Рекомендации для педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС
консультация

Фаттахова Венера Агзамовна

Рекомендации для педагогов

 по психолого-педагогическому сопровождению

 детей с РАС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyamyatka.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов

 по психолого-педагогическому сопровождению

 детей с РАС в общеобразовательной школе

Что учитель может увидеть в классе, где есть ребёнок с РАС?

  • ребенок не общается со сверстниками, не смеётся вместе с ними, не смотрит на них, не инициирует контакт, не играет с другими детьми;
  • многим из говорящих детей с РАС сложно начать или продолжать разговор, они часто отвечают с отсрочкой и односложно;
  • сложно найти мотивацию (детей могут интересовать только несколько тем: динозавры, автомобили и т.п.);
  • стереотипии (рычание, раскачивание, хлопки, прыжки, вращение кистей рук, перелистывание страниц книг, моргание и т.д.).  Чаще всего стереотипии появляются, когда ребенку с РАС скучно, грустно или в момент стресса;
  • нарушение привычного распорядка дня или окружения может быть травматичным для ребенка с РАС и вызывать аффективные реакции.

Особенности поведения детей с РАС, препятствующие обучению в инклюзивном классе:

  • Страх новых ситуаций и изменений;
  • Отсутствие гибкости в мышлении и поведении;
  • Медленный темп деятельности и взаимодействия
  • Пресыщение сенсорными стимулами;
  • Ограниченное понимание социальных ситуаций.

Рекомендации по проведению урока:

На уроке в 1 классе присутствуют двое взрослых: учитель и помощник учителя. Многим детям сложно самим воспринимать и выполнять фронтальную инструкцию, некоторым в процессе выполнения задания требуется стимулирующая помощь или организующая помощь. Иногда ребенку необходимо выйти и отдохнуть в коридоре. Задача тьютора  – сопровождение учащихся на уроках в инклюзивных классах.

Один из главных принципов организации учебного процесса – индивидуальный подход к каждому ученику.

  1. Используйте  разноуровневые задания (каждый ученик выполняет задание по теме урока в зависимости от его возможностей и поставленной для него задачи обучения).
  2. Используйте по возможности сокращенные словесные инструкции.
  3. Предъявляйте задания в письменном виде: карточки, спец. тетрадь.
  4. Не скупитесь на достаточное поощрение усилий учащегося.
  5. Сочетайте различные стили подачи учебного материала.
  6. Разрешайте учащимся с использовать на урока вспомогательные средства обучения
  7. Поощряйте работу учащихся в паре
  8. При изучении учебного материала включайте методику проектной деятельности учащихся.
  9. Адаптируйте программу  по всем предметам к возможностям учащихся.
  10. Предусматривайте частую смену видов деятельности на уроке.
  11. Соблюдайте четкие границы, стереотип урока.
  12. Предоставляйте возможность отдохнуть несколько минут учащемуся.

Для успешной работы с детьми РАС необходимо использовать:

  • Тестирование учащихся в начале и конце учебного года (по плану работы специалистов ОУ)
  • Мониторинг достижений учащихся (проверочные работы бывают двух типов: контрольные и самостоятельные  работы в соответствии с планом контрольных мероприятий класса; контрольные и самостоятельные работы в соответствии с индивидуальной образовательной программой).
  • Предупреждающие методики: обучение без ошибок, расписание поощрений, необусловленное поощрение, серия поддержек и подсказок.
  • Поведенческие технологии: формирование альтернативного поведения.
  • Методики, основанные на социальных историях.

Список поощрений, используемых в работе с детьми РАС:

  1. Игрушки и разные «интересные штуки»: мыльные пузыри, слинки (пружинка), сосуды с двухфазной жидкостью, сосуды «песок в жидкости», юла, волчок, бильбоке, кубик Рубик, куб из магнитных шариков.
  2. Пищевые  (все, что угодно – узнавать у мамы: детям нравится самое разное, от лука до печенья определенной марки и фасовки).
  3. Не требующие специального оборудования: аплодисменты, объятия, рукопожатие, ручной массаж, танцы, песни, считалочки, пальчиковые игры, теневой театр..
  4. Требующие мелкого оборудования:

а) пахнущие (ароматические масла, специи в баночках, ароматизированные фломастеры, ручки, пластилин);

б) горящие и светящиеся (свечи, фонарики).

в) звучащие (свистки, колокольчики, музыкальные инструменты, звучащие игрушки, звучащие книжки, звучащие плакаты, трещотки).

  1. Осязательные и проприорецептивные: терапевтические массы и пластилины, «лизунчики»,  массажные мячики и кольца, вибрирующие игрушки, крупы, орехи в банках, фактурные безопасные бусины, игрушки для ощупывания, куски ткани разной структуры и  натурального меха, массажные щетки разной структуры для расчесывания волос, массажеры разных типов, эспандеры.
  2. «Знаки отличия»: наклейки, значки, «медали», штампики, браслеты, ленты.
  3. Состоящие из многих частей: пазлы, аппликации, мозаика, железная дорога,
  4. Требующие относительно стационарного оборудования: прыжки на батуте, качание на качелях, вращение в офисном кресле, прыжки и упражнения на фитболе.
  5. Сюжетно-ролевые игры (с соответствующими игрушками).
  6. Техника: планшет, телефоны

Это интересно!!! -  по данным статистики…..

При оказании своевременной квалифицированной помощи дети с РДА

Могут обучаться:

По общеобразовательной программе – 60 %

По программе специальной школы – 30 %

Адаптироваться в условиях семьи – 10%

Без помощи:

Становятся глубокими инвалидами – 95%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на учащегося

Представлены схемы написания психолого-педагогических характеристик на учащихся дошкольного и школьного возраста при направлении на психолого-медико-педагогическую комиссию, схемы написания характерис...

Психолого – педагогическое сопровождение для реализации воспитательной деятельности школы (методические рекомендации)

В целях оказания помощи классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам – психологам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, для повышения уро...

Психолого-педагогические рекомендации педагогам по работе с гиперактивным ребенком.

В данной методической разработке предоставлены в большей степени практические материалы, направленные на выявление и дальнейшее составление индивидуальной программы реабилитации для ребенка, имеющего ...

Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"

Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...

Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения ГИА выпускников

Примерные этапы реализации программы. Рекомендации для учителей. Рекомендации для обучающихся. Рекомендации для родителей....

Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР. Разработка СИПР.

Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отст...