Выступление на МО «Улучшение работы с одаренными детьми – одно из основных требований ФГОС»
статья

Ядревская Ирина Александровна

 

Одарённые дети представляют собой особую группу обучающихся и требуют не фронтального,

 

а индивидуального    обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo2.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Выступление на МО учителей предметов гумантарного цикла.

Тема: «Улучшение работы с одаренными детьми – одно из основных требований ФГОС»

        В современную эпоху условием успешной социализации личности становятся такие качества личности как инициативность, ответственность, способность к нешаблонным поступкам – творческий подход к жизни и деятельности.
Традиционная система образования не способствует поиску, поддержке, развитию одарённости в широком смысле этого слова. Преодоление этого противоречия невозможно без поиска новых форм и методов работы с одарёнными детьми. Данное обстоятельство приводит к осознанию необходимости выстраивания особой системы по работе с одарёнными детьми. Данная проблема настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
        Одаренность (талант) — это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
        Одаренный (талантливый) ребенок, подросток, молодой человек выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности (таланта) определяется сложным комплексом природных задатков и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, творческой, трудовой). В связи с этим особое значение для проявления и развития способностей имеют условия для собственной активности одаренных (талантливых) детей и молодежи.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.
        Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых детей посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора таких детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск талантов в условиях общеобразовательной школы. Диагностика дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу с одаренным ребенком.
        Одарённые дети представляют собой особую группу обучающихся и требуют не фронтального, а индивидуального обучения. Поэтому в настоящее время обозначается важная проблема – организация работы с одаренными детьми на основе индивидуальных образовательных программ. Особая сложность в проектировании индивидуальных образовательных программ для одарённых обучающихся состоит в том, что нет единого подхода к структуре индивидуальной образовательной программы для одаренных обучающихся и к отбору содержания для данных программ.Специальные исследования и практика образования свидетельствуют, что при разработке содержания обучения одаренных детей изменения одних лишь качественных параметров учебной деятельности не достаточно. Попытки сокращения сроков обучения за счет ускоренного прохождения традиционных программ или большей насыщенности последних информацией оказались неэффективными. Необходимо сочетать эти меры с качественным изменением содержания, форм организации и методов обучения одаренных детей.
Кроме того, можно выделить такие проблемы в организации работы с одарёнными детьми как: отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии; ункционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся; ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.
        На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.
        К урочной относятся следующие виды деятельности:
проблемно-развивающее обучение;
проектно-исследовательская деятельность;
игровые технологии (деловые игры и путешествия);
информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);
творческие и нестандартные задания.
        К внеурочной деятельности относятся:
факультативы;
предметные недели;
театрализованные праздники;
творческие мастерские;
олимпиады и конкурсы по предметам;
научно-практические конференции;
сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
        В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
        Все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.
        Кроме того, для успешной работы с одаренными детьми необходимо:
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
        Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми;
        Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
        Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Именно поэтому, для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей, разрабатываются индивидуальные учебные планы. ФГОС смещают акценты с доминирующей роли учителя и фронтальной работы со всем классом в сторону индивидуальной деятельности ученика, на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения.
Индивидуализация – организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению. На основании данного определения можно отметить, что индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
        К особенностям обучающихся, которые в первую очередь учитываются при индивидуализации учебной работы, относятся:
обучаемость, т.е. общие умственные способности, а также специальные способности; – учебные умения;
обученность, которая состоит, как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков;
познавательные интересы.
        Учитывая выше обозначенные обстоятельства, к целям индивидуализации обучения в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования можно
отнести следующие:
средствами индивидуализации усовершенствовать знания, умения и навыки обучающихся;
расширять и углублять знания обучающихся, исходя из их интересов и специальных способностей;
формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учиться;
воспитание личности в широком значении этого понятия;
создание предпосылок для развития интересов и способностей ребенка;
обеспечение учета познавательных интересов обучающихся и побуждение новых;
повышение учебной мотивации;
обеспечение правильного выбора обучающимися профессии и подготовка обучающихся к деятельности по избранной профессии.
        Индивидуальная образовательная программа предусматривает учёт видов образовательной деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т.п. В индивидуальной образовательной программе обучающегося, во-первых, реализуется способ индивидуального освоения существующей учебной программы, а во-вторых, на основе индивидуальной учебной программы изучается дополнительное содержание.
Индивидуальная образовательная программа определяет:
цели и ценности индивидуальной образовательной программы;
адресность индивидуальной образовательной программы;
учебный план образовательного учреждения или организации, содержащий обязательную часть и часть формируемую участниками образовательного процесса;
характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану;
описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации индивидуальной образовательной программы, процедуры выбора и изменения индивидуальной образовательной программы;
систему форм аттестации, контроля и учёта достижений обучающихся.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку необходимо осуществлять, опираясь на знание индивидуальных особенностей каждого ученика в работе с материалом.
        Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно, сделать на уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Улучшение работы с одаренными детьми одно из основных требований ФГОС»

Выступление раскрывет понятие одаренность (талант) и подчеркивает необходимость выявления талантливых детей, определения принцыпов и организации работы в рамках индивидуально-образовательных программ ...

Отчет по теме самообразования «Формирование УУД по биологии как одно из основных требований ФГОС нового поколения»

Отчет по теме самообразования «Формирование УУД по биологии как одно из основных требований ФГОС нового поколения»...

Протокол № 5 от 28.03.2017г. Семинар воспитателей "Работа с одаренными детьми в соответствии с требованиями ФГОС"

Данный документ подтвердает выступление на семинаре воспитателей "Работа с одаренными детьми в соответствии с требованиями ФГОС" с темой  «Одаренному ребенку – талантливый п...