Тема самообразования с презентацией: «Использование эффективных приемов обучения при формировании образовательных умений и навыков на уроках математики»
методическая разработка

Абрамова Анастасия Сергеевна

Выступление на МО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tema_samoobrazovaniya_na_mo.zip2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на МО

Тема самообразования: «Использование эффективных приемов обучения при формировании образовательных умений и навыков на уроках математики»

Подготовила: Абрамова А.

03.2019

«Использование эффективных приемов обучения при формировании образовательных умений и навыков на уроках математики»

Сегодня школа переживает время больших перемен, активно включилась в процессы модернизации образования, освоения стандартов нового поколения. Особенностью ФГОСявляется соединение системного и деятельностного подхода в обучении, развитие личности ученика, его творческих способностей. Приоритетна развивающая функция обучения, которая способна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Поставленная задача связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Учителя сегодня волнуют вопросы:

- Какие методы и средства обучения выбрать?

- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.

В условиях работы по новому закону «Об образовании в РФ», внедрению федеральных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОСООО) назрела необходимость применения новых активных и интерактивных форм и методов работы с учащимися, изменения технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Термин «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой», а термин «интерактивное обучение» - обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов, где обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Интерактивные формы и методы предполагают со-обучение (коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудничестве), причем и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, помощника, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному.

Сегодня многие учителя стремятся реализовать принцип личностно-ориентированного образования. Базовым понятием при этом остается гуманизация учебно-воспитательного процесса, которая предполагает посторенние всей школьной жизни с максимальным учетом индивидуальности каждого учащегося. Соответственно все способы и формы организации школьной жизни должны быть подчинены цели всестороннего личностного развития.

Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т. д.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих – очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – лёгкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность освоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием. Следовательно, перед каждым учителем постоянно стоит задача создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе.

Главное на уроке - работа учеников. И основная задача учителя – обеспечить полную загрузку каждого ученика в течение всего урока целесообразными действиями. Знания, которыми мы вооружаем учащихся, те умения и навыки, которые они приобретают во время учебных занятий, возникают не в результате прямых действий педагога, а лишь как следствие определённой организованной деятельности учащихся.

Педагог на уроке, прежде всего организатор учебной деятельности учеников. Планируя урок, я прежде всего, планирую деятельность своих учеников. Характер и содержание учебной деятельности учащихся должны быть педагогически целесообразными, т.е. отвечать основным учебно-воспитательным задачам. При этом особенно важны два момента: чему научатся учащиеся, выполняя те или иные задания, и к чему они приучаются в процессе указанной деятельности.

1.

Мониторинг качества знаний – один из критериев, который помогает определить качество педагогического труда и является мощным орудием для планирования работы учителя по развитию творческих способностей учащихся. Мониторинг предметных умений позволяет отследить уровень качественной успеваемости по предмету, коррекцию методических приёмов и форм организации деятельности учащихся, повышающих уровень качества знаний.

Игровые методы оценивания(игра,организованная учителем)

Контрольное упражнение(с исправлением ошибок друг за другом)

Наблюдение

Самооценка

2. 

Некоторые принципы развития самостоятельности учащихся:

-принцип обязательности

Каждый ученик на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бынебольшое задание:

  • решить задачу,
  • сформулировать краткий ответ на вопрос,
  • провести вычисления,
  • привести примеры,
  • работать с учебником и т.п.

-принцип посильности

Задания для самостоятельной работы должны быть подобраны таким образом, чтобы ученик мог с ними справиться. Если речь идет о новом материале, задание должно быть в «зоне ближайшего развития» ребенка, чтобы он мог самостоятельно или с небольшой помощью решить поставленную проблему.

принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы:

начинаем учить самостоятельной работе с учебником, задачником, таблицами

принцип интересности

Для разных учеников привлекательны разные формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть разным, то лучше позволить ребенку идти тем путем, который ему больше нравится:одни дети с удовольствием решают задачи;другие любят практическую работу;третьи предпочитают дополнительную литературу или работу в Интернете.

Надо разрешать детям преимущественно использовать им любимой метод, грамотно направляя их.

-принцип постоянной занятости

Ученик не должен скучать на уроке и иметь свободное время. Если способные дети, с хорошими навыками самостоятельности, досрочно заканчивают работу, необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.

-принцип использования эмоции

Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой.

-принцип поощрения

Многие дети будут работать самостоятельно только за какое-либо поощрение. С этим надо считаться и использовать для мотивации.

Для разных детей значимы разные поощрения, например

  • высокие оценки,
  • публичное признание их хорошей работы,
  • назначение помощником учителя при экспериментах,
  • позволение самостоятельно проводить некоторые операции на уроке
  • подсказывать учащимся при выполнении разных работ

Думаю, что опытные учителя могут добавить к вышесказанному еще многое из собственной практики, поскольку давно понятно, что, только работая самостоятельно, можно чему-либо научиться. И ученики обязательно поймут это, когда почувствуют качественные изменения в себе после посильной, интересной, поощренной учителем самостоятельной работы.

3.ИКТ на уроках математики

Применение итеративных средств обучения на уроках математики соответствует потребностям школы, социальному заказу. Создание инновационной среды в учебном процессе ориентировано на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть ключевыми компетенциями, быть успешным на следующей ступени обучения в частности и в жизни в целом в условиях расширенного доступа к информации. Сегодня в школьном обучении объём полученной информации огромен, а время преподавания ограничено, поэтому одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимальных (в первую очередь с точки зрения затрат времени) методов обучения. Учитель должен уметь проводить мультимедийные интерактивные презентации для объяснения учебного материала, что позволяет обеспечить более активное усвоение материала. Возможности компьютера, интерактивной доски способствуют созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

Современный урок – есть процесс организации взаимодействия и взаимосвязи двух познавательных процессов – учителя и ученика. Существует определенная зависимость качества образования от педагогической деятельности учителя, методов и технологий организации образовательного процесса. На своих уроках, стараюсь использовать интерактивные методы, потому что Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, ролевые игры. Тем самым интерактивные методы наиболее способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия, Кроме того,интерактивные методы являются инструментом, который позволяет достичь целей и задач образования.

Выше изложенные формы, методы, технологии обучения в моей практике помогают мне в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики

В условиях внедрения ФГОС 2 поколения большое значение приобретает формирование УУД (универсальных учебных действий) то есть по сути - общеучебных умений и навыков. Над этой проблемой работали замечат...

Использование методов интерактивного обучения для формирования компетентностей учащихся с ОВЗ на уроках математики

P { margin-bottom: 0.21cm; } Современный урок пронизан духом творческой непредсказуемости. А школа, как и культура, питается талантами. От профессионализма учителя, его компетентности зависит не ...

«Формирование ключевых компетенций учащихся через совершенствование учебно- интеллектуальных умений и навыков на уроках математики»

Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деят...

Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.

Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...

Формирование метапредметных умений и навыков на уроках математики в 5-6 классах

О методических приемах личностно-ориентированного и деятельностного подходов, о формировании универсальных учебных дйствий у учащихся, о необходимости включения в урок разнообразных технологий, о возм...

Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков (компетенций) учащихся

статья из опыта работы на темой  «Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков (компетенций) учащихся». Перечисляются варианты обучения учащихся  оптимальной со...

Использование эффективных приемов в процессе формирования духовно-нравственной личности

Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменени...