Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности
методическая разработка по теме

Маркова Наталия Петровна

В данной работе показано, как внедрение новых образовательных технологий способствует развитию творческого мышления обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_metodicheskaya_sistema_2.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………...2

Основная часть. Новые технологии на уроках русского языка и литературы………….3

Проектная деятельность……………………………………………………………………..3

Технология дебатов………………………………………………………………………….4

Игровые технологии………………………………………………………………………....8

Информационно – коммуникативные технологии………………………………………...9

Диалоговое обучение………………………………………………………………………..13

Творческие задания на уроках русского языка и литературы…………………………...14

Заключение……………………………………………………………………………….....23

                                                      Моя методическая система

Тема: «Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности»

 Введение.

     

  Современный этап развития общества выдвигает особые требования к школьному образованию.

  Цель его – воспитание активной, творческой личности, способной к саморазвитию, умеющей самостоятельно добывать и применять знания в условиях исследовательского поиска, умеющей контролировать и оценивать самостоятельную деятельность.

  Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, уметь ориентироваться в высокотехнологичном мире.

  Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью.

   Ведущая идея моей методической системы заключается в формировании активной, творческой личности, мотивированной на получение знаний путем мобилизации интеллектуальных ресурсов личности, на основе деятельного подхода, на основе гуманно-личностного подхода и использования новых технологий в обучении и воспитании.

 Цель: создание условий для самореализации, для раскрытия творческих способностей ученика на уроках и внеклассной деятельности.

 Задачи:

- Воспитание нравственно и духовно богатой личности, заинтересованной в обучении.

- Развитие коммуникативных, рефлективных навыков.

- Формирование мотивации к самостоятельной познавательной деятельности.

- Создание условий для вовлечения учащихся в исследовательскую работу.

- Развитие творческого потенциала.

Условия реализации методической системы:

  Преподавание русского языка и литературы в 5-х-9-х классах на базовом и углубленном уровне. Предпрофильная подготовка на основе элективного курса и факультатива по русскому языку.

   Кабинет русского языка и литературы оснащен современным оборудованием: компьютер, проектор, экран, дидактический материал, все виды словарей, библиотека, медиатека, наглядный материал; таблицы, КИМы по всем темам и т.д.

   Методическая система основана на создании условий для включения учащихся в разные виды учебной деятельности, в том числе информационно-коммуникативной.

Методы обучения.

    Основными способами организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы и внеклассной работе являются методы развивающего характера, частично-поисковый, проблемно-поисковый, исследовательский, метод проектов.

    Данные методы я строю на принципе сотрудничества, учителя и ученика, на принципе комплексного воздействия: развитие речи, внимания, мышления, наблюдательности, творческих способностей.

Формы организации учебной деятельности.

    Используемые мной формы организации учебной деятельности: комбинированный урок с применением ИКТ, урок-презентация, урок-игра, урок-суд, урок-путешествие, урок-семинар, урок-пролог (эпилог), урок-исследование, урок практикум.

    Они позволяют повысить практическую направленность уроков русского языка и литературы, повысить мотивацию в обучении, являются средством повышения интереса к изучаемому материалу, развивают творческие способности обучающихся. Школьники овладевают знаниями и тем инструментарием, с помощью которого могут познать действительность.

   

Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности

       

        Для формирования лингвистических знаний и предметных компетенций я активно использую новые технологии.

                                                     

                                                    Проектная деятельность

 

   Работа над проектом имеет педагогическое значение: ученики самостоятельно приобретают знания, развивают свои мыслительные способности, овладевают необходимыми способами решения учебных проблем, выстраивают взаимоотношения, учатся анализировать, делать выводы осваивать терминологию, приобщаться к культуре исследования, расширять кругозор, повышать эрудицию.

      Немаловажным аспектом метода проекта являются воспитательные цели: терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к суждениям других учеников, нести личную ответственность за выполнение коллективной работы.

    Одним из принципов работы по новым технологиям, на мой взгляд, является изменение взаимоотношений учитель – ученик»: на уроке учителю – в идеале – отводится роль координатора.

     Конечно, когда учащиеся только начинают проектную деятельность, необходимо помочь ученикам сформулировать тему, цели, задачи проекта, вместе систематизировать материал. Начиная следующий проект, учащиеся уже более самостоятельно готовят материалы для него.

    Повысить интерес к предмету, дать возможность раскрыть потенциал своей личности позволяют уроки, на которых проходит защита творческих проектов. Выбор темы проекта дает возможность каждому реализовать свои творческие способности.

      Восьмиклассники подготовили проекты «Лексикон обучающихся нашей школы», «Герои живут рядом», «Язык смс-сообщений» и т.д.

      У шестиклассников удачным получилось исследование «Что в имени тебе моём». Каждый из участников находил тёзку в истории и очень гордился, что носит одно имя с историческим деятелем, полководцем, императором, писателем или поэтом.

                                               Технология дебатов

Дебаты – форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.

Формализованность обмена информацией,  заложенная в самих дебатах, позволяет:

-вовлечь в диалог всех учащихся;

-концентрировать внимание участников и зрителей на содержании обсуждаемого материала;

-избежать стихийности и спонтанности хода дискуссии, отступления от главной проблемы  ради  второстепенной;

-исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при организации и проведении коллективного творческого дела.

. Дебаты можно проводить на уроках литературы («Катерина – луч света в темном царстве?»; «Чацкий – победитель или побежденный?») и русского языка при подготовке к написанию части  С («Заменит ли компьютер книгу?», «Долговечна ли слава?») и др.

Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:

-четкость и конкретность формулировки;

-однозначность понимания;

-перспективность для обсуждения;

-значимость для воспитанников.

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет протокол дебатов.

Капитан команды выступает 3 минуты, остальные члены команды – 2 минуты. После каждого выступления «оппоненты» задают оратору вопросы.

После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами.

                       Фрагмент урока литературы в 9 классе.

      Дебаты по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

                                  Тема: “Умён ли Чацкий?”

Цель:

-углубление полученных знаний;

-стимулирование исследовательской деятельности обучающихся;

-развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

-формирование ценностно-ориентационного единства группы;

-принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Оформление: высказывания критиков, портреты А.С. Пушкина и И.А. Гончарова, правила ведения дебатов.

Словарная работа: дебаты, проблема, гипотеза, спикер, кейс, оппонент, тайм-кипер, рефлексия.

            Ход урока:

I. Вступительное слово учителя: Сегодня мы проводим необычный урок. Форма его – дебаты. Хочу напомнить правила ведения дебатов:

-важно не только умение говорить, но и умение слушать;

-необходимо говорить понятно, высказываться по проблеме, избегая избыточности информации;

-нужно уметь задавать вопросы, помогающие понять сообщение;

-критикуем идеи, а не личности.

 В процессе обсуждения мы будем учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, не обижая, доказывать правильность позиции, мнения.

Учитель знакомит класс с правилами игры: Каждая команда (в составе 3 спикеров) имеет возможность брать тайм – ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.

Форма дебатов.

У1 – первый спикер команды утверждения;

О1 – первый спикер команды отрицания и т.д.

За временем на протяжении всей игры следит тайм-кипер, который предупреждает судей 2,1 – 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки).

II, Представление команд.

III. Выдвижение проблемы.

 В 1825 г. А.С. Пушкин прочитал комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”, он отказал её главному герою Чацкому в уме.

 “В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо? – писал Пушкин А.А. Бестужеву. – Ответ: Грибоедов. А знаешь ли что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с умным человеком (а именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”.

 А между тем из названия “Горе от ума” следует, что причиной его бедствий является ум и только ум. Пушкин, таким образом, ставит под сомнение сам смысл названия комедии.

 Попробуем разобраться в проблеме: умён ли Чацкий?

IV. Ход дебатов.

-представление дебатирующих сторон;

-выдвижение гипотез.

Спикер У1. Мы выдвигаем гипотезу: Чацкий умён.

 Уже при первом упоминании имени Чацкого тут же возникает тема ума. Лиза о нём говорит “остёр”. “Остёр, умён”,- соглашается Софья. В его образе воплотились черты передового человека того времени. Чацкий резко обличает действительность. Он обрушивается на тех “негодяев знатных”, которые людей своих, слуг меняют на собак, для своих затей – домашнего театра – отрывают от родителей детей, а затем распродают и их по одиночке. Чацкий отказался служить: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, он бичует дворянское общество за низкопоклонство перед иноземным, за презрение к родному языку и обычаям. Его речи умны и убедительны.

     Фамусовское общество, страшась этих обличений, называет его безумным. Тема безумия быстро распространяется. Так возникает тема “умного безумца”. Ум оборачивается безумием. Таким и кажется Чацкий московскому фамусовскому кругу. Чацкому, человеку незаурядного ума. Наше мнение: здесь звучит тема мнимого безумия от недюжинного ума, который отвергнут миром.

 Наконец, хочу сослаться на мнение И.А. Гончарова: “Ум Чацкого силён и остёр…”.

Вопрос О3. При первом появлении героя на сцене возникает в уме комическая рифма: “Чацкий-дурацкий”. Почему, несмотря на свой ум, он постоянно оказывается в дураках?

Ответ У1. Умный человек в глупом положении – таков парадокс комедии. На это есть свои причины. Первая причина в том, что ум Чацкого – особенный. Это ум, присущий человеку декабристского поколения. Ум декабристов и Чацкого – риторический, резкий, прямой. Герой Грибоедова судит быт с идеологической точки зрения, как и декабристы. “Ум, алчущий познания”, отделяет декабриста от обычного дворянина.

 Вторая причина в том, что ум Чацкого “с сердцем не в ладу”. Герой Грибоедова не наивен, прекрасно понимает пружины московского общества, но в одном человеке всё же ошибается. Человек этот-Софья. Потому и ошибается, что любит.

Спикер О1. Мы утверждаем, что Чацкий – патологический глупец. Вспомним первое появление героя в доме Фамусова.

 Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног.

 Чацкий оставил Софью, когда ей было 14 лет. 3 года он не подавал о себе знать. (“Три года не писал двух слов! // И грянул вдруг как с облаков”), за это время Софья превратилась в очаровательную девушку, могла быть обручена или просто влюблена в кого-то. Любой умный человек не стал бы после столь долгой отлучки и произнесённого им первого комплимента домогаться поцелуя, не оставил бы без внимания реплики Лизы, уловил бы нынешнее отношение к нему Софьи.

 Чацкий же, не добившись поцелуя от Софьи и не придумав ничего лучшего, начинает ругать всех и вся, начиная с Москвы, самой Софьи, её отца, дяди и кончая тётушкой.

 А тётушка? Всё девушкой, Минервой?

 Всё фрейлиной Екатерины Первой?

 Воспитанниц и мосек полон дом?..

 В подтверждение высказанной гипотезы хочу привести слова А.С. Пушкина: “Чацкий вовсе не умный человек… Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, а не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными”.

Вопрос У3. Пушкин в своём письме к А.А. Бестужеву сетует: “Софья начертана неясно: не то (…), не то московская кузина”. По ходу действия характер её проясняется, она становится на позиции московской кузины. Как могла она стать гонительницей Чацкого, стать его главным врагом?

Ответ О1. Чацкий раздражает Софью неспособностью к диалогу, поскольку не слышит собеседника, об этом лучше всего свидетельствует его последний монолог: “Слепец! Я в ком искал награду всех трудов?” “Зачем меня надеждой завлекали? // Зачем мне прямо не сказали?”. Это не так. Если бы он умел слушать других, он бы давно всё понял. Чем заканчивается разговор Чацкого с Софьей при первой их встрече? Последние слова Чацкого:

 Велите мне в огонь: пойду, как на обед.

 Софья отвечает:

 Да хорошо – сгорите, если же нет?

 В этом вопросе заключён исчерпывающий ответ на все вопросы и сомнения Чацкого. В последнем разговоре Софья говорит прямо Чацкому не только кого она любит, но и за что. Молчалина. И кто виноват, если Чацкий упрямо считает, что Софья обречена любить его и никого другого.

V. Подтверждение и опровержение гипотез.

Спикер У2. Обвиняя Чацкого, вы ссылаетесь на слова А.С. Пушкина, отвечу вам словами критиков П. Вайле и А.Гениса: “Великий русский поэт вряд ли прав в оценке грибоедовского героя: метание бисера перед свиньями не есть признак человека неумного и пустого. Это просто иной стиль, другая манера, противоположное мировоззрение И характерно, что самым ярким представителем такого несерьёзного стиля в России был сам Пушкин”.

 Чацкий произносит монолог на вечере у Фамусова, но не замечает, что его никто не слушает. Конечно, Грибоедов вовсе не хотел, чтобы Чацкий выглядел смешным. Мысль Чацкого взлетела высоко, он находился во власти негодования и не смог остановить поток переполняющих его слов правды. Ему важно высказаться в полный голос. Вот почему ему безразлично, слушает ли его Софья и гости Фамусова.

Вопрос О1. В итоговом монологе Чацкий восклицает: “Слепец! Я в ком искал награду всех трудов?..” О каких трудах он ведёт речь? То, что Чацкий пылил словами в доме Фамусова? Так тут больше трудились те, кто вынужден был выслушивать его монологи. Или он перетрудился за три года странствий?

Ответ У2. Чацкий относится к молодым людям, протестующим против устаревших обычаев и ратующих за службу делу, а не лицам. Они хотят служить не ради чинов и наград, а для блага и пользы Отечества. А чтобы служить с толком, они черпают знания из книг, удаляются от света и погружаются в размышление, в учение, отправляются в путешествие.

Спикер О2. Чацкий – глупец. Проведя три года в странствиях, по словам Ключевского, он утратил способность понимать действительность, а потому выглядит глупцом, комедийным героем. Не случайно автор комедии приводит на бал к Фамусову глухого князя Тугоуховского. Князь глух клинически, Чацкий глух душевно…

(Далее следуют  подтверждения и опровержения гипотез)

 VI.Коллективная рефлексия.

-Выполнены ли в ходе дебатов намеченные задачи?

-В чём не был достигнут успех?

-Отклонялись ли спикеры от темы?

-Принимал ли каждый участие в обсуждении?

-Были ли случаи монополизации в ходе обсуждения?

-Оцените атмосферу, царившую в ходе обсуждения

     

        На этом уроке я применила технологию дебатов с целью углубления полученных знаний, развития коллективно-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. К тому же на таком уроке можно рассматривать образ Чацкого с разных позиций.

   На мой взгляд, уроки с применением технологии дебатов эффективны:

-они создают условия для принятия школьниками многообразия действительности;

-способствуют формированию умений и навыков работы с источниками, справочной литературы;

-развивают монологическую речь – учат критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать свою точку зрения;

-учат слушать и слышать не только своё, но и чужое мнение;

-учат работать сообща ради достижения общей цели;

-учат корректно общаться;

     Хочу отметить, что во время подготовки и проведения дебатов раскрываются индивидуальные способности школьника, его личный потенциал. К примеру, на вышеупомянутом уроке литературы своё мнение о Чацком высказывали даже те обучающиеся, которые ранее публично выступать не решались. Но дух спора, дискуссии, захватил ребят, и каждый из них хотел отстоять свою точку зрения.

  Такие уроки возвращают ребёнка к книге, к первоисточнику: они понимают, что без знания текста критически мыслить нельзя.

  По моему мнению, дебаты формируют готовность противостоять информационному зомбированию и умение самостоятельно вырабатывать жизненную позицию.

                                                       Игровые технологии

Дидактические игры являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую:

-словесные игры: «Метаграммы», «Шарады», «Бестолковый словарь», «Палиндромы», «Омонимы и многозначные слова», «Паронимы», «Третий – лишний (архаизмы, славянизмы, заимствованные слова)», «Редактор», «Переводчик», «», «Анаграммы», -литературные игры – путешествия, например, «Сказочное царство Пушкина»;

-викторины по «Слову о полку Игореве», «Юные знатоки словесности», «Лето красное»;

-урок-викторина «Сказочное застолье»;

-урок-игра «Былинные герои»;

-интеллектуальная игра "Это что за невидаль: Вечера на хуторе близ Диканьки?»;

-интеллектуальные КВН по мифам, сказкам, произведениям;

-интеллектуальная игра «Умники и умницы»;

                           

                                Информационно-коммуникативные технологии

 Компьютерные технологии на уроках предполагают:

  • использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала;

  • интенсивное использование компьютеров как инструмент повседневной учебной работы учащихся и педагогов;

  • реализацию межпредметных связей русского языка и литературы с другими учебными предметами;

  • разработку методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных телекоммуникационных проектов;

  • обучение учащихся методом коллективного решения проблем;

  • поиск и обработку информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;

  • использование электронных грамматических таблиц для выполнения орфографических, пунктуационных и других упражнений;

  • работу с текстом в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ;

  • быструю и точную проверку знаний ;

  • подготовку учителей к работе с новым содержанием, новыми методами и организационными формами обучения.

    Компьютерная коммуникация позволяет получить доступ к практически неограниченным массивам информации, хранящейся в централизованных банках данных. Это дает возможность при организации учебного процесса опираться на весь запас знаний, доступных жителю "информационного общества".

    Компьютерные средства обучения называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой, интерактивное общение предоставляет Всемирная компьютерная сеть – INTERNET.

    В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и Интернет-технологий можно разделить на три  большие группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие.

    Презентации обычно создаём совместно с учениками и используем для анонсирования новой темы. Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это, как правило, презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари. Тестирующие программы как способ контроля широко применяю на своих уроках: это варианты от  простых карточек с вопросами до стартового, промежуточного или итогового тестирования.

     На уроках я использую мультимедийный проектор для проецирования содержания записей «на доске». Благодаря этому записи всем в классе хорошо видны, более чётки, ясны и образцовы.

    Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать и объяснять новый материал, предъявлять опорные конспекты, демонстрировать грамматические таблицы, слушать музыку и речь, посмотреть портреты классиков, экранизации их произведений, художественные полотна и иллюстрации, обратиться к интерактивным лекциям.

    Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности. Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении словесности, являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине такие уроки особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы.

     Для проведения тематического и итогового контроля знаний учащихся мною составлены и используются на уроках компьютерные тесты. К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование презентаций целесообразно на любом этапе урока, что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией.

    Презентация дает  возможность проявить творчество и индивидуальность. Дети и сами охотно составляют презентации и используют их в своих ответах на уроке, а особенно охотно для конкурсов и на внеклассных мероприятиях в рамках Недели русского языка и литературы, а также на школьных Ярмарках проектов.

 Разработка урока литературы с применением информационно-коммуникативных технологий.

Предмет: русская литература.

Тема: Басня И.А.Крылова «Лягушки, просящие Царя».

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность:45 минут.

Класс: 8

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Используемый медиа-ресурс: программа Microsoft Word. Microsoft PowerPoint.

Требуемый уровень информационной компетенции учителя: начальный пользователь ПК.

Место фрагмента с использованием ИКТ  в структуре урока:

  • Объяснение нового материала.
  • Самостоятельная работа учащихся.
  • Сообщение учеников.

 

   

      Цель урока – развитие навыков самостоятельной работы учащихся  и публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации.

      Задачи урока.

Образовательная:

  • продолжить знакомство с биографией и творчеством И.А.Крылова.

Развивающие:

  • обогащать речь;
  • развивать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение).

Воспитательные:

  • развивать познавательные способности учащихся;
  • воспитывать у учащихся навыки информационной культуры.

     

   Цель применения ИКТ на уроке:  

1) усиление воспитательной функции урока;

2)активизации познавательной деятельности учащихся;

3)формирование коммуникативной компетенции;

4)повышение уровня умений работать с информацией различных источников;

5) формирование информационной культуры.

   

План-конспект урока

Этап урока

Продолжи-

тельность

Орг. форма

Содержание деятельности (деятельность учителя и учеников)

Предполагаемый результат

Используе-

мые ИКТ средства

1.Актуализа- ция знаний

5 мин.

Фронтальная

Конкурс знатоков творчества И.А.Крылова. Ведущий ученик  зачитывает фрагмент басни, учащиеся  называют её.

Интерес к теме

 

2.Объяснение    нового     материала

    10 мин.

Фронтальная

Слово учителя с показом презентации о фактах из биографии И.А.Крылова.

Получение новых знаний о биографии поэта

Презентация PowerPoint.

  3.Самостояте-  льная работа

  5 мин.

  Индивидуаль-ная

 Учащиеся определяют автора строчек  (Лафонтен или Крылов) басни «Лягушки, просящие Царя», размещённых на интерактивной доске.

 Работа с текстом, сравнение басни Лафонтена и Крылова.

 Интерактивная доска.

4. Сообщение  ученика

5 мин.

Индивидуаль-ная

Выступление с индивидуальным заданием учащегося о мировой басенной традиции.

Интерес к теме.

 Презентация.

5. Инсцени-

ровка басни  

5 мин.

Групповая 

Подготовленные заранее учащиеся показывают инсценировку басни «Лягушки, просящие Царя».

 

 

 6.Самостоя-тельная работа  

10 мин.

 Парная (1пара работает на компьютере)

 Учащиеся работают с текстом басни «Лягушки, просящие Царя», готовят сообщение по вопросам:

1)В чём заключалось управление царей, которые были посланы к Лягушкам;

2)какие мысли русского баснописца отражены в басне;

3)в каких словах заключена мораль?

 Работа с текстом  (распечатки текста на каждом столе), 1 пара работает с текстом   в электронном виде на компьютере.

 

 7. Подведе-ние итогов  

5 мин.

   

Учитель подводит итоги, даёт домашнее задание.

   

 Слайд из презентации с домашним заданием.

                                                   

                                                     Диалоговое обучение

 

    Одной из инновационных методик является   диалоговое обучение, которое применяется мною и на уроках русского языка, и на уроках литературы, и на элективных курсах «Основы русской словесности».

   Данная технология мне интересна тем, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов.

   Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение).

    На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.

    Диалогическая педагогическая деятельность направлена на создание мною такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных проблем.

    Важно не просто научить ребенка склонениям и спряжениям, не просто передать накопленные человечеством знания, а помочь ему «вписаться» в контекст культуры, помочь найти общий язык с другим (миром, природой, человеком) и осознать взаимозависимость друг от друга в этом мире.

    Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. Диалоговые формы взаимодействия ориентированы на общение лицом к лицу, поэтому традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки сидящих впереди и только одно лицо – учителя, здесь неуместна. Я использую варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп и числа учащихся в каждой группе.

     При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. При этом помогающий получает не меньшую помощь, так как его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику

     Руководители групп и их состав подбираются мною по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Наиболее известные формы, применяемые мной - «мозговой штурм, урок - диспут, урок-беседа,  «Создание и защита суперобложки к  произведению», уроки-диалоги:

 «Печорин глазами женщин», «Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова», «Нравственные уроки произведения А.И. Солженицына "Матренин двор», «Образ Бирюка», «Басни Крылова», «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени», «Дефис в наречиях», «Словосочетания», «Мягкий знак после шипящих во всех частях речи», «Сложное предложение» и другие.

 Оценивание работы школьников в диалоге мною осуществляются по нескольким критериям: 1) насколько их реплики соответствовали теме; 2) содержательность коммуникации; 3) грамотность; 4) соблюдение речевого этикета.

           

                   Творческие задания на уроках русского языка и литературы

 Творческая деятельность учащихся при изучении литературы складывается из: 1) литературно-творческих заданий; 2) творческих сочинений; 3) заданий, развивающих творческого интерпретатора литературных произведений; 4) заданий, развивающих творческого читателя; 5) участия в творческих формах урока.

Под литературно-творческими заданиями, или литературным творчеством учащихся, обычно понимается самостоятельное создание текстов в различных жанрах художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, басни, этюды, путевые заметки и т.д.).

    Литературно-творческие задания следует отличать от творческих сочинений на литературную тему - "оригинальных по форме текстов, создаваемых учащимся с опорой на литературное произведение и на усвоенные литературоведческие понятия". К творческим сочинениям принято относить:

- домысливание сюжетной линии произведения: "Что случилось в городе N после приезда настоящего ревизора?";

- домысливание дальнейшей судьбы героев: "Как сложилась дальнейшая судьба (Онегина)…?" ;

- домысливание "пропущенного" в тексте эпизода;

- дневник литературного героя, например: "Страница из дневника Печорина, Татьяны Лариной";

- "перемещение" литературных героев в другие временные рамки и обстоятельства: "Тринадцатый подвиг Геракла в наше время", "Встреча толстого и тонкого в наши дни";

- воображаемая встреча с литературным героем и разговор с ним: "О чем бы я хотел расспросить (Чацкого)…» ;

- словесное и графическое описание герба помещика, например, герб Собакевича, Манилова (Н.В.Гоголь."Мертвые души")

К заданиям, развивающим творческого интерпретатора литературных произведений, относятся:

- самостоятельный анализ эпизода, главы или явления;

- самостоятельная или по заранее данным вопросам интерпретация лирического стихотворения;

- сравнение произведений на одну тему;

- сочинение-эссе;

- отзыв;

- рецензия;

- реферат;

- устное сообщение (доклад);

- предисловие или послесловие к книге;

Задания, развивающие творческого читателя, активизируют сотворчество ученика с писателем. К числу таких заданий относят:

- устное словесное рисование;

- создание киносценария по одному из эпизодов произведения;

- инсценирование;

- чтение по ролям;

- выразительное чтение;

- творческие пересказы;

- иллюстрирование в любых видах - живописном, графическом, лепке;

Лабораторией развития творческого потенциала учащихся становится именно урок литературы.

   

   Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа, составить монолог от лица героя и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки:

- представьте, что…;

 - сочините;

 - изобретите;

 - предложите гипотезу;

 - порассуждайте.

   На заключительном этапе урока (рефлексии) традиционно использую одну из методик технологии критического мышления – синквейн (пятистишие), в которой учащиеся рефлексируют материал урока в виде небольшой творческой зарисовки. Например, урок литературы в 8 классе по теме: «Главные герои повести А.Пушкина «Капитанская дочка» ребята заканчивают так:

1. Гринев;

2 .отважный, искренний, верный воинской присяге, способный любить;

3. защищает крепость, платит добром за добро, любит Машу и родителей;

4. Гринев — главный герой исторической повести «Капитанская дочка», в которой сошлись все главные темы пушкинского творчества 30-х годов;

5.  честь и достоинство.

   Что, на мой взгляд,  даёт система творческого самовыражения в обучении?

 1. Развивает воображение и творчество учащихся.

 2. Способствует развитию самосознания.

 3.Укрепляет и развивает веру в себя, в свой творческий потенциал.

      На уроках русского языка я предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

      На уроках весьма  важно дать возможность раскрепоститься  фантазии . И в полной мере это происходит на уроках , когда дети выбирают какой-либо грамматический признак или предмет, о котором будут писать, создавая художественный образ.

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ

Написание сочинения по единому началу:

•  В нашем мире еще есть вещи, способные удивить любого скептика. Чудеса можно встретить даже в обыденной жизни. Недавно такое чудо произошло и со мной…

•   Мне нравится всматриваться в лица прохожих, пытаясь понять, что они за люди, чем увлекаются, чему радуются или огорчаются. Быть может, кто-то из них смотрит на меня, стараясь угадать: какой я. И действительно, а какой я?..

Сочинение от лица неодушевленного предмета:

- «Я карандаш в пенале первоклассника»…

- «Я  мел, которым пишут на доске»  Вот пример такой работы.

(Я мел. Моя жизнь скучна и однообразна.  Каждый день я вынужден встречаться с доской, хотя сам этого не хочу: с каждой встречей с ней моя жизнь сокращается.

Но иногда происходят интересные истории. Например, вчера я пережил настоящий шок. Один мальчик схватил меня и откусил чуть ли не половину, меня охватил страх, я весь дрожал. Как я услышал позже, мальчику не хватало кальция. А однажды меня бросили в ведро с водой, я испугался. Но есть в моей жизни и забавные моменты. У меня много друзей. Это малыши. Они забавляют меня, когда пишут на доске очередную глупость.

Я отдыхаю, когда мои друзья пользуются интерактивной доской…)

Одним из основных видов деятельности на уроках русского языка является работа со словом. Опорой для  учащихся может служить следующий  алгоритм:

I ступень. Характеристика слова

1. Определи правильность написания слова (ударение, орфограммы)      

Орфографический словарь

2. Проникни в тайну слова (толкование, происхождение, употребление)  

Толковый словарь

Этимологический словарь

Словарь иностранных слов

Выдели части слова, подбери родственные слова  

Словообразовательный

II ступень. Размышляю о душе слова

Воображаю, что слово – магнит.

Подбираю к слову ассоциации, рифмы, образы.

Пишу мини-текст (этюд, мини-сочинение, зарисовку).

Вот пример подобной работы ученика 5-го класса.

МИЛОСЕРДИЕ

мИлОсердие – [м1илас1эрд1ий1э]

Все положительное, хорошее, полезное.

Отзывчивость, милосердное отношение, стремление делать милосердные поступки.

Милосердие (устар.) - помощь, благотворительность.

Многозначное, исконно русское.

Милый сердцу, милость, милосердность, милосердный, милостивый, миловидный, миленький.

Милосердие (+): милое, светлое, доброе, радость, улыбка, добрый поступок, бескорыстие, руки мамы, сказочная волшебница, красота души.

Несомненно, это долговременная работа. Но результат стоит того.

    Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Бесспорно, что развитие творческих способностей школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.

Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

Творческие способности личности могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера.

 Это может быть также написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов. Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы ребенок с удовольствием взялся за выполнение задания.

Например, в 7 классе при изучении темы «Образы фауны в литературе »сочинение "Как я провел день" написать от имени собаки, лошади, бабочки, березы.

.В 6 классе часто используются задания, развивающие воображение:- Представьте, что вы - скульпторы. Пользуясь образцом - описанием статуи Зевса работы древнегреческого скульптора Фидия, опишите, каким бы вы изваяли Нептуна, Атланта, Геракла или других богов и героев древнегреческих мифов; сочините рассказ о "тринадцатом подвиге" Геракла в вашем классе или школе; какому герою мифов вы бы хотели поставить памятник?

 Самое любимое творческое задание шестиклассников – сочинение сказки и придумывание своей концовки произведения. Этот жанр привлекает детей не столько тем, что можно придумать интересный сюжет, но и тем, что дает возможность безграничного полета фантазии.

Такие задания помогли активизировать способности детей и одновременно направить их фантазию в нужное русло: отразить в своем произведении все особенности эпического жанра.

Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

 Учитывая особенности переходного возраста, я предоставила все возможности для самовыражения подростков: они побывали на этом уроке и артистами, и сыщиками, и художниками, и гидами (музейными работниками).

 В школьную программу включены произведения, вызывающие у ребят особую симпатию. Учащиеся с удовольствием читают их и продумывают рассказ о герое с изменением лица после того, как разобрались в его характере, поступках, привычках. К примеру, после изучения рассказа В.Распутина «Уроки французского» домысливаем его продолжение, отвечая на вопрос: посеяла ли в душе героя «зерно» доброты и бескорыстия его учительница Лидия Михайловна.

Очень эффективны этюды-импровизации, когда ученики «дописывают» текст, сочиняют финал произведения (например, счастливый финал рассказа Достоевского «Мальчик у Христа на елке» ) в стиле автора.

. Виды работ на уроках литературы в 8-9 классе

 Необходимо учитывать, что в старших классах ребята считают себя уже взрослыми. Поэтому, подбирая игровые элементы к творческим занятиям, нужно помнить психолого-возрастные особенности учащихся, обращаться к ним, как взрослым.

 Больше использовать формы занятий, направленных на раскрытие имеющегося у учащихся интеллектуального и творческого потенциала.

 Необходимо дать свободу учащимся, если ученики желают работать в группе, то эта группа в течение года должна создавать произведения и генерировать идеи, а в конце учебного года в виде отчета презентовать литературный альманах в форме красочного, насыщенного различными номерами представления. Ученики проникаются интересом к изучаемому вопросу лишь тогда, когда сталкиваются с конкретным человеком или «примеряют» литературный образ, его мировоззрение, судьбу на себя. Например,  результатом работы над романом М.Е.

Салтыкова-Щедрина «История одного города» стало сочинение на тему «Что бы я сделал в городе Глупове, если б был там градоначальником».

На уроках учу писать письма – сверстникам из другого города, родственникам, учителям, литературным героям. В старших классах предлагаю следующие темы для письменных работ творческого характера;

- «Литературный герой, созвучный моему духовному я»;

- «Как среди людей остаться человеком?»;

- «Сохранить себя целым или отдать себя целиком?»

- «Моя версия возрождения «мертвых душ»;

- «Случайно ли Чичиков носит имя Павел?»

Один раз Чичиков нашёл у себя на столе письмо незнакомки, которое начиналось так: «Нет, я должна тебе написать». Напишите письмо в духе дамы города N.

Попробуйте продолжить враньё Хлестакова в «Ревизоре».

Напишите страничку из дневника Марьи Антоновны после известия о мнимом ревизоре.

 

Напишите портрет друга в манере Пушкина, Гоголя, Лермонтова.

 Эссе «Чтобы не стать Печориным…»

Письмо литературному герою из 21 века…

Судьба литературного героя через 30 лет.

Все эти методы и приемы позволяют мне решать следующие задачи:

, выявить учащихся, чей творческий потенциал высок, и строить с ними работу по-особому;

 , создавать ситуации успеха для слабоуспевающих учащихся, творческие работы которых помогают им раскрепоститься, почувствовать себя уверенно;

  подвести учащихся к мысли о том, что творчество – это удивительная вещь, ведь если человек научится ему в одной области, то сможет творчески относиться ко всему на свете, а творческий человек – интересный человек, к нему тянутся люди, он никогда не скучает и находит увлекательные занятия для всех, он всегда отыщет выход из самых трудных положений.

 Я убеждена, что в каждом ребенке заложены творческие способности. Именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Но разбуженное в какой-либо области творческое начало послужит импульсом к более многостороннему развитию ребенка. Я не ставлю цели сделать из своих учеников писателей или художников, а просто учу на уроках русского языка и литературы образному видению и творческому осмыслению увиденного.

1.Приемы активизации творческих способностей учащихся на уроках русского языка

На уроках русского языка я использую различные виды творческих заданий:

 а) творческие диктанты;

 б) сочинение по данному началу;

 в) изложения творческого характера;

 г) решение кроссвордов;

 д) составление сказок на грамматическую тему.

1. Творческий диктант – одна из самых распространенных и удобных форм работы, позволяющая не только проверить степень усвоения материала, но и помогающая учащимся проявить свои способности к творческому мышлению. Особенно эффективен этот вид работы в 5 классе, где изучается большое количество орфограмм.

 Например, такие диктанты я использую на уроках повторения и обобщения материала.

 Тема: “Правописание букв ё - о после шипящих”.

Заменить словосочетания одним словом – синонимом, в котором есть данная орфограмма.

1.Мельничный круг для размола зерна (жернов) 2. Водитель машины (шофер). 3. Место соединения сшитых кусков ткани (шов). 4. Тихая речь (шепот). 5. Плод дуба (желудь). 6. Глухой звук от трения предметов друг о друга (шорох). 7. Тонкая веревка (бечевка). 8. Откидной головной убор, пришитый к воротнику верхней одежды (капюшон). 9. Цвет лепестков подсолнуха (желтый). 10. Трудный день (тяжелый). 11. Вчерашний хлеб (черствый).

2. Сочинение по данному началу или по заданной теме позволяет учащимся проявить творческие способности, ведь сочинения у всех будут разные, а учителю – проанализировать, насколько дети смогли понять основную мысль сочинения и насколько соответствует теме работы самостоятельно подобранный ими материал.

 Подобный вид работы я применила на занятиях по развитию речи в 7 классе при повторении темы “Типы речи”: написать сочинение - фантастический рассказ по данному началу.

Продолжая текст, пофантазируйте о помощи, которую могут оказать роботы космонавтам при исследовании других планет. Оформите свое сочинение в виде описания, повествования или рассуждения (на ваше усмотрение).

«Думающие помощники, роботы, пригодятся космонавтам, отправляющимся в далекий рейс. Во время пути интеллектуальные роботы будут следить за исправностью всех агрегатов. Подскажут космонавтам. Что испортилось и как провести ремонт. При посадке они рассчитают наилучшие варианты спуска. В случае необходимости роботы первыми высадятся на поверхность исследуемой планеты, произведут разведку, определят, нет ли какой опасности».

Беспредельный, неисследованный, приготовления, приборы, перегрузки, принять горизонтальное положение, преодолеть притяжение Земли, приступить, непрерывно, беспримерный, безвоздушный, приближение, преломление солнечных лучей, причудливая природа, пребывание, приземлиться»

3. Творческие изложения способствуют закреплению знаний учащихся по русскому языку, обогащению словарного запаса и развитию коммуникативно-творческих навыков учащихся. Они могут предполагать изменение формы и содержания текста, преобразование композиции или формы речи, изменение жанра или стиля речи и т.п.

 На уроках развития речи я применяла два вида творческих изложений (5 класс):

 - творческое изложение с преобразованием стиля текста;

 - творческое изложение с воспроизведением основной мысли текста.

4. Использование на уроках русского языка игровых элементов – решение кроссвордов, составление и отгадывание ребусов и загадок и т.п. – также помогает активизировать творческие способности учащихся. Особенно оправдана игра в 5-6 классах, где в силу психологических особенностей дети охотно включаются в игру, не боятся фантазировать и чувствуют себя более уверенно.

 Возможность проявить свои творческие способности пятиклассники получили и на уроке развития речи по теме “Описание предмета”:

- составить художественное и научное описание предмета (телефон, расписная ложка);

- придумать загадку, описав предмет, не называя его, чтобы его можно было узнать (зубная щетка, расческа, столовая ложка, половник);

 - описать красавицу-матрешку.

 Эти задания не только активизировали фантазию учащихся и позволили закрепить изученный на уроке материал, но и помогли детям увидеть интересное, загадочное и красивое в самых обычных вещах.

5. Еще один эффективный способ стимулирования творческого потенциала ребенка и его связи с изучаемым на уроках русского языка материалом – сочинение сказки или рассказа на грамматическую тему. Переосмысляя языковые факты в творческой форме, дети лучше усваивают научную теоретическую информацию, поскольку в такой грамматической сказке очень важно не только рассказать о какой-то орфограмме или части речи, но и отразить основные грамматические признаки этой части речи или условия написания какой-либо орфограммы.

6. Многие упражнения по русскому языку предполагают если не объемную творческую работу, то отдельные элементы детского творчества. Автор книги “Первые встречи с искусством” А.Д. Артоболевская называет это “творчеством по заданию” и утверждает, что такая работа необходима как первый, начальный этап, первая ступенька к индивидуальному творчеству. Я вполне с ней согласна и использую “творчество по заданию” при изучении самых разных тем. Например, тема «Причастный оборот» в 7 классе:

«Найдите и исправьте речевые ошибки. В 1, 2 и 3 предложениях поместите причастный оборот до определяемого слова, в 4 и 6 – после.

1. Росшие незабудки у ручья уже зацвели. 2. Показавшееся солнце из-за туч ярко осветило лес и поляну. 3. Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне. 4. На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер. 5. Молчаливо стоят одетые березы и клены листвой. 6. Широко разливаются наполняемые реки талой водой».

7. В старших классах формы творческих работ, безусловно, должны усложняться. Один из самых плодотворных и целесообразных видов работы – лабораторная работа, позволяющая соединить элементы лингвистического анализа художественного текста с элементами творчества.

 В 9 классе результаты показали, что такое сочетание репродуктивных и творческих заданий является оптимальным, так как не все учащиеся способны раскрыть свой творческий потенциал в объемной работе, а в небольшом объеме им это сделать легче. Например, лабораторная работа № 2 «Некоторые особенности изменения лексики современного русского языка».

«Задача работы – определить, какие изменения в обществе влияют на пополнение лексического запаса языка; распределить данные слова по группам в соответствии с причинами их возникновении; дополнить раздел «Новая лексика» своими примерами».

Сферы жизни общества        

Новая лексика

Изменение политической структуры государства, совершенствование системы районного, городского и регионального управления.        

Губернатор …

Открытое экономическое и культурное сотрудничество с другими странами:

- совершенствование средств коммуникации;

- изменение банковской системы;

- интеграция массовой культуры        

ноутбук, …

- маклер, …

- шоумен,

«Слова для заполнения таблицы: стайер, девальвация, файл, шоу, пользователь, клип, дилер, мэр, дискета, импичмент, мюзикл, пацифизм, бартер, принтер, электорат, брифинг, ваучер, лоббист, телефакс, имидж, кутюрье, префектура, менталитет, пейджер, терминал, муниципалитет, спикер, бизнесмен, монитор, менеджмент, приватизация, рейтинг, триллер, брокер, хит-парад, фаст-фуд».

Заключение.

   Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Прогресс нашего общества зависит от творческих людей

  Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к творческой познавательной деятельности.

   Но можно посмотреть на творчество и с другой стороны – как на один из приемов создания положительной мотивации учения, ситуации успеха. Наверное, многим из учителей приходилось наблюдать ситуацию, когда ребенок, за которым прочно укрепилась репутация «троечника» и бесперспективного ученика, вдруг преображался, удивлял и педагогов, и детей своими творческими работами, когда он мог «раскрыться», проявить свою индивидуальность.

   А ведь это именно то, без чего ни один ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность. У каждого ребенка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать.  Но таланты каждого человека можно развивать.

 Результаты обучения.

 Данная методическая система позволяет выделить ее основные функции:

. познание учебного процесса как объекта конструирования;

. создание приемов решения психолого-педагогических задач;

. утверждение в педагогическом процессе ценности личности ребенка,

. становление позитивной концепции ученика;

. осуществление конкретных педагогических технологий, обеспечивающих целенаправленную деятельность;

. выбор наиболее эффективных новых технологий;

  Такая система работы развивает у обучающихся мотивацию к учебно-познавательной деятельности, стимулирует ученика на рефлективное восприятие.

  Показателями успешности моей методической системы являются: повышение степени удовлетворенности учащихся и учителя результатами работы, повышение мотивации к учебе, к самопознанию, возросла социальная активность и творческое самовыражение, повышение интереса к изучению русского языка и литературы.

  Наблюдается положительная динамика учебных достижений: средний балл ГИА  по русскому языку в 2009-2010 учебном году составил 58, в 2010-2011 учебном году - 62, по литературе соответственно 70- 86.

  Ежегодно учащиеся принимают участие в олимпиаде по русскому языку и литературе, занимают призовые места, так за последние три года – призеров - 24, победителей -11.

  С каждым годом растет число детей, принимающих участие в творческих литературных конкурсах. За последние три года приняли участие: на муниципальном уровне 32, на региональном уровне – 18.

   Итак, новые технологии помогают развивать коммуникативные способности учащихся

создают условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках русского языка

Цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка....

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

Роль учителя в развитии творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Выступление на педагогическом семинаре "Развитие творческих способностей учащихся"...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка

Методика обучения русскому языку, описывающая методы развития творческих способностей...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы, а также на занятиях по внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС

В настоящее время одной из главных задач образования является развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся. В статье поднимается вопрос о развитии творческих способностей учащихся....

Пути и средства развития творческий способностей на уроках русского языка и литературы

Данная презентация содержит  материал, который можно использовать на уроках русского языка и литературы...