Выступление на МО "Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках русского языка"
статья

Ядревская Ирина Александровна

Выступление на  методическом объединении учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

                         Из опыта работы

Тема: Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках русского языка

Выполнила: Ядревская И.А.

учитель русского языка и                   литературы МКОУ                           «НикулинскаяООШ»

                                                            г.о.Кашира Московской области

Содержание.

  1. Введение.
  2. Концепция деятельности.
  3. Теоретическая база.
  4. Система работы
  1. Внутриклассная дифференциация
  2. Дифференцированный подход к проведению уроков-семинаров
  3. Коллективный способ обучения
  1. Творческое осмысление дифференцированного подхода к обучению школьников.

Расти должны все цветы.

Евангелие.

        Дифференциация в переводе с латинского «diffence»  означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

        Дифференцированный подход к учащимся предполагает предъявление различных требований различным группам учеников к овладению содержанием образования.

        Цель работы учителя – обучить каждого ученика. Достичь цели «помогает дифференцированный подход к обучению, а решающую роль играет разграничение заданий по степени сложности, по степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений.

        Одна из серьезных проблем сегодняшней школы – падение интереса учащихся к русскому языку и, как следует, снижение грамотности, культуры, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Диагностика, проводимая мною, показала, не все учащиеся умеют извлекать учебную информацию, выделять главную мысль текста. Школьники не любят писать сочинение, так как слабо владеют языковыми средствами. Речь учащихся не богата с точки зрения лексического запаса. На уроках русского языка не все учащиеся активны, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется преодоление трудностей, не могут дать оценки своей работы и товарищей.

        Дифференцированный подход поможет решить многие проблемы. Проблему дифференцированного подхода я считаю актуальной, так как подготовка думающих молодых людей, культурных, способных принимать самостоятельные решения, не возможна без воспитания в учениках любви к родному языку.

        Чтобы создать и разработать свою систему уроков, я изучала работы Фирсова В.В., Дьяченко В.К., Границкой А.С. и других.

        По технологии  В.В. Фирсова главным для своей работы выделяю: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей и приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

        Из концепции индивидуализации обучения Инге Унт я применяю в своей работе следующую гипотезу: развитие индивидуальности ребенка, его способностей, формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбие и творчество.

Как любое явление действительности, дифференциация имеет содержание и форму. Содержание дифференциации обучения – это специально организованный учебный процесс для определенной группы учащихся. Специальная организация учебного процесса может проявляться в различных формах. Так, обучение  одаренных детей может быть организовано и в форме специальных классов, и в форме групповых занятий по развитию мыслительной, эмоциональной, волевой сфер личности детей. Обучение школьников, проявляющих склонности и способности к изучению отдельных предметов, в практике реализуется и в форме классов углубленного изучения предметов, и в форме профильных классов, и в форме классов гибкого состава, и в других формах, т.е. в практике дифференциация обучения  всегда реализуется в определенной форме.

        Анализ дифференциации как  педагогического явления показывает, что в условиях дифференциации могут различаться все элементы процесса обучения или только некоторые. Например, в гимназическом классе, который является формой дифференциации по общим познавательным способностям детей, все элементы приобретает специфику; в обычном разнородном классе в условиях внутриклассной дифференциации меняется  содержание учебного процесса, а цели, формы, методы обучения остаются теми же. Таким образом, дифференциация может характеризоваться степенью выраженности, т.е. количеством изменяющихся элементов в учебном процессе.  Более того, в традиционном школьном обучении всегда присутствуют элементы дифференциации, т.к. происходит группирование учащихся по возрасту.

        В концепции модернизации российского образования отмечено, что старшая школа профильной дифференциации закреплена на нормативном уровне.

        Акцент в реализации дифференцированного обучения сменился на организацию профильных классов. Однако практика показывает, что дифференцированное обучение эффективно, если оно ориентировано на различные группы детей.

        Возможны ошибки в выборе профиля обучения, а это влияет на дальнейшее образование школьника и, возможно, на его жизненные перспективы.

        Дифференциация в школе не должна ограничиться только профильным обучением на старшей ступени, она правомерна и в начальной школе, но дифференциация мягкая, реализуемая внутри класса, и цель ее – помочь всем ученикам освоить содержание образования.

        В основной школе дифференциация помогает учащимся осознать свои предпочтения в познавательной области, а затем и в профессиональной. Поэтому актуальными становятся элективные курсы, т.е. учебные курсы по выбору самих учеников, классы гибкого (переменного) состава.

        Дети по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Известный психолог Н.А. Менчинская  утверждает, что «эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников».

        Созданы замечательные книги по теме «Дифференциация обучения»: «Дифференциация процесса обучения в современной школе» (Автор Осмоновская И.М.),  «Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса» (Автор Селевко Г.К.), «Индивидуализация и дифференциация обучения» (Автор Унт И.), «Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения» (Автор Фирсов В.В.) и другие.

        Кандидат педагогических наук, руководитель центра «Образование для всех» Фирсов Виктор Васильевич предлагает введение двух стандартов, для обучения (уровень, который должна обеспечить школа способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый). Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки, заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенному уровню,  способно реально обеспечить школьному развитию обучение на индивидуальном максимально посильном уровне. В книге В.В. Фирсова выделены важные концептуальные положения:

  • Обязательность базового уровня для всех учащихся в условиях гуманного обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима, т.е. посильна и доступна абсолютному большинству школьников.
  • Предупредить, а не наказать незнание.
  • Признание права ученика на выбор уровня обучения.
  • Ученик должен испытывать учебный успех.
  • Базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся.

Г.К. Селевко пишет, что дифференциация обучения (дифференцированный подход  в обучении) – это:

  1. создание разнообразных условий обучения для различных школ,  классов, групп с целью учета особенностей их контингента,
  2. комплекс методических психолого-педагогических и организационно – управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. Одним из основных видов дифференциации (разделение) является индивидуальное обучение.

Осмоновская И.М. в книге «Дифференциация процесса обучения в современной школе» пишет в теоретических аспектах, об основных формах реализации дифференцированного обучения.

Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга.

Почти каждый класс можно разделить на три группы ученики с высшими – средними – низкими учебными возможностями.

Критериями деление учащихся на группы являются:

  • Объем имеющихся знаний.
  • Культура умственного труда.
  • Уровень познавательной активности.
  • Способность к абстрактному мышлению
  • Умение анализировать и обозначать.
  • Уровень самостоятельности.
  • Уровень работоспособности.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие возможности всех учащихся.

        На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий. Сильные ученики нуждаются в заданиях повышенной  сложности, которые позволяют максимально развить и реализовать учебные возможности каждого.

        Проблема дифференциации  обучения имеет большое научно-теоретическое, практическое значение, отвечает задачам современной методической науки, проблемам развития личности ребенка.

        В конце 50-х годов создана концепция дифференцированного обучения. Оценка ее была неоднозначной.

        Ситуация в корне изменилась в последние годы, на первый план выдвинут человеческий фактор. Выделяются два основных пути осуществления дифференциации обучения в массовой практике.

        Одни считают, что при приеме в школу необходимо установить способности ребенка и с учетом этого определить уровень и темпы обучения.

        Другие считают, что задача школы «открыть» каждого ученика, помочь ему сделать самостоятельный выбор предметов для изучения их на повышенном уровне в основной и средней школе.

        Получает развитие идея уровневой  дифференциации обучения, в основу которой положена проблема выделения в каждом учебном курсе базового и повышенного уровней образования.

        В 1990 году вышла в свет «Концепция дифференциального обучения в средней общеобразовательной школе», разработанная коллективом сотрудников НИИ общего и среднего образования. Новая концепция опирается на традиции и опыт  русской дореволюционной и советской педагогики, зарубежной школы, на труды таких известных ученых, как М.А. Мельникова, Н.М. Шакмаева, С.И. Шварцбурда, Д.А. Энштейна и других. В данной концепции дифференциация рассматривается в качестве определяющего фактора демократизации и гуманизации образования, предлагается новая типология форм дифференциации, в ней определяются методические пути дифференциации обучения.

        Под дифференциацией обучения понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой, получают право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлением, которые в наибольшей степени отвечают его способностям.

        Новая типология форм дифференциации включает в себя внутреннюю и внешнюю дифференциацию.

        Внешняя дифференциация – это создание на основе определенных принципов относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявленные к школьникам учебные требования различаются.

        Внутренняя дифференциация основана на учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся, направлена как на слабых, так и на сильных учащихся. Обучение идет по одной программе и по одному учебнику.

        Внутренняя дифференциация предполагает:

  1. вариативность темпа заданий,
  2. дифференциацию учебных заданий,
  3. выбор различных  видов деятельности,
  4. определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.
  5. разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления работы с ними на разных уровнях и разными методами обучения.

Цели дифференциации:

  1. с психолого-педагогической точки зрения – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника;
  2. с социальной точки зрения – целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества;
  3. с дидактической точки зрения – решение школьных проблем путем создания новой методической системы дифференциации обучения, основанной на принципиально новой мотивационной основе.

Задачи:

  • Дать возможность сильным учащимся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
  • Дать возможность  слабым испытывать учебный успех.
  • Повысить уровень мотивации  в сильных группах.

Ожидаемые результаты:

  • Предусматривается полнота проверки  обязательного уровня подготовки.
  • Адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся, повышенные оценки за достижение сверх базового уровня.
  •  Повышение уровня  познавательной  активности.

Гипотезы:

  1. Только в атмосфере  высокой гуманитарной культуры и только на основе широкой гуманизации школьного образования, освоения богатств мировой художественной культуры, возможно, воспитывать личность,  стремящуюся  к самоактуализации и обладающую чувством социальной ответственности, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его духовности.
  2. Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме.
  3. Сохранение базового ядра образования, обеспечивающую возможность перехода ребенка с одного отделения на другое.

Долголетний опыт работы показал, что традиционные формы работы не дают должных результатов, не эффективны, поэтому замысел моей работы заключается в том, чтобы показать, как я применяю дифференцированный подход в обучении, формировании самостоятельности и активности детей в учебной деятельности.

С 5 класса я работаю по учебнику под редакцией Т.Ладыженской. В учебнике содержится интересный материал на лингвистические темы. Для того чтобы все учащиеся класса глубоко и прочно усвоили новый материал, я подхожу к ним дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности каждого. Особую роль здесь играет организация самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа предваряется различными предтекстовыми заданиями, а именно:

1 группа (сильные учащиеся) – получают карточки с примерами предложений, иллюстрирующими все случаи, например, постановки тире в бессоюзном сложном предложении, предлагаю самостоятельно вывести правило или подобрать собственный иллюстративный материал.

2 группа (учащиеся со средним уровнем знаний) – читают параграф и формируют вопросы к нему и подбирают примеры ко всем пунктам упражнения.

3 группа (наиболее слабые учащиеся) – по плану, записанному на доске, работают над параграфом и готовят устные ответы к каждому пункту плана.

Для закрепления материала я подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся и провожу уроки – практикумы, где использую такие способы коллективной работы учащихся:

  1. учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения. Затем учащиеся меняются ролями.
  2. или я ставлю вопрос к упражнению, а учащиеся на одной парте, обсуждают совместно, как ответить на этот вопрос. Использую разноуровневые задания на карточках и предлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимы.

В своей педагогической деятельности применяю парацентрическую технологию обучения (приложение 3).

        Чтобы не снижать активность учащихся, увеличиваю объем работы для тех ребят, которые имеют более высокий уровень подготовки, этим содействуя развитию познавательных способностей.

        Дополнительные задания имеют самый разнообразный характер:

  1. задания на сравнение, сопоставление явлений;
  2. задания исследовательского характера (это задания на примере работы с текстом);
  3. задания, формирующие навык использования полученных знаний в жизненной практике.

Провожу уроки интегрированного обучения русского языка и литературы. Они также предусматривают дифференцированный подход в обучении (приложение 4).

На уроках использую материал литературного краеведения, в частности творчество И.С. Соколова-Микитова. Сильные учащиеся удачно выполняют творческие работы по произведениям писателя (приложение 5).

Обобщение и систематизацию знаний по какой-либо теме провожу и в форме урока-зачета.

Дифференцированный подход применяю при проведении нетрадиционных уроков. Это уроки – путешествие по лингвистическим станциям. Класс разбивается  на 3, 4, 5 групп, в главе, которой стоит консультант. Каждый группе нужно пройти 5 станций: фонетическую, морфологическую, синтаксическую, творческую и зачетную.

Для каждой станции готовлю разноуровневые задания, как теоретического, так и практического характера. Каждый ученик имеет листок контроля, куда выставляются оценки за свою работу. В конце работы подводятся итоги, объявляются лучшие учащиеся, которые подготовились хорошо. В качестве психологической разгрузки во время занятий использую игры занимательного характера.

Дифференцированный подход использую и при подборе домашних заданий.

Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и  навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимается на более высокую ступень развития.

Как дифференцированный подход к обучению помогает добиться хороших результатов? Мне хочется остановиться на собственных наблюдениях. Проблема управления процессом обучения на уроках русского языка особенно остро встает при работе со слабыми учащимися.

Чтобы организовать деятельность таких учащихся, необходимо работать с ними индивидуально.

Индивидуальная орфографическая работа на основе словарных диктантов.

1. Словарный диктант с сопоставлением. Сравнение и сопоставление являются активными приемами усвоения знаний. В результате анализа и сопоставления учащиеся приобретают навыки разграничения трудных написаний, выявляя сходное и различное в сопоставляемых явлениях. Учащиеся записывают диктуемые учителем слова и словосочетания, объясняют написания, обозначают орфограммы. После этого проводится самостоятельная работа – преобразование текста словарного диктанта в соответствии с заданием.  Преобразование должно быть связано с изменением написания, при изменении определенных условий (слитное написание преобразуется в раздельное написание, НН в Н и т.д.).

Например:

Незаконченная повесть – повесть не закончена

Неширокая дорога – не широкая, а узкая дорога

Неосвещенная улица – не освещенная солнцем улица

Вырасти – выросли

Собирать – соберешь и т.д.

2. Словарный диктант с продолжением. Одним из важнейших условий успешно овладение навыками правильного письма является орфографическая зоркость учащихся. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе длительных тренировок. Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости и является предлагаемый диктант.

Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Затем следует самодиктант: к каждому слову словарного диктанта придумывают и записывают рядом слово с той же орфограммой.

Например:         Станция – революция

                Шепот – щеки

                Крыжовник – шорох

                Подъем – съел и т.д.

3. Словарный диктант с грамматическими заданиями. Словарные диктанты с грамматическими заданиями способствуют формированию грамматических навыков грамматической основе. Грамматическое задание, которое учащимся предлагается выполнить в процессе словарного диктанта, является для них путеводной нитью, помогающей выбрать правильное написание.

Пример:

  • К гвардии, к аллее, в санатории, в ущелье (определить падеж, написать рядом со словом его начальную форму).
  • Колышет, дышит (определить спряжение глагола, выделить окончание).
  • Ветошь, пейзаж (определить род и склонение существительного).
  • Не хочу, не был (определить части речи).
  • Рассмотреть, расписать (выделить приставку и корень, определить, с глухого или звонкого звука начинается корень).

4. Словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение данного диктанта – формирование у детей навыков самоконтроля. Контроль за применением правила – неотъемлемая часть его усвоения.

Без контроля не может быть эффективной целенаправленной работы по формированию орфографических навыков. В процессе самоконтроля учащимися соотносят правило с конкретным написанием, учатся оперировать своими знаниями, находить ошибки, обосновывать правильность написания.

Работа над ошибками включает следующие этапы. Сначала учащиеся пишут словарный диктант, причем учитель называет параграфы, к которым нужно обратиться для самопроверки (что не усложняет работу детей, можно номера параграфов записать на доске). Затем с помощью указанных параграфов дети проверяют диктант, обозначают орфограммы. Написание одно – двух слов может быть объяснено письменно.

5. Словарный диктант с элементами игры. Игра – спутник жизни детей.

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.

И. Хейзинга

Работа психологов показывает, что дети не только младшего школьного, но и подросткового возраста испытывает большую потребность в игре. Игра  обеспечивает заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, активизирует деятельность детей, содействует развитию воли, памяти, мышления.

        Словарный диктант можно оживить с помощью игры «Зоркий взгляд». Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм?

        Игра «Я работаю волшебником» не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Например:

Преврати имена нарицательные в имена собственные.

Птица орел – (город Орел). Цветок роза (девочка Роза). Плодородная земля – (планета Земля). Наша школа – (повесть «Школа») и др.

        Игра «Справочное бюро» способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходимо тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит ее.

        Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объясняет, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова; удвоенные согласные: винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, поливитамины, одноклассники, футбол, хоккей).

  1. Словарный диктант может проводиться на основе загадок  (см. Приложение 1).
  2. Выборочный словарный диктант не только содействует формированию орфографических навыков, но и дисциплинирует внимание учащихся. При выборочном диктанте детям предлагается из трех типов  или видов орфограмм выбрать только один и во время диктанта из каждых трех представленных учителем слов записать только одно слово с выбранной орфограммой.

Например:

Запиши слова с орфограммами в приставке (в корне, в суффиксе).

Прибыл, черный, жучок.

Циферблат, расщелина, замочек.

        Одной из разновидностей выборочного словарного диктанта является словарный диктант с ограничением (табу). Школьники должны найти одну «запретную» орфограмму и во время диктанта пропускать, не записывать ее. Такие задания мобилизуют волю, внимание.

8. Словарный диктант с обобщением. Обобщение должно быть неотъемлемой частью обучения орфографии. Обобщение и систематизация в процессе обучения содействуют формированию у школьников системных знаний.

         Словарный диктант с элементами обобщения можно проводить по-разному.

  • В процессе написания словарного диктанта составляется таблица, на основании которой и делается последующее обобщение. Например, детям предлагается записывать слова в три столбика.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Гласные, проверяемые ударением

Написание гласных проверяется правилом

Непроверяемые гласные

Морковь, весна, бинокль, подросли, пригласительное, приложение, молодой, портфель, картофель, пилить, больной, росток.

После проверки и объяснения, написанных в каждом столбике слов учащиеся формулируют общее правило правописание безударных гласных в корне слова.

  • После написания словарного диктанта: пол-окна, по-русски, кое-что, что-нибудь, некоторый, еле-еле, по-видимому, спортивно-авиационный, орлиный, откуда-то, изжелта-зеленый, пол-Рязани, где-либо – учащимся предлагается назвать слова, которые мешают объединить все слова словарного диктанта в одну группу по общему признаку. Затем дети должны назвать этот общий признак и сформулировать общее (сводное) правило о правописании дефиса, иллюстрируя его примерами из словарного диктанта.

В заключение следует сказать, что разнообразие форм словарного диктанта не только способствует  перерастанию знаний и умений в области орфографии в прочные навыки, но и предотвращает снижение интереса к работе, вносит в уроки элементы новизны.

При проведении контрольного диктанта результативность работы была высокой. Продуманная словарная работа и дифференцированный подход к обучению повышает грамотность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках русского языка

Методическая разработка уроков русского языка с применением дифференцированного подхода...

Дифференцированный подход к обучению учащихся на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности и творческих способностей.

Статья может помочь педагогам, работающим в школах- интернатах, в коррекционных классах. Я рассказываю о том, какие виды дифферецированной помощи оказываю на своих  уроках....

«Развивающие образовательные технологии и системно-деятельностный подход в обучении школьников на уроках иностранного языка»

«Развивающие образовательные технологии и системно-деятельностный подход в обучении школьников на уроках иностранного языка» - проект, целью которого является изучение системно-деятельностного подхода...