Методическая разработка «Система упражнений по обучению детей с ОВЗ (нарушением интеллектуального развития) лыжной подготовке»
методическая разработка по физкультуре на тему

Попов Владимир Иванович

Зачатки лыжного спорта отмечены еще в средние века.

В 1555 г. Магнус писал, что лопари бегают на лыжах вперегонки, предварительно заключая пари.

Но впервые интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы. Военное ведомство, стремясь иметь хорошо подготовленных рекрутов для пополнения лыжных формирований, поощряло спортивную направленность в применении лыж,

В конце XIX века соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира.

В нашей стране, где громадные пространства продолжительное время покрыты снегом, лыжи находят самое широкое распространение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Методическая разработка

«Система упражнений по обучению детей с ОВЗ (нарушением  интеллектуального развития)

лыжной подготовке»

                                                   Выполнил:

преподаватель

физической культуры 

Попов Владимир Иванович

  1. Введение

Зачатки лыжного спорта отмечены еще в средние века.

В 1555 г. Магнус писал, что лопари бегают на лыжах вперегонки, предварительно заключая пари.

Но впервые интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы. Военное ведомство, стремясь иметь хорошо подготовленных рекрутов для пополнения лыжных формирований, поощряло спортивную направленность в применении лыж,

В конце XIX века соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира.

В нашей стране, где громадные пространства продолжительное время покрыты снегом, лыжи находят самое широкое распространение. Целый ряд особенностей лыжного спорта обусловливает его огромное практическое значение.

Общая история лыжного спорта условно подразделяется на:

  • древний период (до нашей эры — появление и первоначальное
    использование лыж),
  • доспортивный период (1-я половина XIX в. — использование лыж в
    трудовой и военной деятельности),
  • спортивный период (с середины XIX в. становление и развитие
    лыжного спорта).

Эти периоды тесно связаны между собой, и в историческом плане вытекают один из другого.

  Появление лыж было обусловлено потребностью человека добывать пищу зимой.

Древний человек, охотясь по глубокому снегу, случайно наступил на ветку, кору, щепку и почувствовал облегчение в передвижении. Это могло натолкнуть охотников на мысль прикрепить эти предметы к ногам.

Первые лыжи были, несомненно, ступающие. Нижняя часть лыжи в процессе движения отшлифовывалась и на спусках проскальзывала, что, очевидно, послужило толчком к созданию скользящих лыж.

Лыжи появились повсеместно, где жил человек в условиях снежной зимы.

2.  О пользе занятий  лыжами.

Лыжники, совершая прогулки или занимаясь спортом на чистом, морозном воздухе, на заснеженных полях и в лесу, выполняют большую физическую работу в наиболее благоприятных гигиенических условиях, благотворно влияющих на организм, закаляющих его и улучшающих общее состояние. В процессе занятий на лыжах воспитывается и совершенствуется ряд жизненно важных навыков, физических и морально — волевых качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости, смелости, решительности, настойчивости, выдержки, навыков в ориентировке на местности. Кроме того, лыжные прогулки в условиях морозного воздуха оказывают положительное влияние на нервную систему человека, снижают умственное утомление и являются прекрасным средством активного отдыха.

Передвижение на лыжах доступно людям обоего пола различных возрастов, начиная с дошкольного. Десятки тысяч людей в дни своего отдыха отправляются в парки, леса, поля и катаются на лыжах, набираясь новых сил и энергии.

На прогулках и специальных занятиях этим видом физических упражнений нагрузка может легко дозироваться в зависимости от возраста, пола и состояния здоровья занимающихся. Для прогулок и занятий на лыжах не требуется специальных сооружений, дорогого оборудования и сложного снаряжения. Всё это способствует массовому развитию лыжного спорта.

Использование лыж позволяет воздействовать на:

  • все крупные мышечные группы;
  • способствовать энергетическому обмену веществ в организме;
  • усиливать функциональную работу внутренних органов;
  • совершенствовать пространственные ориентировки;
  • укреплять вестибулярный аппарат;
  • формировать выносливость и повышать работоспособность;
  • развивать эмоционально - волевую сферу.

  1. Особенности психического и физического развития детей

с интеллектуальными нарушениями

Физическое воспитание занимает особое положение в системе коррекцнонно -воспитательной работы специальной (коррекционной) школы, поскольку физическое состояние и двигательные возможности детей с интеллектуальными нарушениями во многом определяют его общую дееспособность в обучении и труде, а также компенсаторные возможности организма в преодолении нарушения развития.

Встречаются много учеников со стёртыми двигательными нарушениями, которые к школьному возрасту значительно компенсируются, проявляются лишь в качественных нарушениях движений и только при значительной нагрузке.

Изучение моторики учащихся коррекционной школы выявило, что в произвольных движениях проявляется и функционирует взаимосвязь между внутренней (психической) и внешней (физической) деятельностью, т.е. возникшие в сознании намерения реализуются во внешних двигательных актах, которые, в свою очередь, способствуют развитию психических функций и накоплению двигательного опыта. Анализ результатов исследований ряда авторов (В.М. Мозгового, Н.А. Козленко) даёт основание для вывода о том, что при значительных индивидуальных возрастных различиях в развитии у учащихся коррекционной школы наблюдаются специфические инвариантные при различных формах умственной отсталости двигательные нарушения.

Коррекционные задачи в нашей школе являются специальными потому, что дети с интеллектуальными нарушениями имеют сложные и разнообразные дефекты в психическом и физическом развитии. Они с трудом усваивают название частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал.

Программа физического воспитания учащихся 5-9 классов коррекционной школы является продолжением программы подготовительных 1 — 4 классов, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, способность включиться в производительный труд.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками неразрывно связан с развитием умственных способностей ребёнка.

Нарушение интеллекта у ребёнка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей с интеллектуальными нарушениями двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

Специфика деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках физической культуры - чрезмерная двигательная реактивность, интенсивная эмоциональная напряжённость, яркое проявление негативного отношении к занятиям и даже к окружающим детям и взрослым.

  1. Особенности обучения физическим упражнениям детей

 с нарушениями интеллекта.

 Физическое воспитание является важной частью всей системы учебно -воспитательной работы школы, разрешает задачи всестороннего физического развития учащихся, укрепление здоровья, коррекции недостатков физического развития и моторики. На уроках физкультуры у детей с интеллектуальными нарушениями выявляются затруднения воспитания, понимания, выполнения общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Своеобразно поведение учащихся младших классов. Есть дети, которые всего боятся. Попадая в зал, они пугливо озираются по сторонам: их страшит большое помещение и снаряды. Другие, напротив, стремятся залезть на гимнастическую стенку или канат. Встречаются и расторможенные учащиеся, которые не слушают до конца объяснения учителя, быстро отвлекаются и дезорганизуют других. Наряду с этими особенностями, обусловленными состоянием психики у детей с интеллектуальными нарушениями, имеются нарушения со стороны сердечно — сосудистой и дыхательной систем и общего физического развития. У больных детей отмечаются отклонения в физическом развитии от возрастной нормы,  которые выражаются в отставании роста, снижении мышечной силы, изменении грудной клетки. Дети с интеллектуальными нарушениями не могут корригировать, компенсировать дефекты, у них недостаточно настойчивости, воли, целенаправленности. В целях осуществления оздоровительных задач подбираются такие упражнения, выполнение которых способствует закаливанию организма, укреплению и развитию сердечно - сосудистой, дыхательной систем, опорно - двигательного аппарата и др. При этом укрепление здоровья учащихся нельзя ограничивать только уроками физической культуры. Значительную роль играют санитарно - гигиенические условия жизни, правильный режим занятий и отдыха, физкультурно - массовые мероприятия.

Дети с интеллектуальными нарушениями отличаются от своих сверстников из массовой школы по своему физическому развитию рядом специфических особенностей:

  • их действия нерасторопны;
  • двигательные реакции заторможены;
  • мускулатура вялая  или, наоборот, напряжена.

Чтобы успешно корригировать недостатки детей с интеллектуальными нарушениями, важно не только иметь в виду присущие им недостатки, но учитывать их интересы, внутренние потребности.

Деятельность их существенно изменяется, если задание для них представляет интерес. В этих случаях они проявляют значительную активность.

Состав учащихся каждого класса коррекционной школы неоднороден по психическим возможностям. Школьник с интеллектуальными нарушениями не может выполнить сложное физическое упражнение, так как он не готов к выполнению отдельных движений, входящих в состав сложного упражнения. Одним из основных условий успешного овладения сложными двигательными действиями является правильная, разработанная система подводящих и подготовительных упражнений. Подготовительные и подводящие упражнения, которые по своей направленности развивают физические качества - силу, гибкость, выносливость, скорость — необходимые для выполнения сложного движения, для коррекции недостатков физического развития. Эти упражнения сходны по своей структуре с разучиваемыми, но являются более простыми по технике выполнения и представляют какую — либо часть разучиваемого движения. Если эти подводящие, подготовительные упражнения умело и правильно подобраны, то они выступают в качестве первичных коррекционных воздействий, и способствует успешному процессу формирования сложного двигательного навыка.

При проведении физического воспитания   школьников должны быть соблюдены следующие  условия, позволяющие осуществлять коррекцию недостатков  двигательной сферы. Необходимо:

  • учитывать тяжесть и характер двигательных нарушений, особенности формирования двигательной сферы, возрастные и половые различия учащихся;
  • следить за соответствием содержания и методов физического воспитания двигательным и функциональным возможностям детей с интеллектуальными нарушениями;
  • добиваться осмысления и выполнения учениками словесной инструкции;
  • осуществлять физическое развитие с опорой на сохранные двигательные возможности;
  • стремиться    совершенствовать    познавательную    деятельность детей с интеллектуальными нарушениями средствами физической культуры;
  • осуществлять системный подход к реализации коррекционных задач;
  • сочетать коррекцию двигательных нарушений, формирование двигательной сферы, развитие средствами  физической  культуры  высших  психических процессов.

Осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход при развитии двигательных способностей целесообразно делить класс на группы учащихся с учётом их двигательных и интеллектуальных способностей.

При дозировании нагрузок важно помнить, что после напряжённых или длительно выполняемых физических упражнений ученики коррекционных школ долго находятся в состоянии дискомфорта, поскольку силы длительное время не восстанавливаются. Поэтому в то время, как учащиеся массовых школ могут выполнять нагрузки до конца второй стадии утомления, дети с интеллектуальными нарушениями — только до начальных признаков снижения работоспособности, т.е. до первой стадии утомления.

Необходимым является контроль за уровнем физического развития и двигательной активностью (ДА) учащихся. По мере прохождения учебного материала проводятся проверочные (контрольные) испытания по видам упражнений: бег 30-60м; прыжок в длину с места; сила кисти (правой, левой); бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы обеими руками из положения сидя ноги врозь.

Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре - мае. Полученные данные обрабатываются, сопоставляются с показателями физического развития (рост, вес, объём груди), записываются в специально отведённый журнал учёта двигательной активности и физического развития. На основании этих данных совместно с врачом школы - интерната и определяются физкультурные группы.

5. Организация  уроков.

К вопросам организации уроков относятся:

  1. материально - техническое обеспечение,
  2. выбор и подготовка мест занятий,
  3. учёт метеорологических условий,
  4. профилактика травм и руководство классом на уроке.

Материально — техническое обеспечение.

Лыжный инвентарь (лыжи, палки, лыжные ботинки и лыжные мази) должен соответствовать требованиям обучения. Для начинающих лыжников имеют большое значение не качество инвентаря, а его соответствие и исправность. Лыжный инвентарь должен быть индивидуального пользования.

Выбор и подготовка мест занятий.

Лучше всего, если район, в котором проводится учебно -тренировочный урок, представляет собой пересечённую лесистую местность. Надо составить план этой местности и отметить в нём ряд секторов, соответствующих задачам урока. На местности надо определить учебные площадки, учебные склоны, учебные лыжни и тренировочные лыжни.

Учебная площадка - это место, где проводятся занятия по обучению технике и её проверке. Для этой цели пригодна большая лесная поляна, защищенная от ветра деревьями. Желательно, чтобы одна половина площадки была горизонтальная, а другая имела уклон 3-4о. Лыжня с таким уклоном, хотя бы и вне площадки, необходима для того, чтобы разучивать скользящий, накатистый шаг и одновременные ходы. В зависимости от возраста, пола и подготовленности занимающихся и задач урока учебная площадка подготавливается по-разному. Лыжни на учебной площадке прокладываются преподавателем, они должны быть ровными и узкими; на широкой, плохо проложенной лыжне трудно изучать технику движения.

Форма тренировочных лыжней может быть различна: круг, эллипс, два круга (один внутри другого), восьмёрка и т.п.

Профилактика травм и обморожений.

Повреждение может случиться в лесу, далеко за городом, поэтому лыжник и особенно преподаватель должны уметь применять средства профилактики травм, а при несчастном случае оказать первую помощь пострадавшему. Особенно подвержены травмам молодые неопытные лыжники, у которых ещё слабая физическая подготовленность и невысокая техника.

Руководство классом.

Обучающиеся всегда должны видеть и слышать преподавателя. При обучении способам ходов он обычно находятся в середине учебной площадки, но может передвигаться и внутри круга. На учебном склоне преподаватель вначале находится на вершине склона перед группой, при выполнении передвижения - на середине склона, при объяснении подъёма — внизу, при обучении поворотам — на середине склона, чтобы обучающиеся делали повороты вокруг него.

Интервал между обучающимися на учебной площадке 8-10 м.

Для всех построений, перестроений и передвижений преподаватель пользуется строевыми командами.

6. Обучение технике попеременного двухшажного хода.

Попеременный двухшажный ход — основной в современных гонках. Требует наибольшего внимания в отработке скольжения и отталкивания (палками и лыжами). На первых занятиях по лыжной подготовке ставится задача восстановить ранее усвоенные навыки скользящего шага, а на последующих занятиях - отработать технику движений руками и общую координацию движений.

Обучение технике попеременного двухшажного хода проводится, как правило, сначала на учебном кругу, затем на учебной лыжне, имеющей горизонтальные участки и участки с уклонами вниз и вверх (3-4о).

Работу над обучением технике попеременного двухшажного хода надо начинать с имитационных упражнений:

1. Ходьба короткими шажками на полусогнутых ногах. Упражнение выполняется без лыж, на небольшом подъёме в гору (2-3о). Приняв положение исходное положение, начинают идти короткими шагами, расслабив ноги, перенося их вперёд маховыми плавными движениями. В положении, когда обе ноги находятся в опорном положении, носок ноги, стоящей сзади, загружается больше, чем передней.

Это упражнение полезно для выработки толчка и свободного махового движения ногой. Для выработки координации движений это же упражнение используется с движениями руками и руками с палками, которые берутся за середину.

  1. Махи на месте. Стоя на одной (полусогнутой)  ноге, другой ногой   и руками делают согласованные маховые движения вперёд-назад. После 3-4 маховых движений делают небольшой выпад вперёд.
  2. Заключительный   толчок  ногой.  В   положении   выпада   заключительный толчок ноги выполняется за счёт расправления её в голеностопном суставе.
  3. Ходьба полными шагами с движениями рук. Выполняется     без палок. Вначале   следят  за   тем,   чтобы   маховые  движения      ног   и   рук   были ненапряжёнными, чтобы быстро и сильно отталкиваться ногами. То же, но с палками, следя за правильностью отталкивания руками.
  4. Движение на лыжах без толчков ногами. Отталкивание производится за счёт наклонов туловища, руки своего положения не меняют; то же, но передвижение только за счёт    попеременных толчков руками, туловище держат неподвижно. Третий   вариант - попеременное отталкивание за счёт движений и руками и туловищем.

В попеременном двухшажном ходе на каждый скользящий шаг приходится один толчок палкой.

Сделав очередной толчок, например, правой ногой и левой рукой, лыжник скользит на одной левой лыже. Закончив толчок, правая нога и левая рука свободно отводятся назад. Правая рука выносится вперёд. Затем лыжник ставит правую палку на снег и начинает толчок рукой. К концу скольжения с опорой на палку опорная левая нога немного выпрямляется, а маховая (правая) свободно, расслабленно выдвигается вперёд.

Когда обе ноги поравняются, свободная нога и рука посылаются энергичным махом вперёд. Лыжа останавливается, и пятка опорной ноги (левой) начинает подниматься от лыжи, а опорная нога сгибается. Происходит подседание, за которым следует отталкивание ногой.

Во время отталкивания маховая нога (правая) и левая рука продолжают энергично двигаться вперёд.

С окончанием выноса правой ноги заканчивается толчок левой ногой.

Основой попеременного хода являются достаточно сильные толчки рукой и ногой, расслабление мышц после толчков и использование одноопорного скольжения на лыже.

Попеременный двухшажный ход близок к ходьбе и бегу. Он позволяет двигаться быстро и долго. Его применяют на равнине при незначительном уклоне и при подъёме.

Игровые задания, используемые мною при обучении попеременному двухшажному ходу:

  1. С небольшого разбега проскользить на одной лыже до полной остановки.
  2. Преодолеть за 6-8 скользящих шагов наибольшее расстояние.
  3. Пройти скользящим шагом без палок 15-20 м с наименьшим количеством шагов.
  4. Пройти отрезок скользящим шагом по лыжне, предварительно размеченной флажками. Расстояние между флажками - один полный скользящий шаг. С овладением   техникой   скользящего       шага   расстояние   между   флажками постепенно увеличивается.

Ребёнок с интеллектуальными нарушениями зачастую не может сразу сделать упражнение, поскольку не готов к выполнению движений, являющихся его элементами. Поэтому необходима особая чёткость и последовательность в системе подготовительных упражнений, способствующих формированию и упрочению определённого двигательного навыка. От их умелого подбора зависит, оправдает ли сложный навык своё коррекционное назначение.

Использование имитационных упражнений приходит на помощь учителю тогда, когда традиционные методы и средства оказываются бессильны. Имитационные упражнения помогают:

-привить интерес к физическим упражнениям;

-научить правильно выполнять простейшие упражнения;

-развивать воображение;

-создавать высокий эмоциональный фон.

Со стороны моторики у детей с интеллектуальными нарушениями встречаются стёртые двигательные нарушения, проявляющиеся в неловкости, некоординированности, скованности движений, быстрой утомляемости, в неумении выполнять сложные двигательные акты.

Эти нарушения в сочетании с основным дефектом обуславливают применение специальных приёмов физического воспитания таких детей, строго индивидуальных по характеру дефекта.

При обучении детей с интеллектуальными нарушениями попеременному двухшажному ходу встречаются ошибки при отталкивании палками:

  • вынос палок кольцом вперёд;
    вялая постановка палок на снег;
  • недостаточный наклон туловища («навал»);
  • не выдвигается вперёд стопа ноги, на которой скользит лыжник;
  • незавершенное отталкивание палкой;
  • отталкивание палок в поперечном направлении.

Для исправления ошибок отталкивания я использую навыки, приобретённые при изучении одновременного бесшажного хода, затем отрабатываем попеременные движения рук с палками.

 1 упражнение. На лыжне под уклон, скользя на двух лыжах, выносить поочерёдно палку рукой вперёд, ставить её на снег кольцом сзади, нажимать на неё движением туловища и руки, завершить отталкивание рукой. После завершения этого делается вынос палки и отталкивание ею (поочерёдное бесшажное скольжение).

2        упражнение.   На лыжне под уклон выполнить вынос палок и отталкивание ими попеременно: одна рука выносит палку, другая в это время выполняет отталкивание (попеременное бесшажное скольжение).

3        упражнение.   Передвигаться   по   лыжне      приставным   скользящим      шагом («самокат»), отталкиваясь одной и той же палкой. Из положения стоя, руки опущены — сделать шаг левой ногой и   оттолкнуться левой палкой, вынося вперёд правую  руку;  приставить  к левой  ноге  правую,  приводя  обе  руки  в  исходное положение. Повторить скользящий шаг левой ногой с движением рук и вновь приставить правую ногу, оставляя её на полстопы сзади левой, иначе в начале шага лыжник  отклонится назад (приседание). Повторить 8-12 шагов одной  ногой, потом столько же другой. Основное внимание - на усиление отталкивания палкой, которое должно увеличить скольжение на лыжне.

Ошибки, встречающиеся при отталкивании лыжами:

  • медленное подседание на толчковой ноге без использования веса тела и его силы инерции;
  • при подседании отклонение бедра назад;
  • вялый мах ногой;
  • слабый выпад;
  • таз не участвует в махе и выпаде;
  • отталкивание с давлением на лыжу назад («толчок в воздух»), а не вниз;
  • отсутствие движения «на взлёт»;
  • ранний отрыв каблука ботинка от лыжи;
  • незавершённое движение стопы;
  • выпрямление толчковой ноги.

Упражнения для исправления ошибок.

  1. упражнение. Мах ногой на месте выполняют из положения стоя на лыжах, палки сложены вместе, держатся  поперёк лыжни  в  опущенных вниз  руках. Сначала спокойное отведение одной ноги назад и покачивание ею как маятником взад и вперёд; поочерёдно на каждой ноге 8-10 раз. Далее присоединить к качанию ногой повороты таза, усиливая при этом мах.
  2. упражнение. Из исходного положения предыдущего упражнения, не сгибая ног в коленях, короткими шагами   с махом   ногой   и поворотом таза. Сначала в конце каждого маха (выпада) начинается небольшое скольжение. Далее, усиливая махи ногой, увеличивать за их счёт скольжение, не стараясь отталкиваться ногой.
  3. упражнение. Взяв палки в каждую руку за середину   (направлены вдоль лыжни), передвигаться     маховыми  шагами   со  скольжением,  увеличивая  согласованные попеременные движения руками вперёд и назад. Ноги и руки должны быть не согнутыми и не напряжёнными. Махи руками и ногами свободные и неторопливые. Стараться удлинять прокат на каждой лыже.

4        упражнение.   Передвижение  приставным  скользящим  шагом     с акцентом  на отталкивании лыжей. Приставив лыжи в   очередном шаге вперёд, коротко и резко согнуть ногу в колене (подседание), усилив давление на носок ботинка. При подседании как бы падать вперёд, опуская колено вниз, не допуская отклонения бедра толчковой ноги назад. Для этого помнить о том, что приставленная нога остаётся   на   полстопы   сзади   другой.   После   подседания   сильно   оттолкнуться толчковой ногой, усиливая давление носком ботинка вниз (а не назад!), стремясь направить   отталкивание «на взлёт».   Отталкивание   ногой      согласовать   с отталкиванием  разноимённой палкой. Передвигаться с отталкиванием одной и той же ногой, с исправлением ошибок, добиваясь правильного овладения. Освоение упражнения другой ногой происходит намного быстрее. После освоения подседания обращать внимание на согласование сильного выпада ногой и махом разноимённой рукой.

Преподавателю очень важно знать условия, замедляющие темпы развития    и вызывающие ослабление навыка. Эти условия можно разделить на:

1. Объективные:

плохие инвентарь, снаряжение, одежда, обувь, учебная площадка и склон;

неудовлетворительное состояние снега, плохая погода, ветер, снегопад, мороз;

неудачно подобранная мазь для смазки лыж и т. д.;

2. Субъективные:

пассивное отношение занимающихся к данному упражнению, плохая заинтересованность, неуверенность в своих силах и возможностях;

пониженное настроение и самочувствие занимающихся.

  1. Подъём «ёлочкой»,

На обучение подъёму «ёлочкой» обычно затрачивается всего полчаса - час, причём обучение проводится за два урока. На первом уроке я показываю учащимся, как правильно выполнять это движение, и они разучивают его, на втором —закрепляю полученные навыки и исправляю замеченные ошибки.

Способ «ёлочка» применяется главным образом при подъёме в гору в прямом направлении (по линии спада склона) в тех случаях, когда попеременным ходом уже идти нельзя - лыжи начинают проскальзывать назад. Именно такие условия и подбираются при обучении этому способу: склон 5-10о с не очень глубоким снежным покровом.

Требование к правильной технике подъёма «ёлочкой»: лыжи должны быть достаточно разведены и поставлены на внутренние рёбра так, чтобы не проскальзывали (это делается в значительной степени за счёт наклона голеней); задние части лыж не должны перекрещиваться, задевать друг друга при переносе: шаги - свободные с полным распрямлением ног; руки работают энергично с полным распрямлением их в конце толчка.

Наиболее часто дети делают такие ошибки при подъёме «ёлочкой»: недостаточно круто ставят лыжи на рёбра, торопятся опустить лыжу на снег, делают короткие шаги, слишком наклоняются вперёд, слабо и не до конца отталкиваются руками. Скорость движения при подъёме «ёлочкой» зависит от угла разведения лыж и длины шага. После овладения техникой перед учащимися ставится задача пройти подъём как можно быстрее. Класс переходит с одного участка склона на другой. Крутизна склона может быть доведена до 15-20 о.

Имитация подъёма «ёлочкой».

Стоя лицом к подъёму, развернуть стопы наружу, туловище подать вперёд, опора на палки сзади. При выполнении подъёма на склон способом «ёлочкой» обращать внимание на движение рук сзади.

Как правило, в одних и тех же условиях занятий ученикам различной подготовленности трудно давать одновременно необходимую нагрузку. Дети, менее подготовленные и слабые, задерживают тренировочный процесс более подготовленных. В то же время, более слабым трудно тянуться за сильными.

Ученикам, которые не могут быстро овладеть подъёмом «ёлочкой», я даю более простые способы подъёмов:

а/ подъём ступающим шагом;        

б/ подъём скользящим шагом;

в/ подъём «полуёлочкой».

Благодаря использованию данных способов ученики более уверенно овладевают техникой подъёма «ёлочкой».

  1. Результаты работы.

1.  Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82-85% дневного времени большинство учеников находятся в статическом положении (сидя). Особенно мала двигательная активность учащихся зимой (в III учебную четверть), в результате занятий лыжной подготовкой двигательная активность учащихся увеличивается на 25-38%.

2.  Активные занятия лыжами способствуют снижению простудных заболеваний в школе на 10,5%.

3.  После занятий лыжной подготовкой у учащихся улучшается самочувствие, повышается настроение, увеличивается работоспособность на уроках и самоподготовка на 10-15%.

4. Обязательный двухразовый (сентябрь- май) контроль двигательной активности и физического развития учащихся школы показал значительное улучшение физического состояния детей.

В результате используемой мною методики 83% учащихся успешно овладели техникой лыжных ходов.

Одним из необходимых условий правильной постановки физического воспитания учеников коррекционной школы являются занятия на лыжах. Такие занятия в зимний период, несомненно, можно считать одним из наиболее полезных видов физических упражнений, кроме того, они доставляют и огромное удовольствие ученикам. Подвергаясь действию холода при катании на лыжах, детский организм постепенно укрепляется, приобретает большую устойчивость по отношению к переменам температуры, становится менее восприимчивым к простудным заболеваниям. Чистый морозный воздух, свободный от болезнетворных микробов, является отличным средством закаливания и укрепления здоровья. Катание на лыжах можно считать одним из лучших средств активного отдыха, особенно после занятий в классе или приготовления домашних заданий, которые, как известно, выполняются сидя.

Занятия на лыжах укрепляют мышцы рук и ног, спины и живота. Особенно важно, что такие занятия значительно укрепляют мышцы туловища. Это способствует коррекции осанки, что особенно существенно для детей с интеллектуальными нарушениями.

Занятия на лыжах создают хорошие условия для работы и питания сердечной мышцы. А это, несомненно, значительно укрепляет сердечно -сосудистую систему, оказывает также благотворное влияние на органы дыхания, на работу желудка и кишечника. Поскольку при любом способе передвижения на лыжах, и особенно при активной работе руками с наклоном туловища, большую работу производят мышцы брюшного пресса, которые при этом сжимаются и как бы массируют органы брюшной полости — желудок, кишечник, печень и другие, усиливая и улучшая их деятельность. Вообще, нет, наверное, в нашем организме ни одной системы, ни одного органа, на котором бы самым благоприятным образом не сказывались занятия на лыжах.

Для того, чтобы активнее заинтересовать учащихся коррекционной школы
занятиями на лыжах, учитель физкультуры должен использовать любовь детей к катаниям с горок. Здесь основная задача учителя – преследуя оздоровительные цели занятий, в то же время научить школьников
правильному передвижению на лыжах.

Занимаясь с детьми, нужно учитывать, что однообразные упражнения, а также упражнения в одних и тех же условиях утомляют их, снижают интерес к этим урокам. Поэтому в процессе занятий нужно разнообразить упражнения, изменять условия их выполнения.

В заключение нужно сказать, что занятия на лыжах в большинстве коррекционных школ нашей страны (в зависимости от климатической зоны) являются обязательным средством физического воспитания детей и подростков. Такие занятия являются отличным средством физического развития и коррекции различных двигательных нарушений у детей с интеллектуальными нарушениями. Ходьба на лыжах, лыжные прогулки и катание со склонов — полезная и увлекательная форма активного отдыха учащихся, она благоприятно отражается на общем состоянии организма школьника, способствует положительным эмоциям.

Список литературы:

  1. Аграновский М.А. «Лыжный спорт» - М. : Физкультура и спорт, 1956г.
  2. Аграновский М.А., Спиридонов К.Н. «Перед тобой сверкающая лыжня» М.: «Физкультура и спорт», 1970г.
  3. Под ред. Аграновского М.А. «Лыжный спорт»- учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1980
  4. Богданов Г.П. «Лыжный спорт в школе»- М. «Просвещение», 1975г.
  5. Фомин Н.А., Филин В.П. «Возрастные основы физического воспитания» Москва, «Физкультура и спорт», 1972г.
  6. Малеинов А.И. «Лыжня зовёт» М.: Физкультура и спорт, 1974г.
  7. Черник Е.С. «Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы»  М.: «Просвещение», 1992г.
  8. Под ред. Воронковой В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе»- Пособие для учителей и студентов дефектолог. факультетов пед. институтов— М.: Школа-Пресс, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка системы упражнений для развития творческих способностей школьников, обучающихся французскому языку

Образовательная программа: «Современные подходы к преподаванию французского языка как второго иностранного»на основе учебника N.Sélivanova, A. Chachourina «L’oiseau bleu 7-8»Unité 7 «C’est un pe...

Методическая разработка системы упражнений для развития творческих способностей школьников, обучающихся французскому языку

Образовательная программа: «Современные подходы к преподаванию французского языка как второго иностранного»на основе учебника N.Sélivanova, A. Chachourina «L’oiseau bleu 7-8»Unité 7 «C’est un peu de l...

Методическая разработка системы упражнений для развития творческих способностей школьников, обучающихся французскому языку.

В статье представлена методическая разработка модели работы с упражнениями и заданиями, направленными на формирование умений и навыков чтения, письма, аудирования и говорения. Упражнения и задания раз...

Методическая разработка системы упражнений для развития языковой и речевой компетенции учащихся по теме Проблемы экологии. Экологическая политика Франции.

В 9 классе происходит дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих. Представленная система упражнений способствует совершенствованию языковой и речево...

Методическая разработка системы упражнений для развития языковой и речевой компетенции учащихся по теме Наука

В 9 классе происходит дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих. Представленная система упражнений способствует совершенствованию языковой и речево...

Методическая разработка «Система упражнений, направленных на выработку шага (растяжки)»

   «Балетный шаг» - это способность поднимать ногу на высоту более 90* в сторону, вперёд и назад при выворотном положении опорной и работающей ноги, а также удержание её в...

Методическая разработка «Система упражнений, направленных на исправление недостатков в осанке»

Формирование балетной осанки – это первоочередная задача.Основной осанки  является позвоночник и его соединение с тазовым поясом. Позвоночник  имеет изгибы: шейный (вперед), грудной (н...