Главные вкладки

    Рекомендации для педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС
    консультация

    Фаттахова Венера Агзамовна

    Рекомендации для педагогов

     по психолого-педагогическому сопровождению

     детей с РАС

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pyamyatka.docx30.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для педагогов

     по психолого-педагогическому сопровождению

     детей с РАС в общеобразовательной школе

    Что учитель может увидеть в классе, где есть ребёнок с РАС?

    • ребенок не общается со сверстниками, не смеётся вместе с ними, не смотрит на них, не инициирует контакт, не играет с другими детьми;
    • многим из говорящих детей с РАС сложно начать или продолжать разговор, они часто отвечают с отсрочкой и односложно;
    • сложно найти мотивацию (детей могут интересовать только несколько тем: динозавры, автомобили и т.п.);
    • стереотипии (рычание, раскачивание, хлопки, прыжки, вращение кистей рук, перелистывание страниц книг, моргание и т.д.).  Чаще всего стереотипии появляются, когда ребенку с РАС скучно, грустно или в момент стресса;
    • нарушение привычного распорядка дня или окружения может быть травматичным для ребенка с РАС и вызывать аффективные реакции.

    Особенности поведения детей с РАС, препятствующие обучению в инклюзивном классе:

    • Страх новых ситуаций и изменений;
    • Отсутствие гибкости в мышлении и поведении;
    • Медленный темп деятельности и взаимодействия
    • Пресыщение сенсорными стимулами;
    • Ограниченное понимание социальных ситуаций.

    Рекомендации по проведению урока:

    На уроке в 1 классе присутствуют двое взрослых: учитель и помощник учителя. Многим детям сложно самим воспринимать и выполнять фронтальную инструкцию, некоторым в процессе выполнения задания требуется стимулирующая помощь или организующая помощь. Иногда ребенку необходимо выйти и отдохнуть в коридоре. Задача тьютора  – сопровождение учащихся на уроках в инклюзивных классах.

    Один из главных принципов организации учебного процесса – индивидуальный подход к каждому ученику.

    1. Используйте  разноуровневые задания (каждый ученик выполняет задание по теме урока в зависимости от его возможностей и поставленной для него задачи обучения).
    2. Используйте по возможности сокращенные словесные инструкции.
    3. Предъявляйте задания в письменном виде: карточки, спец. тетрадь.
    4. Не скупитесь на достаточное поощрение усилий учащегося.
    5. Сочетайте различные стили подачи учебного материала.
    6. Разрешайте учащимся с использовать на урока вспомогательные средства обучения
    7. Поощряйте работу учащихся в паре
    8. При изучении учебного материала включайте методику проектной деятельности учащихся.
    9. Адаптируйте программу  по всем предметам к возможностям учащихся.
    10. Предусматривайте частую смену видов деятельности на уроке.
    11. Соблюдайте четкие границы, стереотип урока.
    12. Предоставляйте возможность отдохнуть несколько минут учащемуся.

    Для успешной работы с детьми РАС необходимо использовать:

    • Тестирование учащихся в начале и конце учебного года (по плану работы специалистов ОУ)
    • Мониторинг достижений учащихся (проверочные работы бывают двух типов: контрольные и самостоятельные  работы в соответствии с планом контрольных мероприятий класса; контрольные и самостоятельные работы в соответствии с индивидуальной образовательной программой).
    • Предупреждающие методики: обучение без ошибок, расписание поощрений, необусловленное поощрение, серия поддержек и подсказок.
    • Поведенческие технологии: формирование альтернативного поведения.
    • Методики, основанные на социальных историях.

    Список поощрений, используемых в работе с детьми РАС:

    1. Игрушки и разные «интересные штуки»: мыльные пузыри, слинки (пружинка), сосуды с двухфазной жидкостью, сосуды «песок в жидкости», юла, волчок, бильбоке, кубик Рубик, куб из магнитных шариков.
    2. Пищевые  (все, что угодно – узнавать у мамы: детям нравится самое разное, от лука до печенья определенной марки и фасовки).
    3. Не требующие специального оборудования: аплодисменты, объятия, рукопожатие, ручной массаж, танцы, песни, считалочки, пальчиковые игры, теневой театр..
    4. Требующие мелкого оборудования:

    а) пахнущие (ароматические масла, специи в баночках, ароматизированные фломастеры, ручки, пластилин);

    б) горящие и светящиеся (свечи, фонарики).

    в) звучащие (свистки, колокольчики, музыкальные инструменты, звучащие игрушки, звучащие книжки, звучащие плакаты, трещотки).

    1. Осязательные и проприорецептивные: терапевтические массы и пластилины, «лизунчики»,  массажные мячики и кольца, вибрирующие игрушки, крупы, орехи в банках, фактурные безопасные бусины, игрушки для ощупывания, куски ткани разной структуры и  натурального меха, массажные щетки разной структуры для расчесывания волос, массажеры разных типов, эспандеры.
    2. «Знаки отличия»: наклейки, значки, «медали», штампики, браслеты, ленты.
    3. Состоящие из многих частей: пазлы, аппликации, мозаика, железная дорога,
    4. Требующие относительно стационарного оборудования: прыжки на батуте, качание на качелях, вращение в офисном кресле, прыжки и упражнения на фитболе.
    5. Сюжетно-ролевые игры (с соответствующими игрушками).
    6. Техника: планшет, телефоны

    Это интересно!!! -  по данным статистики…..

    При оказании своевременной квалифицированной помощи дети с РДА

    Могут обучаться:

    По общеобразовательной программе – 60 %

    По программе специальной школы – 30 %

    Адаптироваться в условиях семьи – 10%

    Без помощи:

    Становятся глубокими инвалидами – 95%


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на учащегося

    Представлены схемы написания психолого-педагогических характеристик на учащихся дошкольного и школьного возраста при направлении на психолого-медико-педагогическую комиссию, схемы написания характерис...

    Психолого – педагогическое сопровождение для реализации воспитательной деятельности школы (методические рекомендации)

    В целях оказания помощи классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам – психологам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, для повышения уро...

    Психолого-педагогические рекомендации педагогам по работе с гиперактивным ребенком.

    В данной методической разработке предоставлены в большей степени практические материалы, направленные на выявление и дальнейшее составление индивидуальной программы реабилитации для ребенка, имеющего ...

    Статья "Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей"

    Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей ....

    Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"

    Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...

    Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения ГИА выпускников

    Примерные этапы реализации программы. Рекомендации для учителей. Рекомендации для обучающихся. Рекомендации для родителей....