Статья "Цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика"
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Данная статья поможет учителю в выборе цели урока. В ней рассмотрен главный вопрос: "Как повысить мотевацию ученика к восприятию материала? " 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор Еловик Е.П.

 учитель математики

МОУ «СОШ № 17» города Карталы 

Цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика.

Кто не знает, в какую гавань он плывёт,

 для того нет попутного ветра.

Луций Анней Сенека

Одним из ведущих компонентов урока учебного процесса  является постановка цели. Федеральный государственный образовательный стандарт  среднего (полного) общего образования относит к результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели  деятельности [2. c. 5]. Что же такое цель?  Цель — конечный, ожидаемый результат какого-либо процесса: движение, действия, деятельности и т.п. [1, с.472].  Она должна обладать следующими свойствами: конкретностью, измеримостью, достижимостью, ориентированностью на результат. 

При изучении  математики,    обучающиеся вправе  ставить свою цель на уроке, потому что, имеют разную степень усвоение материала. Для ребят с низкой мотивацией  достаточно решить базовые задания, а   учащиеся с высокой мотивацией имеют потребность в задачах повышенной сложности.  Каждый ученик в классе должен уйти с урока достигнув своей цели. Только в этом случае у ребенка появится мотивация к восприятию следующего материала.  

Опыт работы в школе показывает, что после определения темы урока, учащимся необходимо сами поставить  цель, которую  должны они достигнуть к концу урока. Помощником правильной постановки их  служит  информационный плакат, в котором отражены   все цели по типам урока.  [3. c. 2]:

№1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Тип №2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Пример №1

Урок рефлексии по теме: «Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений».

Цели:

Первый ученик: Устранение пробелов в знаниях при решении текстовых задач.

Второй ученик: Решение задач для успешной сдачи   ОГЭ и ЕГЭ.

Третий ученик: Умение решать текстовые задачи  разными способами.

Пример №2

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков по теме: «Сложение  отрицательных чисел»

Цели:
Первый ученик: Усвоение правила сложение отрицательных чисел.

Второй ученик: Научится складывать отрицательные числа.

Третий ученик: Усвоение правила сложение отрицательных чисел и умение его применять  на практике.

Пример №3

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

по теме: «Четырехугольники и их площади»

Цели:

Первый ученик: Решение задач по теме площади четырехугольников по готовым чертежам.

Второй ученик: Применение формул площади четырехугольников при решении задач.

Третий ученик: Умение решать творческие задачи с применением формул на нахождение площади четырехугольников. Самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений.

Четвертый ученик: Применение формул площади четырехугольников при выполнение проекта: «Моя ванная комната».

Пример №4

Урок развивающего контроля   по теме: «Квадратные уравнения».

Цели:

Первый ученик: Решить первые три задания в контрольной работе  и выявить причину затруднения при решении последних заданий.

Второй ученик: Решить всю контрольную работу, задание со звездочкой.

Третий ученик: Решить всю контрольную работу, задание со звездочкой.

и дополнительное задание.

Самостоятельная постановка цели урока осложняется  тем, что обучающиеся привыкли воспринимать цель учителя как должное, считают, что он как профессионал знает, что и почему делает, и попросту не интересуются тем, что стоит за уроком. Тем не менее, делиться целями всё-таки стоит, преодолевая пассивность учащихся в этом отношении. Ученики достигают лучших результатов, когда видят, зачем они делают то или иное задание. Момент восхищения появляется тогда, когда совпадают цели учителя и обучающегося. Если у вас получится сделать свои цели целями учеников, это уже большая победа: заинтересованный и мотивированный ученик – лучший ученик.  

Список литературы

1.Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов.— М, : Гуманитар.изд. центр ВЛОДОС, 2007.-560 с. 2.school20.tgl.ru/sp/pic/File/2014/iyun/prikaz_MON_Ob_utverjdenii_federalnogo_gosudarstvennogo_obrazovatelnogo_standarta_srednego_polnogo_obshego_obrazovaniya.pdf      

3. http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему « Все имеет смысл, пока мы здоровы» 7 класс

Дать основы здорового образа жизни, правильного питания, научить учащихся ценить и сохранять  собственное здоровье...

Всё имеет смысл, пока мы здоровы!

Сценарий мини-спектакля по здоровому образу жизни...

Все имеет смысл,пока мы здоровы

Классный час, посвященный к здоровью...

Цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика.

Одним из ведущих компонентов урока учебного процесса  являются постановка цели. Федеральный государственный образовательный стандарт  среднего общего образования относит к результатам освоен...

«ВСЁ ИМЕЕТ СМЫСЛ, ПОКА МЫ ЗДОРОВЫ» познавательная беседа , для класса и родителей

На промяжении веков представление людей о том, что значит быть здоровым, почти не изменилось. Здоровье как естественное состояние человека, расценивалась и на Западе и Востоке одинаково....

Жизнь без цели не имеет смысла

В этой статье говорится о маяке- цели или мечте, который освещает нам путь и помогает идти по жизни к заветной цели. Во время беседы с детьми об основной задаче в жизни каждого человека, мы пытались р...

Цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика.

Одним из ведущих компонентов урока учебного процесса  являются постановка цели. Федеральный государственный образовательный стандарт  среднего общего образования относит к результатам освоен...