Научно-практическая конференция педагогических работников профессионального образования «Задачи системы качества образования - формирование единого понимания качества образования"
материал

Махно Ольга Александровна

«Оценка качества результатов образования в рамках компетентностного подхода»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»

Махно Ольга Александровна

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический колледж»

Г.Бутурлиновка, Воронежская область

Развитие технологий независимой оценки качества образовательных достижений получило дополнительные возможности с внедрением стандартов нового поколения и актуализации ряда нормативных документов, регулирующих отношения в образовательном процессе.

В настоящее время можно отметить наличие совокупности различных механизмов взаимодействия сферы профессионального образования и производственной сферы в области независимой оценки качества образовательных достижений:

разработка и экспертиза ФГОС и программ профессионального образования всех уровней с участием внешних экспертов (представителей работодателей);

независимая экспертиза качества учебных материалов, используемых в образовательном процессе по дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции;

участие внешних экспертов в процедурах государственной итоговой аттестации выпускников;

внешняя экспертиза образовательных программ;

наличие особых форм взаимодействия по ряду направлений подготовки, согласованных с работодателем.

При организации промежуточной аттестации в форме квалификационного экзамена по ПМ приглашается работодатель АО «Бутурлиновкахлеб» Шиткина С.Ю.)

Актуальным является вопрос о способности преподавателя достаточно эффективно использовать базовые технологии, поддерживающие компетентностно-ориентированное обучение.

Преподавателям в связи с переходом на новые стандарты в целях реализации компетентностно-ориентированного обучения рекомендовано работать по следующим технологиям:

  • Технологии развития критического мышления
  • Общеразвивающие технологии
  • Проектно-исследовательские технологии
  • Технологии проблемного обучения
  • Интернет-технологии

Компетентно-ориентированное обучение предполагает:

  • использование не объяснительного, а деятельностного (т.е проблемного, исследовательского, проектного) подхода;
  • перехода с репродуктивного уровня на проблемный;
  • фронтальную форму работы заменить на совместную деятельность (групповую, парную, индивидуальную).

Поделюсь своим опытом работы с учетом названных особенностей в процессе преподавания дисциплин, профессиональных модулей для специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» на 2-4 курсах обучения.

В ходе подготовки практического занятия применяю технологии развития  критического мышления, а конкретно методика анализа решения производственных ситуаций, при таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая деятельностный характер, сама становится предметом усвоения.

Приведу пример на ПМ 03 «Производство кондитерских изделий» по теме «Поточные линии и специализированное оборудование для производства мучных кондитерских изделий студенты предлагается решить производственную ситуацию.

Таблица 1- Методика анализа решения производственных ситуаций

Производственная ситуация

Приступая к решению ситуации,  студент:

Результат

выяснить причину неправильности работы оборудования и устранить неисправность, если при выпечки мучных кондитерских изделий в печах хлебопекарных корка изделий подгорает?

- выделяет составные элементы ситуации,

- выясняет причину неисправности оборудования,

- намечает мероприятия по устранению этой причины с теоретическим обоснованием и использованием практических приемов.

В результате формируются умения эксплуатировать основные виды оборудования при выпечке мучных изделий.

Рефлексия способствует развитию у обучающихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

Пример заданий производственных ситуаций по другим профессиональным модулям:

  1. Из магазина позвонили на хлебозавод и сообщили, что у хлеба хорошего качества через сутки в магазине мякиш стал залипающимся. Выяснить причины изменения состояния мякиша и наметить мероприятия по предотвращению выпуска некачественного хлеба.
  2. Указать возможные причины брака при выработке бараночных изделий. Какие рекомендации можно дать в производство по стадиям технологического процесса.
  3. Хлеб из пшеничной сортовой муки с неравномерной пористостью, с закалом, темными пятнами или кольцом в центре. Вскрыть причины и наметить мероприятия, предупреждающие их.
  4. На хлебозавод поступила мука с пониженными хлебопекарными свойствами, в результате чего влажность теста была снижена на 1 %. Указать, как изменится выход хлеба? Какие улучшители целесообразно использовать для нормализации влажности теста.
  5. Хлеб расплывчатый, корка бледная, с трещинами, в мякише иногда встречаются разрывы, запах и вкус – кислые. Установить причины дефекта хлеба и дать рекомендации в производство по устранению.
  6. Каковы будут действия технолога, если замешанные полуфабрикаты для приготовления изделий медленно созревают? Выяснить причины замедления созревания полуфабрикатов?
  7. Указать возможные причины брака при выработке сухарных изделий. Какие рекомендации можно дать в производство по стадиям технологического процесса.

При проведении лабораторных занятий  применяю общеразвивающие технологии, метод наблюдения.

На примере ПМ 04 «Производство макаронных изделий» студенты формируют профессиональные навыки и умения

Таблица 2 - Общеразвивающие технологии

Общеразвиваю

щие технологии

Приступая к наблюдению за работой студента наблюдаем за:

В результате формируются умения сравнивать, обобщать

оценивать качество макаронных изделий в соответствии с требованиями стандарта и проводить диагностику информации  и оперативно вносить изменения на основе полученных результатов

- последовательностью его  действий,

- за способами планирования выполнения его деятельности согласно инструкций преподавателя,

- за проявлением организационно-трудовых умений при составлении вывода о работе

Считаю эффективным использование проектно- исследовательской деятельности, где я как педагог выступаю, прежде всего, организатором познавательной деятельности студентов. Моя задача – научить студента приемам мыслительной деятельности, аналитических умений.

Таблица 3 - Проектно- исследовательская деятельность

Проектно- исследовательская деятельность

Приступая к проектно-исследовательской деятельности,  студент:

Результаты исследования оформляются в пояснительной записке и представляются на защите ВКР с подтверждением справки о рекомендациях внедрения в производство

На данном этапе формируются  у студентов умения планировать и самостоятельно организовывать свой поиск, в том числе и проводить исследования по запросу предприятия.

- определяет направления исследования,

- актуальность проблемы исследования,

- определяет цели и задачи,

- составляет структуру схемы исследования,

- проводит обработку исследований,

 - на основании данных составляет проект

Одним из инновационных направлением является исследования по запросу работадателя

Мною был проведен открытый урок по МДК 04.01 «Технология производства макаронных изделий», на котором показала работу, как формируются умения самостоятельной работы студентов со стандартом, что предусмотрено ФГОС – 3 поколения, метод – беседа, чередуется с объяснением материала с использованием наглядных образцов макарон.

Таблица 4 – Самостоятельная работа студентов

Задачи

Задания

Результат – повышается познавательный интерес, за счет переключения внимания студентов на разнообразные виды деятельности: мыслительные умения анализировать, информационные, выделять главное, классифицировать, оформлять выводы о работе

формируются умения различать типы и виды макаронных изделий

Используя раздаточный материал, на странице 6 найдите, как классифицируют

      макаронные изделия в зависимости от их формы?

Составить таблицу, обращая внимание на натуральные образцы.

Определить тип и вид макаронных изделий.

Найдите в представленных образцах типы и виды макаронных изделий.

формируются навыки работы со стандартом

Найдите в стандарте  на стр. 3 раздел 3. Термины и определения. Прочитайте пункт 3.14.

       Запишите информацию в два столбика

Так же считаю эффективным использования Интернет технологии, которые находят активное применение в независимом оценивании знаний и практических умений, компетенций студентов посредством компьютерного тестирования, используя разработанный центром комплекс программ компьютерного тестирования «АСТ-Тест.

Пример заданий производственных ситуаций:

Одним из направлений компетентно-ориентированного обучения является организация внеурочной деятельности, где студенты демонстрируют развитие общих и профессиональных компетенций.

Список источников:

Менеджмент качества образовательных процессов : учеб. пособие / под ред. Э. В. Минько, М. А. Николаевой. –М.: Норма : ИНФРА-М, 2013. –С. 300.

Фомин Н.В. Технология разработки требований к результатам обрзования в контексте ФГОС ВПО // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2013.–No4(91). –С. 24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник. Региональная научно-практическая конференция педагогических работников образовательных организаций СПО Воронежской области «Самообразование педагога как фактор повышения профессиональной компетенции»

Сборник. Региональная научно-практическая конференция педагогических работников образовательных организаций СПО Воронежской области «Самообразование педагога как фактор повышения профессиональной комп...

Доклад на научно-практическую конференцию педагогических работников "Формирование культуры личности средствами физической культуры и спорта"

Тема работы "Физиологическая  оценка  нагрузки  школьников - фактор укрепления  здоровья".Цель работы - исследование нормирования физических нагрузок на основе теоретичес...

2018 г. Межрегиональная научно-практическая конференция «Современная система профессионального образования: опыт прошлого-взгляд в будущее», посвященная 50-летию Совета директоров ПОО РБ, п. Селенгинск

2018 г. Межрегиональная научно-практическая конференция «Современная система профессионального образования: опыт прошлого-взгляд в будущее», посвященная 50-летию Совета директоров ПОО РБ, ...