Мастер-класс "Развитие ритмических способностей детей с речевыми нарушениями", Думитраш И.Н.
консультация

Думитраш Ирина Николаевна

Включение материалов данного мастер - класса в структуру обычного логопедического занятия расширит профессиональный арсенал учителей - логопедов, в том числе и не владеющих приемами смежных дисциплин – музыкальной грамоты и сурдопедагогикой; а также будет полезен родителям детей, которые стремятся к развитию метроритмических чувств, ускоряющих формирование речевой сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Салемальский детский сад "Золотая рыбка"

Мастер-класс

"Развитие ритмических способностей детей

с речевыми нарушениями

в условиях логопедического пункта"

C:\Users\hp\Pictures\воспитатель 2019\DSC_0009.JPG

Подготовила:

Думитраш И.Н., учитель-логопед,

МБДОУ "Салемальский детский сад

"Золотая рыбка"

с.Салемал, 2019

Актуальность: Ритмическая способность является многогранной траекторией и применяется специалистами в качестве вспомогательного метода развития  различных видов деятельности дошкольников, в том числе и  речевой.

    Включение материалов данного мастер - класса в структуру обычного логопедического занятия расширит профессиональный арсенал учителей - логопедов, в том числе и не владеющих приемами смежных дисциплин – музыкальной грамоты и сурдопедагогикой; а также будет полезен родителям детей, которые стремятся к развитию метроритмических чувств, ускоряющих формирование речевой сферы.

    Цель: развитие речи дошкольников - речевиков через ритмические способности.

    Задачи:

1. Развивать чувство ритма в речевом потоке через оживление мелодико-интонационной стороны речи (темп, ударение);

2. Формировать фонематический контроль через усвоение способов фонематического анализа, звуковой и слоговой структуры слова.

3. Воспитывать коммуникативные навыки.

    Оборудование: картотека музыкально-ритмические игр "Ритмический рисунок", "Весёлые ритмы", "Осень", "Грибочки; цветные фломастеры, презентация, музыкальное сопровождение,  счетные палочки, набор кружков, белый картон на каждого участника, карточки с веселыми и грустными человечками, таблицы: карточки зелёного и жёлтого цветов.

(Слайд 1-2)

Подготовка к мастер-классу.

  • Раздать участникам карточки веселого, грустного человечка, таблицы - карточки зеленого, желтого цвета.

– Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Мне очень хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на мастер – класс? Покажите свое настроение соответствующей карточкой

- Я предлагаю поздороваться всем тем, кто пришел с хорошим настроением.

"Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!"

    Тема моего Мастер-класса актуальна и связана с непосредственным развитием речевой системы детей дошкольного возраста.

    Тема моей работы по самообразование является: «Системный подход по развитию лексико – грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями в старшем дошкольном возрасте с использованием арт - терапии».

    «Арт-терапия» - это средство свободного самовыражения в особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

      Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

    Разновидности арт-терапии (методы) мною используются как в работе с детьми, так и предлагаются в форме консультаций, мастер-классов для родителей и педагогов:

(Слайд 3 - 5)

  • изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);
  • креативная игротерапия (песочная терапия);
  • музыко-терапия;
  • сказкотерапия (драматизация (имаготерапия), игра, зеркала, видео);
  • кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
  • куклотерапия;
  • мнемотехника

Коррекционные задачи:

- стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

- улучшение общего состояния детей;

- улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

- коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

- стимуляции речевой функции;

- нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);

- формирование навыков словообразования и слоговой структуры слова.

    Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся хорошо известные специалистам: технология темпо-ритмических способностей.

(Слайд 6)

     РИТМИЧЕСКАЯ организация устной речи является стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик параллельно обеспечивает работу всех анализаторов: плюс двигательного и кожно-кинестетического анализаторы. Восприятие времени реализуется благодаря совокупной деятельности слухового, зрительного и двигательного анализаторов.

    Таким образом, межанализаторная деятельность обеспечивает готовность к овладению основными ритмическими структурами. В то же время уровень развития межанализаторной деятельности определяется степенью сформированности ритмической способности. В онтогенезе последовательное развитие межанализаторного взаимодействия, координации и интеграции создает базу для сенсомоторных механизмов речи, определяет успешность формирования сложнейших речевых функций и языковых процессов, составляющих основу звуковой стороны речи, функций письма и чтения и др. Таким образом, развитие ритмической способности должно являться важной составляющей коррекционно-развивающих логопедических программ. На сегодняшний день наиболее разработанными являются фонетическая ритмика (Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт, 1989) и логопедическая ритмика (Г. А. Волкова, 2002).

    Материалы мастер-класса, так же как приемы логопедической и фонетической ритмики, основаны на принципе взаимосвязи развития движения и речи. Включение этих материалов в структуру обычного логопедического образовательной деятельности расширит профессиональный арсенал логопедов, педагогов, не владеющих приемами смежных дисциплин – музыкальной грамоты и сурдопедагогикой. При этом учитывается, что каждый звук обладает определёнными качествами — длительностью звучания, напряжённостью и интенсивностью.

(Слайд 7-8)

    Ритмические навыки применимы в следующих областях:

  • Речевое развитие
  • Физическое развитие
  • Ритмические навыки
  • Художественно- эстетическое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие

(Слайд 9)

Практическая часть

Ритм:

па па па —по

па па па — по

па па па — пу

- Прохлопай по рисунку

Пиктографическая ритмика

Пиктограммы — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы – это вспомогательное средство обучения.

Пиктограммы  помогают  в закреплении словаря. Лексические структуры легче запоминаются детьми, когда представлены графически.

Графические рисунки и считалки могут использоваться и для усвоения различных грамматических форм.

(Слайд 10)

Любую ритмическую структуру можно представить в графическом виде, всё зависит от творчества педагога. В этом творческом процессе может участвовать и ребёнок, часто дети сами придумывают, как графически обозначить то или иное слово.

- Предлагаю вам самим проявить творчество и изобразить пиктографический рисунок (прохлопаем, протопаемем, друг другу показывая карточки)

Таким образом, использование пиктограмм помогает детям со сложной структурой дефекта в восприятии и закреплении звуков, усвоении разнообразных ритмических структур, расширении словаря и формировании структуры первых предложений.

Изображение ритма.

1) Выкладывание услышанного ритмического рисунка с помощью предметов, например, кубиков, счётных палочек, геометрических фигур и др.

2) Графическое изображение (рисование) услышанного ритмического рисунка с помощью различных несложных элементов, например, палочек, чёрточек, кругов, треугольников и других рисунков.

Воспроизведение ритма по заданному рисунку.

Рисунок может быть выложен из предметов прямо на столе или фланелеграфе, а также изображён с помощью разных предметов на полосе бумаги.

1) Задания на воспроизведение темпа и количества ударов.

2) Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

3) Задания с использованием ударения и темпа.

(Слайд 11) - I ЭТАП

Основными задачами первого этапа являются:

1.        Формирование представлений о временной и пространственной (линейной) последовательности знаков (двигательных, зрительных, слуховых, речевых) в ритмическом ряду.

2.        Установление интегративных связей обеспечивающих ритмические координации.

3.        Усвоение способов построения ритмических рядов.

Показателями результативности первого этапа являются:

  • способность удерживать ритмический ряд любой модальности и воспроизводить его по показу, образцу, речевой инструкции; 
  • улучшение устойчивости и дифференциации слухового восприятия и фонематического слуха; 
  • сформированность сенсорных эталонов цвета,  величины, формы; 
  • усвоение оптико-пространственных представлений на основе устойчивых межанализаторных связей;
  •  развитие автоматизированных движений руки. 

(Слайд 12 - 13) - II ЭТАП

Основными задачами второго этапа являются:

1.        Усвоение ритмических эталонов темпа (быстрого  медленного - умеренного) и метра (чередования акцентированных и неакцентированных долей, паузирования);

2.        Усвоение ритмического рисунка (соотношения длительности и пауз);

3.        Формирование представления о ритмическом ударении.

"Ударный слог, ударный слог. - он назван так недаром...

Эй, невидимка, молоток, отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит, и чётко речь моя звучит!"

Показателями результативности второго этапа являются:

  • сформированность фонематического контроля, когда ребенок различает и правильно произносит слоги с гласными и оппозиционными согласными; 
  • произвольность голосовых модуляций, когда ребенок произвольно регулирует силу и высоту голоса; 
  • оживление мелодико-интонационной стороны речи (темпа, метра и ударения); 
  • усвоение специальных знаков, организующих речевой поток (ударение, пауза, понижение/повышение интонации);
  • сформированность фонематического контроля, когда ребенок различает и правильно произносит слоги с гласными и оппозиционными согласными; 
  • произвольность голосовых модуляций, когда ребенок произвольно регулирует силу и высоту голоса; 
  • оживление мелодико-интонационной стороны речи (темпа, метра и ударения); 
  • усвоение специальных знаков, организующих речевой поток (ударение, пауза, понижение/повышение интонации). 

(Слайд 14 - 15) - Озвучивание рисунков гласными звуками.

Логоигра «Весёлые ритмы»

Игра "Барабанщик"

Ребёнок кладёт руки на стол. Учитель - логопед отстукивает пальцем по столу определённый ритм. Ребёнок должен повторить этот ритмический рисунок поочерёдно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна.

Возможны разные варианты предлагаемых ребёнку заданий, например, «Повтори ритм указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами) обеих рук», «…сначала указательным пальцем правой руки, а потом мизинцем левой», «…одновременно средним пальцем правой руки и мизинцем левой» и т. д. и т. п.

Игра "Передай привет" 

1 вариант. Учитель - логопед хлопает ребёнку по плечу или по ладошке в определённом ритме, т. е. задаёт несложный ритмический рисунок. Ребёнок воспроизводит заданный ритм, хлопая (передавая привет) по спинке или по лапке игрушечного животного. Затем ребёнок отвечает на вопросы: «Как я хлопала по твоему плечу? Сколько раз хлопнула? Хлопки одинаковые или разные?» И т. д.

2 вариант. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе (или ритме; и темпе, и ритме, затем отвечают на вопросы: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?»

"Ритмические загадки":

  • "Грибочки" (https://www.youtube.com/watch?v=Va-Thqra0Y0)
  • "Осень" (https://www.youtube.com/watch?v=LHhTR4ipYLo)

(Слайд 16 - 17)

Показателями результативности второго этапа являются:

  • сформированность фонематического контроля, когда ребенок различает и правильно произносит слоги с гласными и оппозиционными согласными;
  •  произвольность голосовых модуляций, когда ребенок произвольно регулирует силу и высоту голоса;
  • оживление мелодико-интонационной стороны речи (темпа, метра и ударения);
  • усвоение специальных знаков, организующих речевой поток (ударение, пауза, понижение/повышение интонации).

(Слайд 18) - III ЭТАП

Основными задачами третьегого этапа являются:

1.        Усвоение и воспроизведение слогоритмической структуры слова; 

2.        Анализ слоговой и звукобуквенной структуры слова; 

3.        Выделение морфологических признаков слова. 

(Слайд 19) - Показателями результативности третьего этапа являются:

  • усвоение способов фонематического анализа звуковой и слоговой структуры слова;
  • оживление мелодико-интонационной стороны речи (темпа, метра и ударения);
  • усвоение способов словообразования.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  обучения

1.        Способность удерживать ритмический ряд любой модальности и воспроизводить его по показу, образцу, речевой инструкции;

2.        Сформированность фонематического контроля, когда ребенок различает и правильно произносит слоги с гласными и оппозиционными согласными;

3.        Произвольность голосовых модуляций, когда ребенок произвольно регулирует силу и высоту голоса;

4.        Оживление мелодико-интонационной стороны речи (темпа, и ударения);

5.        Усвоение специальных знаков, организующих речевой поток (ударение, пауза, понижение/повышение интонации);

6.         Усвоение способов фонематического анализа звуковой и слоговой структуры слова.

- Все эти упражнения одновременно развивают и устойчивое внимание у ребенка, активное мышление, активизируется творческий потенциал.

Рефлексия.

- А теперь предлагаю вам пройти  «Лесенку успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

- Спасибо. Ритм неотемлемо связан и с музыкой. Передавайте друг другу разноцветную нотку и поделитесь с участниками мастер-класса своим мнением:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую… и др.

- Спасибо вам за ваше мнение. Всего доброго, до новых встреч!

Интернет - ресурсы:

1. https://открытыйурок.рф/статьи/603697/

2. https://infourok.ru/statya-verbotonalniy-metod-obucheniya-detey-s-narusheniyami-sluha-osnovnie-elementi-verbotonalnoy-sistemi-1005567.html

3. https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-chuvstva-ritma-na-neverbalnom-materiale-v-procese-raboty-nad-preodoleniem-narushenii-slogovoi-struktury-slova.html

4. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-764535.html

5. https://infourok.ru/master-klass-priemi-refleksii-2728515.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению  имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению  имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В данной работе раскрывается система коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий....

Бланки, используемые логопедами в системе здравоохранения, для обследования детей с речевыми нарушениями.

Эти 4 бланка для обследования речи детей сделаны на основе карты - трансформер. В бланках есть варианты ответов, это позволяет ускорить обследование ребенка, поставить верный диагноз, составить план р...

Советы логопеда родителям детей, имеющих речевые нарушения.

Предложенные советы и упражнения помогут в :правильном общении с ребёнком;развитии речевого дыхания, голоса, фонематического анализа и синтеза;развитии мелкой моторики и слогового анализа и синтеза.Та...

Мастер-класс "Развитие творческих способностей у детей с речевыми нарушениями"

Приемы работы с младшими школьниками по организации совместного проекта. ...