Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 3 класс».
рабочая программа

Омарова Амина Курбановна

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у учащихся с общим недоразвитием речи. По результатам логопедического обследования детей, поступающих в 1-е классы, ежегодно выявляется от 33 до 50% учащихся с речевыми нарушениями. Из этой группы детей-логопатов наибольшую группу (в среднем 40-48%) составляют школьники с логопедическим заключением ОНР III уровня (общее недоразвитие речи). Среди них наибольшую сложность речевого дефекта можно наблюдать у детей с задержкой психического развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma3klass.docx50.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

коррекционно-развивающая область: логопедия

коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» 3 класс».

(срок реализации – 1год )

2022 – 2023 учебный год

учитель – логопед Омарова А.К.

                                                                                                               г. Покачи -2022г.

Рабочая программа разработана в соответствии: с Законом Российской Федерации № 273 – ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании», с учётом «Стратегии развития образования ХМАО – Югры до 2020 года», АООП НОО для обучающихся с ТНР. Настоящая программа разработана на основе: инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно – методического письма «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе»/ Под редакцией А.В. Ястребова, Т.Б.Бессоновой. - М., 1996., а также на основе программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», М., «Просвещение», 2008г. и Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №1 г. Советский. Программа коррекционно-развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам, разработана с опорой на УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» / под редакцией О.А.Ишимовой.

– М.. «Просвещение», 2014г. Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от контингента логопедических групп и особенностей усвоения программного материала обучающимися младших классов с ЗПР, ОНР. Основная цель.

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у учащихся с общим недоразвитием речи. По результатам логопедического обследования детей, поступающих в 1-е классы, ежегодно выявляется от 33 до 50% учащихся с речевыми нарушениями. Из этой группы детей-логопатов наибольшую группу (в среднем 40-48%) составляют школьники с логопедическим заключением ОНР III уровня (общее недоразвитие речи). Среди них наибольшую сложность речевого дефекта можно наблюдать у детей с задержкой психического развития.

Для общего недоразвития речи или по-другому системного недоразвития речи характерно недоразвитие всех структурных компонентов: звуковой стороны, фонетического (общее слежение за слоговым потоком речи) и фонематического слуха (различение звуков по акустическим и артикуляционным признакам), лексико–грамматического строя, активного словаря, а также связной речи. У этих детей отмечается: скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, а также снижение работоспособности, отставание в развитии мышления, пространственного анализа, психомоторного развития. На фоне сравнительно развёрнутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов

  • активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Недостаточная сформированность грамматических форм языка проявляется ошибками в падежных окончаниях, смешением временных и видовых форм глаголов, ошибками в согласовании и управлении. Способами словообразования ребята почти не пользуются. В активной речи преобладают простые предложения. Для них характерны недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создаёт большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

Особенности  познавательной  деятельности,        психофизического        развития этих детей изменяют процесс овладения ими речевой функцией

  • определяют своеобразие их речевого развития: речевую инактивность, ограниченность словаря, бедность грамматических конструкций, затруднения при развернутом высказывании.

  • у детей с ЗПР несформированность речевых процессов осложняется характерными для них особенностями их высшей нервной

деятельности и познавательных процессов. У них отмечаются: снижение работоспособности, отставание в развитии мышления, пространственного анализа, психомоторного развития. При наличии индивидуальных различий большинство из них отстают от нормально развивающихся сверстников, как в развитии наглядного мышления, так и понятийного.

Если таким детям не будет своевременно оказана логопедическая помощь, они в дальнейшем не смогут полноценно овладеть грамотой, вследствие чего возникают вторичные нарушения речи (дисграфия и дислексия), а также дизорфография. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма, дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения и дизорфография – неумение применять правила правописания. Поэтому возникает необходимость проведения с этой группой учащихся коррекционной работы над устной и письменной речью.

Общая характеристика коррекционного курса.

Задачи

Выявление нарушений устной и письменной речи у учащихся:

уточнение логопедического заключения у каждого школьника;

2.Коррекция звукопроизношения.

3.Развитие фонематического и фонетического слуха.

4.Формирование языкового анализа и синтеза.

5.Развитие слогового анализа и синтеза.

6.Развитие связной речи обучающихся путём пополнения, уточнения и активизации словарного запаса; формирования диалогической и монологической речи.

  1. Совершенствование умения обучающихся пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и развитие грамматических навыков.

8.Предупреждение и коррекция дисграфических и дислексических ошибок.

9.Формирование функции самоконтроля.

10.Формирование универсальных учебных действий.

Специфика и содержание программы Программа предназначена для работы с учащимися начальных классов, имеющих логопедическое заключение: ОНР и ЗПР.

При поступлении в школу дети обследуются по тестовой методике диагностики устной речи младших школьников под редакцией Т.А. Фотековой. Повторное обследование проводится после осуществления коррекционной работы.

По результатам обследования определяется уровень речевого развития, включающий в себя: сформированность звукопроизношения и фонематических процессов; состояние импрессивной речи и лексико – грамматического строя; развитие связной речи и ставится логопедическое заключение, на основании которого формируются группы.

Основное внимание логопеда направлено на предупреждение нарушений письма и чтения, а также на осуществление коррекции нарушений письменной речи обучающихся. Поурочное (тематическое) планирование простроено так, что обучение начинается с развития связной речи. Работа по формированию связной речи начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического и грамматического значения. Вся коррекционная работа проводится по основным содержательным линиям. Материал курса «Коррекции недостатков устной и письменной речи обучающихся 1 – 4 классов» представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями:

  • Коррекция звукопроизношения;

  • Работа над словом;
  • Работа над предложением;

3

  • Формирование связной речи;
  • Работа над слого-звуковым составом слова;

  • Звуко-буквенный анализ и синтез слова.

Однако при планировании логопеду необходимо учитывать состояние устной и письменной речи конкретной группы детей, имея в виду, что последовательность разделов совсем не является обязательной.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией  принципов:

  • Системности.
  • Развития.
  • Комплексности.
  • Дидактического (доступности, наглядности, индивидуального подхода).
  • Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка.

  • Учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
  • Обходного пути.
  • Поэтапного формирования умственных действий.
  • Постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому).

  • Деятельностно ориентированных принципов (принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика).

  • использованием методов и приёмов:
  • Эмпирических

  • Наглядных (иллюстрации, наблюдения)
  • Мотивационных (познавательные игры, убеждение, поощрение)
  • Контрольно-коррекционных (устный, письменный)
  • Словесных (беседа, рассказ, объяснения, работа с книгой)
  • Практических (практические задания, тренинги)
  • Метода проблемного изложения

Коррекционно        –        развивающая        деятельность        предусматривает        организацию        учебной        деятельности        в        различных        формах,        таких        как

фронтальные, индивидуальные, подгрупповые занятия, а также игры – путешествия, экскурсии, ролевые игры, блиц – турниры.        На каждом

занятии  предусмотрена  организация  самостоятельной  познавательной  деятельности  обучающихся  через        использование  дидактических

карточек с заданиями в форме игры «Звукознайкин - художник»;        творческих заданий; ролевой игры (где ученику предлагается побыть в

роли учителя с целью формирования самоконтроля);

электронных пособий, интерактивных тренажёров.

Место курса в учебном плане

Логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю. Группы состоят из 4-6 человек, а также возможны подгрупповые занятия по 2-3

человека в зависимости от сложности речевого нарушения. Время занятий с группой 1-х классов по 35 минут в 1 четверти и по 40-45 минут

4

  • 2-4 четвертях в соответствии с требованиями СанПиН; во 2-4 классах занятия 40 – 45 минут. Количество часов и содержание тем может варьироваться с учетом сложности речевых нарушений и индивидуальных особенностей психофизического развития данной группы. Количество логопедических занятий по учебному плану на 2022/2023учебный год в 3 классе- 34 часа.

При изучении коррекционного курса осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. В ходе освоения данного курса формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения. Способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

5

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

Предметные результаты:

Обучающийся научится правильно

определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный

– непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного); характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении); анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков; определять функции букв е,ё,ю,я в слове; определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу; определять ударный и безударные слоги в слове; определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного; Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью,друзья,вьюга;;

применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.); пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем;

осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

Содержание коррекционного курса

Нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью фонематического восприятия, проявляются на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);

замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)

6

раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;

  • нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

  1. класс

Наименование разделов и

Основные виды учебной

Коррекционно-развивающая

п/п

тем

деятельности обучающихся

направленность

1

Обследование речи

2

Гласные звуки и буквы

Сравнение и дифференциация звуков и

Уточнение артикуляции а-э, о-у, ы-и.

букв. Продолжение работы над звуко-

Фонематический анализ слов различной

слоговым и звуко-буквенным анализом и

звуконаполняемости.

синтезом слова.

Определение согласного звука на слух и по

Основная работа проводится над

артикуляции. Различение на слух гласных и

дифференциацией твердых и мягких

согласных фонем

согласных звуков. Уточняются знания об

Сформировать навык фонетико-

образовании гласных второго ряда.

фонематического анализа и синтеза слов с

Проводится работа по обозначению

йотированной гласной в начале слова, в

мягкости согласных гласными буквами я,

середине и в конце слова после гласной.

е, ё, и, ю, дифференциация твердых и

Уточнить, сравнить артикуляцию и

мягких согласных (дифференциация

звучание твёрдых и мягких согласных.

гласных I и II ряда). Дифференциация

Сформировать навык употребления букв а-

гласных звуков и букв, имеющих

я, у-ю, о-ё, ы-и  после твёрдых и мягких

акустико-артикуляционное, оптическое и

согласных на письме. Сформировать навык

кинетическое сходство.

употребления на письме Ь после мягких

согласных на конце и в середине слова.

3

Состав слова

Овладение понятием «родственные

Развитие внимания и самоконтроля.

(однокоренные) слова». Различение

Образование относительных и

однокоренных слов и различных форм

притяжательных прилагательных.

одного и того же слова. Различение

Развитие

однокоренных слов и синонимов,

словаря признаков. Развитие глагольного

однокоренных слов и слов с

словаря. Обобщение группы слов.

омонимичными корнями.

Уточнение названий понятий, предметов и

Представление о значении суффиксов и

их частей

7

приставок. Образование однокоренных

Уточнение лексического значения слов.

слов с помощью суффиксов и приставок.

Развитие пространственного восприятия.

Разбор слова по составу.

Выделение приставок и предлогов в

предложениях

Выделение значимых частей слова, разбор

слов по составу.

4

Словоизменение

Изменять имена существительные по

Согласование существительного и глаголов

числам и родам.

настоящего и прошедшего времени.

Изменять имена существительные по

Согласование сущ. и прилагательного М.,

числам и падежам.

Ж., и Ср. рода.

Образовывать форму множественного

Дифференциация смешиваемых окончаний

числа.

в родительном падеже; в предложном

Изменять имена существительные по

падеже; в именительном падеже

числам и падежам, находить в текстах

множественного числа; нулевое окончание в

слова по заданной схеме.

родительном падеже множественного числа

Изменять имена прилагательные по

и другие.

числам и родам.

Употребление имён прилагательных в

речи. Роль прилагательных в речи.

Склонение имен  прилагательных.

5

Связная речь

Уметь составлять план пересказа текста.

Развитие мыслительных операций:

Уметь создавать собственное

сравнения, обобщения, анализа и синтеза.

высказывание, выделять тему, главную

Развитие внимания и самоконтроля.

мысль в тексте и определять опорные

Развитие пространственных представлений.

слова. Уметь находить и характеризовать

Развитие словесно-логического мышления.

текст-описание, текст – повествование.

Развитие причинно-следственных

Уметь воспринимать и передавать текст.

отношений. Развитие внимания и

самоконтроля. Развитие пространственных

представлений.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательного процесса.

Ресурсное обеспечение программы

Информационные: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Интернет-ресурсы по предметным областям учебного плана ФГОС. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 г.

8

Покачи, УМК (авторы: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.), УМК «Школа России», УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» / под редакцией О.А.Ишимовой. – М.. «Просвещение», 2014г.

Материально – технические: дидактический материал, компьютерные игры - тренажёры по русскому языку (авторы: Рамзаева Т.Г.; Зеленина Л.М., Хохлова Г.Е.); учебно – методические пособия (авторы: Мазанова Е.В., Козырева Л.М.), электронные пособия, интерактивные тренажёры, комплект интерактивных развивающих игр педагогического интернет-портала «Мерсибо».

Использование современных образовательных технологий

Проблемно – диалогическая технология. Тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного логопедом диалога. Здоровьесберегающая технология. Личностно – ориентированные технологии, смысл которых заключается в следующем: образовательное движение – не к ученику, а от него. Направлены эти технологии на развитие и саморазвитие личности исходя из его индивидуальных особенностей.

Использование современных оценочных средств

Реализация программы предусматривает использование безотметочной системы. Прохождение программы отслеживается с использованием промежуточных тестов по темам, а также в ходе наблюдения за учениками – логопатами. Для отслеживания метапредметных результатов учитываю результаты комплексных проверочных работ и Всероссийских проверочных работ. Для поддержания мотивации возможно использование различных дидактических приёмов, в том числе различных игр:

  • мячом: логопед кидает мяч каждому ученику, задавая вопрос на определённую тему; ученик возвращает мяч «с ответом»; если ответ неправильный, логопед «кидает» ещё один вопрос и анализирует: правильный ответ – знания есть, но неустойчивые, неправильный ответ – нужно ещё отрабатывать данную тему; прошу помочь разным персонажам (из мультфильмов/ сказок) выполнить задание (это довольно известный и эффективный приём: ребёнок

чувствует себя учителем, который помогает слабому ученику); дидактических игр с фишками, кубиками, пазлами.

Контроль позволяет не только получать информацию о достижениях учеников. Он призван определить результативность преподавания. И на основе систематического контроля, я подбираю для каждой группы те или иные приёмы обучения.

Список литературы

А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах в/школы» М., «Просвещение», 1991 г. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М., «Просвещение», 1991 г.

Иванченко В.Н. «Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно – методическое пособие». – Ростов н/ Д: Феникс, 2011.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. /Под редакцией Асмолова А.Г.- М., «Просвещение», 2008г. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». – СПб.: Изд –во «Союз», 2001.

И. Лопухина «Логопедия 550» М., «Аквариум», 1995 г.

«Логопедия в школе»: Практический опыт /Под ред. В.С. Кукушина – М.: ИКЦ «МарТ »; Ростов н /Д: Издательский центр «МарТ», 2004. И.Н. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» М., «Владос», 1995 г.

В.И. Селиверстов  «Речевые игры с детьми», М., «Владос», 1994 г.

9

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 / М-во образования и

науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». Учебно – методическое пособие. – М.: «Гном – Пресс», 1999.

Е.Д. Худенко «Практическое пособие по развитию речи» часть I-II, М., «Руссико», 1994 г.

Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений». – М.: Аркти, 2000.

Интернет-ресурсы:

1.http://www.rae.ru/forum2011/137/1070

2.http://college.ru/

3.http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

4.http://standart.edu.ru/

5.http://burmak2.edu.yar.ru/

Календарно – тематическое планирование на 2022-23 учебный год 3 класс.

Тема                        

Количество часов

Дата

I полугодие – 16недель                                                              

16

понедельник

 Предложение и слово.

1

1. Речь и предложение. Предложение и слово.

1

 Слоговой анализ и синтез слова.

3

2. Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове.

1

3. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове.

1

4. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.

1

 Звуки и буквы

2

5.Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

1

6.Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы.

1

 Обозначение мягкости с помощью мягкого знака.

2

7.Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова.

1

8.Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению.

1

 Обозначение мягкости с помощью гласных.

5

9. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я.

1

10. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё.

1

11. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю.

1

12. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И.

1

13. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.

1

  Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные.

3

14. Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ.

1

15. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н.

1

16. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов.

1

II полугодие– 18недель

18

  Предложения.

3

17. Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных.

1

18. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных.

1

19. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.

1

  Морфологический состав слова.

4

20. Корень как главная часть слова. Родственные слова. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов.

1

21 . Сложные слова. Соединительная гласная е или о  в середине слова.

1

22. Приставка. Префиксальный способ образования слов.

1

23. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание.

1

  Безударный гласный.

3

24.Безударные гласные в корне.

1

25.Безударные гласные в корне. Антонимы.

1

26.Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

1

  Предлоги и приставки.

3

27.Соотнесение предлогов и глагольных приставок .Слова-синонимы.

1

28.Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами.Дифференциация предлогов и приставок.

1

29.Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами.

1

  Связная речь.

5

30.Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок.

1

31. Пересказ с опорой на сюжетную картинку.

1

32. Пересказ по вопросам.

1

33. Пересказ текста по опорным словам.

1

34. Пересказ текста по предметным картинкам.

Проверочная работа.

1

Всего:

34 часа

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                11  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

В данном материале представлена система работы по развитию и совершенствованию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи....

Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".

Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...

Методические рекомендации коррекционно-развивающих занятий для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Детство» городского округа Котельники Московской областиЛогопед Насонова Т.Р. (для р...

Особенности самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи и её формирование на логопедических занятиях.

Материал разработан для совместной работы учителя-логопеда и психолога, в целях уравновешивания самооценки школьника и повышения качества знаний....

ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.

В данной программе внимание уделяется развитию связной речи, являющейся наиболее сложной стороной речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включёнными в решение основной...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .

     Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...

Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 4 класс»

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, коррекционно-развивающая область: логопедия...