Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Преснякова Ирина Николаевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey.iz_opyta_raboty.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

        В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому   одна  из  основных задач  учителя  -  развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях такие  качества, которые лежат  в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом  обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А.А.Потебней: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её».  С этой целью на уроках русского языка стараюсь  развивать творческую активность учащихся ,способствую  сознательному овладению богатствами   языка и развитию речи, а также стимулирую  развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству. Планирую творческие работы в соответствии с изучаемым грамматическим материалом и программой по развитию речи в определенной системе: от небольших работ творческого характера (миниатюр) к большим сочинениям на специальных уроках по развитию речи.В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности (текст). При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определённая работа. Речь учащихся обогащается, они начинают использовать более разнообразные по структуре и стилистической принадлежности грамматические структуры. На уроках использую все виды изложений: подробные и сжатые, полные и выборочные и т.д. Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей учащихся  на моих уроках имеет реализация межпредметных связей между русским языком и музыкой. Ребята с удовольствием пишут сочинения на музыкальные темы. Использование музыки позволяет мне актуализировать и эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческую фантазию. О связи музыки с развитием воображения и фантазии неоднократно писал и  В.А. Сухомлинский: «Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Они ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума». Регулярно провожу на уроках литературы работу по развитию воображения, ассоциативного мышления и, конечно, развитию речи учащихся. Например, ребятам предлагается описать картину так, чтобы это увидели другие. Решение поставленных задач  стремлюсь обеспечить на специальных лабораторных занятиях. На них  оптимально сочетаю коллективную, групповую  и индивидуальную поисковую деятельность учащихся.

 Работа в данном направлении  помогает добиться неплохих результатов  в ходе участия в творческих конкурсах.

Примеры творческих работ учащихся.

Название конкурса - муниципальный творческий конкурс

«Осени чудесные мгновения…»

Номинация - «Литературная страница»

                   Название работы - сказка «Встреча с Осенью»

Фамилия, имя, отчество участника-Сорокина Анна Ивановна

Класс-6

В давние времена родилась необычная девушка - Осень. Её кудрявые длинные волосы отливали  красивый золотисто-рыжий цвет. Светлая кожа   была похожа на снег. Такой белый, прозрачный, легкий и пушистый. Но вокруг были только она и лес, волшебный, золотой, необыкновенный.

       А неподалеку  располагалось тридевятое  царство. Правил в нём    царь Василий.  Величали его Великим, потому что много всего совершил он для Земли Русской. И были у него прекрасные маленькие  дочки- Сашенька и  Машенька. Они рассказывали жителям своего царства интересные истории, которые быстро рождались у них в голове.

       Однажды  Василию  рассказали про необыкновенную девушку, которая живет в соседнем лесу. И решил он с детьми своими  наведаться  в гости к Осени. Первый раз пришли они в начале сентября, когда листья только начинали желтеть, когда погода была еще теплая.

        Долгая и утомительная дорога  привела Сашеньку с Машенькой к домику Осени. Они увидели ,какой красивый на ней венок из ярких листьев и осенних ягод, как переливаются на солнце золотисто-рыжие волосы. Едва герои успели зайти, как на большом круглом столе с резными ножками появилась  хрустальная тарелка с наливными яблоками и бочонок меда. Осень  в тот день была весела и приветлива. Она улыбалась, слушая весёлую болтовню Сашеньки и Машеньки. Время пролетело незаметно.  Ей было  жаль, что веселые игры и рассказы о жизни в царстве закончились. Увидев, что Осень загрустила, гости обещали  снова вернуться . С того момента она ждала их прихода, будто во сне. День за днем Осень  готовилась к их приходу. Прошел месяц. Начались моросящие дожди. Василий сдержал слово и снова зашёл в гости к Осени. Он заметил, что после дождей волосы девушки начали темнеть, Осень  уже не была  радостной. В руках она держала  последние листочки. В этот раз на её  столе лежали ягоды и грибы. Слово за словом завязалась беседа. Осень рассказала, как меняется лес, как птицы улетают и как звери суетливо делают  себе норки. День пролетел  быстро, пришла пора прощаться. Царь  обещал вернуться в последний раз в ноябре.

          Девушка уже не была так рада следующему его приходу. Её волосы стали  седыми, а  на красивое  платье была накинута  пуховая шаль. Она рассказала  Василию о последних переменах в лесу. О том, как легли в спячку животные, как улетели птицы, как выпал первый снег. Так Василий  узнал, что на протяжении всех месяцев Осень меняется, что ей приходится следить за  всеми переменами, которые происходят в лесу.  Видя переживания девушки, он  улыбнулся и сказал:  «Не грусти. Находясь в твоей обители, я побывал в разной осени. Яркой и праздничной, спокойной и тихой, дождливой  и  скучной. И всегда наслаждался твоей удивительной щедростью и красотой. А сейчас отдохни. Земле  нужен мир и покой». Улыбнулась Осень  в ответ и исчезла, а  в лесу повалил белый снег.

        -Прощай, я буду тебя ждать,- сказал Василий и быстро зашагал по знакомой  дороге.

        Падал белый пушистый снег. Ветер срывал с деревьев оставшиеся листья. А царь шёл, улыбаясь. Тихо и спокойно было на его душе. Ему повезло: он встретился с  Осенью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности

В данной работе показано, как внедрение новых образовательных технологий способствует развитию творческого мышления обучающихся...

Роль учителя в развитии творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Выступление на педагогическом семинаре "Развитие творческих способностей учащихся"...

«Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы»

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы

доклад для выступления на конкурсе учитель года...