Презентация "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС"
презентация к уроку

Беспалова Мария Ивановна

Педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация103.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС Выполнила : Беспалова Мария Ивановна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Актуальность выбранной темы возникла в результате появления в современном обществе следующих проблем: резкое падение интереса учащихся к чтению классической литературы и чтению вообще; снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать свои мысли; потеря нравственных ориентиров; утрата способности фантазировать; дефицит патриотизма. А современному обществу нужны люди, способные решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. Нужна творческая личность, способная к саморазвитию, самообразованию и самореализации.

Слайд 3

Основная идея выбора темы: пробудить интерес обучающихся к творчеству, развивать в них способности, которые помогут стать успешными и востребованными на рынке труда.

Слайд 4

Творческие способности учащихся проявляются в умении креативно подходить к выполнению заданий, но необходимы определенные условия, при которых происходит интенсивное развитие этих способностей: познавательные задания должны способствовать развитию памяти, внимания, мышления, воображения; задания должны подбираться последовательно, от тех, которые актуализируют имеющиеся знания, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон; система познавательных задач должна вести к формированию беглости мысли, гибкости ума, оригинальности, любознательности, умения выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Слайд 5

Задачи: в каждом ребенке нужно постараться развить творческие способность и умение владеть словом, необходимо каждому ребенку давать возможность раскрыть себя, выразить свои чувства, эмоции.

Слайд 6

Теоретическая база Занимаясь данной темой, я опиралась на научные выводы автора многочисленных работ по педагогике В.А.Сухомлинского, который был глубоко убежден в том, что творческий подход учителя к учебному процессу способен пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты. А его изречение: « Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению" является для меня эталоном урока, к которому я стремлюсь многие годы.

Слайд 7

О необходимости развития творческих способностей учащихся говорили многие ученые, методисты, педагоги-практики. В начале 20 века ученый-психолог Л.С.Выготский высказал свое мнение о воображении и творчестве. Данные предположения не потеряли актуальности и практической ценности до сегодняшнего дня. К примеру, он считал, что именно творческая деятельность человека помогает ему приспосабливаться к непривычным, изменчивым условиям окружающей среды.

Слайд 8

Известный педагог и методист М.А.Рыбникова тоже акцентировала свое внимание на творческих способностях школьников. Она писала: «с помощью творческих работ мы учим ребят жить… учим… видеть, смотреть, наблюдать, понимать людей… с помощью этих работ мы помогаем учащимся осознавать самих себя ».

Слайд 9

По мнению И.Я. Лернера , следует выделять следующие элементы творческих способностей: видение новой проблемы в знакомой ситуации; перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию; видение новых (скрытых) функций известных объектов; видение всех взаимосвязей структуры объекта; видение альтернативных и вариативных способов решения задачи; комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа; построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.

Слайд 10

Обучение школьников творчеству - вооружение их умением осознавать намеченную учителем проблему, а затем сформулировать ее самому. Это оттачивание навыка выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задания. Умение производить поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами. Развитие способностей переносить знания и действия в нестандартную ситуацию или создавать новые способы действий.

Слайд 11

Новизна Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в подборе и совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании различных педагогических инноваций на уроках русского языка и литературы, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.

Слайд 12

Технология опыта 1.А нкетирование . П о результатам которого у меня сложилось некоторое представление об интересах, склонностях учащихся. 2. Методика «Вербальная фантазия». В этой методике оценивается воображение ребенка по степени развитости у него фантазии. Учащимся предлагалось придумать рассказ или сказку о каком-то живом существе. Здесь оценивается скорость процессов мышления, оригинальность изложения материала, богатство фантазии и эмоциональность образов. 3 . М етодика «Лесенка» В. Г. Щур . Суть методики заключается в следующем: внимательно посмотрев на изображение лестницы, ребенок выбирает для себя определенную ступеньку. Выше (если считает себя «хорошим») или ниже (если относит себя к «плохим»). Благодаря этим методикам были выявлены некоторые особенности учащихся.

Слайд 13

Наблюдения Каждый урок должен способствовать стремлению ребенка к творчеству, желанию раскрыть свою личность, свою индивидуальность. Проработав в школе много лет, я пришла к выводу, что на развитие речи ребенка благотворно влияет спокойная непринужденная обстановка, тогда учащийся сам хочет высказаться, пообщаться, придумать что-то особенное . Создание такой обстановки - одна из главных, на мой взгляд, задач педагога.

Слайд 14

В своей практике я часто использую следующие творческие задания: - составь текст по образцу; составь предложения из данных слов; - посмотри на картину и скажи, о чем думает, на твой взгляд, тот или иной персонаж; - опиши свои чувства; - закрой глаза, представь себе картину и опиши ее как можно подробнее; - допиши текст; - как бы ты изменил концовку произведения; - придумай четверостишье, используя данные слова; - иллюстрация по описанию одноклассника (учащийся описывает существо или картину, которые существуют в его воображении, а класс делает иллюстрации); - составь как можно больше слов из одного слова; - сочинения- пятиминутки на свободную тему.

Слайд 15

История одного урока… Однажды на уроке литературы мы с учащимися 5 класса вспомнили мультфильм « Простоквашино » и эпизод с письмом, где Дядя Федор пишет письмо, а Шарик его дописывает. Всех очень заинтересовал этот момент, и у нас с пятиклассниками появился новый вид творческой работы: «Допиши мою сказку». Суть его заключается в следующем: один учащийся пишет первое предложение сказки, передает его следующему и так по цепочке. В результате получаются очень креативные коллективные работы. У задания есть свои правила: не допускать оскорблений, бранных слов и злобных выпадов. Каждый старается внести в текст что - то особенное, интересное, пытаясь сохранить целостность работы. Наблюдая за такими элементами коллективного творчества, начинаешь понимать, что здоровая конкуренция заставляет школьников мобилизовать все свои знания, чтобы удивить одноклассников проявлением своей фантазии.

Слайд 16

… Это задание так понравилось моим пятиклашкам, что мы расширили его границы. Теперь мы пишем продолжение различных текстов (повествование, описание, рассуждение) и даже пытаемся писать коллективные стихи (хотя этот вид творческой работы дается нам труднее всего). Вот одна из таких работ: юмористическое стихотворение: «Петя, не кричи!» Как-то раннею зимой Петя с горки шел домой, Вдруг у дома он упал И на помощь звать он стал. Прибежали две сестры. Сестры были так добры, Что смогли его поднять, Но велели не кричать.

Слайд 17

Список литературы Новлянская , З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. – 1996. Симановский, А.И. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения. // Мир психологии. – 2002. Лернер , И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981;Сухомлинский, В.А. «Сто советов учителю», 1984 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности

В данной работе показано, как внедрение новых образовательных технологий способствует развитию творческого мышления обучающихся...

Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»

Творческий отчёт по проблеме«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы, а также на занятиях по внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС

В настоящее время одной из главных задач образования является развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся. В статье поднимается вопрос о развитии творческих способностей учащихся....

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС.

Доклад к конференции по самообразованию. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,то и в жизни он всегда будеттолько подражать, копировать»Л. Н. Толстой.В данном материале я дел...