Дифференцированный подход в обучении школьников на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему
Дифферинцированный подход в обучении
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Дифференцированный подход в обучении школьников на уроках русского языка и литературы».
- Введение
В ПРОЕКТЕ федерального закона «Об образовании Российской Федерации» в статье 48.
Обязанности и ответственность педагогических работников) сказано: Педагогические работники обязаны:
1.Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.
2. Применять педагогически обоснованные формы, методы (методики) обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом).
3.При реализации содержания образовательных программ учитывать особенности психофизического развития обучающихся.
Как видим, задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности. Исходя из этих современных требований, уроки мы должны готовить и проводить так, чтобы они вызывали и укрепляли у учащихся интерес к заданиям, к учению в целом. А интерес, как мы знаем, возбуждается не только содержанием программного материала, но и способами изучения, участием самих учеников в процессе приобретения знаний. Речь идёт о совершенствовании урока, основной формы процесса обучения. Перед современной школой, перед нами, встают вопросы:
-как сделать урок эффективным и интересным;
-как не только передать определённые знания, но и воспитать у школьника потребность в самообразовании;
-как преодолеть перегрузки учеников.
Решить эти вопросы в условиях стандартизации поможет нам дифференцированное обучение,поскольку оно направлено на индивидуализацию процесса обучения, на развитие интересов и способностей каждого ученика, на укрепление умения учиться, самостоятельно добывать необходимые знания.
Дифференцированное обучение – это не дань моде, это жизнь, доказавшая, что люди всё – таки рождаются разными.
К наиболее существенным понятиям теории дифференцированного обучения относится следующее: «Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности».
Тревожная проблема сегодняшней школы - неуспевающие дети.
Как следствие – пропадает интерес к учёбе и уверенность ученика в себе. Выходу из создавшейся ситуации в какой – то мере помогает уровневая дифференциация знаний и умений. ( Этот метод
обучения в своей работе применяется мною).
Цель уровневой дифференциации знаний и умений – обеспечить каждому школьнику базовый уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению. В соответствии с этим в каждой теме определяется необходимый нижний уровень знаний и умений, на основе которого формируется повышенный уровень усвоения материала. Такой подход позволяет большинству школьников добиваться успехов в учёбе без ущерба для здоровья, не подавляя других интересов и склонностей.
Если ученик достигает уровня обязательной подготовки – это хороший сигнал учебного успеха.
Дифференцированный подход позволяет всем школьникам успешно учиться.
Разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.
Несколько простых советов , которые я использую в своей работе
1.Стараюсь найти в ребёнке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать.
2.Знаю, что ребёнку тогда интересно со мною, когда мне интересно с ним.
3.Даю каждому ребёнку возможность сделать своё маленькое открытие.
4.Если ребёнку тяжело, то помогаю найти такое задание, которое ему по силам.
5.Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учёбе. 6.Не пытаюсь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам.
Положительные аспекты дифференциации я считаю в том , что :
-появляется уровень мотивации учения;
-появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику;
-появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения;
-реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
Разноуровневая дифференциация обучения используется на разных этапах учебного процесса: изучения нового материала; дифференцированной домашней работы; учете знаний на уроке; проведении самостоятельных и контрольных работ; организации работы над ошибками; уроках закрепления изученного материала.
В своей деятельности я стараюсь сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных обучающихся.
Чтобы подготовить и провести урок с учетом индивидуальных способностей, чтобы
работать в системе, приходится тратить очень много времени, но это помогает обеспечить
каждому школьнику базовый уровень подготовки и создать благоприятные условия тем,кто проявляет интерес к обучению.
Большую помощь в подготовке уроков оказывают методические пособия и сборники
дидактических материалов по русскому языку и литературе, кимы, составленные на основе заданий базового и повышенного уровня сложности. Эти материалы позволяют создавать индивидуальные карточки с заданиями для проверки домашнего задания и закрепления изученного материала, дифференцированные самостоятельные и контрольные работы.
Главная задача учителя сегодня - формирование новой системы универсальных
знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной
ответственности учащихся, то есть современных ключевых компетенций. Базовой основой
для формирования у учащихся основных УУД является технология дифференцированного
обучения.
Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация, Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении достижения всеми школьниками базового
уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременное создание условий для развития учащихся, проявляющих индивидуальные способности.
В любом классе присутствуют дети с самыми разнообразными особенностями. Так, например, среди учащихся всегда найдутся любящие уроки русского языка, безразличные к ним и явно неприязненно относящиеся к урокам родного языка, учащиеся с хорошими и слабыми способностями по данному предмету.
Под уровневой дифференциацией понимается обучение учащихся одного и того же класса на трех уровнях обучения: базовом, продвинутом и высоком.
Базовый уровень - определенный программой и учебником, максимум знаний и умений, достижение которого обязательно учащимися всего класса.
Продвинутый уровень - некоторые, выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения (знания) и формирование прочных умений по применению этих знаний в различных ситуациях.
Высокий уровень - дополнительные сведения, углубляющие знания учащихся по теме и формирующие умения решать задачи повышенной сложности.
Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка.
В работе со слабоуспевающими учащимися иногда возникают трудности, так как они порой не верят в свои силы, что порождает у них чувство растерянности и подавленности, что формирует негативное отношение к учебному процессу. Поэтому при подборе заданий необходимо прогнозировать их познавательные трудности, делать акцент на более тесную связь обучения с жизненным опытом, а также поощрять их даже малые достижения.
Дифференциацию использую на разных этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже при объяснении нового материала.
Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения являются следующие принципы: проблемности; исследование изучаемых проблем и явлений; индивидуализация; создание мотивации; взаимообучение.
Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
На уроках русского языка класс делится на 3 группы.( СЛАЙД)
1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, они получают задания повышенной трудности.
2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, следует уделять внимание развитию их способностей, воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах.
3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно.
1. Дифференцированный подход при подборе домашних заданий.
Он позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.
Домашние задания распределяются по группам (по степени сложности). Для группы сильных учащихся часто даются опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме, составить схему-опору, найти в словарях и т.д.)
2. Дифференцированный подход для успешного усвоения нового материала.
Объяснение нового чаще всего проводится для всех одинаково. Чем больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. При подведении итога урока прошу сильного ученика сформулировать правило, после чего слабые должны его повторить.
Новый теоретический материал не даю в готовом виде. Наличие теоретических задач делает обучение проблемным.
3.Дифференцированный подход при закреплении изученного.
Тщательно продумываю задания и их проверку. В этом помогают схемы, тестовые задания и другие.
Сильные учащиеся готовят сообщения об истории изучения данной части речи разными учёными- русистами и пытаются объяснить, с кем из исследователей они согласны и почему.
4. Дифференцированные индивидуальные самостоятельные работы.
В работе широко использую ИНФОРМАЦИОННЫЕ компьютерные технологии. Ребятам предлагаются разные задания по изучаемой теме, выполнять которые они могут, используя компьютерные программы. Сильным ученикам будет предложено пройти тестирование самостоятельно, слабым - с подсказкой справочной службы программы.
5. При анализе контрольных работ считаю эффективным также делить класс на подгруппы, исходя из оценок, полученных учащимися: первая группа - школьники, чьи работы оценены на «4» и «5» (с четвёрками в эту группу входят учащиеся, допустившие минимальное количество ошибок); вторая - на «4» и «3»; третья — учащиеся, не усвоившие материал . Первой группе предлагаю творческие задания (например: написать сочинение по картине, к которому может быть дан план, вопросы, словарный материал и т. п.) Учащимся второй группы также предлагаю работу творческого характера, однако значительное внимание уделяю тренировкам, повторению и закреплению орфограмм. Третья же группа работает под руководством учителя, исправляя свои ошибки, выполняя тренировочные упражнения, направленные на формирование орфографических навыков.
В этом году у меня пятиклассники, которые в начальной школе обучались не по ФГОС. Поэтому передо мной встали такие вопросы: как учить детей в соответствии с новыми требованиями ФГОС, как эффективно сформировать у школьников универсальные учебные действия (УУД); какие выбрать методы, как повысить мотивацию у школьников и качество образования. Следовательно, передо мной стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные, проектные и прочие методы обучения. Проектная методика в свете требований ФГОС позволяет эффективно решать поставленные задачи.
Что же такое проект?Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов. Метод проектов — совокупность учебно- познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Хочу подробнее остановиться на методе проектов. Используя метод проектного обучения, я ставлю цель: развить у учашихся творческие способности, коммуникативные- умение работать самостоятельно и в коллективе, способность сотрудничества (в случае группового проекта), способность грамотно излагать свои мысли, целеполагание, способность мыслить критически. Метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности и овладение учащимися универсальных действий.
Так, например, изучая особенности такого жанра, как басня, несколько групп ребят работало по общей учебной статье, но в разных направлениях: одна из групп готовила мини-проект по теме «История жанра «басня», другая - «Баснописцы». Здесь для ученика доминирующей стороной деятельности будет именно работа с информацией и, соответственно, развиваться и совершенствоваться у него будет в основном именно информационная компетентность.
Изучая особенности жанра сказки, ученики работали над коллективным творческим проектом «Сказки», продуктом данного проекта стал сборник сказок, сочинённых ребятами.Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к урокам литературы
Проводя анализ своей работы по применению дифференциального подхода, можно сделать вывод, что при таком методе работы учащиеся подходят к изучению предмета более осознанно, в результате чего у них появляется заинтересованность и как следствие этого повышение успеваемости. Индивидуальное выполнение учащимися заданий различной сложности является необходимым условием успешной реализации дифференцированного подхода в процессе обучения. Вместе с тем осуществление дифференцированного подхода не означает полного отказа преподавателя от коллективных форм организации учебного процесса.
Таким образом, дифференциация учебной деятельности является важнейшим дидактическим условием, необходимым для того, чтобы все учащиеся овладели знаниями и навыками. Она предполагает учет уровня обучаемости, рациональное использование интеллектуального потенциала учащихся и, следовательно, является одним из основных средств повышения эффективности обучения.
Главная задача педагогического учреждения - научить учиться, а это значит уметь самостоятельно добывать знания в процессе поисковой деятельности, применять полученные знания на практике, решать поставленную задачу творчески, контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения поможет сформировать такая форма организации учебного процесса, как дифференциация. Поэтому считаю, что дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка - это необходимое условие дальнейшего успешного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Одной из важных задач в работе учителя является развитие реальных учебных возможностей учеников в процессе обучения. Для успешного решения ...
«Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка»
Теоретический материал для учителя русского языка и из опыта работы...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"
Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения, требует от каждого образовательного учреждения и от учителя конкретной деятельности, направленной на формир...
Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учёт...
«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»
laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» Александр Пятигорский...
Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла по теме "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"
В настоящее время на уроках в школе все чаще используется дифференциация обучения, так как в классах, как правило, дети разного уровня подготовки, имеющие различные навыки, умения, знания....