Методическая разработка системы упражнений для развития творческих способностей школьников, обучающихся французскому языку.
методическая разработка по французскому языку (5 класс) на тему

В статье представлена методическая разработка модели работы с упражнениями и заданиями, направленными на формирование умений и навыков чтения, письма, аудирования и говорения. Упражнения и задания разработаны и составлены автором для работы на уроках французского языка в 5 классе. Они позволяют учащимся проявить максимальную активность и применить свои творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.Н. Лукьянова, учитель французского языка. Одинцовская гимназия №13 (г. Одинцово, Московская область).

Методическая разработка системы упражнений для развития творческих способностей школьников, обучающихся французскому языку.

В статье представлена методическая разработка модели работы с упражнениями и заданиями, направленными на формирование умений и навыков чтения, письма, аудирования и говорения. Упражнения и задания разработаны и составлены автором для работы на уроках французского языка в 5 классе. Они позволяют учащимся проявить максимальную активность и применить свои творческие способности.

 

Ключевые слова: упражнение, обучение чтению, письму, аудированию, говорению, обучение орфографии, умение создавать собственный письменный текст.

Данная разработка является материалом для работы с УМК  А.С. Кулигиной  «Le français c’est super! Твой друг французский язык. 5 класс».  В ней представлены модели упражнений и заданий, направленных на формирование умений и навыков чтения, письма, аудирования и говорения, которые мы применяем в ходе изучения Unité 4 «Faire la fête».

Упражнения для обучения письму.

I. Обучение орфографии.

1.Задания типа «Copiez».

а) Copiez dans vos vocabulaires les mots nouveaux de la leçon.

     faire la fête

     préparer un gâteau de fête

     aller au magasin

    acheter de la farine,du sucre,du sel,du beurre,du lait

    mettre des vêtements de fête

     se déguiser

     apporter un sapin

     décorer un sapin        

     préparer le cadeau

     offrir le cadeau

б) Lisez ces enseignes.Copiez les noms des magasins et mettez-les dans l’ordre alphabétique.

«Confiserie», «Сharcuterie», «Epicerie», «Fromagerie», «Сrémerie», «Poissonnerie», «Boulangerie», «Boucherie», «Pâtisserie ».

2.Задания типа «Copiez et complétez» .

а) Спишите текст. Заполните пропуски нужными буквами.

       

ê é è ë

Le Nouvel An est la f…te aim…e de tous les enfants.A l’…cole il y a un bal.Les ...l...ves d...corent le sapin.Les enfants se d...guisent.Je mets les v...tements de f...te.Julie se d...guise en f...e.Pierre se d...guise en roi.Il porte une couronne sur sa t...te.Les enfants attendent le P...re No...l et les cadeaux.

б) Devinez les mots et écrivez-les!

Le N- - - -l An.

La fête de N- -l.

L’a- - - e de N- - l.

Nous préparons les c - - - - - x.

J’accroche des g - - - - - - - - s.

3.Задания типа «Rédigez ».

а) Составьте и запишите из данных букв поздравление к празднику:

e,n,b,n,o,é,e,n,a,n! (Bonne année !)

y,x,u,e,o,j,n,l,o,ë ! (Joyeux Noël !)

б) Замените рисунки словами:

des - - - - - -            (fruits)

du - - - - - - -           (fromage)

de la - - - - - -          (farine)

du - - - -                   (lait)

des - - - - - - -           (légumes)

du - - - - - - -            (poisson)

du - - - -                   (café)

II.Обучение соблюдению правил грамматического взаимодействия слов во фразе.

Упражнения типа «Copiez».

1.Je complète.                                                                        

-Est-ce qu’ils ………….. à l’école ?

-................-tu du pain à tous les repas ?

-Est-ce que vous ................ des langoustes ?

-Je .............. des croissants au petit déjeuner.

-Marie .............. du poisson au dîner.

-Nous .............. de la soupe au déjeuner.

(mange,mangeons,manges,mangent,mangez,mange)

-Tu ............ du café au lait le matin.

-Nous ................ toujours du jus de fruit.

-Mes amis .............. de l’eau minérale.

-Mon ami .............. du thé sucré avec du citron.

-Je ............. souvent du thé noir.

-Vous ............. du lait.

(buvons,bois,boit,boivent,buvez,bois)

2.Le ou la ?Je trouve un bon article.

... thé                        

                                 

... sel

... sucre

... viande

... jus

... fromage

... crème

... beurre

... pain

... lait

... bonbon

... poulet

... crème

... gâteau

2.Упражнения типа « Copiez et complétez».

1.Je lis et je complète.

a)Nous pren... le petit déjeuner à 7 h.30.

b)Est-ce que tu pren... le goûter ?

c)Qu’est-ce que vous pren... au dîner ?

d)Je pren... le déjeuner toujours à la même heure.

e)Maman pren... du café au petit déjeuner.

f)Les enfants pren... de la compote au déjeuner.

3.Упражнения типа « Rédigez».

Traduisez du russe en français.

Вы любите апельсиновый сок?

Я люблю зеленый чай.

Мой друг обожает кофе.

Французы любят кофе с молоком.

Мы предпочитаем черный кофе.

Ты любишь молоко?

III. Упражнения на формирование умений создавать собственный письменный текст.

1.Упражнения типа «Copiez».

 Прочитай диалог. Подумай, в какой последовательности нужно поставить реплики.

Восстанови диалог. Запиши в тетрадь.

-Voilà mon cadeau.Et qu’est-ce que tu fais?                                        (3)

-Moi aussi, j’aime beaucoup décorer le sapin.                                     (5)

-Bonjour,Cécile !Merci.                                                                        (2)

-Merci beaucoup.Je décore le sapin.                                                     (4)

-Aide-moi,s’il te plaît,accroche des guirlandes.                                    (6)

-Bonjour,Nicolas !Bonne et heureuse année !                                       (1)

2.Упражнения типа «Rédigez».

Tu lis la carte postale et ensuite tu écris ta réponse.

                      Cher Serge,

Merci pour ta carte.Bonne année !Je te souhaite de la joie et des progrès.Hier nous avons eu la fête au collège.On s’est déguisé.On a dansé.Et vous,est-ce que vous avez fêté le Nouvel An à l’école ?

                                                                                                        Ecris-moi,Paul.

Упражнения для обучения чтению.

1.Je lis le texte et je réponds aux questions.

      Le Nouvel An approche.Tous les enfants aiment cette fête.A l’école on prépare un carnaval au mois de décembre.Les élèves des grandes classes apportent le sapin.Les élèves des petites classes accrochent des jouets et des guirlandes.Nous mettons nos costumes de fête.Michel se déguise en clown.Hélène se déguise en fée.Nous dansons,nous chantons,nous organisons des jeux.

1)Qu’est-ce qu’on prépare à l’école au mois de décembre ?

2)Que font les élèves des grandes classes ?

3)Que font les élèves des petites classes ?

4)En qui se déguise Michel ?

5)En qui se déguise Hélène ?

6)Comment les enfants s’amusent-ils à la fête ?

 

2.Je lis et je complète.

Nous attendons le Noël.La grand-mère doit arriver chez nous.Les parents invitent leurs amis.Moi aussi, j’invite mon copain Luc.Nous aimons fêter le Noël.Maman prépare un bon dîner de fête.Des invités apportent des cadeaux.Le réveillon est très bon.

1.La famille attend ...

2... doit arriver.

3.Les parents ... leurs amis.

4.Michel invite son ...

5.Maman prépare un bon ... de fête.

6.Les invités apportent ...

7.... est très bon.

3.Lis le texte.

               L’anniversaire de papa.

J’aime les fêtes de famille.Nous organisons toujours bien ces fêtes.J’aime offrir des cadeaux.Vendredi,c’est l’anniversaire de papa.Il a 34 ans.Je prépare pour lui un bloc-notes.Maman veut préparer une bonne tarte aux cerises.Elle dit : « Paul,allons au magasin ».Nous achetons de la farine,du beurre,des œufs.

Mon frère est très petit.Il ne peut pas encore préparer son cadeau.

Maman met la tarte sur la table.Papa souffle les bougies.Nous disons : « Bon anniversaire ! »

    Lis les phrases et dis si c’est vrai ou faux.

vrai

faux

1.C’est l’anniversaire de papa.

2.Il a 37 ans.

3.Maman prépare une tarte aux pommes.

4.Paul prépare le bloc-notes.

5.Maman et Paul vont au marché.

6.Le frère de Paul achète des bonbons.

Vrai :1,4.

Faux :2,3,5,6.

Упражнения для обучения говорению.

1.Je lis les textes et je dis ce que je mange au petit déjeuner,au déjeuner et au dîner.

      Les Français prennent au petit déjeuner des croissants,des tartines avec du beurre et de la confiture,des fruits,du café au lait.

      Au petit déjeuner ,je prends...

     

      Les Français prennent au déjeuner de la viande,du poisson,des légumes,des pâtes,du pain,du vin,du jus.

      Au déjeuner, je prends...

      Les Français prennent au dîner du potage,du fromage,du poisson.

      Au dîner ,je prends...

2.Je lis le texte et je réponds à la question.

     Moi, j’aime les fêtes.J’adore le Nouvel An.Nous avons un bon repas de fête.

Les grands-parents viennent chez nous.Tout le monde prépare des cadeaux.Maman et papa offrent des cadeaux aux grands-parents.Ils offrent au grand-père un pull-over bleu ; ils offrent à la grand-mère de beaux gants.Je prépare des cadeaux aux parents.Je leur offre de belles tasses.Pour mon petit frère j’offre une nouvelle voiture.Papa offre à maman le collier,maman offre à papa une chemise.

      Et toi,quels cadeaux offres-tu à tes parents,à tes grands-parents,à ton frère,à ta sœur pour le Nouvel An ?

3.Je réponds.

    Maman veut préparer le gâteau aux abricots pour ton anniversaire.Qu’est-ce que tu vas lui acheter?

4.Je lis le dialogue et je fais le dialogue avec mon copain  d’après le modèle.Je remplace les mots soulignés.

 

   a)-J'aime beaucoup le Nouvel An.Et toi ?

     -Moi aussi,j’aime le Nouvel An.Avez-vous la fête à l’école ?

     -Bien sûr,nous avons le bal chaque année.Et vous ?

     -Il y a toujours une grande fête pour le Nouvel An.

     -Est-ce que tu te déguises ?

     -Oui,je me déguise en Arlequin.Et toi,te  déguises-tu ?

     -Oui,je me déguise en roi.

   b)-Bruno,samedi papa apporte un sapin.Veux-tu décorer le sapin ?

      -Oui,maman,j’aime décorer le sapin.Nous avons de beaux jouets :des boules,des cristaux de neige.Je veux acheter de nouvelles boules.

      -Bon,nous allons au supermarché et tu achètes de nouveaux jouets.

Упражнения для обучения аудированию.

1.Ecoutez le texte .

     A mon anniversaire j’invite mes amis.Dimanche on organise la fête.Maman prépare un bon repas de fête.Le matin elle fait le gâteau aux cerises.Dans l’après-midi viennent mes amis.Marie apporte un livre sur la musique.Serge apporte une belle poupée et des bonbons.

Le soir je joue du piano pour mes amis.

Reliez les deux parties de la phrase que vous entendez :

    1.A mon anniversaire                             A.viennent mes amis.

    2.Dimanche                                              B.elle fait le gâteau aux cerises.

    3.Maman prépare                                   C.apporte une belle poupée et des bonbons.

    4.Le matin                                                D.apporte un livre sur la musique.

    5.Dans l’après-midi                                 E.on organise la fête.

    6.Marie                                                     F.je joue du piano pour mes amis.

    7.Serge                                                      G.j’invite mes amis.

    8.Le soir                                                    H.un bon repas de fête.

2.Ecoutez le texte et répondez au questionnaire suivant en cochant la bonne case.

     C’est la fête de la commune.On organise le festival de l’eau.A 10 heures il y a la course des modèles des bateaux.A 14 heures il y a la promenade sur la Loire.A 16 heures il y a des concours pour les enfants.A 19 heures on organise le bal sur l’eau.

1.C’est la fête  

-----  de l’école

-----  du quartier

-----  de la commune                           (+)

2.On organise

-----  le festival de l’eau                       (+)

-----  le festival de la musique

-----  la fête sportive

3.A 10 heures il y a

-----  le défilé

-----  le concours

-----  la course des modèles des bateaux        (+)

4.A 14 heures il y a

-----  le déjeuner au restaurant

-----  la promenade sur la Loire           (+)

-----  les jeux

5.A 16 heures il y a

-----  des concours pour les enfants      (+)

-----  le film sur l’eau

-----  le spectacle pour les petits

6.A 19 heures on organise

-----  le spectacle

-----  le bal sur l’eau                               (+)

-----  l’exposition des photos

3.Ecoutez le dialogue et remplissez le questionnaire.

-Salut,Michel !

-Salut,Bruno !

-Nicolas m’invite à son anniversaire.Tu viens ?

-Oui,il m’invite aussi.Qu’est-ce que tu prépares pour lui ?

-Je veux acheter un tee-shirt.Et toi ?

-Je lui prépares des disques.Et qui vient encore ?

-Ses amis de l’école sportive.

                                                                                                                      Vrai  Faux

1.Michel vient à l’anniversaire de Nicolas.

2.Bruno ne vient pas à l’anniversaire de Nicolas.

3.Michel et Bruno achètent pour Nicolas des billets au match

sportif.

4.Michel et Bruno préparent un tee-shirt et des disques.

5.Les amis de l’école sportive viennent aussi à l’anniversaire de

Nicolas.

Vrai :1,4,5.

Faux :2,3.

4.Ecoutez le texte et dites combien de fois le mot apporter se répète dans ce texte.

        Jeudi,c’est l’anniversaire de maman.Maman met sa belle robe de fête.Les amis viennent chez nous.Ils apportent des cadeaux pour maman.Nathalie apporte des fleurs et un tableau.Sophie apporte un pull.Henri apporte aussi des fleurs et des gants.Ma grand-mère apporte une broche.Maman est heureuse.

(Clé :le mot apporter se répète 5 fois)

       «Упражнение является тем строительным материалом, из которого слагается процесс обучения иностранным языкам» [1, 63].

        Система упражнений необходима для формирования речевых навыков и умений, служит коммуникативным целям.

        Система упражнений позволяет осуществить « переход от отработки отдельных навыков и умений к практике в том или ином виде речевой деятельности» [1,76].

        Упражнения  в чтении, говорении, письме и аудировании создают максимальные условия для того, чтобы учащиеся 5 класса могли практиковаться, изучая языковой материал по теме « Faire la fête». В упражнениях постоянно отрабатывается ограниченный темой языковой материал, который последовательно повторяется от одного упражнения к другому.

        « При обучении письму следует различать:

  • во-первых, овладение графической, а потом орфографической системами иностранного языка;
  • во-вторых, овладение письменной речью как средством коммуникации» [1, 190].

Формирование умений каллиграфии и умений, связанных со звукобуквенными соответствиями, является основной задачей начального этапа обучения. Поскольку учащиеся 5 класса, изучающие французский язык, начиная со 2 класса начальной школы, уже освоили приемы каллиграфии французских букв, на следующем этапе обучения требуются лишь упражнения, направленные на совершенствование навыков каллиграфии. Основное внимание при обучении письменной речи на среднем этапе следует уделять формированию орфографической компетенции, необходимости соблюдения правил грамматического взаимодействия слов во фразе, формированию компетенции, позволяющей учащемуся создавать собственный письменный текст. Этому способствуют  « упражнения и задания, которые предлагают работу с готовыми, устными и / или письменными формами текста; упражнения и задания, которые предлагают внести изменения и дополнения в готовую форму текста; упражнения и задания, которые предлагают самостоятельно создать новый текст»[2, 19].

   На формирование орфографической компетенции направлены следующие задания:

« а) задания типа Copiez: запишите в тетрадь (словарь) новые слова урока; запишите слова в алфавитном порядке; б) задания типа Copiez et Complétez: спишите слово, заполняя пропуски нужными буквами, отгадайте слово, (даны первая и последняя буквы, остальные буквы в слове обозначены при помощи тире) в) задания типа Rédigez: замените рисунки словами (можно сделать подсказки в виде квадратиков для каждой буквы слова), составьте и запишите слово из данных букв» [2, 20-21].

   Формированию правильных грамматических навыков в письменной речи и соблюдению правил грамматического взаимодействия слов во фразе способствуют следующие упражнения: а) упражнения типа Copiez: найдите характеристику каждого предмета и запишите в тетрадь полученные пары, составьте словосочетание из отдельных частей, составьте правильные пары: личное местоимение/глагол; б) упражнения типа Copiez et Complétez: заполните пропуски служебными словами, допишите личные окончания глагольных форм; в) упражнения типа Rédigez: словарный диктант на французском языке, состоящий из словосочетаний, письменный перевод на французский язык словосочетаний, предполагающий грамматическое согласование или употребление особых грамматических форм» [2, 22].

     Упражнения, предлагаемые для обучения чтению, содержат тексты, направленные на полное и точное понимание информации в тексте. Контроль понимания письменного текста осуществляется при помощи задания типа vrai/faux ,задания на подстановку пропущенных слов в предложения после текста, задания, предполагающего ответы на вопросы.

      «Обучение говорению начинается со становления произносительных, некоторого числа лексических и элементарных грамматических навыков. Навыки и умения диалогической и монологической речи формируются параллельно» [1,174].

         Монологические умения можно формировать на основе работы с текстом. В упражнениях по обучению монологической речи мы используем текст как отправную точку для последующего порождения речевого высказывания учащегося. Например, пятиклассники читают текст о том, какие подарки дарят на Новый Год друг другу члены семьи. На основе этого текста учащиеся строят свое монологическое высказывание, отвечая на вопрос о том, какие подарки дарят друг другу в их семье на Новый Год. Подобное упражнение выполняется также на основе текста «Что едят французы на завтрак, обед и ужин»,прочитав который, учащиеся собственный рассказ о том, что едят они в разное время дня.

          Полезным для обучения диалогической речи является упражнение на основе исходного микродиалога, который представляет собой образец высказывания. Варьируя его компоненты, учащиеся строят собственный диалог.

      В системе упражнений по аудированию представлены следующие виды упражнений:

1.После прослушивания  текста учащимся предлагается ряд незаконченных предложений и вариантов ответов к ним. Из предложенных вариантов окончания предложения учащиеся выбирают тот, который, на их взгляд, прозвучал в тексте.

2. После  прослушивания текста учащимся предлагается объединить две части предложения, которые расположены в двух колонках.

3. После прослушивания диалога учащиеся заполняют таблицу типа vrai/faux.

4.На развитие речевого слуха направлено упражнение на узнавание конкретного слова. Учащиеся должны прослушать текст и сказать, сколько раз в нем употреблено одно и то же слово.

      Необходимо отметить, что обучая восприятию звучащего текста, мы формируем и лексические навыки. Выполняя упражнения по аудированию, учащиеся постоянно оперируют лексическими единицами и их компонентами по теме «Праздники». В результате лексический навык приобретает языковую оснащенность.

       Упражнения на формирование умений и навыков в различных видах речевой деятельности тесным образом связаны с формированием лексических навыков.

       В системе упражнений по теме «Faire la fête» учащиеся имеют возможность усвоить разнообразную лексику, связанную с организацией различных праздников: дня рождения, Рождества, Нового Года, школьных праздников; праздников, организуемых во Франции на уровне коммуны. При составлении упражнений  был произведен отбор словарного материала, необходимого для ознакомления с новой лексикой и ее закрепления.

       Приведем примеры лексических единиц, которые вводятся и отрабатываются в разделах темы:

L’anniversaire:

-inviter ses amis

-un repas de fête

-apporter un cadeau

-jouer du piano

-chanter

-Bon anniversaire!

Les fêtes de Noël et de Nouvel An :

-Bonne année!

-Joyeux Noël!

-fêter le Noël

-se déguiser en roi, en fée

-porter une couronne

-apporter le sapin

-décorer le sapin

-accrocher des guirlandes

-le costume de fête

-le Père Noël

-l’arbre de Noël

-les invités

-le réveillon

La fête de l’école :

-préparer le carnaval

-mettre des costumes de fête

-s’amuser à la fête

-organiser des jeux

-danser

La fête de la commune :

-le festival de l’eau

-le concours pour les enfants

-la randonnée

-la course

-l’exposition des photos

  Благодаря тому, что на уроках в 5 классе используются упражнения и задания по всем видам речевой деятельности, лексические единицы включаются в максимальное количество контекстов. Неоднократное повторение каждой лексической единицы способствует накоплению активного лексического запаса.

    Обильная повторяемость языкового материала и речевых действий, представленная в данной системе упражнений, а также последовательность и доступность упражнений придают системе эффективность, стимулируют творческую деятельность учащихся.

Литература

  1. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. Современные подходы к преподаванию французского языка как второго иностранного.- М.: Педагогический университет  «Первое сентября», 2010. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка системы упражнений для развития творческих способностей школьников, обучающихся французскому языку

Образовательная программа: «Современные подходы к преподаванию французского языка как второго иностранного»на основе учебника N.Sélivanova, A. Chachourina «L’oiseau bleu 7-8»Unité 7 «C’est un pe...

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

Методическая разработка системы упражнений для развития творческих способностей школьников, обучающихся французскому языку

Образовательная программа: «Современные подходы к преподаванию французского языка как второго иностранного»на основе учебника N.Sélivanova, A. Chachourina «L’oiseau bleu 7-8»Unité 7 «C’est un peu de l...

Методическая разработка системы упражнений для развития языковой и речевой компетенции учащихся по теме Проблемы экологии. Экологическая политика Франции.

В 9 классе происходит дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих. Представленная система упражнений способствует совершенствованию языковой и речево...

Методическая разработка системы упражнений для развития языковой и речевой компетенции учащихся по теме Наука

В 9 классе происходит дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих. Представленная система упражнений способствует совершенствованию языковой и речево...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Система упражнений по развитию внутреннего музыкального слуха на занятиях сольфеджио

В основе упражнений лежат следующие задачи: - развить чувство координации звуков при представлении музыкального материала; - развить условные и безусловные навыки представления звуков...