Выступление на районном МО. Причины неуспеваемости по математике и пути их преодоления
статья
Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению. Причин неуспеваемости не так уж и много.В выступлении рассмотрены эти причины и как их можно преодолеть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_neuspevaemosti_po_matematike_i_puti_ih_preodoleniya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины неуспеваемости по математике и пути их преодоления
Математика является движущей силой всех наук. Освоение учениками других точных наук напрямую зависит от качества математического образования. В каком состоянии ум наших школьников говорят мониторинги всех уровней, ГИА, ЕГЭ за прошлые годы, а также и результаты административных контрольных работ . Попытаемся разобраться в главном – в причинах низкой успеваемости по математике.
Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы.
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Каждый из нас может уверенно сказать, что причин неуспеваемости, по большому счету, не так уж и много.
К внешним причинам относятся социальные причины: снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, а также - несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, пробелы в знаниях и т.д.)
Сейчас как никогда актуально отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д., так как общество растеряло способы борьбы с ним, а создавать их заново очень сложно.
Одной из самых главных внутренних причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей, также - низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения, и проблема слабого развития волевой сферы у школьников.
В работах Ю.К. Бабанского в основу деления на типы, положено два показателя: способности ребенка и его отношение к учению.
Типы неуспевающих учеников:
1. Низкие способности (слабое развитие внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.
2. Высокие способности в паре с отрицательным отношением к учению.
3. Низкие способности сочетаются с отрицательным отношением к учению.
Хотя можно сказать, что сколько неуспевающих учащихся, столько и разных причин неуспеваемости.
Выявить причины неуспеваемости не составит особого труда. Хотя потребует от учителя математики некоторой дополнительной работы, ведь сколько неуспевающих учащихся, столько и разных причин неуспеваемости. Отдельные из указанных причин неуспеваемости невозможно устранить и вовсе.
Начнем с изучения мотивации учащихся. Мотивация — это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность и побуждающий ученика учиться. Любые действия человек начинает и продолжает благодаря мотивации. Когда у подростка она сильная, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. У учеников, которым не хватает мотивации, нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал. Поэтому я считаю очень важным и нужным для каждого педагога уделять необходимое внимание мотивационному этапу. На первом же родительском собрании и отдельно классном собрании учащихся провести беседы и анкетирование, раскрывающие состояние мотивации учения школьников. Можно взять анкету отдельно для учащихся, а можно предложить заполнить ее с родителями. Обработав и изучив анкеты можно определить причины неуспеваемости учащихся и их состояние мотивации.
Следующая причина – низкие способности многих школьников. Развивать способности таких учащихся и подтянуть их хотя бы на одну ступень выше тоже возможно.
У школьников с низкими способностями, как правило, плохая память, они легко возбудимы или, наоборот, слишком пассивны, не могут сосредоточить внимание при восприятии нового материала, долго подключаются к работе. Вот тут то и приходит к нему на помощь учитель.
Слабые учащиеся по сравнению с сильными не умеют учиться и задания в малых группах им непонятны и часто непосильны. Впрочем, когда они сидят в общей группе и не смеют пошевелиться под взглядом строгого учителя, результаты в действительности не лучше – учения не происходит. Если класс состоит из учащихся с разными способностями,то там нужно учиться работать и учителю и учащимся, разнообразить формы и методы учебной деятельности. Учителю важно уметь организовывать работу в малых группах и не обязательно для этого бесконечно готовить карточки. Можно работать и по учебнику, только облегчать или усложнять задания. Сильные учащиеся всегда лучше адаптированы, и они могут почти весь урок работать самостоятельно. Слабым учащимся нужно больше внимания и учитель проводит с этой малой группой намного больше времени. Здоровьесберегающие технологии и личностно-ориентированные подходы в обучении предусматривают активное внедрение нетрадиционных форм работы на уроке, от которых напрямую зависит повышение качества знаний, активное развитие ребёнка на уроках, формирование положительной мотивации учащихся.
Для того, чтобы ученик уверенно чувствовал себя на уроке, чтобы ему было интересно необходимы хорошо сформированные вычислительные навыки, без этого школьник не может быть мотивирован на положительный результат. Существует огромное количество тренажёров по устному счету . После постановки цели урока и проверки домашнего задания следует логическая разминка, затем мы работаем с тренажерами устного счета. Для теоретической разминки можно применять «Математическую шкатулку», в которую каждый урок складываются по теме вопросы теоретического материала и учащиеся с радостью идут к этой шкатулке и вынимают билетики с вопросами. Если ученик не знает ответ, класс обязательно поможет ему. Эффективно срабатывает игра-неотложка. Это скорая помощь в работе над ошибками, выявленными мной при проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ, проверки тетрадей.
Всем известно, что результаты качественного обучения в средних классах зависят напрямую от их подготовленности в младшем звене, а конкретно, от знания табличного умножения, метрической системы мер, умения считать устно на все действия, решать текстовые задачи. К примеру: как я могу научить ребят десятичным и обыкновенным дробям, выполнять с ними действия, сокращать дроби, если они не знают элементарно таблицу умножения, совершенно не могут подбирать нужные числа при письменном и устном делении, к тому же, отстающие дети ещё и плохо читают.
Если встречаются учащиеся с такими элементарными незнаниями, нужно немедленно приступить к коррекции и строгому отслеживанию отработанных и запущенных тем. Необходимо также спланировать работу с отстающими детьми . Очень эффективно организовать отслеживание западающих тем в специальной тетради коррекции. Одна из действенных мер с отстающими – это индивидуальная, дополнительная работа во внеурочное время. Хотя здесь есть и минусы: после уроков дети уставшие, плохо воспринимают материал, слабо соображают, нервничают. Эффективна мера решения проблемы неуспеваемости – это помощь родителей, а также организация работы консультантов-учащихся на уроках. Иногда нужно прибегать к помощи старших братьев и сестер, которые учатся в нашей же школе.
Повторение – мать учения. Эта фраза не нова. Понятно, что усвоение любой темы требует неоднократного повторения. В условиях сокращенных часов, отведенных для прохождения программы по математике (до 5 часов в неделю), это очень проблематично. Но не мы диктуем эти правила. Будем искать пути решения сами. Для дублирования тем использую занятия после уроков, хотя бы в ограниченной дозировке, даю задания на дом по западающим темам, в тетрадях для коррекции.
Если говорить об ухудшении здоровья учащихся как 1 из факторов снижения успеваемости, то необходимо заботится о его сохранении и планировать урок в соответствии с технологиями здоровьесбережения. Это не только разнообразие форм и методов (главное не переусердствовать с ними), но и дозировка домашних заданий, смена поз учащихся на уроках (работа в статических парах, в четверках), физминутки, движение во время игровых форм, проветривание класса, использование наглядности на уроках. Все эти меры не новы, мы просто должны об этом думать каждый день, каждый урок и беречь здоровье детей.
Проводите нетрадиционные уроки: уроки КВН, поисковые уроки, уроки – соревнования, уроки-путешествия.
Результаты обучения во многом зависят от личного обаяния учителя, его профессионализма, творческого дарования, поэтому учитель не может быть случайным человеком в своей профессии, он должен идти в школу исключительно по призванию.
Рассмотрим, какие акценты надо делать на каждом этапе урока, чтобы все учащиеся усвоили изученный материал:
1) В процессе контроля за подготовленностью учащихся.
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учеников наибольшие затруднения.
Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.
По окончании изучении темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, правил, умений, навыков школьниками, выявлять причины отставания.
2) При изложении нового материала.
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала
Стимулировать вопросы со стороны учеников при затруднениях в усвоениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
3) В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке.
Включать в содержание работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.
Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивая их самостоятельность.
Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.
- разбивать задания на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Можно сослаться на аналогичное задание, вьполненное ранее. Напомнить прием или способ выполнения задания. Указать на необходимость актуализировать то или иное правило, формулу или определение. Инструктировать о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулировать самостоятельные действия слабоуспевающих учеников, указывать на сдвиги в деятельности.
Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока
Заключение
Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый – перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество. Первый подход в силу ряда причин у нас не практикуется. Остается второгодничество, которое как давно показано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле.
В наши дни, когда во всех областях решаются сложные задачи всемирного
повышения качества работы, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики.
Как бы ни был талантлив учитель, у него, безусловно, были неуспевающие ученики. Порой нам кажется, что эта проблема волнует только нас, учителей. Но самом деле, на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который хотел бы плохо учиться.
Все дети, переступающие порог школы первоклассниками хотят стать «хорошими учениками и учиться на одни пятёрки». А когда появляются первые двойки, сначала пропадает желание учиться, затем появляются прогулы и наконец, мы получаем «трудного» ребёнка. Конечно, проще всего махнуть на неуспевающего ребёнка рукой, но давайте дадим ему ещё один шанс влиться в наше школьное сообщество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре "Книга на уроке Математики"
Выступление на районном семинаре "Книга на уроке Математики", г. Санкт-Петербург, Колпинский район...
Причины неуспеваемости школьников, пути ее преодоления
в помощь учителю...
Разработка педсовета на тему "Диагноз: неуспеваемость. Причины неуспеваемости и пути преодоления"
Разработка нетрадиционного педсовета....
"Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления"
Рордительское собрание в 8 классе. Презентация к родительскому собранию....
Что случилось с семиклассником? Причины неуспеваемости по математике.
Причины неуспеваемости семиклассников по математике....
Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления.
Презентация применяется при проведении родительского собрания на тему "Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления". В презентации представлены причины снижения успеваемости у школь...
Родительское собрание. Причины низкой успеваемости школьников и пути их преодоления
Материалы с родительского собрания. Рекомендации родителям....