Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .
рабочая программа

Верхотурцева Елена Владимировна

       Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598), с учётом «Стратегии развития образования ХМАО – Югры до 2020 года», АООП НОО для обучающихся с ТНР. Настоящая программа разработана на основе: инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно – методического письма «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе»/ Под редакцией А.В. Ястребовой и Т.Б.Бессоновой. - М., 1996., а также на основе программы следующих авторов: С.Е. Дорофеева, Л.В. Семенюта, Л.А. Маленьких «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1-х классов с ФФНР/ НВОНР» Авт.-сост. - М.: ТЦ Сфера, 2011г.. Материалы, заимствованные из практических пособий: В.С. Кукушина «Логопедия в школе: Практический опыт» - М.: ИКЦ "Март"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2010 г., Л.Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» - «Национальный книжный центр», 2015г., адаптированы к условиям использования в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от контингента класса и особенностей усвоения программного материала учащимися младших классов с задержкой психического развития (далее – ЗПР). В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и ЗПР, которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_logopedii_1.docx70.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом от  «___» __________ 20____ г.

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      № _____                                                                                                                 «___» __________ 20____ г.

Рабочая программа коррекционного курса

«Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР»

для обучающихся 2 класса

на 2018- 2019 учебный год

Учитель-логопед: Верхотурцева Елена Владимировна

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «___» _______ 20____г.

г. Советский

2018 г.

Пояснительная записка

Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598), с учётом «Стратегии развития образования ХМАО – Югры до 2020 года», АООП НОО для обучающихся с ТНР. Настоящая программа разработана на основе: инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно – методического письма «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе»/ Под редакцией А.В. Ястребовой и Т.Б.Бессоновой. - М., 1996., а также на основе программы следующих авторов: С.Е. Дорофеева, Л.В. Семенюта, Л.А. Маленьких «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1-х классов с ФФНР/ НВОНР» Авт.-сост. - М.: ТЦ Сфера, 2011г.. Материалы, заимствованные из практических пособий: В.С. Кукушина «Логопедия в школе: Практический опыт» - М.: ИКЦ "Март"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2010 г., Л.Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» - «Национальный книжный центр», 2015г., адаптированы к условиям использования в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от контингента класса и особенностей усвоения программного материала учащимися младших классов с задержкой психического развития (далее – ЗПР). В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и ЗПР, которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов.

У детей с ЗПР отмечаются различные нарушения устной и письменной речи. Общее недоразвитие речи обычно сочетается с неврологической симптоматикой. Поэтому необходима организация целенаправленного коррекционно-развивающего процесса, предполагающего коррекцию не только познавательной, но и речевой деятельности.

Цель коррекционного курса: предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Подготовка к обучению грамоте.

Задачи коррекционного курса:

1. Сформировать у обучающегося понятие о слове и предложении.

2. Обобщить сведения по звукобуквенному составу языка.

3. Сформировать у обучающегося смыслоразличительную роль фонемы.

4. Учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами.

5. Закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв.

Это означает, что у детей, имеющих общее недоразвитие речи (далее – ОНР), обусловленное  ЗПР необходимо:

  1. Развивать подвижность речевого аппарата.
  2. Совершенствовать дифференцированность движение речевых органов.
  3. Корректировать дефекты звукопроизношения.
  4. Добиваться автоматизации ранее поставленных звуков.
  5. Дифференцировать звуки  сходные по артикуляторно-акустическим  признакам.
  6. Расширять импрессивный и экспрессивный словарь.
  7. Развивать высшие психические функции.
  8. Сформировать полноценные фонематические процессы.
  9. Сформировать представление о звукобуквенном составе слов.
  10. Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

Мараховская Варвара, Алексеева Софья обучающиеся 2 класса решением психолого-медико-педагогической комиссии Советского района выведены на обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1, 7.2). Обучающимся рекомендованы развивающие занятия с логопедом на преодоление нарушений всех средств языка.

Индивидуальные особенности обучающихся: оба ребёнка с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений, наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.

Общая характеристика коррекционного курса

Основными направлениями коррекционных логопедических занятий являются развитие речи и коррекция ее нарушений (особенно произносительной стороны речи). Наибольшую специфику имеет работа по формированию звукопроизношения. Особенностью этой работы при дизартрии является индивидуализация требований в зависимости от тяжести и характера поражения артикуляционного аппарата.

При формировании звукопроизношения у детей с дизартрией следует решать следующие задачи:

– нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

– развитие произвольного контроля над положением и движением мышц артикуляционного аппарата;

– развитие произвольных мимических губных и язычных движений;

– постановка, автоматизация и дифференциация звуков;

– подавление синкинезий, уменьшение слюнотечения;

– развитие дыхания, голоса и просодики, а также коррекция их нарушений.

При формировании произносительной стороны речи необходимо проводить пассивную и активную артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, голосовые упражнения. При проведении дыхательной гимнастики предусматривается упражнения на развитие дыхания, голоса и просодики. При формировании произносительной стороны речи необходимо проводить пассивную и активную артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, голосовые упражнения. При проведении дыхательной гимнастики предусматривается включение упражнений, построенных на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков. Комплексы этих упражнений подбираются индивидуально в зависимости от двигательных и речевых возможностей детей. Голосовые упражнения направлены на формирование у детей произвольного изменения силы голоса, длительности звучания, тренировку голоса в произнесении слогов, включающих глухие, щелевые, аффрикативные, сонорные звуки.

Особенностью логопедической работы является строгое соблюдение ортопедического режима, который во время проведения логопедических занятий разрабатывается совместно с логопедом и врачом-психоневрологом и фиксируется в истории болезни. Логопед должен постоянно следить за осанкой ребенка, правильным положением конечностей. При возникновении нежелательных патологических двигательных реакций логопед способствует их преодолению путем пассивно-активных вмешательств. При проведении коррекционных логопедических занятий необходима широкая опора на все анализаторные системы (слуховую, зрительную, кинестетическую), способствующие развитию межанализаторных связей. Это особенно важно в работе над коррекцией звукопроизношения, которая обязательно проводится перед зеркалом.
Логопедическая работа обеспечивает преодоление недостатков речевого развития и способствует овладению родным (русским)
языком.

Коррекционное обучение на первом этапе, в частности, во 2 классе, осуществляется преимущественно в процессе устной речи. На данных занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению).

Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно  для полноценного овладения навыками чтения и письма.

В течение подготовительного периода ведётся работа по уточнению и постановке дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствование фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. Эти занятия имеют следующую структуру:

Подготовительный этап:

  • развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;
  • формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков (артикуляционная гимнастика).

Формирование  первичных произносительных умений и навыков:

  • постановка звука;
  • автоматизация звука;
  • дифференциация формируемого и смешиваемого звуков.

Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное употребление звуков речи во всех ситуациях общения).

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

Формирование связной речи.

Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей этапа – формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения.

Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР:

  • развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  • развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти.
  • коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики.
  • коррекция нарушений звукопроизношения, искажения звуковой структуры слова.
  • развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значений слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами).
  • формирование морфологической и синтаксической систем языка.
  • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.
  • формирование анализа структуры предложений.
  • развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функций речи.

Место коррекционного курса в учебном плане

В соответствии с индивидуальным учебным планом обучающегося, на изучение коррекционного курса «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи и ЗПР» во 2 классе отводится 3 часа в неделю, то есть 102 часа в год.

Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса

Программа предполагает следующее содержание коррекционно-воспитательной работы:

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивость внимания;

- наблюдательность (особенно к языковым явлениям);

- способность к запоминанию и переключению;

- навыки и приёмы самоконтроля;

- познавательная активность.

2. Формирование полноценных учебных умений:

- планирование предстоящей деятельности;

- принятие учебной задачи;

- активное осмысление материала;

- выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели,  контроль  за деятельностью;

- работа в определённом темпе;

- применение знаний в новых ситуациях;

- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:

1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
  5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

  1.  Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  2.  Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
  3.  Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
  4.  Способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  5.  Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
  6.  Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
  7.  Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
  8.  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
  9.  Овладение следующими логическими действиями:
  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация и обобщение по родовидовым признакам;
  • установление аналогий и причинно-следственных связей;
  • построение рассуждений;
  • отнесение к известным понятиям.
  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
  2. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

Предметные результаты:

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
  4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
  5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

За период обучения во втором классе обучающийся научится:

  • конструировать предложения; отличать звук от буквы; делать звукобуквенный анализ и синтез слов; слоговой анализ слова.

За период обучения во втором классе обучающийся получит возможность научиться:

  • вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
  • отличать гласные звуки и буквы от согласных;
  • распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;
  • делить слово на слоги;
  • выделять в слове ударный слог;
  • правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
  • пересказывать несложные тексты.

Содержание коррекционного курса

Обследование (4часа). Уточнение логопедического заключения.

Устная речь  (6часов). Устная и письменная речь. Интонация предложения.

Состав слова (14 часов). 

Предложение. Текст (4часа). Предложение. Текст.  Тема, главная мысль текста. Деформированный текст. Схема предложений.

Гласные звуки и буквы (18 часов). Гласные звуки и буквы. Гласные 1 и 2 ряда. Характеристика звуков. Образование гласных я,е,ё,ю. Твёрдые и мягкие согласные. Разделительный мягкий знак.

Ударение (7 часов). Ударный и безударный гласный. Проверяемое и проверочное слово.

Согласные звуки и буквы (12 часов). Согласные звуки и буквы. Характеристика звуков. Звонкие и глухие согласные. Фонетический разбор слова.

Связь слов в предложении. Согласование (9 часов). Согласование слов в роде, числе, падеже. 

Антонимы. Синонимы (7 часов). Антонимы. Синонимы. Однозначные и многозначные слова. Словари. Фразеологизмы.

Предлоги и приставки (9 часов). Сложные предлоги. Употребление сложных предлогов. Составление предложно-падежных конструкций.

Работа над связной речью (9 часов). Обучение последовательному пересказу по вопросам. Обучение последовательному пересказу с опорой на действия. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.

Обследование речи  (3 часа). Обобщение изученного материала.

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающегося

2 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Основные виды учебной
деятельности обучающегося

Коррекционно-развивающая направленность

1

Обследование.

4ч.

2

Устная речь.

6ч.

Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Читать и произносить  предложения с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Развитие пространственных и временных представлений.

Развитие межполушарных связей с использованием кинезеологических упражнений.

3

Состав слова.

14 ч.

Различать и выделять основные части слова, формулировать словообразующую роль каждой части слова, объяснять лексическое значение каждой формы слова, конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Развивать умения выделять корень, суффикс в словах, находить и выделять приставку в слове, изменять форму слова, находить окончание, образовывать с помощью значимых частей слова однокоренные слова.

4

Предложение. Текст.

4ч.

Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

Писать слова в предложении раздельно.

Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

Определять количество слов в предложении. Составлять простые и распространённые предложения с использованием различных схем.

5

Гласные звуки и буквы.

18ч.

Обозначать твёрдые и мягкие согласные звуки посредством гласных  1 и 2 ряда, мягкого знака.  Писать слова с разделительным мягким знаком с опорой на правило правописания.

Различать на слух твёрдые и мягкие согласные.

Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и  после твёрдых и мягких согласных на письме.

Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса

6

Ударение.

Ставить ударение, различать ударный и безударный гласный  звуки.

Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова.

Выполнять подбор проверочных слов.

Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы)

Схемы слогоритмической структуры слова.

Проверка безударной гласной путём изменения формы слова.

7

Согласные звуки и буквы.

12ч.

Различать звонкие и глухие согласные звуки.

Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки в слогах, словах и предложениях.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука.

Дифференцировать непарные звонкие и глухие согласные по акустическим и артикуляторным характеристикам.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных.

Уточнить, сравнить артикуляцию звонких и глухих звуков. Развитие кинестетических ощущений. Развить фонематическую дифференциацию звуков в изолированной позиции, слогах и словах, в словосочетаниях и предложениях, а также в тексте.

8

Связь слов в предложении.

Согласование.

9 ч.

Учить детей правильно согласовывать глаголы с им. сущ. в роде и числе.

Учить  правильно согласовывать им. прилагательное с им. сущ. в роде и числе.

Сформировать навык согласования имен существительных, прилагательных, глаголов в роде, числе, падеже.

Проверить умения учащихся согласовывать глагол и им. прил. с им. сущ.

9

Антонимы, синонимы.

7ч.

Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении и применении.

Обогащать словарь путём употребления многозначных слов, а также антонимов и синонимов в связной речи.

Развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, выделение лишнего.

Развитие внимания и самоконтроля.

10

Предлоги и приставки.

9ч.

Обобщить знания учащихся о приставках и предлогах, формировать    умение правильно  писать приставки и предлоги.

Учить отличать приставки и предлоги;  способствовать развитию умения выделять значимые части слова; углубить теоретические   знания уч-ся по теме.

11

Связная речь.

научить составлять текст – повествование и записывать его; отрабатывать

навыки  работы  с  текстом,    находить  образные  слова  и  выражения,

составлять  предложения  о  явлениях  и  предметах    природы,    используя

опорные слова - разные части речи;

научить составлять текст – повествование и записывать его; отрабатывать

навыки  работы  с  текстом,    находить  образные  слова  и  выражения,

составлять  предложения  о  явлениях  и  предметах    природы,    используя

опорные слова - разные части речи;

научить составлять текст – повествование и записывать его; отрабатывать

навыки  работы  с  текстом,    находить  образные  слова  и  выражения,

составлять  предложения  о  явлениях  и  предметах    природы,    используя

опорные слова - разные части речи

Научить пересказывать и составлять текст и записывать его; отрабатывать навыки  работы  с  текстом,    находить  образные  слова  и  выражения, составлять  предложения,    используя опорные слова - разные части речи

Учить грамотно строить предложения, грамматически правильно оформлять их, активизировать словарь.

7

Обследование речи

3ч.

Обобщить и систематизировать программный материал по русскому языку, изученный на логопедических занятиях.

Всего

102 часа

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Литература:

1. Коррекция нарушений речи у младших школьников / Авт.-сост. С.Е. Дорофеева, Л.В. Семенюта, Л.А. Маленьких - М.: ТЦ Сфера, 2011г. 

2.Зубарева Л.В. «Коррекция письма на уроках. 3-4 классы: задания и упражнения. - Волгоград: «Учитель», 2009 г.

3.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. «Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития». – М.: ВЛАДОС, 2003 г.

4. Логопедия в школе: Практический опыт/Под ред. В.С. Кукушина - М.: ИКЦ "Март"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2010 г.

5.Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы. - М.: Просвещение, 2005 г.;

6. Мещерякова Н.П., Зубович Е.В., Леонтьева С.В. «Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий. 1-4 классы». - Волгоград: «Учитель», 2009 г.

Оборудование и приборы, дидактический материал:

  1. Классная доска.
  2. Настенное зеркало (50см*100см)
  3. Зеркала для индивидуальной работы.
  4. Логопедические зонды, шпатели.
  5. Разрезная азбука (настенная).
  6. Кассы букв (индивидуальные).
  7. Различные речевые игры, лото, мозаика.
  8. Наборы цветных карандашей.
  9. Кубики Кооса, мячи.
  10.  Наборы счетных палочек.
  11.  Полотенце, мыло, бумажные салфетки.
  12.  Таблицы прописных и печатных букв.
  13.  Наглядный материал, используемый при обследовании.
  14.  Наглядно-иллюстративный материал по развитию речи, систематизированный по темам.
  15.  Учебные пособия в виде карточек-символов, карточек с индивидуальными заданиями, карточек-картинок.
  16.  Альбомы для работы над звукопроизношением.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер.
  2. Принтер.

                        Календарно – тематическое планирование коррекционных занятий во 2-м классе для детей с ОВЗ

№ п/п

Название раздела

Темы занятий

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Диагностика

4 часа

1

Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.  

3.09.

2

Исследование лексики и грамматики.

5.09.

3

Исследование процессов письма и чтения.

7.09.

4

Уточнение логопедического заключения.

10.09.

Устная речь

6 часов

5

Временные представления.

12.09.

6

Пространственные представления.

14.09.

7

Говорить выразительно. Осень.

17.09

8

Как изменять темп речи.

19.09.

9

Основной тон высказывания.

21.09.

10

Жест и мимика. Деревья.

24.09.

Состав слова

14 часов

11

Слова, обозначающие предметы. Изменение по числам.

26.09.

12

Слова, обозначающие действия. Изменение по числам.

28.09.

13

Дифференциация слов – предметов и слов – действий.

1.10.

14

Главные члены предложения.

3.10.

15

Изложение «Зайцы». Работа с текстом.

5.10.

16

Слова, обозначающие признаки предметов. Изменение по числам.

8.10.

17

Диктант.

10.10.

18

Однокоренные слова. Общее понятие об однокоренных (родственных) словах.

12.10.

19

Подбор и расширение полей родственных слов.

15.10.

20

Суффиксальный способ образования слов.

17.10.

21

Самостоятельная работа.

19.10.

22

Приставочное словообразование.

22.10.

23

Закрепление темы «Состав слова».

24.10.

24

Диктант.

26.10.

Предложение.Текст.

4 часа

25

Предложение. Птицы.

7.11.

26

Что такое текст. О ком и о чём.

9.11.

27

Тематический словарь. Соберём свой словарик.

12.11.

28

Деформированный текст.

14.11.

Гласные звуки и буквы

18 часов

29

Ударная гласная. Безударные гласные.

16.11.

30

Твёрдые и мягкие согласные. Фонетический разбор слов.

 

19.11.

31

Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда.

 

21.11.

32

Дифференциация звуков и букв [ы] – [и] в предложениях.

 

23.11.

33

Дифференциация звуков и букв [а] – [я] в предложениях.

 

26.11.

34

Дифференциация звуков и букв [а] – [я] в связной речи.

28.11.

35

Дифференциация звуков и букв [о] – [ё] в словах.

30.11.

36

Дифференциация звуков и букв [о] – [ё] в предложениях.

3.12.

37

Дифференциация звуков и букв [о] – [ё] в связной речи.

5.12.

38

Дифференциация звуков и букв [у] – [ю] в словах.

7.12.

39

Дифференциация букв и звуков   [у] – [ю] в предложениях.

10.12.

40

Дифференциация букв и звуков   [у] – [ю] в связной речи.

12.12.

41

Закрепление пройденного материала.

14.12.

42

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в конце слова.

17.12.

43

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в середине слова.

19.12.

44

Перенос слов с мягким знаком.

21.12.

45

Разделительный мягкий знак. Дифференциация мя - мья.

24.12.

46

Проверочная работа.

26.12.

Ударение

7 часов

47

Закрепление навыка выделения ударного слога в словах  различной структуры.

28.12.

48

Выделение безударной гласной.

11.01.

49

Выделение безударной гласной в корне слова.

14.01.

50

Проверка написания безударной гласной.

16.01.

51

Проверка написания безударной гласной. Зима.

18.01.

52

Способы проверки безударной гласной.

21.01.

53

Самостоятельная работа.

23.01.

Согласные звуки и буквы

12 часов

54

Согласные звуки, их характеристика.

25.01.

55

Буквы п – б. Дифференциация звуков [б — п] в словах, предложениях.

28.01.

56

Буквы т — д. Дифференциация звуков [т — д] в словах, предложениях.

30.01.

57

Буквы в — ф. Дифференциация звуков [в — ф] в словах, предложениях.

1.02.

58

Буквы к — г. Дифференциация звуков [к — г] в словах, предложениях.

4.02.

59

Буквы с — з. Дифференциация звуков [с — з] в словах, предложениях.

6.02.

60

Буквы ш — ж. Дифференциация звуков [ш — ж] в словах, предложениях.

8.02.

61

Оглушение звонких согласных в конце слова. Способы проверки.

11.02.

62

Парные согласные звуки и буквы. Проверочная работа.

13.02.

63

Работа над ошибками.

15.02.

64

Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

18.02.

65

Согласные и гласные звуки и буквы. Проверочная работа.

20.02.

Связь слов в предложении.

Согласование.

9 часов

66

Выделение словосочетаний из предложений.

22.02.

67

Составление предложений из словосочетаний.

25.02.

68

Согласование слов в числе.

27.02.

69

Согласование слов в роде.

1.03.

70

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде.

4.03.

71

Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам.

6.03.

72

Согласование глаголов с именами существительными в числе.

11.03.

73

Согласование глаголов с именами существительными в роде.

13.03.

74

Согласование имён существительных  с именами прилагательными и глаголами. Проверочная работа.

15.03.

Синонимы, антонимы

7 часов

75

Слова, близкие по значению (синонимы)

18.03.

76

Нахождение синонимов в тексте.

20.03.

77

Слова, противоположные по значению (антонимы)

22.03.

78

Нахождение антонимов в тексте.

1.04.

79

Однозначные и многозначные слова.

3.04.

80

Фразеологизмы.

5.04.

81

Самостоятельная работа.

8.04.

Предлоги и приставки

9 часов

82

Предлоги в – из, на – с.

10.04.

83

Предлоги к – от, до, по.

12.04.

84

Предлоги над – под.

15.04

85

Сложные предлоги

17.04.

86

Употребление сложных предлогов в связной речи.

19.04.

87

Составление предложно-падежных конструкций.

22.04.

88

Различение предлогов и приставок.

24.04.

89

Деформированный текст.

26.04.

90

Предлоги и приставки. Проверочная работа.

29.04.

Связная речь

9 часов

91

Текст – повествование.

3.05.

92

Построение текста.

6.05.

93

Заголовок и тема текста.

8.05.

94

Изложение текста по вопросам.

10.05.

95

Составление текста по сюжетной картинке, серии картинок.

13.05.

96

Сочинение - описание предмета "Моя любимая игрушка".

15.05.

97

Сочинение - описание на основе личного опыта и по наблюдениям. "Наша собака (кошка)".  

17.05.

98

Сочинение «Скоро лето».

20.05.

99

Итоговый диктант.

22.05.

Диагностика

3 часа

100

Диагностика устной речи.

24.05.

101

Диагностика письменной речи.

27.05.

102

Мониторинг чтения.

29.05.

Всего

102 часа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

В данном материале представлена система работы по развитию и совершенствованию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи....

ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.

В данной программе внимание уделяется развитию связной речи, являющейся наиболее сложной стороной речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включёнными в решение основной...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи. Наблюдается тенденция увеличения количества детей с различными видами нарушения устной ...

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...

Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 4 класс»

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, коррекционно-развивающая область: логопедия...

Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 3 класс».

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у учащихся с общим недоразвитием речи. По результатам логопедического обследования детей, поступающих в 1-е...