МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
материал на тему

Ткачева Татьяна Викторовна

В данной работе раскрывается система коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_sistema_tkacheva.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Лицей №25» г. Омск

учитель-логопед Ткачева Т.В.

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

«КОРРЕКЦИОННО_РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Дети с речевыми нарушениями, наряду с недостаточно сформированными речевыми компонентами устной речи, имеют и отклонения со стороны психофизического развития, а так же отстают от сверстников по показателям физического развития. Они соматически ослаблены, имеют отклонения в моторном развитии, которые разнообразны по проявлениям по механизму возникновения и характерны для всей моторной сферы: общей, мелкой, артикуляционной, мимической. У таких детей наблюдаются недостаточно сформированные двигательные навыки и умения, наблюдается общая моторная неловкость, снижены двигательные память и внимание, нарушена координация движений, их темп, ритм и переключаемость. Дыхание зачастую поверхностное, ключичное. Так же у некоторых детей наблюдаются нарушения со стороны эмоционально-волевой сферы, слабая память, не сформировано произвольное внимание. Всё это ведёт к трудностям усвоения общеобразовательных программ.

Поэтому проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья детей с речевыми нарушениями, становится особенно актуальной.

Решение данной проблемы видится мне во внедрении здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающий процесс. 

Тема: Коррекционно-развивающее обучение детей с речевыми нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий.

 Цель: повышения эффективности работы по коррекции устной и письменной речи детей с речевыми нарушениями, сохранения здоровья и обеспечение успешного усвоения программ.

Здоровьесберегающие технологии, развиваемые учеными Г.К. Зайцевым, В.В. Колбановым, В.П. Петленко, Л.Г. Тараниковой, выдвигают в качестве основной задачи – сохранение и укрепление здоровья детей.

Мною были поставлены следующие задачи, применительно к коррекционно-развивающему обучению:

- Сохранять и укреплять здоровье детей.

- Совершенствовать общую моторику, координацию движений.

- Развивать мелкую моторику.

- Нормализовать мышечный тонус артикуляционной мускулатуры.

- Учить расслабляться, снимать мышечное напряжение.

- Устранять скованность движений различных групп мышц.

- Снижать патологические двигательные проявления.

- Формировать физиологическое и речевое дыхание.

Для организации поставленных задач созданы  следующие условия

- Организация здоровьесберегающего пространства.

- Соответствие заданий возрастным и индвидуальным условиям.

- Достаточный и рационально организованный двигательный режим.

- Благоприятный эмоционально-психологический климат.

Условием реализации данной работы является: проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием элементов здоровьесберегающих технологий; организация развивающей среды со специально подобранным дидактическим оборудованием; согласование совместной деятельности педагогов, а именно проведение индивидуальных, фронтальных занятий с использованием дыхательных упражнения, речевых игр, массажа, самомассажа кистей и пальцев рук, пальчиковых игр, элементов психогимнастики, зрительной гимнастики.

При подготовке  программы по преодолению общего недоразвития речи,  и при планировании занятий все эти критерии были учтены.

Мною был систематизирован материал по использованию здоровьесберегающего пространства:

- картотека игр на развитие речевого дыхания;

- картотека на развитие общей и мелкой моторики;

- изготовлен наглядно-дидактический материал речевых игр;

- изготовлен наглядно-дидактический материал гимнастики для глаз.

 Для тренировки дыхательных мышц и регулировки работы дыхательного центра используются стандартные и нетрадиционные оборудования и пособия. Это разноцветные султанчики, подвесные конструкции, пособия из бумаги, ткани, изготовленные родителями и учащимися. Данные виды пособий входят в развивающую среду кабинета логопункта. Так, с целью формирования правильного неречевого дыхания длительному плавному и ротовому выдоху используем различные игровые упражнения и дидактические игры: «Футболисты», «Султанчики», «Послушный ветерок» и т.д. С целью развития диафрогмально-релаксационного типа дыхания используются специальные упражнения, укрепляющие мышцы груди, способствующие улучшению обменных процессов, влияющие на акт дыхания.

Динамические паузы в виде речевых игр с импровизацией движений,  используемые на занятии помогают:

- Активизировать моторные функции, влияя положительно на речь.

- Развивать переключаемость движений.

- Тренировать мимическую мускулатуру.

- Несут эмоционально положительный заряд.

В процессе игр проходит отработка определённых грамматических, словообразовательных, произносительных навыков в зависимости от темы занятия.

Использование массажа и самомассажа рук и пальцев обусловлено необходимостью развития функциональных возможностей пальцев рук. При стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются тактильно-кинестетические ощущения, что помогает коррекции речи. На индивидуальных и фронтальных занятиях дети выполняют следующие виды упражнений с применением различных предметов: круговые движения с постепенным увеличением нажима и темпа, растирание, удерживание предметов ладонями и пальцами, перекатывание, перебирание, надавливание пальцами и ладонями.

В качестве оборудования для самомассажа используются: грецкие орехи, шишки, карандаши, массажные мячи, круглые массажные щётки, массажный шарик Су-Джок.

Используя на занятиях пальчиковые игры и упражнения разной степени сложности, позволяет установить тесную взаимосвязь между речевой функцией  и общей двигательной системой, способствует снятию напряженности и формированию правильного произношения.

Во время занятия использовались  тренажеры, схемы со зрительными метками, которые помогают не только сохранению, но укреплению глазодвигательных мышц.

К концу коррекционно-развивающего обучения у детей формировались следующие знания:

  1. основы здорового образа жизни;
  2. названия частей тела и органов, участвующих в речевом и двигательном процессе.

умения:

  1. согласовывать работу речедвигательного, дыхательного, слухового и зрительного анализаторов с развитием моторных функций;
  2. ориентироваться в схеме собственного тела;
  3. выполнять согласованные движения разных частей тела и органов речи, плавно переключаться с одного движения на другое;
  4. выполнять плавный длительный выдох и глубокий вдох; владеть диафрагмальным дыханием;
  5. устранять беспокойства, возбуждения, скованность, восстанавливать силы, увеличивать запас энергии;
  6. уметь снимать зрительное напряжение и утомление.

Правильная организация коррекционного воздействия с применением здоровьесберегающих технологий, а именно: дозировка нагрузки, построение занятий с учётом работоспособности учащихся, соблюдение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой, проведение физкультминуток и динамических пауз, речевых игр малой подвижности, пальчиковой гимнастики и самомассажа на всех занятиях общего недоразвития речи, помогла мне повысить  эффективность коррекционно-развивающей работы и дала  возможность  сохранению и укреплению здоровья с речевыми нарушениями.

Представление методической системы

Год

Уровень

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Муниципальный

Представление опыта на педагогическом совете МДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №306» стендовый доклад «Элементы здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи»

ГМС «Инновационные технологии в обучении, воспитании и оздоровлении детей дошкольного возраста» предсталение опыта – статья в сборнике

ГМС «Предупреждение и коорекция дизорфографии с использованием современных педагогических технологий»

Подготовила и представила матерал по теме: «Особенности работы по предупреждению и коррекции ошибок в правописании буквосочетаний –чк-,

-чн-, -щн-.

ГМС «Предупреждение и коорекция дизорфографии с использованием современных педагогических технологий»

Подготовила и представила матерал по теме: «Алгоритм работы по предупреждению и коррекции ошибок в правописании буквосочетаний –чк-,

-чн-, -щн-.

Региональный

*

*

*

*

Федеральный

*

*

Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогические и социальные аспекты благополучия современного ребёнка»

Статья «Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием  «Детство, открытое миру»

Статья в соавторстве: «Формирование пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как одно из условий предупреждения нарушения чтения и письма»

Международный

*

*

*

Создала свой персональный сайт Web – адрес сайта: http://nsportal.ru/tkacheva-tatyana-viktorovna"

И разместила электронное портфолио; учебно-методические материалы: «Звуки [м-м'].Буква М,м.», «Звуки [с-с']- [ш]. Птицы.», «Различай[з]-[с], [з']-[с'].Буквы З-С.», «Автоматизация звука [р].Овощи.»;

 статьи: «Элементы здоровьесберегающих технологий в развитии и коррекции речи дошкольников»;

«Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи»

Опыт работы по теме «Элементы здоровьесберегающих технологий   в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи» и «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи» используется педагогами:

- Ворониной Еленой Матвеевной, учителем-логопедом БДОУ «Центр развития – детский сад №311»;

- Шадриной Ириной Владимировной, учителем-логопедом БДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»;

- Ивановой Оксаной Владимировной, учителем-логопедом БДОУ «Детский сад компенсирующего вида №400»

- Акулининой Людмилой Владимировной, учителем-логопедом БДОУ «Центр развития – детский сад №306».

Опыт работы «Формирование пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как одно из условий предупреждения нарушения чтения и письма»  используется:

- Шадриной Ириной Владимировной, учителем-логопедом БДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»;

- Акулининой Людмилой Владимировной, учителем-логопедом БДОУ «Центр развития – детский сад №306»

Прослеживание количества педагогов, ознакомившихся с методической системой, не предоставляется возможным, так как материал для ознакомления представлен в средствах массовой информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланки, используемые логопедами в системе здравоохранения, для обследования детей с речевыми нарушениями.

Эти 4 бланка для обследования речи детей сделаны на основе карты - трансформер. В бланках есть варианты ответов, это позволяет ускорить обследование ребенка, поставить верный диагноз, составить план р...

Методическая разработка «Система упражнений по обучению детей с ОВЗ (нарушением интеллектуального развития) лыжной подготовке»

Зачатки лыжного спорта отмечены еще в средние века.В 1555 г. Магнус писал, что лопари бегают на лыжах вперегонки, предварительно заключая пари.Но впервые интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы...

Методические рекомендации коррекционно-развивающих занятий для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Детство» городского округа Котельники Московской областиЛогопед Насонова Т.Р. (для р...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с интеллектуальными нарушениями ВАРИАНТ 1 Класс: 5-9

Коррекционно-развивающая программа  направлена на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму про...

Коррекционно-развивающая программа для детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста "Азбука общения"

Диагностический блок:- Диагностика уровня развития ребенка с целью определения стратегии и тактики развивающей работы;-  Диагностика родителей или лиц их замещающих;- Развивающий блок:-...