Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы, а также на занятиях по внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
статья по литературе (5 класс)

Фролова Алина Александровна

В настоящее время одной из главных задач образования является развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся. В статье поднимается вопрос о развитии творческих способностей учащихся. Автор в статье приводит примеры методов, приемов и форм обучения, которыми пользуется на уроках русского языка и литературы, а также на занятиях по внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы, а также на занятиях по внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС

В настоящее время одной из главных задач образования является развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся. Ни для кого не секрет, что внедрение в уроки творческих элементов и развитие творческого потенциала учеников – это один из способов повышения мотивации к учебной деятельности. Уроки, включающие необычные игровые элементы или элементы сотворчества детей, не только сплачивают учеников, но и развивают любознательность, фантазию и воображение.

Проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных в современном образовательном пространстве, а целью педагогической деятельности учителя русского языка и литературы является создание условий для формирования и развития творческого мышления и творческих способностей учеников в процессе обучения с учетом требований ФГОС.

            Для развития творческих способностей ребенка, прежде всего, нужен индивидуальный подход. Необходимо найти то, что выделяет каждого ребенка, определить вместе с ним, что ему особенно интересно и от этого отталкиваться в своей работе.

На уроках русского языка и литературы, а также на занятиях по внеурочной деятельности я обращаюсь к следующим методам, приемам и формам обучения:

1. Написание изложений (подробных, сжатых, выборочных, изложений с дополнительным заданием и т. д.) и сочинений (повествований, описаний, рассуждений, сочинений в различных жанрах, например, эссе или письма). Важной особенностью таких работ на занятиях по внеурочной деятельности в отличие от обычных урочных занятий будет необычная тема, которая позволит ребенку нестандартно взглянуть на проблемную ситуацию, которую задает учитель. Вот только некоторые примеры ситуаций, к которым мы обращаемся на занятиях по основам литературного творчества: «монолог от лица ложки, которая попала в посудомоечную машину», «монолог от лица единственного дерева, которое осталось на месте леса после того, как все деревья спилили», «монолог от лица только что срезанного цветка» и т.д. Такие самобытные, на первый взгляд, ситуации могут с одной стороны расслабить учеников, привнести в занятие элемент неожиданности, спонтанности, с другой – ввести элемент игры, «а что было бы, если бы мы представили себя пуговицей, которую пришивают к пиджаку?» Подобные задания не только развивают творческое мышление детей, их способность выражать свои мысли как устно, так и письменно, поскольку любая работа творческого характера фиксируется детьми, но и заставляют их аргументировано отвечать на поставленный вопрос, что в дальнейшем пригодится ученикам при сдаче единых государственных экзаменов.

2. Викторины и игры (такие уроки традиционно проводятся в форме соревнований команд, с использованием методов брейн-ринга или мозгового штурма и др.).

3. Творческие домашние задания – это учебные задания, которые включают творческий компонент (например, подбор иллюстраций к эпизодам литературного произведения и создание электронной презентации в форме проекта, составление словаря одного слова с комплексным разносторонним описанием этого слова с учетом разных словарей, создание собственных иллюстраций по мотивам литературных произведений, создание синквейнов, ребусов, загадок, пословиц, хокку, танка). Такая деятельность заставляет учащихся непрестанно думать над решением учебных заданий.

4. Пересказ с творческим заданием (например, от лица одного из героев, продолжение текста литературного произведения или кинотекста в жанре фанфикшн).

5. Метод проектов – это особый вид учебной деятельности, при котором учащиеся самостоятельно выбирают тему, определяют цель и задачи, совместно в команде разрабатывают план действий и реализуют его, а затем представляют свою работу и оценивают ее результаты. Проект может представлять собой статью, видео, коллаж и др. по заданной теме. Работая над проектом, ученики учатся применять полученные знания на практике. Один из таких проектов был реализован моими учениками в прошлом 2016-2017 учебном году по теме: «Лицейское братство в жизни и творчестве А. С. Пушкина». Творческий коллектив учащихся стал призерами Всероссийского конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет…», посвященного жизни и творчеству А. С. Пушкина.

6. Через все мои уроки красной нитью проходит применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что, на мой взгляд, позволяет ускорить формирование учебно-познавательной компетенции учащихся, стимулировать их мотивацию и способствует повышению качества обучения, расширяет возможность для сотворчества учеников и учителя, помогает обогатить кругозор учащихся, мотивировать их самостоятельно искать информацию. Любой свой урок я начинаю с примеров, которые помогают погрузиться в проблему, таким образом, я выступаю своеобразным организатором деятельности детей, создаю проблемную ситуацию. Соответственно уже на этапе постановки учебной задачи мы прибегаем к использованию интерактивной доски и работе с презентацией. В течение урока учащимся предлагается большой спектр заданий, часть из которых также выполняется с помощью интерактивной доски.

7. Сочинение сказок, рассказов, стихотворений на свободную или заданную тему. Такой подход не только позволяет детям максимально раскрыть свой творческий литературный потенциал, но и активно развивает письменную речь школьников. Приведу лишь некоторые фрагменты творческих работ учащихся:

Родной край

Край мой родной –

Это Россия.

Родина малая –

Санкт-Петербург.

Живу я в квартире

На улице Мира,

Смотрю я в окно,

Любуюсь и тут…

Луч солнца осветил купола,

Запела, зазвенела душа.

Как будто звонят колокола,

Люблю тебя, родная страна!

Перфильева Алина, 5-4 класс

Меня зовут Владимир Алябьев, я живу в Санкт-Петербурге. В культурной столице. Точнее, все так говорят, а мне так не кажется.

 Однажды, в 2018 году взлетел новый самолёт. Я сидел на балконе, пил кофе и не подозревал, что случится такого, что отвлечёт меня от кофе. Самолёт взлетел вверх, но у него загорелось крыло, а затем и топливный бак. Аэроплан взорвался в воздухе. Александр Янтарёв. Так звали пилота. И он пропал. На месте крушения не было найдено ничего. Будто бы пилота и не было. Его объявили пропавшим без вести. Это была ошибка.

Вам показалось, что я говорю слишком отрывисто? Просто о таких событиях надо рассказывать по порядку.

«Три взгляда на город» Навроцкий Артемий, 5-4 класс

Таким образом, творческая деятельность учащихся не ограничивается узким кругом однотипных заданий, она приучает детей мыслить, рефлексировать, искать разные варианты выполнения учебных заданий. Использование средств педагогических инноваций, сочетающихся с классическими инструментами методики преподавания русского языка и литературы, обеспечивает создание широкой среды обучения, которая позволяет включить учащихся в самостоятельную творческую деятельность и подготовить их к жизни в современных конкурентоспособных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности

В данной работе показано, как внедрение новых образовательных технологий способствует развитию творческого мышления обучающихся...

Роль учителя в развитии творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Выступление на педагогическом семинаре "Развитие творческих способностей учащихся"...

«Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы»

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС.

Доклад к конференции по самообразованию. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,то и в жизни он всегда будеттолько подражать, копировать»Л. Н. Толстой.В данном материале я дел...