Система работы по развитию творческих способностей на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

Нургалиева Линеза Марвановна

Предварительный просмотр:

Система работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

  В условиях развития татарско - русского двуязычия большая роль отводится учителям-языковедам.

  Сколько ума и сердца, такта и терпения нужно, чтобы выпустить из школы грамотных людей, научить бережному обращению со словом. А для этого надо воспитывать у учащихся интерес и любовь к русскому языку. Как развить этот интерес, как превратить уроки русского языка в часы трудного, но радостного творчества?

  Добиться прочных знаний по русскому языку можно только в том случае, если ясно представляешь себе уровень подготовки не только всего класса, но и каждого ученика, его индивидуальные пробелы.

  Пути выявления пробелов в знаниях учащихся различны. Это устные ответы на теоретические вопросы, письменные упражнения; списывание текстов, в которых пропущены орфограммы, запись слов и предложений под диктовку, самостоятельное изложение прочитанного, небольшие работы творческого характера.

  Нерусские дети испытывают большие трудности в согласовании слов в предложении, путают падежные  и родовые окончания, делают неправильные ударения. Поэтому для закрепления и повторения изучаемых грамматических тем я использую творческие работы разных типов, добиваясь сочетания теории с практикой. Постепенно начинаю приучать детей думать, творить, сочинять. Даю им такие задания:

 - составить небольшой рассказ по данной группе опорных слов (родственных- лес, лесной, лесник и т.д.);

 - в учебнике часто дается набор слов по данной орфограмме. Предлагаю придумать предложения с несколькими словами;

 - выписать из прочитанного текста слова с данной орфограммой;

 - придумать предложения, где были бы слова на изучаемое правило;

 - составить рассказ по опорным словам, по данному началу;

 - подобрать прилагательные к существительным;

 - составление рассказа в связи с изучением грамматических правил.

  Ученик начинает мыслить, когда у него возникает желание, потребность что-то понять.

  Для активизации мыслительной и речевой деятельности я создаю проблемные ситуации, в ходе решения которых возрастает познавательная активность учащихся. Например, на вводном уроке при изучении темы «Причастие» (7 кл.) спрашиваю учащихся: Какой частью речи является слово «работавший» в данном предложении? Поздно ночью работавший на этой станции врач услышал звонок телефона.

  Полученные ранее знания (умение разбирать слово по составу, определять грамматическое значение окончания, изменять слова по падежам, числам и т.д.) позволяют ученикам установить, что слово «работавший» изменяется по родам, числам, падежам (т.е. похоже на прилагательное), но при этом имеет и признаки времени (сходство с глаголом). В результате наблюдений, составлений и анализов ребята приходят к выводам.

  Чтобы пробудить интерес к своему предмету, я провожу различные игры  (обычно после повторения) в зависимости от возраста учащихся. Например, «Я задумал слово»,»Четвертый лишний», «Проверь товарища» и др.  Порядок игры «Я задумал слово»  следующий: ведущий задумывает слово, а играющие, задавая определенные вопросы, должны отгадать, слово какой речи задумано ведущим. Количество вопросов должно быть не более трех.  Это заставляет учащихся искать наиболее рациональные пути к решению задач. В процессе игр дети усваивают морфологические признаки частей речи, учатся выделять главные отличительные их признаки, совершенствуют грамматические умения, навыки, развивают логическое мышление, приобщают детей самостоятельному поиску.

  Без развития монологической речи учащиеся не смогут свободно излагать свою мысль. Работу по развитию речи начинаю со слова, с понимания его значения. Систематически провожу лексические словарные диктанты. Например, с помощью синонимов объяснить значения следующих слов: жестокий, слабый, смелый, никогда не умирающий. Слова для справок: бессердечный, безжалостный, бесчеловечный, бессильный, расслабленный, беззащитный, безвольный, бесстрашный, бессмертный.

  Словарные упражнения содействуют обогащению словарного запаса учащихся, укрепляют взаимосвязь между лексическими знаниями учащихся и их умением пользоваться лексическим запасом языка.

Полезны для развития навыков самостоятельной работы учащихся микроисследования. Например, дается  задание провести исследовательскую работу на определение сходства и различий между причастием и прилагательным.

  Задания такого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений: 1) работать с научно – популярной литературой и справочниками;2) делать выводы; 3) составлять текст.

  Творческие работы могут быть очень несложными: например, в 8 классе при изучении темы «Односоставные предложения» дается задание составить односоставные предложения по картинкам, открыткам. Можно дать задание написать сочинение – миниатюру, употребив только односоставные предложения. Хотя этот вид работы очень прост, но у восьмиклассников он вызывает интерес, повышает речевую активность, помогает расширить их лексический состав.

  Я остановилась лишь на некоторых формах работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка. В повседневной работе мы сталкиваемся с разным уровнем подготовки детей. И для того, чтобы «зажечь» каждого, приходиться учитывать множество факторов, более тщательно продумывать содержание и структуру урока. И тогда, в ответ на эти усилия ребята становятся более внимательными и любознательными на уроках, у многих появляются вопросы, с которыми они обращаются к учителю, а главное, у них постепенно воспитывается любовь к русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности

В данной работе показано, как внедрение новых образовательных технологий способствует развитию творческого мышления обучающихся...

Роль учителя в развитии творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Выступление на педагогическом семинаре "Развитие творческих способностей учащихся"...

«Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы»

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы

доклад для выступления на конкурсе учитель года...