ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
учебно-методический материал по теме

Кравченко Лали Гивиновна

      Одной из важных задач в работе  учителя  является развитие  реальных  учебных  возможностей учеников в процессе обучения. Для успешного решения этой задачи,  прежде всего, необходимо выяснить, насколько сформированы у учащихся навыки самоконтроля, уровень критичности мышления; определить тип памяти ребенка. Только  учитывая  эти и другие особенности, можно правильно организовать и осуществлять дифференцированное  обучение, которое  подразумевает индивидуальный подход  в обучении учащихся с учетом  их реальных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsirovannyy_podhod_v_obuchenii.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дифференцированный подход  в обучении

на уроках  русского языка  и литературы

      Одной из важных задач в работе  учителя  является развитие  реальных  учебных  возможностей учеников в процессе обучения. Для успешного решения этой задачи,  прежде всего, необходимо выяснить, насколько сформированы у учащихся навыки самоконтроля, уровень критичности мышления; определить тип памяти ребенка. Только  учитывая  эти и другие особенности, можно правильно организовать и осуществлять дифференцированное  обучение, которое  подразумевает индивидуальный подход  в обучении учащихся с учетом  их реальных способностей. Если дифференцировать задания по объёму и степени сложности,  это  мало что даст  для развития учебных возможностей учащихся. Более эффективна дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику, по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

      Задача учителя – довести средних учеников до уровня сильных, а слабых до уровня средних, обучить их  приёмам  рациональной умственной деятельности. Работу надо организовывать так, чтобы степень помощи учителя уменьшалась, а  степень самостоятельности школьников возрастала. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, заданиях творческого характера. Это позволит им реализовать и развивать учебные возможности. Необходимо учитывать  особенности мыслительной деятельности детей, их умение учиться, уровень подготовленности.

      Уровень зрительной памяти  можно проверить. Как я это делаю? На доске  десять слов. Предлагаю объяснить их правописание, составить с ними словосочетания, разобрать по составу. После этого  учащиеся записывают слова по памяти. Семь- десять слов - уровень развития зрительной памяти. Задания для детей со слабой зрительной памятью могут быть следующими:

 1) Подберите слово с указанными признаками.

   I.Что? Нач. форма…

  II.Неодуш.,нар.,ж. р.,1скл.; ед. ч., вин. п.

  III.Что?---- (школу, книгу, букву)

 2) Запишите морфологический разбор этого существительного  по памяти.

(Далее следует самопроверка)                                                                                                                         3) Проверьте, правильно ли выполнен разбор.

   Играющей (команде)- причастие

I. Команде (какой?)  играющей (признак по действию)

 Н.Ф.- играющий

II.Действ., наст. вр.,несов. в.; д.п., ед.ч.,ж. р.

III.Какой команде? играющей

  Следующее задание могут выполнять все ученики, но можно работу и дифференцировать:

  Задание для детей с низким уровнем способностей:

   запишите морфологический разбор данного причастия по памяти : восходящего (солнца )                                                                                                                                                                                                             Задание для детей со средними способностями:                                                                                                                                                                  сделайте морфологический разбор  данного причастия.                                                                                                                         Задания для детей с высоким  уровнем способностей:

  подберите причастие с данными признаками:

   I. (Какого?)

   II.Страд., прош. вр.,сов. в.,р. п.,ед. ч., м.р.

   III.Какого дома? построенного.

  Можно использовать игру «Кто зоркий»?

 Прочитайте предложение на доске. Найдите орфограммы, спрятанные в нём.

     -Сформулируйте  вопросы и задайте  классу.

    -Запишите определение по памяти и проверьте себя.

Россия- богатая страна с густыми лесами, со степями и широкими реками, с холмами, переходящими в горные цепи.

   Чтобы успешно осуществлять процесс развития зрительной памяти, необходимо изучить с учениками и использовать  в учебной работе памятку «Как развивать зрительную память?»

  1.Открой словарик, выбери слова на любую букву.

  2.Молча смотри на каждое слово несколько секунд.

  3.Закрой книгу, попробуй   записать слова по памяти, соблюдая последовательность.

  4.Через 10 минут после отдыха повтори тренировку, но с другими словами.

  5.Если убедился, что три слова под силу тебе, увеличь объём слов.  Дифференцированный подход  очень полезен в  работе  над орфографическими  ошибками. Начинать эту работу необходимо с изучения  памятки «Как  работать над ошибками?»:

  1.Найди слово с ошибкой, правильно запиши его.

   2. Устно объясни правописание.

   3. Найди проверочное слово, подбери  примеры на это правило( не был, не писал, видишь, обидишь, лесной).

   4.Если слово словарное, подбери однокоренные, составь предложение ,            например, иллюстрация, иллюстрировать.                                                                   Подобное  задание могут выполнять  сильные учащиеся, а  слабым сама показываю на одном – двух  примерах  образец выполнения  работы (лесной – лес).

 В любом  классе   можно условно разделить учащихся по уровню знаний, сформированности умений и навыков, способов познавательной деятельности на три группы: сильные, средние, слабые.  Вместо этого можно выделить две динамические группы:  1 – с оценками «4-5»;  2 – «3».

  В работе со слабыми и средними учащимися можно использовать следующие виды заданий:

  1. Задание по образцу выполнения. Вначале полный подробный образец выполнения:  1) показываю сама  морфологический разбор; 2)  с сокращением операции : существительное , постоянные признаки – 4, непостоянные признаки – 2 (называю);  3) выполнение без образца (ученик сам воспроизводит образец и выполняет задание).

2. Учащиеся выполняют отдельные части задания:                                                                               - определите сложное это предложение или простое ( подсказываю способ определения):

     -  сколько в предложении пар подлежащих и сказуемых;

     -  нет ли  в его составе предложений без подлежащих ( безличное, неопределенно-личное). Для облегчения выделяю подлежащие и сказуемое;                                                   -  определите сложносочиненное или сложноподчиненное это предложение:

   -  посмотрите, зависимы или независимы эти предложения по смыслу;

   -  установите, сочинительными или подчинительными союзами они связаны.                             Для облегчения выделяю союзы.                                                                                               Подобные задания могут выполнять дети со слабыми и средними способностями.

3. В работе с сильными учащимися использую алгоритмы по орфографии  и пунктуации. Кроме этого, поручаю задание с применением схем, таблиц.

Предлагаю детям самостоятельно составить схему или таблицу , т.е. представить материал в определенном порядке ( таблица « Не с разными частями речи). Можно показать путь (расчертить или назвать элементы таблицы), можно предложить самостоятельный выбор. Целесообразно  в  работе с сильными учениками  выбирать проблемно-познавательные задания, помогающие овладевать такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, конкретизация: 1) сравнить правописание –не- с прилагательными и существительными; 2) что общего между прилагательным и причастием, в чем различие?

  Дифференцированные виды работы можно использовать в процессе объяснения нового материала, при формировании умений и навыков, на этапе закрепления , систематизации знаний, при анализе контрольных работ, организации самостоятельной работы и  выполнении домашних заданий.

      Объяснение нового материала.

Если тема сложная, я использую троекратное объяснение: первый раз объясняю всем учащимся. После этого группа сильных учеников переходит к самостоятельному выполнению дополнительных заданий по теме, например: проанализировать параграф, подготовить краткое изложение материала, установить взаимосвязь с изученным ранее ( теоретическое задание) ; подготовить слова для словарного диктанта по теме, в предложенном тексте объяснить все орфограммы и пунктограммы , написать сочинение  - миниатюру с применением изученного материала. А в это время, пока дети работают , я второй раз объясняю средней и сильной группам материал параграфа. После второго объяснения самостоятельные задания получает средняя группа. Здесь работа должна быть направлена на усвоение и закрепление полученных знаний, автоматизацию навыков.  Третье объяснение – это работа со слабыми учениками. Затем все учащиеся работают в парах. В конце урока задания проверяются.

    Вот как эта работа будет выглядеть на практике по теме: « Способы образования имен прилагательных» (6 класс).

  1. Для группы сильных учащихся:

1) прочитайте параграф. Сопоставьте способы образования имен существительных и прилагательных. Составьте таблицу « Способы образования имен существительных и прилагательных». Назовите способы образования , которые можно считать самыми распространенными для каждой части речи (  эти задания дети могут распределить между собой);

2) определите способы образования данных слов: настенный, сельскохозяйственный, осенний, безводный.

2.     Для группы средних учащихся:

          1) прочитайте параграф . Составьте план ответа или таблицу по памяти «Способы образования имен прилагательных». Иллюстрируйте свой ответ примерами;

          2) образуйте имена прилагательные, обозначьте их состав:

               -  при помощи приставки ( мятежный, водный, грамотный);

               -  при помощи суффикса ( машина, осень, журавль);    

               -  при помощи приставки и суффикса ( море – за – ск - ; размер – без – н - ;

                   шефы – под – н - ).

              -    сложением основ ( русский и английский; черные глаза; лес пилить;    

3.   Для группы  учащихся со слабыми способностями:

           1) прочитайте параграф, перескажите его, иллюстрируя примерами;

           2)  назовите, каким способом образованы слова :

                 -  при помощи приставки. Обозначьте ее ( предобрый, презабавный, безводный);

               -  при помощи суффикса. Обозначьте его ( осенний, матросский, талантливый);

              -  при помощи приставки и суффикса. Обозначьте их ( сотрудник, заморский, прибрежный);

             -  из двух основ. Обозначьте их ( железнодорожный, плодово-ягодный, угледобывающий).

     При такой дифференциации соблюдаются две стороны: психологическая (субъективная) – учет уровня подготовленности, способности, умения работать) и логическая (объективная) – знания, умения, навыки, которые мы должны формировать, совершенствовать.

    Целесообразно использовать дифференцированный подход на этапе формирования, умения и навыков. Например, при изучении темы: «-Не- с именем существительным» на данном этапе можно использовать такие виды работы:                  1 .  Для группы сильных учащихся.  

  1. Сгруппируйте слова соответственно правилам: ( не) приятель, ( не) нависть, ( не ) воля, ( не ) брежность, ( не ) правда,  ( не ) взгоды,  (не ) друг,  а враг, ( не ) счастье,  а горе.
  2. Подберите к словам синонимы и запишите их .
  3. Составьте два предложения с любым из этих слов.
  1. Для группы средних учащихся.
  1. Выпишите из упражнения  (216) имена существительные, к которым можно подобрать синонимы.
  2. Составьте предложение с любым из слов.
  1. Для группы слабых учащихся.
  1. Выпишите из упражнения (216) существительные, которые не употребляются без – не- .
  2. Составьте предложение с любым из слов.                                                                                   На этапе  закрепления и систематизации изученного также можно использовать индивидуальный подход, например, по теме: « Не с разными частями речи» ( 7 класс).
  1. Для группы сильных учащихся.
  1. Составьте и запишите 3-4 предложения на тему: « Охраняйте природу», используйте по возможности правописание –не-  с существительными, прилагательными, наречиями, глаголами (например, не сломает, неправильно,  небрежный).
  2. Подготовьте материал для словарного диктанта «-Не- с именами существительными, прилагательными, наречиями, глаголами».
  1. Для группы средних учащихся.

Работа с алгоритмом. 1) Запишите слова из данных предложений в соответствующую колонку ( «Раздельно», «Слитно»), соблюдая такую последовательность: имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол (текст дается без заключения –не- в скобки).

  1. Составьте два предложения с данными словами (слова подбирать с учетом ошибок, которые чаще допускают ученики).

3.  Для группы слабых учащихся.

          1) Запишите данные слова в колонку « Раздельно», «Слитно». Вначале выписать имена существительные, затем прилагательные, наречия, глаголы (без заключения  –не – в скобки).

         2)  Составьте два предложения с данными словами.

    При систематизации изученного по теме «Односоставные предложения задания могут быть следующими:                                                                                                               1. Для группы сильных учащихся.

       Подберите текст и перестройте его так, чтобы он содержал двусоставные и односоставные предложения всех типов в составе сложного.

2.  Для группы средних учащихся.  

    Составьте текст так, чтобы он содержал двусоставные и односоставные предложения всех типов в составе сложного.

3.  Для группы слабых учащихся.                                                                                                                                                                                                                                                                                      

     Подберите или составьте ( по желанию) отдельные предложения так, чтобы сложное предложение содержало в себе односоставные любого типа.

      Задание может носить творческий характер.

    Докажите, что односоставные предложения являются средством художественной выразительности на данных стихотворениях, прочитав и проанализировав их :

     А.Фет «Чудная картина, как ты мне мила…», «Это утро, радость эта», «Шепот, робкое дыханье»; К.Бальмонт «Меж подводных стеблей», Б.Пастернак «Зимняя ночь», «Не поправить дня»;

    Дифференцировать задания необходимо и при анализе контрольных работ.

      1 группа – «5» и «4»

      2 группа – «4» и «3»

      3 группа – «2»

- Первой группе учащихся предлагаются творческие задания : сочинения по картине (можно дать определенный план, вопросы, словарный материал), кроссворды, алгоритмы.

- Второй  группе  учащихся предлагаю творческие работы, деформированные тексты с нужными орфограммами, упражнения, осложненные грамматическими заданиями.

- Учащиеся третьей группы работают в это время под руководством учителя, исправляя ошибки, выполняя упражнения, составляя диктанты по образцу учителя.

 Выполнение работ необходимо проверять.

     Домашнее задание тоже даю дифференцированно (причем по желанию учащихся): выполнение упражнений, составление схем, таблиц, составление плана параграфа, подбор примеров по теме из художественной литературы, сочинения- миниатюры с использованием материала темы.

Тема: «Род имен существительных» (5класс)

-Задание для группы сильных учащихся.

  Составьте словосочетание прилагательное + существительное со словами: толь, тюль, шампунь, туфля, фланель, вестибюль (пользуйтесь орфографическим  словарем).

-Для группы средних учащихся.

Составьте предложения:

    мышь (пробежать, маленький);

    рельс ( погнуть, стальной);

    впечатление ( остаться, незабываемый).

- Для группы слабых учащихся.

  Выполнить упражнение по образцу.

    Серая мышь (ж.р.).                                                                                                                                                           Мышь пищала (ж.р.)

Тема: «Три склонения имен существительных».

- Для группы сильных учащихся.

  Напишите записку другу с просьбой зайти за вами, чтобы вместе пойти на каток, в библиотеку…. Используйте существительные всех трех склонений. Склонения обозначьте.

-  Для группы средних учащихся.

   Вместо цифр запишите существительные нужных склонений: 3,2,1;  1,3,2;  1,2,2 . Используйте словарные слова.

-  Для группы слабых учащихся.

Проверьте, правильно ли записаны слова по столбикам.

  1скл.                                    2 скл.                                          3 скл.

зима                                       поход                                         корабль  

газета                                    дождь                                         смерть

даль                                       вещь                                           жизнь

яркая?                                  осень                                          январь  

     На уроке контроля знаний предлагаю  задания по выбору учащихся в соответствии со способностями .    

  - Первое задание. Из предложенных слов выберите и запишите парами синонимы, антонимы, омонимы:  печальный, влажный, сердитый, сырой, ленивый, грустный, работа, мокрый, труд, бокс (стрижка), трудолюбивый , бокс (спортигра).

   - Второе задание. Что обозначают омонимы: месяц-месяц; овсянка-овсянка ?  

    -Третье задание. Составьте и запишите предложения так, чтобы слова  плачет, золотой, каменный были употреблены в прямом , а потом в переносном значении (каменный дом – каменное сердце).

    -Первое задание. Выпишите только профессиональные слова : кафтан, октава, нота, аккорд, барабан, кровать, дерево.

    -Второе задание. Приведите примеры заимствованных слов (5-6) .

    -Третье задание. Докажите, что слова  лапти, ботфорты, фунт – устаревшие.

    - Первое задание. Что такое неологизмы?

    - Когда профессиональные слова становятся общеупотребительными?

    - Третье задание Какие слова старше по возрасту: космонавт, целинный, пионер, субботник, колхоз?

    -Задание первое. Замените фразеологические обороты словами- синонимами: в час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, повесить нос. Слова для справок: лгать, близко, медленно, грустить.

    Задание второе. Заменить слова близкими по смыслу фразеологическими оборотами: бездельничать, плохо, много грустить или подберите несколько фразеологизмов с общим для них словом6 нос, язык, глаз.

    Задания, различные по степени сложности, помогают всем учащимся справиться. В работе можно сочетать индивидуальную, групповую и коллективную формы, также позволяющие более успешно осуществлять процесс обучения.

    Так, при  изучении любой темы в начале урока можно предложить для повторения изученного работу в парах по заданию. Выпишите(из любого текста, подготовленного учителем,) слова с выделенными орфограммами. Проведите необходимый орфографический разбор. Подготовьтесь к объяснению орфограмм. Определите пропущенные буквы, не вставляя их.

 Как работать в паре с текстом?

  -Самостоятельное выполнение.

  -Списывание друг у друга (если  трудно самому. Это полезно, т.к. включается непроизвольное запоминание).

  -работать вместе, помогая друг другу.

 На этапе закрепления изученного, например, по теме: «Одна и две буквы –н- в суффиксах прилагательных» можно также предлагать работу и индивидуальную, и в парах, и коллективную:

  Работа в парах или группах.

    -Из одного и того же упражнения( по усмотрению учителя) каждый ученик работает с несколькими словами по данной теме. После этого организуется взаимопроверка или коллективная проверка (один по слогам читает, все в группе проверяют). К основному заданию можно дать дополнительное: сформулируйте правило правописания суффикса –ин - в прилагательных.

  - Образуйте однокоренные прилагательные от существительных:

           Первый ученик.                               Второй ученик.                  

               Нефть                                                Трава

               дрова                                                  лёд

              слюда                                                  земля

                лён                                                       вода

              соль                                                     смола

Слова для взаимопроверки: травяной, земляной, смоляной, слюдяной, льняной, соляной.

   На уроках развития речи далеко не все дети справляются с заданием, поэтому ученикам со слабыми способностями предлагаю дома поработать над текстом предстоящего изложения по учебнику. На уроке, когда сильные и средние по способностям дети работают самостоятельно, со слабыми прорабатываю дополнительно содержание текста: задаю вопросы по тексту, ребята пересказывают его, объясняют правописание некоторых орфограмм. Если же это сочинение, показываю образец вступительной части сочинения или готовый план, или опорные фразы ( в методических пособиях часто предлагаются варианты планов к сочинениям).

  В работе с сильными учащимися можно увеличивать объём работы не за счёт количества записанных слов, предложений, а за счёт дополнительных заданий по фонетике, лексике, морфологии, творческие, комплексные.

 Так, при изучении темы: «Обособленные члены предложения» средней и слабой группам предлагается переписать упражнения из учебника и расставить знаки препинания. А сильным ученикам даются различные дополнительные задания: чем выражено определяемое слово и обособленное определение; начертить графическую схему, показать, как превратить обособленное определение в необособленное. Можно дать задания повышенной трудности:

   1.Самостоятельный подбор учащимися материала, подобного упражнению учебника. Например, если предлагается в упражнении в данных пословицах изменить лицо глагола (для всех детей) , то сильные ученики должны выполнить это задание на пословицах, подобранных самостоятельно. Если всем предлагается вставить в указанных словах пропущенные орфограммы, то ученики более высокого уровня подготовки должны сами подобрать слова с аналогичными  орфограммами и обозначить их.

    2. Задания, ориентирующие на поиски разных вариантов выполнения задания.      

       Сколько вариантов группировки слов вы можете предложить? Укажите, что лежит в основе группировки: сторож, мышь, течь, молодежь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош.

       Варианты ответов: 1) наличие и отсутствие мягкого знака; 2) тип склонения; 3) род; 4) падеж; 5) собственное – нарицательное; 6) одушевленное – неодушевленное; 7) с предлогом – без предлога; 8) форма ед. и множ.числа – только ед. числа и другие.

          В процессе работы над обособленными членами предложения сильным ученикам можно предложить задание на подбор грамматических синонимов.

Как можно сказать иначе, не изменяя содержания высказывания:

    Мальчик испугался грозы и заплакал.

- Мальчик, испугавшись грозы, заплакал.

- Испугавшись грозы, мальчик заплакал.

- Испугавшийся грозы мальчик заплакал.

- Мальчик, испугавшийся грозы, заплакал.

- Мальчик, который испугался грозы, заплакал.

- Мальчик заплакал, потому что испугался грозы.

  3. Задания на сопоставление и сравнение.

     Поставить глаголы в форму настоящего времени. Эту работу выполняет весь класс.

     Задание для сильной группы: определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении вида и времени глагола: наст. время – несов.вид; буд. , прош. время – сов. вид.

 4. Задания исследовательского характера.                                                                                                                                            

       Сформулировать  собственное умозаключение на основе собранного материала:  - Модальные частицы в баснях Крылова «(«Осел и соловей», «Ворона и Лисица»).

  Использование неодушевленных имен существительных в значении одушевленных на страницах поэтических сборников.

   Подобные задания воспитывают интерес к предмету, осуществляют межпредметные связи , наблюдение над функцией изученных средств языка речи, показывает изобразительно – выразительные возможности.

  5. Задания, формирующие навыки самостоятельного добывания знаний.  

      1). За рекой виднелись таинственные мерцающие огоньки (прилагательное – причастие).                                                                      

     По желанию учащихся можно дать задание опережающего характера: найти сведения о причастии и рассказать о нем (указываю, где искать). На последующих уроках необходимо использовать этот термин.

2)Работа со словарями :

-Вы корректор журнала «Юный натуралист». Подготовьте для набора научную статью, проверив текст и исправив допущенные при печатании ошибки. Используйте для проверки словарь и справочники.

-Готовитесь к докладу. Вызывают сомнение произношение слов: средства, договор, квартал, феномен( пользуясь словарем, расставьте ударение).

6. Ситуативно – творческие задания.

    1) Дается текст. Лето. Ярко светит солнце. Иду по лесу. Шумят сосны. Лепечут березы. Запах дыма. Кто-то оставил горящий костер. Начался лесной пожар.

   Задание. Опишите ваши чувства, действия, используя вводные слова.

   2) Представьте себе, что это не две девочки, а вы сидите на перевернутой лодке(картина О.Д. Яновской «Ждут» ) и смотрите в бескрайнюю даль моря. Опишите, что вы видите там, используя наречия и деепричастия.  

7.  Задание на расширение кругозора.

    Вводятся ежеурочно этимологические пятиминутки: « Знаете ли вы …» ; « В гостях у фразеологизмов» ; « В мире слов». По желанию ребята готовят сообщения на тему: « Что в имени тебе моем ? » и выступают с ними на уроках. Также по желанию дети составляют таблицы , схемы, по различным темам, алгоритмы, карточки индивидуальных заданий. Использую в работе перфокарты, опорные сигналы, иллюстрации по развитию речи, немые диктанты, словари, стихотворения о знаках препинания, кроссворды.

  На уроках, особенно в пятом классе, уместно применять игры. После изучения темы: «Имя прилагательное» использую игру  «Сбор букета весенних цветов» : составить диктант из 8-10 словосочетаний прилагательное + существительное в разных падежах; существительные должны обозначать названия весенних цветов. Доказать правильность записи безударных окончаний прилагательных. (Работа продолжается в течение пяти минут). Это задание выполняют сильные и средние по способностям ученики.  Детям со слабыми способностями  сама называю существительные: фиалки, лютики, ландыш, сирень, мать-и- мачеха, перелески. Дети составляют диктант. Каждая группа – свой букет. Затем провожу опрос по заданию «Защита букета» ( поочередно каждого ученика). По окончании выставляю оценки.

      На следующем уроке можно провести развитие речи на тему : «Описание любимого цветка» (раздаю открытки с изображением цветов). Можно провести конкурс сочинений на тему: «Летние радости», «Что в имени тебе моем», конкурс на оформление конвертов с письмами.

     

 Индивидуальный подход в обучении  целесообразно использовать и на литературы. Так, при изучении нового материала в  лекции или в беседе я использую индивидуальные задания учащихся, выполненные дома. Это могут быть отдельные вопросы для ребят со слабыми способностями, по желанию выступления с докладами, содержание которых они составляют из дополнительных источников( биографии писателей и поэтов, сведения из истории создания произведения),для средних- заучивание стихотворений или отрывков из прозы и чтение наизусть. Детям со средними  способностями можно предложить составление тезисного плана к изучаемому  разделу учебника. На вводных или заключительных уроках по какой-либо теме сильные ученики составляют афиши к произведениям, сценарии вечеров по творчеству писателей, оформляют предметные стенгазеты для читательских конференций( подобные задания могут выполняться как дома, так и в классе).

   На уроках  закрепления и усвоения материала дифференцированно использую работу с опорными сигналами, схемами. Сильным учащимся предлагаю, опираясь на изученный материал, построить схему по своему представлению и пониманию текста. Ученики со средними  способностями должны прокомментировать ( « прочитать» ) составленную учителем или сильным учеником схему, опираясь на изученный материал. Слабым учащимся предлагаю воспроизвести по памяти схему и комментарий к ней, предложенные заранее учителем в качестве домашней работы.      

  Такие задания помогают сохранить эмоционально- личностное восприятие художественного текста. На этом же этапе желающим ученикам предлагается   такой  вид творческой деятельности, как оформление поэтических тетрадей, информационных  проектов. В процессе изучения творчества какого-либо писателя или поэта ребята работают с дополнительными источниками, накапливая материал по теме, затем оформляют и защищают проекты и получают оценку.

    На уроках усвоения знаний при изучении любого произведения полезно использовать работу в парах или группах. Так, при  изучении пьесы А. Н. Островского « Гроза» цель учебных заданий – освоение  художественного текста.                  

К распределению заданий в парах  подхожу с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

    Первая пара( это могут быть сильный и слабый или два средних ученика):

-Прочитайте текст( д.2, явл.4).

-Проанализируйте, как ведут себя Катерина, Тихон. Каково ваше отношение к ним?

   Вторая пара (дети со средними способностями):

-Прочитайте текст( д.2, явл.4). Охарактеризуйте поведение Катерины. Какой мы видим её в данной сцене? Какие чувства переживает она?

   Третья пара ( сильные ученики):

-прочитайте текст (д.4, явл. 5-6). Проанализируйте поведение Катерины, Тихона, Кабановой, Варвары. В чём заключается смысл их реплик? Что скрывается за словами персонажей? Что помогают нам понять и узнать о героях пьесы их реплики?

    Четвёртая пара( ребята со слабыми способностями):

-прочитайте текст(д.5, явл.2,3,4).какова Катерина в этих эпизодах в вашем представлении? Как вы оцениваете её поступок? Сопереживаете ли вы ей?

 Задания в каждой паре ребята тоже могут распределять между собой по своему усмотрению.

  В указанных выше сценах отражены самые сложные моменты в жизни главной героини пьесы, поэтому с помощью таких  заданий сосредоточиваю внимание ребят на образе Катерины, помогая понять остроту её внутреннего конфликта. Каждый из учащихся в паре или группе выступает с кратким сообщением по заданию, излагает своё понимание сцен, оценивает поведение персонажей. После этого идёт анализ текста, обмен мнениями, вырабатывается общая точка зрения.                                   На  этапе закрепления для проведения, например, семинаров сильные ученики готовят свои выступления самостоятельно ( индивидуально, в парах, в группах), а слабым предлагаю воспроизвести  по памяти готовые доклады.                                                                                                                         Для проверки знаний, умений, навыков можно использовать тесты, кроссворды, сочинения, рефераты. Здесь уместны различные формы работы: индивидуальная, в парах, коллективная. Но в любом случае главное-это дифференцированное распределение рабочего материала с учётом индивидуальных возможностей и желания учеников.

  Как индивидуальную, использую работу с литературоведческими терминами по энциклопедическому словарю. Данный вид работы можно использовать для проверки знаний: показываю карточку c литературным термином, а ребята молча записывают его значение. Работа обязательно должна быть проверена. Можно с целью проверки знаний предложить игру « Сдаём экзамены». Каждый из учеников (слабые до урока, средние и сильные на уроке)тянет одну карточку с литературным термином и письменно или устно даёт на неё ответ. Такую работу можно проводить в начале или в конце урока.

       Дифференцированный  подход к учащимся позволяет каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах, способствует повышению интереса к учебе, формирует положительные мотивы учения, а значит, повышает качество знаний, умений и навыков учащихся.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе ому языку

Данная презентация поможет учителю организовать работу на уроках с учениками разного уровня подготовленности....

"Индивидуальный план обучения учащегося старшего школьного возраста, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучения"

Данный индивидуальный план обучения учащегося старшего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящего на индивидуально-дифференцированной форме обучения, проживающего в усло...

"Индивидуальный план обучения учащегося младшего школьного возраста, с выраженной степенью умтственной отсталости, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучения"

Данный индивидуальный план составлен для обучения учащегося младшего школьного возраста с выраженной степенью умственной отсталости, находящегося  на индивидуально-дифференцированной форме обучен...

Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе как средство выявления и развития творческих способностей учащихся.

Рациональная организация учебной деятельности, нацеленная на достижение высоких результатов, а главное, на развитие способностей каждого ребенка, предполагает дифферецированный подход в обучении. Это...

Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения русскому языку и литературе

Стаья на примере отдельных уроков  описывает возможное использование технологии дифференцированного подхода при обучении русскому языку...

Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе (из опыта работы)

Исходя из 34 лет опыта педагогической работы в обучении учащихся русскому языку и литературе считаю, что индивидуальным подходом  в работе мы занимаемся, не задумываясь, и постоянно. Как не...