Формирование мотивации к занятиям физической культуры на основе опыта работы МАОУ ЛСОШ №7»
проект

Формирование мотивации к занятиям физической культуры

на основе опыта работы МАОУ ЛСОШ №7»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_motivatsii_k_zanyatiyam_fizicheskoy_kultury.docx87.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование мотивации к занятиям физической культуры

на основе опыта работы МАОУ ЛСОШ №7»

Интересы учащихся к занятиям физической культурой бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Девочки часто  думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений. Мальчики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость. У старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то есть с подготовкой себя к определённой профессиональной деятельности. И все эти аспекты необходимо учитывать.

Поддержание интереса и целеустремлённости у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворённость занятиям физическими упражнениями.

Помимо удовлетворённости уроком, у школьников имеется ещё и отношение к физической культуре, как к учебному предмету, которое характеризуется, с одной стороны, пониманием значимости этого предмета, а с другой – ожиданием того, что на уроках данного предмета можно удовлетворить свои интересы, потребности в двигательной активности. Когда учащийся испытывает состояние удовлетворённости, происходит и формирование положительно-активного отношения к физической культуре.

Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой

Мотивы

  1. Улучшение состояния здоровья
  2. Желание выполнять физическое упражнение
  3. Удовлетворение потребностей в движении
  4. Стремление показать свои способности
  5. Улучшение фигуры
  6. Улучшение физической подготовленности
  7. Желание получить хорошую оценку
  8. Чтобы не отставать от сверстников
  9. Улучшение самочувствия
  10. Желание хорошо выступить
  11. Общение со сверстниками
  12. Снизить вес

Мотивы, мешающие занятиям физической культурой

  1. Нет интересов к занятиям физической культурой
  2. Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений
  3. Мало свободного времени
  4. Не вижу в этом пользы
  5. Нет физических данных, способностей
  6. Желание есть, но все как то не до физкультуры
  7. В виду большой загруженностью учебной программы
  8. Не могу побороть себя, хотя понимаю, что нужно заниматься

 

По результатам анкетирования в старших классах выяснилось,  что в 9-11 классах более 40% учащихся  не занимаются спортом или физкультурно-оздоровительными занятиями во внеурочное время.

http://lib.sportedu.ru/Books/XXPI/2002n7/Images/Image749.jpg

Многие учащиеся имеют неудовлетворительную  физическую  подготовленность, негативное отношение к урокам физической культуры, у них нет потребности к занятиям спортом, стремления и умения улучшить физический статус, нет физкультурной грамотности.

Учащиеся недостаточно знают цели и задачи физического образования, спорта, двигательной реабилитации. Поэтому вопрос о том, как научить  их постоянно заботиться о своем здоровье, заинтересовать их регулярно применять формы и методы физического воспитания в повседневной жизни, является актуальным. Необходимо, с одной стороны, заложить основные понятия физической культуры в широком понимании, привить навыки здорового образа жизни и потребности к занятиям физической культурой и спортом, с другой – повышать двигательную активность.

Ученые отмечают основные причины падения удовлетворённости уроками физической культуры:

  1. отсутствие эмоциональности урока;
  2. не интересность выполняемых упражнений;
  3. малая или чрезмерная физическая нагрузка;
  4. плохая организация урока;
  5. посещение урока ради оценки .

Практика показала, что интерес к физической культуре можно формировать       двумя путями: воздействуя на отдельные мотивы и на мотивационную сферу в целом.

Условия Крайнего севера: низкая температура, короткий световой день, уменьшенное содержание кислорода и повышенная влажность,  а также социальные  факторы привели к тенденции увеличения различного рода заболеваний у детей именно младшего школьного возраста.

В такой ситуации как никогда актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказывать школа. Но по утверждению многих ученых и практиков, школа стала причиной резкого ухудшения здоровья детей. Это видно из анализа статистических данных: за последнее десятилетие состояние здоровья школьников значительно ухудшилось. Сейчас только 5% учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам число здоровых детей уменьшается до 3 %, одновременно возрастает процент детей с хронической патологией. У большинства современных детей и подростков диагностируются 2-3, а у учащихся гимназий, лицеев - 3-5 хронических заболеваний.

Наша школа не стала исключением данной статистики. Проводя мониторинг качества состояния здоровья школьников, мы выявили, что только 1,6% учащихся относятся к первой группе здоровья; 81 % - вторая группа; 16 % - третья группа: 0,3 % - относятся к четвертой группе и 0,2 % к пятой группе.

В настоящее время отмечается большой дефицит двигательной активности у детей. Учеными установлено, что два урока физической культуры в школе компенсируют всего 11% необходимой двигательной активности детей.  Общее развитие детей, их умственная работоспособность и успеваемость зависят от здоровья.    

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% неуспевающих учеников главная  причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья».

В связи с этим  в нашей школе была разработана программа «Школа здоровья»

Программа «Школа здоровья».

Цель программы: создать комплексную систему сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в условиях городского поселения и скоординировать деятельность всех учреждений по решению этой проблемы.

   В соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи и направления деятельности педагогического коллектива по реализации программы «Школа здоровья»:

   Задачи программы:

  1. Привить учащимся знания, умения и навыки, необходимые для принятия разумных
    решений  по сохранению личного здоровья,  а также сохранению к  улучшению
    безопасной и здоровой среды обитания;
  2. Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных
    стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  3. Содействовать в ежегодной диспансеризации всех учащихся с 1 по 11 класс;
  4. Создать внутри школы «здоровой» образовательной среды путем снятия перегрузок,
    решения проблем, организации психолого-педагогической поддержки;
  5. Расширить   и   разнообразить   взаимодействия   школы,   родителей   и   учреждений городского поселения в контексте укрепления здоровья.

Основные направления деятельности по реализации программы.

1.   Организационно-методическая и координационная деятельность

2.   Научно - методическая и исследовательская деятельность

3.   Информационно-просветительская деятельность

4.    Социально — психологическая деятельность

5.   Учебно-воспитательная деятельность

6.   Спортивно-оздоровительная и лечебная деятельность

7.   Профилактическая и коррекционная деятельность.

Так как я работаю учителем физической культуры, то занимаюсь организацией и проведением спортивно-оздоровительной работы в школе.  Но являясь тренером по плаванию, большая часть моей работы связана с  проведением уроков плавания.  Очень актуальным было введение 3-го часа физической культуры (в нашей школе он отведен на уроки плавания во  2-6х классах,  в 1-4 х классах уроки плавания введены во внеурочную деятельность).

На всех уроках мы используем анализ выполненной работы и самоанализ. Предлагаем детям после выполнения задания найти совершённые ошибки, объяснить, почему что-то не получилось, что сделано неправильно. Сначала это делается с помощью учителя с его наводящими вопросами, а затем под его контролем. Но обязательно в конце обсуждения надо сделать акцент на удачно выполненных элементах упражнения. Это помогает утвердить в сознании школьников связь между достигнутым результатом и своей активной деятельностью.

Особое значение на уроках мы уделяем соревновательному и игровому методам, так как они повышают эмоциональность и динамизм занятий.

Дети показывают свои умения в них и максимальный уровень подготовленности, а так же являются хорошим средством переключения от однообразных, монотонных движений, характерных для плавания.

Игры, которые применяются на уроках плавания, можно разделить на три группы:

  • сложные, с сюжетом;
  • простейшие, бессюжетные, включающие элементы соревнований;
  • игры с разделением игроков на команды.

Обязательным условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность школьников неэффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки школьников. Поэтому соревнования  вызывают повышенный интерес со стороны  школьников. Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого обучение на уроках физической культуры надо включать в личностно значимую для каждого учащегося соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений на первенство класса, школы. Однако и здесь каждому учащемуся должен быть определён индивидуальный доступный результат, движение которого опять-таки должно расцениваться учителем, товарищами по классу, как успех, как победа школьника над собой. Только в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, определяющая интерес учащихся к физической культуре. Вот некоторые мероприятия, которые стали традиционными в нашей школе:

  1. 4 раза в год первенство школы по плаванию среди 2-6х классов;
  2. первенстве города по плаванию;
  3. окружных соревнованиях по плаванию;
  4. "Дня здоровья" среди учеников 1-6 классов, с широким использованием игровых элементов в плавание, которые очень актуальны и интересны для данного возраста: «Веселые старты на воде», «Игры и развлечения на воде», «День Нептуна», «День Водяного» - театрализованное представление с участием самих детей в проведении праздников. Организация такого праздника на воде требует серьезной подготовки. Успех  проведения праздника, его массовость, зависят от того, какое количество детей удается вовлечь в эту большую спортивную игру. Повышению интереса к празднику способствуют элементы сказочности, наличие морской атрибутики (флажки, сигнализации, рисунки, макеты кораблей и т.д. )

Программа праздника должна состоять из двух частей:  спортивной  части   и развлекательно-игровой. Продумывается сценарий праздника, где определяется возраст, количество участников, сюжет, действующие лица (сказочные герои), конкурсная и игровая программы. Содержание конкурсов должно учитывать возраст, подготовленность, интересы детей. На этой основе составляются инсценировки, подбираются конкурсы, текст, готовятся костюмы, выбираются артисты. Эстафеты и игры лучше всего провести на предшествующих  празднику уроках. Репетицию сценария проводить желательно отдельно, чтобы сохранить интерес детей-участников. Творческую группу лучше всего создать из детей и взрослых, которые ознакомлены с техникой безопасности и особенностями проведения занятий в бассейне.

 Участие в праздниках объединяет детей и взрослых  общими творческими успехами, радостями, переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение.

Важную роль в процессе освоения учебного материала по физической культуре играет вид интереса, который в данном случае может быть назван познавательным. 

Познавательный интерес- это интерес к глубокому, осмысленному познанию.  Он может влиять на процесс освоения учебного материала различными своими сторонами: во-первых, выступать как внешний стимул процесса освоения, как средство активации своего процесса; во-вторых, действовать как мотив познания, существенно влияя на освоение учебного материала, соприкасаясь и взаимодействуя при этом с другими мотивами.

Учитывая это, необходимо постоянно осуществлять стимуляцию познавательных интересов.

Для этого мы эффективно используем творческие домашние задания для детей,  освобожденных от занятий по состоянию здоровья. Такие домашние задания предполагают доклады, презентации по технике упражнений, рассказ о великих спортсменах, о влиянии физических упражнений на организм занимающихся. Представляют свои работы учащиеся  перед  одноклассниками.

При освоении новых движений полезно  предлагать детям, найти, где в жизни дети их используют или применяют похожие.   Например,  брасс используют в прикладном плавании,  на море, на реке, при спасении на воде и т. д. В средних классах,  в качестве творческих домашних заданий мы советуем ученикам при обучении новым движениям рассматривать их с точки зрения физики, а также использовать свои знания по биологии и анатомии.

В этом году в нашей школе в рамках просветительской работы по физической культуре прошел интересный конкурс презентаций, посвященный олимпиаде в Сочи.

Каждый класс подготовил презентацию об одном из зимних видов спорта и рассказал о спортсменах своего класса, о своих «звездочках».

Большая работа ведется в направлении «Юный судья». Учащиеся среднего звена и старшеклассники активно помогают проводить судейство соревнований.

Большая роль в развитии потребности к самостоятельным занятиям физической культурой принадлежит родителям.

По данным опроса 5000 родителей в различных регионах страны, проведенный А.М. Гендиным и М.И. Сергеевым, показал, что при высоком уровне понимания родителями роли физической культуры в жизни детей 38% последних охотно выполняют утреннюю зарядку и физические упражнения, а при низком уровне понимания родителями роли физической культуры таких детей оказалось только 16%. Школьники самостоятельно или с родителями занимаются физической культурой, но делают это эпизодически, лишь в выходные дни или во время каникул. Задачей учителя физической культуры является сделать эти занятия регулярными. А это может осуществиться только в том случае, если у учащихся будет сформирована потребность в самостоятельных систематических занятиях физической культурой или, иными словами, если у них будет сформирована привычка к физической нагрузке, к активной двигательной деятельности. Чтобы привлечь родителей к физической культуре, мы проводим «Дни Здоровья с родителями», туристические слеты, спортивные праздники «Папа, мама и я».

Практическая деятельность в направлении формирования мотивации к занятиям физической культурой позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Для формирования мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой, а также в целях экономии учебного времени, можно с успехом интегрировать уроки;

2. Соревновательные игры, спортивные праздники, театрализованные спортивные  праздники  вызывают повышенный интерес со стороны школьников, так как способствуют полнейшему удовлетворению потребности в движении;

3. Теоретические занятия по физической культуре необходимы для расширения общего кругозора, в частности дают углубленные знания о здоровье, гигиене, своем теле и др.

4. Тесная связь с родителями помогает в формировании потребности в здоровом образе жизни у учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников...

Средства формирования мотивации к занятиям физической культурой обучающихся СМГ

В работе автор рассуждает о возникшем противоречии между необходимостью занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем и их слабой мотивацией к этим занятиям. Ставится проблема и намечаются шаг...

Средства формирования мотивации к занятиям физической культурой обучающихся СМГ

В работе автор рассуждает о возникшем противоречии между необходимостью занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем и их слабой мотивацией к этим занятиям. Ставится проблема и намечаются шаг...

Формирование мотивации к занятиям физической культуры

Данный материал предоставляет социальный эксперимент по формированию мотивации к занятиям физической культуры...

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ

Важнейший отраслевой документ «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» предусматривает осуществление исследований по выявлению интересов, потребн...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович ...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом в школьном возрасте.

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортлм в школьном возрасте: понятие мотивации, возрастные особенности мотивации,технология развития мотивационных основ курокам физической кул...