Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС.
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Нурисламова Анна Гайнитдиновна

Доклад к конференции по самообразованию. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,то и в жизни он всегда будеттолько подражать, копировать»Л. Н. Толстой.

В данном материале я делюсь с коллегами о своих методах по развитию творческих способностей учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад21.09 КБ
Файл презентация к докладу2.33 МБ

Предварительный просмотр:

+Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы

в рамках ФГОС»

«Если ученик в школе не научился

 сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет

только подражать, копировать»

Л. Н. Толстой

Одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности способной реализовывать как свои личностные запросы, так и решать проблемы общества.

Цель моей деятельности по развитию творческих способностей обучающихся  создание ситуации проявления творческой активности для самореализации личности обучающегося.

Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций

Что такое творческие способности?  Это способности к творчеству как к деятельности. В  педагогике и психологии отмечено, что развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального развития.

Уже на первых уроках, связанных с творческими заданиями, надо объяснить детям, что к своему труду надо относиться уважительно и достойно. В ученических «творениях» в первую очередь надо необходимо отмечать достоинства, а не промахи и ошибки. Задача педагога состоит в том, чтобы не подавлять интуицию учеников, а формировать у них уверенность в себе, положительные эмоции, поощрять к риску, стимулировать самостоятельность.

На своих уроках я применяю следующие методы:

  1. «Свободное сочинительство».

Учащимся нравится писать сочинения на свободную тему, поэтому в 5 – 7 классах дети заводят тетради, которые называются «Мои заметки», где записывают все, что красивого, удивительного они видели. Эта тетрадь может оформляться любыми способами по желанию учащегося. Сначала эти тетради не отличаются оригинальностью заметок, но эффект наблюдается уже к концу года. Заметки становятся объемнее, интереснее. Мы учимся в обычных вещах видеть прекрасное, а в течение года учитель зачитывает наиболее интересные заметки. Но неотъемлемой часть являются положительные оценки учителя. Ни в коем случае нельзя критически расценивать работу, чтоб ребенок не потерял интерес или не начал стыдиться своей работы.

2. «Художественный метод». Учащиеся с удовольствием рисуют рисунки на сюжеты произведений, интерьеры домов литературных героев, иллюстрации к своим сочинениям. Также даю задания на уроках русского языка – нарисовать рисунок к пословице, фразеологизму т.п.

3. «Малая типография». Дети создают свои творческие работы. Например, составляют рецепты (при изучении темы «Определенно-личные предложения»), создают словарики новых или жаргонных слов, делают собственные книжки сказок.

Я убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно.

Детям очень нравится составлять самим кроссворды, синквейны, ребусы, игра «Третий лишний». Когда идет презентация их работ, дети оценивают друг друга. Выявляют призовые места.

4. «Совместное творчество». Групповая работа только приветствуется. Она сближает детей, способствует улучшению микроклимата в классе, создает творческую атмосферу. К таким работам можно отнести совместное составление кластера, например по теме «Причастие».

5. «проектная деятельность».

Также эффективным методом считаю создание обучающимися различных презентаций. Эти творческие проекты должны содержать в себе не скачанный материал из интернета, а свою собственную работу. Например, если тема «Зимняя сказка», значит фотографии из личного архива. Детям нравится показывать свои семейные фотографии. Они вовлекаются в работу, получают положительные эмоции.

Составляют проекты по пройденным темам.

6. Музыкальное творчество.

        Даю слушать музыкальные произведения, а дети рисуют те образы, которые представляют. Так же даю домашнее задание – подобрать музыку к стихотворению, произведению, которое изучали на уроке.

7. Этимологическое творчество. Например, ребятам нужно написать сочинения на темы: «Почему подсолнух называется именно так?», «Как появилось слово мама?». Здесь обучающиеся могут не только исследовать историю, но и проявить свою фантазию, придумав сюжет.

8. Обогащение речи. Выполняют различные задания.

 - даю простой текст, который содержит только факты, нужно распространить его.

 - пишу слово. Задача учеников  - написать как можно больше характеристик к этому слову.

 - разбор пословиц.

Итак, наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

        Мы должны на всех уроках развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.

        Вывод. В работе над развитием творческих способностей у детей необходимо использовать различные методы преподавания на уроках русского языка и литературы. Это способствует лучшему усвоению материала, урок становится красочнее, интереснее, живее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нурисламова А.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Красная Башкирия

Слайд 2

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать» Л. Н. Толстой

Слайд 3

Цель моей деятельности по развитию творческих способностей обучающихся – создание ситуации проявления творческой активности для самореализации личности обучающегося. Задача : раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Слайд 5

«Художественный метод»

Слайд 6

Интерьер дома Тараса Бульбы

Слайд 7

Рисунки к фразеологизмам .

Слайд 8

« Малая типография»

Слайд 9

Книжки сказок

Слайд 10

Сказки к Году Экологии

Слайд 11

Игра «Третий лишний»

Слайд 12

«Совместное творчество».

Слайд 13

Групповая работа. «Деепричастие»

Слайд 14

Работа в группе. «Категория состояния»

Слайд 15

«Проектная деятельность».

Слайд 16

Проект «Имя Числительное»

Слайд 17

Презентации учащихся

Слайд 18

Проект по теме «Наречие»

Слайд 19

Проект по теме «Причастие» в виде м обильного телефона

Слайд 20

Музыкальное творчество

Слайд 22

«Этимологическое творчество»

Слайд 24

«Обогащение речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности

В данной работе показано, как внедрение новых образовательных технологий способствует развитию творческого мышления обучающихся...

Роль учителя в развитии творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Выступление на педагогическом семинаре "Развитие творческих способностей учащихся"...

«Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы»

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы, а также на занятиях по внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС

В настоящее время одной из главных задач образования является развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся. В статье поднимается вопрос о развитии творческих способностей учащихся....