Методические рекомендации коррекционно-развивающих занятий для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями.
методическая разработка

Насонова Татьяна Романовна

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Детство» городского округа Котельники Московской области

Логопед Насонова Т.Р. (для родителей и воспитателей)

Уважаемые родители и педагоги эти рекомендации помогут вам сформировать у вашего ребенка правильную речь, нормализовать общую и мелкую моторику,  улучшить моторную функцию работы артикуляционного аппарата. Развить речевое дыхание и голосовые модуляции. Предлагаемые игры и упражнения будут способствовать развитию фонематического слуха, развитию внимания, памяти, интереса к занятиям.

Стремитесь подходить к заданиям творчески. Предлагайте ребенку поиграть - отправиться в сказочное путешествие, в котором необходимо научить зверей играть в мяч, сдувать с лапок «снежинки», строить домики и петь звуки и т.д. Проводите занятие-игру так, чтобы ребенок был основным действующим лицом. Необходимо дать почувствовать ребенку, что он может не только сам выполнить упражнение, но и научить этому других. Обязательно хвалите ребенка за правильно выполненные задания, но следите за тем, чтобы соблюдались правила, предложенной вами игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomend._dlya_roditeley.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕД: Насонова Т.Р.

Методические рекомендации коррекционно-развивающих занятий для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями.

 

Уважаемые родители и педагоги эти рекомендации помогут вам сформировать у вашего ребенка правильную речь, нормализовать общую и мелкую моторику,  улучшить моторную функцию работы артикуляционного аппарата. Развить речевое дыхание и голосовые модуляции. Предлагаемые игры и упражнения будут способствовать развитию фонематического слуха, развитию внимания, памяти, интереса к занятиям.

Стремитесь подходить к заданиям творчески. Предлагайте ребенку поиграть - отправиться в сказочное путешествие, в котором необходимо научить зверей играть в мяч, сдувать с лапок «снежинки», строить домики и петь звуки и т.д. Проводите занятие-игру так, чтобы ребенок был основным действующим лицом. Необходимо дать почувствовать ребенку, что он может не только сам выполнить упражнение, но и научить этому других. Обязательно хвалите ребенка за правильно выполненные задания, но следите за тем, чтобы соблюдались правила, предложенной вами игры.

Нормализация координации движений, ориентация в пространстве, развитие слухового внимания

Игры с мячом

  Бросать и ловить мяч под счет с ударом об пол.

Цели:  учить ловить и бросать мяч. Развивать слуховое восприятие. Выдержку. Учить соблюдать правила игры:

 - на счёт 1-  бросить мяч с ударом об пол маме (педагогу).

-  на счёт 2 - поймать брошенный с ударом об пол мяч.

- на счёт 1- ударить мячом об пол и поймать.

-  на счёт 2 - подбросить мяч вверх и поймать.

- на счёт 3 - бросить мяч с ударом об пол маме (педагогу).                                      

Рекомендации: после того, как ребенок научится ловить и бросать мяч ритмично под равномерный счет, усложнять задания, затягивая или ускоряя паузы между счетом, давая четкую инструкцию, что мяч можно бросить только тогда, когда услышишь -1, подбросить вверх  - на 2 и т.д.

                              Хлопай-топай

Цели:  развивать чувство метра и ритма. Развивать слуховое восприятие.

Развивать зрительную память. Ориентацию в пространстве.

1. Повторять хлопки  различного ритмического рисунка.

 Ребёнок слушает,  как хлопает взрослый и повторяет ритмический рисунок хлопками:

I-I

I-I-I

I  -  I-I

I-I  -  I

I-I-I  -  I

I   -   I-I-I

I-I  -  I-I-I

I-I-I  -  I-I

     2. Повторять ритмический рисунок, топая ногой  (ритм тот же, что и при хлопках).

  1. Сочетать: хлопать и топать ногой:

- 2 раза топнуть - 1 раз хлопнуть. 

- 1 раз хлопнуть - 2 раза топнуть.

      - 2 раза топнуть -  2 раза  хлопнуть. 

- 3 раза хлопнуть - 2 раза топнуть.

      - 3 раза топнуть -  2 раза  хлопнуть. 

Постепенно усложнять ритмы.

  1. Хлопать и топать по цветовым таблицам (сделать цветовые таблицы)

Хлопать:

в альбоме, на каждой странице нарисовать вертикальные полоски желтого цвета - это ритмический рисунок. Увидев две жёлтые полоски, ребёнок должен 2 раза хлопнуть в ладоши, три жёлтые полоски - 3раза хлопнуть в ладоши и т.д. Необходимо проявить фантазию, придумывать и рисовать различные ритмические рисунки, сочетая комбинации хлопков: 1 - 2, 2 -1, 1 -3, 2 -3, 3 -1,

3 - 2, 3 -3 и т.д.

Топать:

в альбоме, на каждой странице нарисовать вертикальные полоски зеленого цвета - это ритмический рисунок. Увидев две зелёные полоски, ребёнок должен 2 раза топнуть ногой, три зелёные полоски - 3 раза топнуть ногой и т.д. Рисовать различные комбинации ритмических рисунков, используя зеленый цвет.

Хлопать - топать:

На одной странице нарисовать две полоски: одну полоску жёлтого цвета, другую - зелёного. Ребёнок должен один раз хлопнуть и один раз топнуть. Рисовать различные  ритмические рисунки, чередуя цвета: одна зеленая полоска - две жёлтые полоски, две жёлтые полоски - одна зеленая полоска и т.д.

Рекомендации: после того, как ребенок научится хлопать и топать по цветовым таблицам, можно попросить его самостоятельно придумать и нарисовать ритм, а мама (педагог) этот ритм отхлопает. Повторяя, нарисованный ребенком  ритмический рисунок, необходимо иногда ошибаться. Важно, чтобы ребенок заметил ошибку и исправил ее.

Необходимо разнообразить деятельность: цветные полоски не только рисовать, но и вырезать, а затем наклеивать вместе с ребенком. Можно менять цвета, заранее обговаривая, на какой цвет надо хлопать, а на какой - топать.

  1. Выполнение движений по звуковому сигналу:

- 1 хлопок - шаг вперёд.

- 2 хлопка - шаг назад.

- хлопок по коленям - шаг вправо.

- 2 хлопка по коленям - шаг влево.

(менять инструкции)

  1. Выполнение движений по команде:

- правую руку вверх.

- левую руку на голову.

- правую руку за голову.

- левую руку на правое плечо.

- правую руку вниз.

- правую руку на левое плечо.

- правую руку вверх.

- левую руку вниз и т.п.

7. «Путаница»:

- слушай только команду и выполняй движения: мама (педагог) стоит лицом к ребёнку, выполняет действия противоположные словесной инструкции. Пример: руки - вверх, а мама (педагог)опускает руки вниз и т.д. Ребенок должен услышать команду и поднять руки вверх.

- смотри, что я делаю, и не слушай команду (игра наоборот): мама стоит лицом к ребёнку, выполняет действия противоположные словесной инструкции. Пример: руки - вверх, а мама ставит руки на пояс и т.д. Ребенок должен увидеть, что сделала мама (педагог) и поставить руки на пояс.

     Рекомендации: вначале давать задания для рук, постепенно задания усложнять, используя движения из №6.

  Пальчиковая гимнастика

Цели: формировать кинестетическую основу движений рук. Развивать мелкую моторику рук, слуховое восприятие, координацию движений.

 1.  «Вот иду я вверх - вот иду я вниз» - на каждый слог поочередно соединять пальцы в кольцо.

 2.  « Кулачок – ладошка, я иду как кошка». Плавная смена положений кулачок-ладошка.

3. «Кулачок – ладошка, побежала кошка». На счёт 1-2 менять положение рук.

4. «Кулачок – ладошка - ребро, белка спряталась в дупло». На счёт 1-2-3 менять положение рук.

5. «Гармошка»[] -  руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять пальцы.                                      

На столе ладошки.

Пальцы разведу,

А потов их снова

Все соединю.

Развожу, соединяю

На гармошке я играю.

                                         Саммомассаж кистей и пальцев рук

1. - растирание ладоней шестигранным карандашом.

2. - растирание ладоней движениями вверх-вниз.

3. - разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк.

4. - грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

                                                     Дыхание

Цели:  вырабатывать более длительный, плавный, экономичный выдох. Развивать фонационное «речевое» дыхание.

1. Дуть на ватку и язык. Игры:

-  «Снежинка»: сделать «снежинки» из ваты, салфеток. Сдувать «снежинки» со стола, ладошки.

- «Футбол»: скатать из ваты мяч. Открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу. Подуть на язык и ватный шарик. Выдох должен быть длинным.

-  «Парашют»: небольшой кусочек ваты положить на кончик носа. Открыть рот, высунуть язык и поднять его вверх. Подуть на язык и вату «сдуть парашют». Выдох должен быть длинным.

 2. «Кодировки» На одном дыхании петь гласные.

Ввести кодировки гласных звуков: «а» – хлопок перед грудью, «у» - хлопок перед грудью кулачками, «о» - хлопок по коленям, «и» - развести руки в стороны, «ы» - хлопок над головой, «э» - пальцы соединены перед грудью в виде «чашечки».  Петь гласные, показывая кодировки от 2-5.   Вдох через нос, петь на выдохе:

а→ у                   а→ у → а                       а→ э→ и→ о→ у                      

а→ э                    а→ э→ о                        о→ у→ а→ и → э                            

а→ и                    а→ и→ у                        у→ а→ и→ э→ о                              

а→ о                    о→ а→ э                        э→ а→ у→ и→ о                                          

у→ а                    у→ а→ о                        и→ а→ у→ э→ о

у→ э                    и→ о→ у                        о→ э→ у→ а→ и

у→ и                    э→ а→ о                        а→ э→ о→ и→ у

у→ о                    о→ и→ о                        э→ и→ а→ у→ о

3. Слоги: на одном дыхании петь слоги от 2-5.

 Использовать согласные звуки: Б, Д, В, Г, М, Н

- смена гласных:  

                                      БА - БО - БУ - БЫ - БЭ

                                       БО - БА - БЫ - БЭ -БУ

                                        БУ - БА - БО - БЭ - БЫ

                           (Использовать кодировки гласных).

 - смена согласных, гласный звук не меняется:

                                                  БА-ДА-ВА-ГА-МА

                                                   НО-БО-ГО-ДО-ВО

                                             ДУ-ГУ- БУ-НУ-МУ и т.д.

                                   (Использовать кодировки гласных).

- смена гласных и согласных:

                               БА-ДО-ГУ-НЭ-ВЫ

 

                         МА- ДУ- ГО - ВЭ - НЫ

                         ДА - ГУ - МО - ВЫ - НЭ

4. Предложения: на одном дыхании произнести предложение, увеличивая количество слов на 1. Пример:

- я иду.

- вот я иду.

- вот как я иду.

- вот как я легко иду.

-вот я с мамой и папой иду.

( Дую, пою, лечу, несу и т.п. подбирать слова, в которых звуки и структура слов не нарушаются).

Звуковой анализ

Цели: развивать фонематический слух. Подготовить к звуковому анализу   слов, выделяя звуки в различных позициях (начало, середина, конец).

                                                                                                 

 1. Выделение гласных звуков А-О-У-И-Ы-Э:

- пропевать гласные звуки и на каждый гласный звук рисовать красный кружок.  Рассказать, что звуки, которые можно пропеть называются гласными.

 - выделять звук их ряда гласных: мама (педагог) произносит цепочку гласных звуков, ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук «У» (хлопать  на заданный звук).

 - определять место звука (начало - середина - конец). Игра «Домики» - выделение звука из ряда гласных звуков.                                                             Ребёнок из красных геометрических фигур строит красный домик. Мама (педагог) рассказывает, что в домике живут три гласных звука (положить 3 красных кружочка и назвать звуки «А -О -У»). Первым вышел погулять и спеть свою песенку звук «А», за ним вышел звук «О», а последний «У». Спросить ребенка, какой первый звук, а какой последний. Обратить внимание ребенка на то, что первый звук стоит в начале, а последний - в конце. Назвать и показать звук,  который находится в середине.                                                                                  Выкладывать звуковую дорожку из трех звуков и менять последовательность в произношении. Ребёнок должен показывать и называть где в данный момент находится  звук «А», звук «О», звук «У». Приучать ребенка к терминам: начало, середина, конец.

Выделение гласных звуков в слове                                              

                                                   1. Начало слова:

- назвать картинки, выделяя голосом 1-ый звук, нарисовать схему слова, назвать гласный звук,  отметить красным кружком гласный звук в начале слова. Слова: осы, окна, уши, улица, астры, Ира, ива.

- отобрать картинки на заданный звук.

- придумать слова на заданный звук.

                                                     2 Середина слова

- при помощи «кодировок» показать, какой гласный звук слышится в слове.

 - нарисовать схему слова и отметить гласный звук в середине слова.

 - произнести слово, выделяя звук голосом.

 - отобрать картинки на заданный звук в середине слова.    

 Слова:  лом, кот, дым, кит, мак, зуб, жук и т.д.

                                                  4. Конец слова

Слова: Дима, кино, луна, ноги, руки, бусы, муха, мухи, губы, сады.

-  при помощи «кодировок» показать и назвать, какие гласные звуки слышатся в слове.

 - нарисовать схему слова  и отметить, какие гласные звуки слышатся  в слове.

Слова: усы, ура, кино, сады, луна, пила, мухи.

      СЛОВО

Слова- предметы

- хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слов услышишь.

- нарисовать столько прямых линий, сколько слов услышишь.

- игра: «кто-что»:  разложить картинки на две стопки (живые-неживые), учиться правильно задавать вопросы; «Кто – что»

Словообразование и словоизменение

Слова - предметы

- образование слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Темы: «Игрушки», «Части тела», «Овощи-фрукты»,  «Одежда». Использовать картинки и играть с мячом ( мяч -мячик, рука -ручка и т.д.).

- образование множественного числа от единственного (по образцу):

рука -руки, ухо - уши, огурец - огурцы, юбка -юбки и т.д. Показывать картинки. Играть с мячом.

Использовать лексические темы.

-  изменение по родам. Игра: «Мой - моя - моё».  Раскладывать картинки и играть с мячом.

Слова- действия

  1. Подбирать глаголы к существительным по темам: «Игрушки», «Части тела», «Овощи-фрукты»,  «Одежда», «Животные и птицы».

  1. Рисовать схемы предложений (нарисовать столько полосок , сколько слов в предложении).

  1. Согласование существительного с глаголом по родам, числам:

мальчик пел, девочка пела, дети пели и т.д. по темам.

Слова- признаки

  1. Подбирать определения к словам-предметам.

- игра: «Отгадай про кого или про что говорю» - он круглый, красный, сочный. Что это?

 Вначале ребёнок отгадывает, а потом взрослый отгадывает картинку по словам-определениям, которые называет ребёнок. Использовать темы:

«Овощи-фрукты», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Животные и птицы».

  1. Согласование существительных с прилагательными по родам, числам: красная морковь, красный помидор, красные ягоды, красное солнышко. Игра: «Отгадай». (Использовать предметные картинки). Взрослый спрашивает: про что можно сказать она красная? - он солёный? - оно большое? - и т.д. Затем ребёнок подбирает определения и задаёт вопросы.

3.Рисовать схемы предложений. Считать слова в предложении.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речевого дыхания на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи"

Статья написана с целью самообразования и для того чтобы поделится опытом, выслушать рекомендации и советы других логопедов по этой теме....

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Учебно-методическая разработка НОД по совершенствованию фонетико- фонематических представлений и обучению грамоте (для детей с общим недоразвитие речи 6-7 лет) «Умники и умницы»

Особенностью организации данной непосредственно-образовательной деятельности (НОД) дошкольников является то, что предмет изучения рассматривается в вопросно-ответной форме. Обучение строилось как увле...

Конспект открытого логоритмического занятия для детей с общим недоразвитием речи старшего возраста: «Как кузнечик помогал слабым»

Цель:Формировать у детей бережное отношение к природе, ее обитателям: насекомым.Воспитывать чувство дружественной поддержки, взаимовыручки, желания придти на помощь в трудной ситуации.Воспитывать жела...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .

     Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...

Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 4 класс»

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, коррекционно-развивающая область: логопедия...

Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 3 класс».

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у учащихся с общим недоразвитием речи. По результатам логопедического обследования детей, поступающих в 1-е...