Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка
статья на тему

Белоконева Любовь Анатольевна

 

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей, так как каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Только зная эти познавательные особенности, интересы, уровень подготовки, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями, навыками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsirovannyy_podhod_.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка»

(сообщает Белоконева Л.А., учитель русского языка и литературы

ФГКОУ СОШ №2 г. Кант)

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей, так как каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Только зная эти познавательные особенности, интересы, уровень подготовки, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями, навыками.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части обучающихся, для других он слишком быстрый, для третьих - излишне затруднительный. Ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке обучающихся. Уровень требований для большинства из них стал просто непостижимым. Как следствие – пропал интерес к учёбе и уверенность в себе. Опыт работы показал, что поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Перед современной школой стоит ряд вопросов о том, как сделать процесс обучения доступным, интересным для каждого обучающегося, как дать любому ребёнку возможность почувствовать себя в ситуации успеха; как не только передать определённые знания, но и воспитать  у школьника потребность в самообразовании; как преодолеть перегрузки обучающихся, как создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка в условиях классно-урочной системы обучения.

Решить эти вопросы может реализация  дифференцированного подхода в обучении, поскольку дифференцированное обучение направлено на индивидуализацию процесса обучения, развитие интересов и способностей каждого обучающегося с психолого-педагогической точки зрения, с практической точки зрения – на обучение ребёнка принимать решения, развитие навыков общения и сотрудничества, укрепление умения учиться, самостоятельно добывать необходимые знания.

Дифференцированный подход в обучении является залогом предоставления каждому обучающемуся равно высокого шанса достичь высот культуры, залогом максимального развития детей с самыми разными способностями и направлениями интересов.

Проблема дифференциации обучения находится в центре внимания педагогических коллективов, с её решением связываются обновление и дальнейшее развитие школы, преодоление устаревших методов обучения и воспитания, развития индивидуальности детей.

  1. Теоретические аспекты дифференцированного обучения школьников
  1.  Понятие о дифференцированном обучени

Понятие «Дифференцированное обучение» в переводе с латинского «different» означает разделение, разложение целого на части, формы, ступени. Дифференцированное обучение создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.[1]

        Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, то есть на уровне его возможностей и способностей.

        Основная задача: увидеть индивидуальность обучающегося и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

        Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную (все обучающиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из групп получает задание), индивидуальную (отдельные обучающиеся получают персональный вариант задания).

        Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении. Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности.

        Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:

- выявление отставаний;

- ликвидацию этих пробелов;

- устранение причин неуспеваемости;

- формирование интереса и мотивации к учёбе;

- дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика.

        Дифференциация учебной работы направлена на «открытость» процесса обучения: предоставление возможности выбора заданий, способов его выполнения, индивидуального стиля учения.

        Дифференциация обладает дополнительными возможностями вызывать у обучающихся положительные эмоции, благоприятно влиять на учебную мотивацию, на отношение к учебной работе.

        Дифференциация позволяет избежать слишком трудной или слишком лёгкой работы, включает обучающихся в работу по способностям. Слишком лёгкая приводит к отчуждению от умственного труда и к лени; при слишком трудной работе задания остаются невыполнимыми, и обучаемый вообще отказывается их выполнять.

        Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Между учителем и коллективом класса должны существовать доверительные отношения, атмосфера сотрудничества.
  2. Постоянное внимание должно уделяться совместной работе всех вариантов, необходимо подчёркивать роль каждого варианта в решении общей познавательной задачи.
  3. Учитель обязан замечать любое продвижение (даже самое небольшое) в интеллектуальном развитии обучающихся, своевременно переводить их из одной группы в другую.
  4. Обучающиеся должны участвовать в разнообразной внеклассной работе, способствующей их самоутверждению, помогающей им проявить себя в различных сферах деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Одной из важных задач в работе  учителя  является развитие  реальных  учебных  возможностей учеников в процессе обучения. Для успешного решения ...

«Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка»

Теоретический материал для учителя русского языка  и из опыта работы...

Статья по теме: "Реализация дифференцированного подхода к обучению на уроках английского языка." (из опыта работы)

Статья содержит определение дифференцированного подхода, задачи, основные формы и приёмы....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"

Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения, требует от каждого образовательного учреждения и от учителя конкретной деятельности, направленной на формир...

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла по теме "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"

В настоящее время на уроках в школе все чаще используется дифференциация обучения, так как в классах, как правило, дети разного уровня подготовки, имеющие различные навыки, умения, знания....

Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка

Учитель может делать задачи легкими, применяя дифференцированный подход к органицации учебного процесса...