Статья "Методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС"
статья

Левицкая Валентина Николаевна

Статья  об особенностях  методики преподавания  русского языка и литературы в условиях введения ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС

Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе.

Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к системе образования сегодня меняют свои приоритеты. В соответствии с планом действий по модернизации общего образования в российских школах осуществляется переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В законе «Об образовании» стандарт – это совокупность трех систем требований: к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и к условиям их реализации. Планируемые результаты согласно ФГОС: предметные, личностные, метапредметные.

При переходе на обучение по новым стандартам содержание учебного предмета сильно не трансформируется, но изменяются идея, цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии. Основная идея инновационного образования - учить не мыслям, а мыслить. Переход от знаниецентричной парадигмы обучения к системно-деятельностной строится на понимании того, что успех обучения зависит не столько от количества знаний учащихся, сколько от сформированности универсальных учебных действий (УУД), мышления, практической деятельности. В документах по ФГОС говорится, что овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Системно-деятельностный подход предполагает единство процессов формирования речевой и мыслительной деятельности, что реализуется в практике преподавания русского языка и литературы. Предметы «Русский язык» и «Литература» в школьной программе занимают особое место, так как задачи этих предметов: научить пользоваться словом (а не только правилами на письме), привить любовь к прекрасному, развить логическое мышление учащегося. Обязательным этапом современного урока русского языка является использование текста в качестве главной дидактической единицы. Работа с текстом позволяет развить у детей метапредметные умения, а содержательная сторона текстов служит достижению личностных результатов. Изучение литературы предполагает наличие и дальнейшее развитие метапотребностей учащихся, в первую очередь личностных: приобщение к миру ценностей, выработанных человеческой культурой, формирование своего ценностного мира, формирование потребности в чтении произведений, побуждающих к размышлению, духовной работе.

Новые цели диктуют и соответствующие методы. В зависимости от роли учеников в образовательном процессе их можно разделить на репродуктивные (пассивные) и активные. Наиболее современной формой активных методов являются интерактивные методы. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, что способствует приобретению опыта межличностного взаимодействия, осуществления сотрудничества; развитию профессионального, аналитического, практического мышления. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. [7, С. 25].

На уроках русского языка и литературы часто использую интерактивные методы, так как они сполна отвечают требованиям ФГОС, однако частично применяю и репродуктивные методы. Выбор метода зависит от типа урока и его места в системе других уроков. Нужно осуществлять постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность.

Популярной формой инновационного обучения на уроках русского языка и литературы является метод проектов. Использование проектной деятельности позволяет решить важнейшие задачи современного образования: формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, формирование УУД, создание атмосферы сотрудничества и сотворчества[2, С. 35]. Проектная деятельность завершается реальным результатом, имеющим практическое значение. Вышеназванные методы часто реализую в различных формах нетрадиционных уроков: урок-путешествие, урок-викторина, урок-исследование, модульный урок. Это помогает избегать однообразия, рутины в обучении. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность. Типы домашнего задания: подготовить иллюстрации к произведениям; придумать лингвистическую сказку, продолжить неоконченные произведения; подготовить словарные диктанты; начертить лингвистическую карту, составить конспект по опорным словам и т.д.

Одним из критериев оценки компетентности современного учителя является применение на уроке ИКТ, так как ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без высоких технологий. Это особо касается сферы образования, которая готовит ученика к полноценной жизни в современном обществе. Использование ИКТ повышает интерес к урокам русского языка и литературы, объективно ведет к улучшению качества обучения, позволяя задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Информационные технологии позволяют осуществлять обучение по всем типам: субъект-объект, субъект-субъект, объект-субъект. [8, С. 121]

Попытаемся систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видео:1) при подготовке учителя к уроку: различные образовательные сайты, программа Power Point позволяет создать яркие презентации, используя в слайдах схемы, таблицы, кроссворды, тесты, дидактические игры в динамике «оживить» урок; 2)при изложении нового материала: видеоматериалы литературным произведениям, к биографиям писателей, заочные экскурсии на родину писателей, прослушивание образцового чтения; 3) закрепление изложенного материала: тренинг - разнообразные обучающие программы, лабораторные работы, тесты; 4) система контроля и проверки: он-лайн тесты, контролирующие программы; 5)самостоятельная работа учащихся: обучающие программы, электронные словари и справочники, энциклопедии, развивающие программы, выполнение проектных работ, видеоуроки; 7) при выполнении домашнего задания: поиск информации в сети Интернет, составление презентаций.

Но учителю необходимо понимать, что компьютер не является панацеей от всех проблем. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. - Книга 1. – Казань, 1996. – 568с.
  2. Вахрушева Л.М. Применение проектного метода на уроках русского языка//Русский язык. – 2007. - №14. – С.35-36.
  3. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. - Ростов-на-Дону, 2003. - 288с.
  4. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования. – Рига, 1995. – 176с.
  5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1955.
  6. Методика преподавания русского языка в школе / Под ред. М. Т. Баранова. - М., 2001.-368с.
  7. Панфилова А.А. Инновационные педагогические технологии.- М., 2009. - 192с.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. -М., 1998. - 256с.
  9. Энкицлопедия образовательных технологий. В2т. Селевко Г.К., -М.,2006. - 816с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные требования к урокам русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.  Какие же  требования предъявляются к сов...

«Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС»

Актуальность данной темы бесспорна, так как  цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...

проектная работа "Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС"

Актуальность данной темы бесспорна, так как  цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...

Преподавание русского языка как государственного в условиях введения ФГОС основного общего образования

Материал касается вопросов преподавания русского языка в преддвери ФГОС ООО...

Программа тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов "Русский язык" и "Литература" в условиях введения ФГОС ООО

Прогамма составлялась для осуществления тьюторского сопровождения в условиях введения ФГОС ООО. Материал может быть интересен муниципальным тьюторам, осуществляющих сопровождение преподавания ряда уче...

Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".

Выступление   излагает основные принципы  современных  подходов  к преподаванию русского языка и литературы  в условиях введения ФГОС ООО  в школьное образование и в...

Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО.

Эта статья, рассказывающая об опыте работы в условиях введения ФГОС по русскому языку и литературе в средних и старших классах....