Учебно-методическая разработка НОД по совершенствованию фонетико- фонематических представлений и обучению грамоте (для детей с общим недоразвитие речи 6-7 лет) «Умники и умницы»
план-конспект

Лещева Ольга Анатольевна

Особенностью организации данной непосредственно-образовательной деятельности (НОД) дошкольников является то, что предмет изучения рассматривается в вопросно-ответной форме. Обучение строилось как увлекательно проблемно-игровая деятельность, создание творческого поиска для решения вопроса,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_umniki_i_umnitsy.docx40.47 КБ

Предварительный просмотр:

Новоаганское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного  вида «Снежинка»

Учебно-методическая разработка

непосредственно-образовательной деятельности  

по совершенствованию фонетико-

фонематических представлений и обучению грамоте

 (для детей с общим недоразвитие речи 6-7 лет)

«Умники и умницы»

                                 Лещева Ольга Анатольевна учитель-логопед

                        высшей квалификационной категории

                                МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка»

Картинки по запросу картинка буквы

     Аннотация

Самое лучшее открытие – то, 
которое ребёнок делает сам»», 
Ральф У. Эмерсон, 
американский поэт и философ
 

Особенностью организации данной непосредственно-образовательной деятельности (НОД) дошкольников является то, что предмет изучения рассматривается в вопросно-ответной форме. Обучение строилось как увлекательно проблемно-игровая деятельность, создание творческого поиска для решения вопроса,

Задачи поставлены в соответствии с требованиями ФГОС, на основе интеграции образовательных областей и системно-  деятельностного подхода, что способствует формированию умений и навыков детей, развитию их познавательной активности и мыслительной деятельности.

В течение занятия соблюдались принципы: развития, научности, системности, последовательности, индивидуальный подход, психологической комфортности, доступности предлагаемого материала.

Для активизации деятельности воспитанников в НОД использованы: методы организации и осуществления познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью познавательной деятельности; нетрадиционные методы.

На занятии используются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

- проблемное обучение;

- личностно-ориентированное обучение;

- здоровье сберегающие технологии физкультминутка, технологии доктора Базарного (Режим смены динамических поз);

Данные методы и приёмы позволили вызвать интерес детей к познанию, вызвать активность детей при изучении данной темы, получить результат, позволяющий дошкольнику уметь анализировать, формулировать выводы; учится сотрудничеству друг с другом и в группе, что является необходимым условием для дальнейшего обучения в школе. 

Тип НОД: интегрированная.

Время реализации занятия: 25-30 минут

Вид занятия - комбинированное (повторение,  выполнение  практической работы).

Цели занятия: Различать звуки согласные твердые и мягкие по акустическим и артикуляционным признакам

Задачи:

Корекционно –образовательные:

Закрепить представления о согласных твердых и мягких звуках и их буквенном обозначении;

Корекционно – развивающие:

- развитие артикуляторного, дыхательного и голосового аппарата;

- развитие фонематических процессов путем различия на слух звуков по твердости и мягкости согласных;

- упражнять детей определять место звука в слове и выделять заданный звук, четко его артикулируя;

- упражнять в умении делить слова на слоги;

- упражнять в звуком анализе и синтезе слов;

- закрепить навык послогового чтения;

- закрепить навык словообразования;

- упражнять в навыке правильного согласования слов в предложении;

- упражнять в анализе и синтезе словесного состава предложения;

- Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

- Формирование самоконтроля за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;

- развитие  интеллектуальных функций   внимания, памяти, мышления, слухового восприятия;

- развитие мелкой моторики мышц рук и профилактики дисграфии;

3. Коррекционно – воспитательные:

- Воспитывать активность и самостоятельность детей на занятии;

- Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений;

- Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: рисунок «Волшебное дерево», рисунки две корзины синего и зеленого цвета, предметные картинки , 3 обруча с карточками 1-2-3, шапочки с цветами, задания лесенки, сюжетные картинки для составления предложений, волшебная палочка, карточки для составления слов из начальных звуков, таблица наложенных букв, карандаши, тетради, медали.

Ход НОД

  1. Вводная часть.

Организационный момент.

Звучит музыка, дети строятся в круг вокруг педагога.

- Мне приятно вас всех видеть. Давайте улыбнемся друг другу, и порадуемся тому, что мы сегодня здесь все вместе . Сегодня нас ждут великие дела.  Нам нужно будет много думать и говорить. В этом нам поможет упражнение «Шапка для размышлений»

- Сделайте  глубокий вдох. Мягко заверните уши от верхней точки до мочки («мы надели шапку»).Задержите дыхание.

А теперь выдох через рот с открытым сильным звуком А-А-А.;

Вдох-выдох.

- Ребята возьмитесь за руки. Шапку размышлений мы надели, а теперь давайте пожелаем друг другу удачи, которая нам сегодня тоже пригодиться.

( дети  предают друг другу ладошкой по цепочки слова -«Удачи  Катя» и .д)

- Удачи вам дети. Проходите и садитесь на стульчики.

II. Основная часть.

Сообщение темы занятия.

- Ребята, скажите какие интеллектуальные игры,  вы смотрели по телевизору?

(дети перечисляют)

- Сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Умники и умницы»,   я буду ведущей  этой игры. (надеть шапку).

- Тема нашей игры  «Согласные твердые и мягкие»

- Я  объясняю правила игры. Перед вами лесенка - заданий (показ).

- Вам предстоит пройти  путь от самой нижней  ступеньки до самой верхней, подняться на следующую ступеньку сможем, только если справимся с предыдущим заданием.

-  Вы называете цвет ступеньки, после этого я зачитываю вам задание.

- Вспомните правило, какие звуки мы называем согласные?

«Звуки, которые нельзя петь и при произнесении, которых воздух  во рту встречает преграду, называются согласными».

Задание фиолетовой ступеньки «Волшебное дерево»- определение первого звука в слове и дифференциации его по твердости и мягкости.

- Перед вами волшебное дерево с необычными плодами  и две корзины.

Вам необходимо определить в названии слов первый звук твердый он или мягкий и разложить их по корзинам.

Синий цвет- какие согласные,?- твердые

Зеленый цвет- мягкие.    ( дети поочередно выходят к доске)

- Как одним словом назвать предметы в синей и зеленой корзинах?

( за правильно выполненное задание ставить фишку на ступеньку)

Задание синей ступеньки «Стук да стук, найди слово милый друг» - умение делить слова на слоги.

(дети надевают шапочки с картинками цветов)

- Мы поиграем в игру «Цветы»

- Перед вами обручи клумбы, под номера 1-2-3 ,это количество слогов в  слове.  Мы проговариваем и  выполняем движения текста «Цветы», по количеству  ударов молоточка вы определяете, сколько слогов в названии вашего цветка, громко и четко его называете и встаете в соответствующую клумбу

( садятся на корточки)

Наши нежные цветки – приподнимаются и подымают в                            Распускают лепестки.    верх руки

Ветерок чуть дышит, -  качают руками в разные стороны

Лепестки колышет.

(Садятся на места)

Задание желтой ступеньки – умение подбирать родственные слова.

- Образуйте родственные слова от слова- «Цветы»

- назовите ласково цветы?-

- кто выращивает цветы?-

- клумба, где растут цветы, какая?-

- место, где выращивают цветы, называется?-

- растение, на котором распустились цветы, называется как? –

Задание зеленой ступеньки – умение выполнять звуковой анализ и синтез слов.

Игра «Как их зовут?» (индивидуальное задание)

- Вам надо узнать, как зовут девочку или мальчика на вашей карточке, для этого нужно определить первые звуки в словах- названиях предметов изображенных на карточке и составить имя.

( дети индивидуально выполняют, а потом громко  называют имя)

Задание  красной ступеньки - умение составлять предложения по картинке и определять его словесный состав.

Игра называется «Живая стрелка» ( дети выходят в круг)

- Я буду живой стрелкой, вы идете по кругу со словами :

Стрелка, стрелка покружись

Покажи  скорее

Кто из нас умнее?

- На кого указывает стрелка, должен придумать предложение по картинке и определить количество слов в предложении.

Самопроверка: У кого выполнено правильно ставит - круг, ошибка-квадрат.

Профилактика дисграфии.

Разогреть ручки,  катая   карандаш между ладошками, вспомнить

как правильно держать карандаш)

- Мы выполнили задание красной ступеньки, но здесь возникла проблема, оказывается в этой ступеньке еще одно задание :

Задание  Гнома, «Какая буква спряталась?»

( на доске конверт с вставленными на половину буквами)

- Перед вами буквы, которые спрятались, вам надо определить и назвать какие же здесь буквы. ( работают по очереди у доски).

III. Итог занятия. Рефлексия

(приглашаю детей выйти в круг)

- Вот мы с вами и дошли до верхней ступеньки.

-Вам понравилась игра? Что вам понравилось  больше всего?

- Скажите, какая ступенька для вас была сложной, легкой?» (отметить положительные стороны детей)

- Наша игра подошла к концу, и я вас награждаю медалями «Умник» и «Умница». Вы теперь справитесь со всеми заданиями в детском саду,   школе, потому, что вы много знаете и умеете.

- Давайте скажем  друг другу  спасибо, за  игру.

-Спасибо Катя! и т.д.

- Спасибо, дети вы меня очень порадовали своими ответами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.

Эффективные приемы, используемые для обучения чтению по следам звукового анализа и синтеза, апробированные в нашей практической логопедической работе....

Коррекционно-развивающая работа по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недоста...

Подготовка к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.  Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составля...

Методические рекомендации коррекционно-развивающих занятий для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Детство» городского округа Котельники Московской областиЛогопед Насонова Т.Р. (для р...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи

Группы компенсирующей направленности крайне неоднородны по своему составу. В группе есть дети со сложной структурой дефекта, дети с сочетанием дефектов. Нередко дети ОВЗ имеют ослабленное здоровье, хр...

Рекомендации учителя - логопеда по организации работы родителей при изучении лексической темы и обучении грамоте с детьми с общим недоразвитием речи.

Рекомендации учителя - логопеда по организации работы родителей с детьми с ОВЗ при изучении лексической темы "Животные холодных стран"  и обучении грамоте по теме "Звук и буква Л&q...