литосфера – один из основных компонентов географической оболочки, на котором начинается формироваться любой природный комплекс. 7 8 Рассматривается в разделе «Природа», а также при изучении крупных природных районов. Учащиеся получают широкое представление об особенностях геологического строения и распространения крупных форм рельефа, характеризуют природные условия, минеральные ресурсы, характер их использование и т.д. 9 При изучении геологического материала учащиеся убеждаются в практическом значении геологических знаний для добычи минеральных ресурсов, строительства дорог и городов, рационального ведения сельского хозяйства.

Слайд 13

Методические пути развития логического мышления при изучении геологического материала Методические пути Межпредметные связи Практические работы

Слайд 14

Межпредметные связи Формы реализации межпредметных связей: Постановка вопросов Межпредметные проверочные работы Сообщения школьников Комплексные экскурсии Интегрированные уроки Виды Предшествующие Сопутствующие Перспективные

Слайд 15

Практические работы – это совокупность приемов, направленных на формирование у учащихся различных общих и специфических умений и навыков. Виды : обучающие, тренировочные, итоговые. Виды практических работ (И.И. Баринова) По источникам используемой географической информации По форме фиксации результатов По содержанию По уровню самостоя- тельности Карта, текст, профиль, диаграмма, таблица, рисунок, картина, аэрокосмические снимки и т.д. В тетради в виде схемы, таблицы, описания; на контурной карте; подготовка рефератов; заполнение полевого дневника. Определение ГП объекта, расстояний, геокоординат; характеристика компонентов природы, ПТК, отрасли хозяйства, оценка природных ресурсов территории, объяснение закономерностей размещения полезных ископаемых, прогнозирование последствий влияния человека на природу и т.д. Работа в классе; в группе; в классе или дома с использованием инструктивных карточек; самостоятельная работа дома, в классе и т.д.

Слайд 16

Глава 3 Опытно-экспериментальная работа Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МОУ-СОШ №1 г. Тулы в период с сентября 2005 года по май 2007 года. Принимали участие учащиеся двух классов, 8 «А» и 8 «В». Цель : выявление роли и возможностей практических работ и межпредметных связей школьного курса «География России» в процессе развития логического мышления. Задачи : 1. Провести психолого-педагогическую диагностику учащихся. 2. Усовершенствовать серию экспериментальных уроков, используя межпредметные связи и практические работы, которые способствуют развитию логического мышления при изучении геологического материала. 3. Провести повторную диагностику и сравнить результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапе педагогического эксперимента. Методы : тестирование; анализ продуктов деятельности; педагогический эксперимент.

Слайд 17

Констатирующий этап эксперимента Цель : выявить уровень развития и особенности структуры мышления учащихся и сформировать экспериментальную группу учащихся. Задачи : 1. С помощью различных методов выявить у учащихся уровень развития и особенности структуры мышления, провести исследование мотивации учебной деятельности учащихся. 2. Сравнить учащихся двух 8 классов по представленным параметрам; 3. Установить возможность их использования в качестве контрольного и экспериментального классов. Методики : групповой интеллектуальный тест (ГИТ); тест структуры интеллекта Рудольфа Амтхауера (седьмой и восьмой субтесты); тест: оценка понятийного мышления (первый и четвертый субтесты); методика определения мотивации учебной деятельности.

Слайд 18

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Слайд 19

Формирующий этап эксперимента Задачи : 1. Провести практические работы по разработанному учебно-методическому комплексу для учащихся; 2. Выявить роль и возможности практических работ и межпредметных связей в процессе формирования логического мышления при изучении геологического материала

Слайд 20

Практическая работа на тему: « Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий». Крупная тектоническая структура Форма рельефа Полезные ископаемые Мыслительные операции Восточно-Европейская платформа Сибирская платформа Западно-Сибирская плита Области кайнозойской складчатости Области герцинской складчатости

Слайд 21

При изучении темы «Минеральные ресурсы России» была организована самостоятельная работа учащихся, которая включала в себя ряд предложенных заданий, с использованием различных источников информации и литературы. Необходимо обратить внимание на знания из области химии, истории и биологии. Задания : Показать роль углерода в природе; Содержание в углеродосодержащих соединениях в разных агрегатных состояниях: газообразном, жидком, твердом (нефть, природный и попутный газ, каменный и бурый уголь, антрацит, графит, алмаз; карбонаты: мел, мрамор, известняк и др.); Назвать и показать на географической карте месторождения углерода и углеродосодержащих полезных ископаемых. Ответы к заданиям были представлены в виде сообщений.

Слайд 22

Контрольный этап эксперимента Цель данного этапа: - определить степень влияния практических работ и межпредметных связей и разработанных нами практических заданий для учащихся на развитие логического мышления учащихся. Задачи : - провести повторную диагностику учащихся с целью выявления уровня развития логического мышления; - сравнить результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем и контрольном этапах; - сделать вывод об эффективности проведения опытно-экспериментальной работы.

Слайд 23

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления учащихся на уроках трудового обучения.

Я считаю, что коррекционно-развивающее влияние трудового обучения становится только тогда эффективным, когда учитель сознательно направляет уча¬щихся на решение умственных задач, заключенных в любом з...

Доклад "Развитие логического мышления учащихся на уроках математики"

Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно оценить. Именно они помогли ему стать человеком. Имеется в виду две особенности свойственные только человеку: способность мыслить и передавать св...

Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов в процессе решения развивающих заданий

В наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Именно поэтому развитие мышления является основной задачей школьного ...

Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов

Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов с помощью системы развивающих заданий. Из опыта работы учителя математики Горбачёвой И. Н.     Интеллект человека, в первую очер...

Развитие логического мышления учащихся на уроках математики. Фрагменты уроков

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных  им знаний, а высоким уровнем логического  мышления.  Поэтому  уже  в  начальной школе  необхо...

Развитие логического мышления учащихся во внеурочное время.

Проблему  развития логического мышления можно хотя бы отчасти решить на внеклассных занятиях по математике.  Внеклассная работа даёт возможность организовать решение интересных и более трудн...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОИ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ

Работа над составными задачами является дальнейшим логическим развитием процесса решения простых задач. Принято считать, что при подборе задач главное - это арифметическое ее содержание те логич...